Re: Навстречу ветру. Принимаю заявки на новые книги (с. 101)
Многие сейчас подводят итоги уходящего года. Я делать подобное не люблю, но поскольку 2012 год для меня выдался очень книгоиздательским, а я в своей время обещала рассказать историю 2-го издания книги "Масти лошадей", не буду оставлять это на следующий год.
История второго издания книги о мастях
На три вещи никогда нельзя никого подбивать: на измену Родине, на свадебно-разводные дела и на издание книг.
Я не собиралась выпускать второе издание через год после первого. Здесь я изначально ориентировалась на Споненберга, так как это единственный известный мне автор, чьи книги о генетике мастей выдержали несколько изданий. Они выходили со следующими интервалами: 1996 - 2003 - 2009, т.е. через 7, затем через 6 лет. Выпускать такие книги чаще нет смысла: как правило, мировая наука не успевает за более короткий период накопить достаточно нового материала, чтобы читателю, у которого уже есть одно издание, было бы целесообразно покупать следующее. Так я и рассуждала, но на деле все вышло иначе.
- Какая хорошая книга - толстая, красивая... У нее большой коммерческий потенциал! - говорили те, кто ее видел. - Ее будут покупать все!
- Почему такой маленький тираж? Почему не всем хватило? Интересующихся темой у нас очень много..., - говорили другие.
- Тебе надо предложить свою книгу в издательство, - прямо посоветовал друг семьи. - Они за нее совершенно точно ухватятся. Положить стопку на лестнице в Библио-глобусе - вмиг разберут.
Последний такой разговор был летом 2011 года, а в сентябре я сразу взялась за дело. Почему бы и нет? Не всю же жизнь издавать книги за свой счет, надо и по-другому попробовать. Составила деловое письмо, приложила к нему параметры книги, фотографии обложки, страниц и глянцевой вклейки и разослала по московским издательствам. Ориентировалась прежде всего на те, которые издавали в прошлом конные книги (как глянцевые "энциклопедии", так и кое-что посерьезнее), а потом и в те, которые вообще выпускали книги в твердом переплете со вклейками.
Через два-три дня (необходимые для проведения расчетов, как я догадалась уже потом) приходили отказы, примерно одинаковые по содержанию: мы не можем принять вашу книгу к изданию, т.к. печатать ее очень дорого, расходиться будет долго, следовательно, нам невыгодно.
Меня это сильно озадачило. Сколько стоит печать книги такого качества, я знаю. Какой будет себестоимость экземпляра при тираже хотя бы в 500, а не 300, как у меня, я тоже себе представляю. Какой будет розничная цена книги при таком тираже, тоже можно прикинуть - вполне доступной для среднего класса. Возникал лишь вопрос: за какой срок издательство хочет распродать такой тираж? И в какие сроки расходятся подобные тиражи других книг? реально, а не в теории? Ответов на эти вопросы тогда не было.
Но вот пришло совсем другое письмо: мы заинтересовались вашим предложением, нужно встретиться. Я обрадовалась и с легким сердцем пошла в редакцию. Располагалась она в районе Фрунзенской набережной, в одном из больших сталинских домов. Вступив в его двор, я впервые ощутила суженность своего поля зрения: дом расходился в стороны от меня, и рассмотреть его можно было только по частям. Никаких украшений у него не было, фасад давно не чистили, и в целом дом мог показаться невзрачным - но тот, кто хоть что-то понимал в архитектуре, сразу ахнул бы.
В редакции меня встретил пожилой интеллигентный мужчина, правнук основателя издательства (фото прилагалось). В комнатах было темно. Каждая плитка, оказывавшаяся у меня под ногами, давно отклеилась и шаталась. Издатель сразу сказал, что ничего не издает за свой счет и что берет себе еще 15% от стоимости печати - за организационные услуги и распространение.
- Хотя в последнее время спрос на книги сильно упал, тиражи лежат годами. Вы не особенно-то рассчитывайте, что ваш тираж разойдется хотя бы за два года.
Я сказала, что первое издание разошлось за 2 месяца и что у меня уже сейчас есть список потенциальный покупателей - у него это не вызвало энтузиазма.
- Ну, сливки-то вы сняли своим первым изданием, рынок насытили.
В тот раз я оставила ему экземпляр - узнать стоимость в типографии, хотя уже тогда я понимала, что с этим издательством сотрудничать не буду. Где-то через месяц я его забрала.
Под самый конец состоялись переговоры с крупным и известным издательством зоотехнической и ветеринарной литературы. Они не сказали "нет", а спросили о моих условиях. Процент с продаж, ответила я. Какой? А какой можете предложить?
Они предложили 6%. Нет, мне это не подходит. Слишком мало, говорю. Обещали подумать.
Через пару дней звонок на мобильный:
- Здравствуйте, это издательство. Мы подумали и можем предложить вам 11% с продаж!
Голос говорившего был очень бодрым и, как сейчас любят говорить, позитивным. Он ничуть не сомневался, что я соглашусь. Но я не сказала "да", а пообещала подумать. В голосе собеседника, когда он прощался, позитива уже не было.
Вот история о том, как я пыталась издать книгу о мастях через издательство. Я бы согласилась на предложенные мне проценты, если бы сдавала файл, набранный в Word. Но книга в форме готового макета, с изрядным количеством иллюстраций и неплохо разрекламированная в целевой аудитории стоит большего. Тем более что я могу издавать книги сама. Опять же, к тому моменту у меня уже накопилась новая информация, которую я не могла не внести в книгу. Внесение изменений в макет мне обошлось бы дороже, чем максимальная прибыль, предложенная последним издательством. Теперь уже я скажу: мне это крайне невыгодно.
Тогда я и сделала объявление: если к определенному сроку наберется хотя бы 100 заявок, в ближайшее время второму изданию быть. К указанному сроку заявок набралось около 160-ти.
Мораль всей этой истории невеселая. Если ты написал книгу, никому из издателей ее издание не будет нужно. Из этого и следует исходить. В чем-то издатели правы в своих прогнозах, в чем-то недооценивают потенциал твоего продукта. Но кто в чем именно прав, можно будет узнать только на практике. Продажи книг - вещь довольно трудно прогнозируемая, хотя какие-то вещи можно рассчитать довольно правильно. Уже потом я взялась за самостоятельное изучение маркетинга в этой сфере и на многие вопросы нашла ответы, что мне очень помогло. Здесь можно долго развивать мысль, делая выводы о нашем издательском бизнесе в целом (вернее, о его отсутствии), но, наверное, уже в другой раз.