Рецензия на книгу Ксении Кротовой "Сказки моей жизни" (автобиография)
Я бралась за чтение этой книги без малейшего предубеждения, которое продемонстрировали большинство отписавшихся в
теме-объявлении. Автобиография имеет право быть написанной на любом отрезке жизни автора, не помню, чтобы где-либо в авторитетных источниках указывалось обратное. Не могу не согласиться с автором в том, что немало событий постепенно забываются либо стираются из памяти какие-то детали, иной раз важные. В 2012 году я вела утренние страницы по рекомендации Джулии Кэмерон, а когда перечитала два своих блокнота году в 2014, то обнаружила, что многих деталей действительно уже не помню и без этих записей точно не воспроизведу. А еще не помню кто сказал, что любой человек, переживший свое детство, накопил достаточно материала, который ляжет в основу всей дальнейшей жизни.
Не могу также пройти мимо
вот этого замечания:
Я говорила только о автобиографии. Для этого да, маловато времени. И живем мы в спокойное время. Что там? Жил, играл, рост. Школа-вуз-работа. Маловато событий.
Кхм... Интересу ради решила набросать примерный событийный план своей автобиографии до 26 лет, если бы я ее писала. В него вошли мои детские впечатления от деятельности организаций "Единство" и "Саюдис", августовский путч, распад СССР (тот декабрьский вечер забыть нельзя), осень 1993 года (костры, холодный асфальт и выстрелы, в реальности похожие на щелчки), первые созывы Думы (хлоп... хлоп... мягко хлопают стеклянные двери)... В средней школе я вела свою хронику войны в Боснии и Герцеговине, надеясь когда-нибудь сделать из этого книгу.
Даже сейчас один экземпляр "Генетики" отправился сложным путем в ДНР. В очень спокойное время живем, чего уж там.
Есть и более частные темы: детство в трехъязычной среде, освоение английского языка, который сам по себе целый мир, корейская школа... Вы не торопитесь с выводами, друзья, а еще лучше попробуйте сами набросать подобный план с темами-вешками для себя. И если первые 26 лет вашей жизни прошли не в глухом скиту и не на необитаемом острове, скорее всего, результаты вас удивят.
Ладно, это было вступление, а теперь надо переходить к анализу самой книги. И тут у меня легкий ступор. Не знаю, анализировать ли только форму - или содержание тоже? Наверное, надо рассматривать все, ведь содержание автобиографии, хотя и нельзя как-то принципиально менять, от автора зависит, с одной стороны, выбор событий (нельзя же описывать абсолютно все), с другой - их анализ и оценка.
Чтобы сразу не погрязнуть в анализе, скажу сейчас, что понравилось: "серый часок" над горнолыжной трассой, стихотворение о кумирах и поклонниках - их тенях, впечатления автора от разных городов, лирические зарисовки осени. Еще было небезынтересно читать, как Ксения занималась в детстве в разных секциях.
Что не понравилось: увы, все остальное.
Книга, правда, дала мне ответ на некоторые вопросы о биографии автора. Ксения ни дня не училась в школе, потому что в раннем детстве просто сказала родителям, что туда не пойдет. Ей не понравились школьники, вываливающиеся на школьный двор после окончания уроков, и она остро не захотела в школу. А родители спокойно это приняли. Такие дела.
Дальше она ходила по раным кружкам и секциям. Правда, нотную грамоту на кружке балалайки так и не освоила. Держала дома мышиную ферму, каталась на... всем, что катается, - лошадях, роликах, гидроцикле, велосипеде и проч. Потом пошла работать (продавцом, курьером, инструктором).
Кстати об инструкторстве.
В теме, посвященной учебнику ВЕ того же автора, возник вопрос, почему Ксения считает себе такой огромный стаж работы инструктором, - получается, что с 10 лет. И вот в автобиографии мы находим ответ: оказывается, она ходила в этом возрасте на конюшню с папой, и поскольку он присоединился к ВЕ позже, она... иногда объясняла ему, как правильно ездить. Вот так-то, друзья.
Вообще у автора почти все в таком же духе: я не буду клоуном, я уже клоун, мне и учиться на клоуна не надо, а то ишь чего удумали - учить... Открытым текстом говорит, что счастлива, что у нее нет никакого образования - живет
незаклейменная... И прочая мизология.
Родители согласились оставить Ксюшу дома, потому что вроде как решили: всему, что мы знаем, мы ее сами научим. Я так и не поняла, чему ее учили дома. О домашней учебе ни слова. Скорее всего, ничему. Русский язык для человека, считающего литературное творчество своей основной профессией, совершенно точно прошел мимо. Книга написана очень корявым языком. Стиля автор не чувствует, он рваный: нередко вклиниваются совершенно неуместные канцеляризмы. Да и просто речевых ошибок много, типа "краски не отмываются от окружающей действительности". Нет плавных переходов между некоторыми блоками текста, местами автор просто повторяется. Очень нудно и с излишними скучными подробностями пишет о судьбе некоторых мышей-производителей на своей ферме. Примерно 1/4 книги посвящена вязко описанным катаниям на роликах. Т.е. построить связный, большой по объему текст не получилось.
