Основы ВЕ

  • Автор темы Автор темы k@sta
  • Дата начала Дата начала
Нелля написал(а):
Ир, кирзачи это дааа.... А вот хромовые - это просто мечта была)) Помню будучи в учебной группы, завидовала выездюкам в хроме)) А когда тренер помогла мне достать хромовые сапоги, при чём нужного размера :shock: , дефилировала в них как модель на подиуме в лубутенах :lol: Ещё и бриджи настоящие в секондхенде нашла))

Про отсев слабаков за два месяца без стремян, тоже похоже на правду))
я просила в детстве на день рождения подарить мне хромовые сапоги. но их не достать,а если и достать,то только от 40 р-ра ( у меня 36), подарили кирзовые. подруги пальцем у виска дружно крутили: больная,мол. ну что поделаешь: кому- шмотку новую,кому- кирзачи.
 
мне без седла позволили сесть только когда я научилась расслаблять поясницу,садится аккуратно на строевой,сидеть попой в седле на галопе(плотно,а не подскакивая). Когда просила попробовать до этого-не разрешили,сказали пол спину коню собьешь. а я в целом не сильно то и хотела)
 
А я отвечу со стороны ученика, но с пед.образованием :lol: .
В большинстве случаев сейчас первые занятия индивидуальные, а значит надо обязательно учитывать "исходные данные". Для совсем маленьких детей (примерно до 10 лет) и для возрастных новичков (примерно от 30) - психологический комфорт крайне важен. Они без чувства уверенности/устойчивости вообще ничему не научатся - зажмутся намертво. Поэтому и стремена нужны, и седло (за него ухватиться можно), и гимнастика, все-таки, не на шагу, а на стоящей лошадке для начала. Со мной поступали именно так, притом что я пробовала и искала, поэтому у меня было 4 "первых" раза. (Я приходила в новое место и говорила, что я фактически первый раз). Но везде это соблюдалось.
С подростками можно более "экстремальные" методики применять - наоборот, у них эффективность возрастает (везде берем "среднее" - понятно, что бывают исключения).
Ездить без седла, без стремян, учебной рысью новичку, насколько я понимаю, очень неполезно для спины лошади. Поэтому когда лошадка - своя, любимая, а новичок - взрослая тетя с соответствующим весом, то вряд ли кто будет это включать на ранних этапах. Как-то прочитала тут на форуме, что лучший способ "посадить" на учебную рысь - гонять строевой без стремян до полного изнеможения, после чего человек от счастья, что можно расслабиться, сразу "сядет". Но автор высказывания тут же сказал, что сам так не делает, потому что спины своих лошадей - жалко.
А если по сути, был шаг - на корде и самостоятельно (в конце занятия), рысь на корде (строевая), А в одном случае даже подъемы в галоп на 3-4 темпа (в руках - тренер держал коня за повод и сама поднимала голосом, я только сидела и "слушала" лошадь) - но там конь специально выезжен, в том числе и в расчете на учеников, и может такие штуки проделывать с гарантией общей безопасности.
 
Снегурочка написал(а):
А единых правил тут и не может быть. Если мы говорим о ТБ, то ТБ для всех одна:
О них и речь.

Опять же -я новичка не отправлю в рысь -тем более строевую на первых занятиях.Потому что -они еще не могут держаться и расслабляться на лошади.Во вторых -у меня были такие, что месяцами учились как это -облегчаться. :twisted:

Было у меня однажды.Поторопилась посадить девочку в седло.Вернее посадила ее на лошадь на которую только седло и надо надевать.И при этом ноги были в стремени.Итог -кобыла понесла.Испугалась стаи собак за забором.И нога девочки застряла в стремени.Хорошо что она повисла на шее лошади ,а нога то полностью прошла в стремя. Только благодаря таким вот страхам -я их на каждом занятии инструктирую на счет стремени и ног и тд.,она смогла удержаться, понимая что если упадет то будет очень и очень плохо.

зы..извините.через айпад т9 включается, только сейчас заметила кучу опечаток.
 
