нужно ли ребенка учить зарабатывать деньги? Ваше мнение?

  • Автор темы Автор темы regeron
  • Дата начала Дата начала
Мне кажется, что задача воспитания как раз и заключается в том, чтобы не было хотелок только потому, что у кого-то есть, и чтобы ребенок не чувствовал себя ущербным от того, что у него нет каких-то гаджетов. Если воспитывать ребенка так, чтобы он понимал, что он в семье не первичен – что есть интересы семьи, интересы родителей, интересы относительно его будущего, и только затем уже карманные интересы, то проблемы будут возникать редко (т.е., прежде чем попросить, будет десять раз взвешивать). Так воспитывалась в свое время я, у нас всегда приоритеты родителей были на первом месте. В отношении своего ребенка, я хотела бы продолжить эту традицию. Ну, у меня ребенок пока еще маленький, и все возможные мелкие хотелки очень просто регулировать. Рекламируется для этого возраста какая-то совершенная фигня, типа прыгающей рейнбоу дэш (не знаю, кто вообще такое покупает и зачем, мне кажется, через 10 минут все это уже надоест).

У моей племянницы (15 лет) хотелки исполняются из подарков на день рождения (иногда она просит деньгами на что-то конкретное, например, на какие-то красивые зимние сапоги за 6 тыс ):. Ну, если это раз в год, и как подарок – то и пусть будет, если ей удается эту сумму набрать).

У одной подруги девочка, как мастер спорта, получает какую-то стипендию от правительства Москвы, которую отдает в семейный бюджет. Оттуда, из общего котла, она идет на ее «хотелки» - на подготовку к поступлению в Стокгольмский университет, изучение каких-то скандинавских мифов, шведского языка, и т.д.

Мне кажется, что нужно не учить зарабатывать деньги, а знакомить с возможностями зарабатывать, которые открываются с возрастом – попытаться получить стипендию, грант, зарабатывать машинописью, переводами, и т.д. Как вариант, уйти из школы в училище (для тех же будущих медиков, ветеринаров и педагогов – такой опыт – это существенный плюс и конкурентное преимущество), где есть стипендия. Нормальный ребенок сам будет заинтересован в самостоятельности. До того возраста, как эти возможности открываются –все это приучение не имеет смысла.

Лично я бы никогда не пошла на работу к родителям. Куда угодно, но только не к ним, т.к. какая же в этом будет самостоятельность? Я зарабатывала деньги летом на школьной практике (мы зарабатывали в УПК, в трудовых лагерях), в институте уже была существенная стипендия, плюс деньги от студ.отрядов, затем я зарабатывала переводами, машинописью и помощью школьникам - все это не то, чтобы шло от родителей, а, наоборот, они часто об этом ничего не знали.

Не согласна, что раньше не было хотелок. Я помню свои хотелки, типа трехтомного англо-русского или уэбстеровского словаря, которые в перестройку стоили бешеные деньги с одной стороны, а без них невозможно было учиться, с другой. Или пластинки, продаваемые с рук у магазинов Мелодия на Ленинском, или книги - у Библио-Глобуса. Это были бешеные деньги, соизмеримые с месячной зарплатой. В 1993 году компьютер с Windows стоил примерно как земельный участок 6 соток в Подмосковье. Но как-то мы выкручивались.

И до перестройки было то же самое. У брата, 63-го г.р., были какие-то заклепки на джинсы, лезвия на шею, мотоциклы Ява, супершлемы, пластинки АББА - все тоже не дешево. Единственная разница - в советское время для детей бензин на мотоциклы был практически бесплатный - из-за отсутствия у них талонов, они преимущественно сливали его у сердобольных водителей грузовиков и сельской техники.

Думаю, что сегодняшнее время ничем не отличается от других времен в этом плане.
 
очень хорошая версия, спасибо.
но как быть с тем возрастом, в котором стипендий еще не бывает, 7-13 лет?
 
Regeron,

Так я же об этом как раз и написала. В моем представлении – в семье – работать бесплатно, на интересы семьи, а не на свои, а за деньги – по достижении возраста, когда это законно возможно, и также, прежде всего, на интересы семьи. Если кто-то будет платить 7-13 летнему ребенку за работу, сможет ли он спрашивать результат? Вряд ли. Это будет либо обман и не работа, либо эксплуатация детского труда.