При этом автор не знает, в какое место себя поцеловать за то, что она такая необычная, не такая, как все. Очень часто, очень навязчиво повторяется "разрыв шаблона", "ломая все шаблоны", "не втискивалась в стандартные рамки мировоззрения" (а это вообще что такое?). Если честно, я так и не увидела, несмотря на обещание в аннотации и рекламе книги, где там разрыв шаблона. Ну, жила-была девушка, которая не получила образования. Бывает. Как говорится, каждый по-своему сходит с ума. Ну, пыталась найти себя на разных работах, чаще всего низкоквалифицированных - по-моему, это закономерно и ожидаемо. Ну, всякие там любовные истории, когда она достигла соответствующего возраста - что тут странного? ИМХО, ничего.
Разрыв шаблона был бы, если бы она, не имея школьного образования, поступила бы куда-нибудь вроде Оксфорда. Или в 30 лет стала бы доктором наук, что бывает действительно нечасто, а в некоторых областях не бывает никогда - но она смогла! Или самостоятельно освоила бы санскрит, так что все пандиты в Индии ахнули от ее напевного произношения. Или, копая в огороде картошку, случайно раскопала бы какое-нибудь скифское захоронение и так впечатлилась, что с головой ушла в археологию. Или занималась бы сама дома балетом по видеозаписям спектаклей - и была в итоге принята в Большой театр. А так...
Откровенное презрение к обывателям. Основная причина в том, что они не способны познать любовь. Нет, не так: Любовь! (Произносить с придыханием и закатывая глаза.) И не так любят Жизнь (не забудем придыхание и глаза!), как Ксения.
Любовь... Вот не хотела писать, но не получится: уж очень большая доля объема книги посвящена половой жизни автора. Увы, именно так. Упоминания того, в какой момент она была возбуждена, с кем на какую ночь знакомства переспала. Нет, не пугайтесь, половых партнеров у нее, судя по тексту, только два (спокойно выдыхаем, много разврата не будет). Но вообще, друзья мои, такие вещи о себе писать в автобиографии...
Когда я читала об интимной жизни автора, я обычно делала вот так:
А пару раз у меня были приступы гомерического хохота.
(Вверху я, внизу Ксения.)
Увы, интимная жизнь - такая тонкая материя, в повествовании о которой писатель показывает свой уровень - как писателя вообще. Если читатель (не предубежденный изначально!) местами хохочет, это уже беда. Пассажи о сексе сопровождались рассуждениями о Любви (срочно глаза под лоб, если кто забыл), о Жизни и еще бог знает о чем. Все с претензией на высокую философию. Изучала ли Ксения философию, я не поняла. Скорее всего, нет, а ее философствования - это высказывания своего ИМХО, основанного на пустоте. Так что если вы сейчас полезли за Ясперсом (где там была любовь-борьба?), автор вряд ли поддержит с вами разговор.
В любовных историях автора вышла на поверхность еще одна неприятная вещь. Вот был один мужчина, сильно старше Ксении, сперва они разговоры умные разговаривали на прогулках, она его полюбила, потом они поцеловались - и через неделю он свернул общение, стал пропадать из эфира, а потом и вовсе замолчал. Ах да, еще ставил ей условие возобновления встреч, чтобы за ней начали бегать мужчины. Из этого девушка делает вывод, что с его стороны была необыкновенная Любовь! высочайшая, просто музыка сфер! Хотя в любви, как она подчеркнула, он ей ни разу не признался... Ксения считает себя психологом, но не видит в этой ситуации очевидного.
Нет, ошибки, конечно, мы все так или иначе совершаем, но вопрос в том, что мы видим в этих ошибках спустя какое-то время. Еще один пример - Ксения в детстве покалечила руку, едва не осталась без пальца. В культурном центре, где делала гобелены, залезла в машину для выпрямления шерстяного волокна. Но не жалеет об этом! Наверное, она таким образом спасла кого-то другого... Что тут скажешь... Во-первых, человек абсолютно не самокритичен (ни при каких обстоятельствах!), во-вторых, пожалуй, при желании любое скверное событие можно подверстать под большую идею, было бы это самое желание.
Но самая противная вещь меня поджидала в конце. Ксения призналась, что никогда не боялась рождения ребенка-инвалида, потому что знает, что все проблемы можно решить... чем? Правильно, Любовью! А еще арт-терапией и т.д.
Посмотрела бы я, как она лечит арт-терапией ребенка, у которого счет эпилептических припадков в сутки может идти на десятки.
Что мы имеем в итоге? Читателю обещали разрыв шаблона - в итоге я прочитала совершенно закономерную и ожидаемую биографию девушки, которая жила в свое удовольствие, много чего попробовала (но не все довела до конца, ибо привычки такой нет), человека с большим количеством интересных хобби, перебивающегося разными заработками и всегда уверенного в своей правоте и превосходстве над окружающими. Бережно собирающего в шкатулочку всякие мелкие события и умеющего придавать им какой-то грандиозный смысл - не пару мультиков сделала в кружке, а мультипликатор! не зарабатывала катанием на своих лошадях, а делала бизнес в Москве! В общем, умеющего лучше любого из тупых обывателей надувать щеки. Вот и все.
Скучновато.
Я не считаю напрасно потраченным время, ушедшее на чтение этой книги. Теперь я, по крайней мере, знаю, что вычищать из своего романа, чтобы читателю не было так мучительно смешно (да и мне самой какое-то время спустя). Но я - это я, я и не из таких вещей извлекала для себя пользу. Другим рекомендовать автобиографию Ксении Кротовой к прочтению не могу.