В СССР в ШВЕ была система:
1) 10 занятий шагом, первые 5 точно без стремян. Еще та была хохма: кто залез сам - молодец, не залез = проси помочь такого же, не помогли - шагай рядом с лошадью, пока тренер не смилостивится :). Занятия по полчаса. Полчаса пошагал, второй залезает :)
2) 20 занятий минимум рысью :) Сначала со стременами, чтобы понять, что такое строевая рысь.
3) Подъемы в галоп - добавлялись в индивидуальном графике по решению тренера
4) Работа на полноценном галопе тоже добавлялась по решению тренера.
А тренеры были разные: у кого-то было 25 занятий отходил, значит, галопом умеешь, поэтому вперед. Упал, залезай обратно и стой в центре круга :)

В Битце было иначе:
1) группа 10 человек, одна лошадь, шаг по 5 минут на нос на корде :) и так месяц.
2) Еще месяц 2 лошади на группу - по 10 минут с подъемами в рысь. Подъемы на корде, потом сам
3) Третий месяц - по полчаса шаг+рысь, 5 голов на 10 человек.
Потом решение тренера о переводе из начального уровня на средний. Там уже шаг и рысь на целый час на целой лошади :) Как осваиваешь галоп, по решению тренера переводишься в продвинутых юзеров :)

Теоретические занятия и в ШВЕ, и в БИТЦЕ в расчет не беру. Ибо везде одинаково: сначала ТБ и прочая - первое занятие, второе практическое - вот лошадь, вот седло, вот уздечка, так чистить, так уздать, так седлать. Приступайте к обязанностям :)

Но это прокат.
В СДЮШОРе все было быстрее, но схема была такая же примерно.
 
Лиса Алиса, вы о ШВЕ каких лет пишете? А то нестыковочка получается.

k@sta, уточните все-таки: вы о методиках или о ТБ. Это не одно и то же.
Теперь по поводу вашего примера про девочку. Как лошадь могла "понести", если была на корде? А если не была, если девочка сама ездила и просто с лошадью не справилась, то может быть в этом дело? Если это лошадь "на которую только седло и надо надевать", то есть ее нельзя давать без седла (я правильно поняла?), то может быть дело в сложной лошади? Лошадь для начинающих должна быть на корде контролируема хотя бы до определенной степени. Даже при наличии собак за забором и прочих ужасов.

Уметь на лошади расслабляться - не гарантия от падения. Гарантии от падения нет вообще. Значит ли это, что стремена использовать нельзя?
Какая на девочке была обувь? У нас за 10 лет не было таких случаев. Строевой рысью народ обучался ездить на первом-втором-третьем занятии. Большинство на первом.
 
Снегурочка написал(а):
вы о методиках или о ТБ. Это не одно и то же.
О ТБ.
Снегурочка написал(а):
Как лошадь могла "понести", если была на корде?
3 месяца занятий -какая корда?Конечно же без нее.
Снегурочка написал(а):
"на которую только седло и надо надевать", то есть ее нельзя давать без седла
:lol: :lol: :lol: просто эта кобыла..как бы сказать...с хребтом.который убирается только на последнем месяце жеребости:)Потому на нее сажаем только с седлом и уже тех кто может самостоятельно "плыть".
Но дело не в этом.Вот опять
Снегурочка написал(а):
Даже при наличии собак за забором и прочих ужасов.
Лошадь -это живое существо.я ранее ставила пример.Так же понесла кобыла -которая супер спокойная.
Но мы не об этом говорим.
Речь в теме кто как и когда обучался, учил и т.д. ВЕ.
Т.е. есть ли едина система?Получается -нет.Все примеры приведенные тут -все разные.Но есть единая ТБ.которую, я считаю, должен соблюдать каждый.
1.Езда на лошади в специальной одежде
2.Езда в шлеме
3.Подчинение инструктору-тренеру
3.Езда в строго отведенном месте
4.И -мое мнение -обучение на первоначальном этапе должно происходить с максимальной безопасностью для ученика(имею ввиду -ребенка). Создать все условия для удобства и безопасности.

ЗЫ когда я говорю без седла и стремян я забыла сказать -у меня есть специальный иппотерапевтический вольтрап -с ручками:) а так же -гурта . Т..е. для фиксации и должного контакта ученика я пользуюсь такими специальными средствами.
Сами же в детстве -учились и гоняли без седла.