Если ребенок в любом возрасте хочет что-то стоящее, вы и так ему это купите, не потому, что это есть у других, а потому, что ему без этого не обойтись. Если ребенок живет в такой системе- он не пристает с хотелками. Т.е., он знает, что надо мыть посуду, полы, чистить машину или двор частного дома от снега не для получения зарплаты, а для того, чтобы дома поддерживалось нормальное состояние - было чисто, не было помойки, чтобы семья могла пользоваться машиной и чтобы все могли пройти. Если он живет в системе поиска путей получения своих хотелок от семьи – то его требования со временем будут расти. Если он каким-то образом сможет в этом возрасте что-то заработать, я бы утвердила в его голове понятие, что эти деньги надо пустить на его образование, на развитие, на совершенствование чего-то, т.е. на повышение его стартового капитала на рынке труда. Ну и, конечно, на расходы социализации - подарки друзьям, членам семьи. В 13 лет, наверное, я бы уже заложила в голову сложные благотворительные расходы – хотя бы жертвовать на животных, и, если ребенок верующий – то на церковные нужды.

Но это все, конечно, зависит от семейных традиций. У нас до моего поколения все были многодетными (в старом понятии, 5-7 детей), родственников много, нужд у них – тоже, и какие-то решения в критических случаях приходится принимать совместно, и материально помогать. Принято было жить по средствам, при этом речь идет о медицинских работниках-бюджетниках ):, к ним во все времена относились примерно одинаково. Например, квартиру бабушки после ее смерти не продали и не поделили по наследству между пятью детьми, она вся досталась нашей двоюродной сестре, которой, по сравнению с другими, негде было жить, и никого это не беспокоило и не беспокоит. Насколько я вижу семьи до троюродных братьев и сестер, к деньгам у нас все традиционно относились очень спокойно, как в советское время, так и сейчас, все отдавали в общий котел, и оттуда брали на согласованные нужды. Моему ребенку, как члену этой большой семьи, когда-то предстоит войти в эту систему и помогать другим в семье. У друзей в семьях и у многих коллег на работе я вижу примерно то же самое, очевидно, мы так подобрались не случайно. Но у меня есть знакомая, в семье которой бюджет делили – каждый должен был внести не меньше определенной части, а деньги и родственникам и друзьям всегда давали в долг под %-ты. Возможно, там будет совершенно другая модель воспитания.
 
спасибо. очень интересно написали.
интересно, у кого еще какие семейные модели воспитания и денежные взаимодействия.
 
Мне кажется, что задача воспитания как раз и заключается в том, чтобы не было хотелок только потому, что у кого-то есть, и чтобы ребенок не чувствовал себя ущербным от того, что у него нет каких-то гаджетов. Если воспитывать ребенка так, чтобы он понимал, что он в семье не первичен – что есть интересы семьи, интересы родителей, интересы относительно его будущего, и только затем уже карманные интересы, то проблемы будут возникать редко (т.е., прежде чем попросить, будет десять раз взвешивать). Так воспитывалась в свое время я, у нас всегда приоритеты родителей были на первом месте. В отношении своего ребенка, я хотела бы продолжить эту традицию.
Вот много +100 к этому подходу. Собственно, это доля и моего воспитания. И до сих пор некоторые удивляются, что я не давлюсь за гаджеты и вопрос зависти четко снят. Ее реально не испытываешь. Ни к машинам, ни к квартирам, ни к чему-то еще. Просто не хочешь и все. А хочешь то, что можешь. Впереди изначально была поставлена духовность, а не накопительство.
Наблюдаю дочку. Ей ни в чем отказа нет, в том смысле, что дом - полная чаша ее игрушек и прочего. Но в магазинах она ведет себя, ттттттттттттт, идеально. Не кидается к хотелкам. Глаза горят, но знает, что если пришли, купим только одну вещь, в рамках денежки, которая есть или ее нет. И вот она ходит, соображает. Но "как у кого-то" пока не просит. И на истерящих мелких, которые требуют "ААА!!! Купи-купи!!!" смотрит с непониманием. И, что радует, готова всегда делиться игрушками, и даже их дарить. 3,5 нам пока.
 
