Нужен совет по железу

• Автор темы Автор темы Helgy_D
  • Дата начала Дата начала

Helgy_D

Новичок
Здравствуйте уважаемые форумчане!
Собственно к коневодству я имею очень опосредованное отношение, но в процессе работы столкнулся с проблемой разрешить которую без помощи профессионалов сложно.

По специальности я археолог. Не так давно меня заинтересовали вопросы конского снаряжения в позднекочевнических погребениях (печенеги, огузы, половцы). В частности деталь узды которая, как я понял, в коневодстве называется одногрызловый трензель (в археологической литературе - односоставные удила).

Этот предмет использовался кочевниками в VII - XII вв., на Руси в X — XI вв. Впоследствии исчезает. Такие удила встречаются примерно в 25% погребений, возраст коней, как и погребённых, разный (есть и дети и взрослые).
Изначально, учёные предполагали, что подобные удила являются примитивными, и исчезают в процессе развития снаряжения всадника, но, как выяснилось, эти трензеля прекрасно сосуществуют с составными, мало того составные появляются раньше — первые металлические удила были как раз составными.

Также высказывалась мысль, о том, такой трензель был более удобен для резких поворотов в лесу, однако это не объясняет их превалирование в степи, а не на территории Руси, то есть как раз в лесной зоне их было мало.

Стоит отметить, что элементы конской упряжи у кочевников были всегда сугубо функциональны, и поэтому я задался вопросом: зачем мог использоваться подобный трензель, что он давал в плане управления конем, чем он в функциональном плане отличался от составного. К сожалению найти в коневодческой литературе четких ответов на данные вопросы я не смог. Хотя, естественно, я не знаю всей литературы.

Уважаемые форумчане! Не могли бы вы прокомментировать данную проблему, возможно ответы есть в литературе которой я не знаю?

Это что, как трензелька в обер-чеке для рысаков? У них обер-чек одевается дополнительно к обычному оголовью с обычными удилами.

да, похоже )