Но "как у кого-то" пока не просит. И на истерящих мелких, которые требуют "ААА!!! Купи-купи!!!" смотрит с непониманием. И, что радует, готова всегда делиться игрушками, и даже их дарить. 3,5 нам пока.
Маш, дык рано вам пока так просить :roll: Это обычно начинается в более старшем возрасте, когда ребенок начинает плотненько крутиться в детском коллективе, когда появляются друзья-подружки, с которыми заводятся разговоры в том числе про "а у тебя есть..?"
А когда не с кем сравнивать, ребенок все как должное воспринимает - и когда много игрушек, и когда не очень.
 
История в тему.
Моя дочь пару лет назад купила себе дорогущие и довольно бесполезные сапоги. Купила на свою зарплату. Деньги на хозяйство (живем вместе) она мне дает с того момента, как зп стала превышать ее карманные расходы, включая одежду. Пока не зарабатывала систематически (то есть курса до 4-ого), получала деньги от меня, но немного. И никогда не просила ничего лишнего, надо отдать ей должное. И тут эти сапоги - явно не первая необходимость. Я удивилась. А она объяснила, что такие примерно были у ее однокурсницы, ей до безумия хотелось такие же. Я говорю - подумаешь, какое дело, сапоги! ну попросила бы, мы бы тебе купили. Нет, это роскошь, неудобно было. Я задумалась и поняла, что мне в университетские годы было вполне удобно попросить родителей купить мне сапоги... Правда, тогда все было другое. ))
 
так это прекрасно, когда дети отделяют необходимость от роскоши! и,да,считаю,что такие покупки имеют право быть со Своей з.п., именно они далжны давать понимание,что деньги потрачены зря,и в след. раз . человек 10 раз подумает, а стоит ли овчинка выделки..
Gloria, а какие у вас были финансовые отношения с дочерью в детстве?
 
regeron написал(а):
Gloria, а какие у вас были финансовые отношения с дочерью в детстве?
Никаких. ))) В те времена было как-то не принято вступать с детьми в финансовые отношения. То есть она получала деньги на карманные расходы. И все. Потом, в старших классах и на первых курсах я ей устраивала мелкие подработки через мою работу (переводы). Там все было официально, с ведомостью.
 
regeron написал(а):
у Васи есть, у меня нет. вот и весь сказ.
Так мало ли что есть у Васи :wink: .
Mormyshka написал(а):
... задача воспитания как раз и заключается в том, чтобы не было хотелок только потому, что у кого-то есть, и чтобы ребенок не чувствовал себя ущербным от того, что у него нет каких-то гаджетов. Если воспитывать ребенка так, чтобы он понимал, что он в семье не первичен – что есть интересы семьи, интересы родителей, интересы относительно его будущего, и только затем уже карманные интересы, то проблемы будут возникать редко ...у нас всегда приоритеты родителей были на первом месте.
Замечательные слова, совершенно согласна.
Тоже считаю, что зарабатывать ребенок должен не дома. Родителям и так надо помогать, не за деньги. А уж платить за оценки или физические упражнения - это внушать ребенку мысль, что он это не для себя делает. А он должен понимать, что и учеба, и физкультура - это прежде всего нужно ему самому. Ну а чтоб заработать деньги, надо сделать что-то такое, что нужно другим.
regeron написал(а):
но как быть с тем возрастом, в котором стипендий еще не бывает, 7-13 лет?
Есть такая книжка "Четвертая высота", про детство Гули Королевой. Нет, читать ее ребенку не надо, она слишком несовременна. Но там есть замечательный момент:
Гуля подумала немножко и сказала:
– Я даю слово, что ни разу за весь месяц ничего у тебя больше не попрошу – ни мороженого, ни денег на карусель.
– Ну, так в чём же дело? – ещё больше удивился отец.
– Знаешь, я соберу сегодня ребят нашего класса, и ты угостишь мороженым нас всех. И покатаешь всех на карусели. Хорошо?
– А сколько же у вас в классе ребят?
– Тридцать два человека. Но не пугайся – сейчас многие разъехались. Ну, всё же человек двадцать наберётся…
Владимир Данилович развёл руками:
– Ты что, хочешь разорить меня сразу – за один день?
Гуля виновато улыбнулась:
– Нет, папочка. Это выйдет ровно столько порций мороженого, сколько я съела бы одна за целый месяц. И столько же раз покаталась бы на карусели. Я всё это тоже подсчитала.
Т.е. если ребенок хочет что-то дорогое, то пусть от чего-то другого откажется. Пусть сэкономит на себе, а не на родителях.
 
Сверху