И еще -ранее я работала именно над тем чтобы ученик учился держаться,управлять лошадью и т.д. посадку и все остальное я отодвигала на второй план.Потом -когда дети уже могли сами справляться с лошадью на всех аллюрах -я долго билась над посадкой:( над работой шенкелем, корпусом и т.д.
Пытаюсь теперь эту ошибку исправлять.И на первых же занятиях вдалбливаю азы ВЕ.С просмотрами фильмов читая литературу и т.д.
К чему я.Создать тему меня навеяла опять одна ситуация.В одном клубе , куда меня позвали работать, я увидела ошибки так называемых тренеров.Люди просто любители-самоучки.Но дело не в этом.Я сама ранее училась и развивалась и сейчас много спрашиваю.Но когда мои замечания люди восприняли не адекватно типо сто лет так учили и будем учить.Я задалась себе вопросом.А может ну его?Их переучивать.Ведь можно потом просто посмотреть результат их работы.Устроить зачетные показательные выступления их учеников.Конечно и ТБ не соблюдают, катают по асфальту вокруг конюшни без шлема.работают в манеже без специальной одежды обуви и шлема.Вообщем сплошное нарушение ТБ.Если что случиться(а уже один раз случилось) они же будет нести наказание.
 
k@sta написал(а):
3 месяца занятий -какая корда?Конечно же без нее.

k@sta, я пока не совсем поняла вашу точку зрения в отношении ТБ и стремян. Девочка ездит три месяца, какие-то первоначальные навыки ВЕ у нее уже есть, но вот так получилось, что она не справилась с лошадью и застряла ногой в стремени. И вы из этого делаете выводы, что лучше ездить без стремян. По моему странный вывод. Ведь не справиться с лошадью можно не только через три месяца, но и через год, через два, через десять. Я вот 20 с лишним лет в седле и то могу не справиться. Вот прямо сегодня. Мне тоже со стременами ездить нельзя?
И вы не ответили на вопрос какая была на девочке обувь и могла ли именно обувь оказаться причиной застревания в стремени?
В конце концов существуют самоотстегивающиеся шнеллера. Некоторые из них настолько чувствительные, что отстегиваются просто от того, что слишком много веса перенесешь на одно стремя. Можно использовать их для начинающих.
Я просто не понимаю, когда по вашему мнению всаднику можно дать стремена? Когда появляется гарантия, что он не упадет? Такой гарантии нет.

1.Езда на лошади в специальной одежде
2.Езда в шлеме
3.Подчинение инструктору-тренеру
3.Езда в строго отведенном месте
4.И -мое мнение -обучение на первоначальном этапе должно происходить с максимальной безопасностью для ученика(имею ввиду -ребенка). Создать все условия для удобства и безопасности.
Буквально чуть выше я написала то же самое, только другими словами. Эти правила сомнениям не подлежат, думаю с этим согласяться все присутствующие.

По поводу клуба, куда вас позвали. Судя по вашим словам, там твориться полное безобразие и сплошное нарушение ТБ. Обучать начинающих можно кучей различных способов, но соблюдать при этом ТБ. Отсутствие шлема и специальной обуви, езда по асфальту и т.д. в комментариях по моему не нуждаются.
Но вы в этом клубе новичок. Несмотря на то, что по существу вы правы, вряд ли можно рассчитывать, что к вам прислушаются. С какой стати они будут что-то менять, если им так удобно? Для этого вам надо иметь в этом клубе статус как минимум старшего тренера и потребовать соблюдать ТБ в приказном порядке. Если этого статуса нет, то есть только два выхода. Либо работать по своим правилам, либо вообще отказаться. Свои мозги вы им точно не приставите.
 
работаю инструктором около 6 лет. методика обучения следующая.
начальное обучение только с седлом. шлем, огороженный плац и адекватные лошади - в наличии. занятия в основном проходят в смене, от 2-ух, до 7 чел. лошади сами знают как и куда двигаться (т.е. в смене). если смена большая и много новичков - работает несколько инструкторов.
изначально объясняю, где руки, где ноги, как держать повод, стремена, сидеть и т.д. на шагу гимнастические упражнения + объяснение, как облегчаться на рыси. далее, если человек "слабоват" по физ данным или побаивается, первая рысь на корде, с возможностью придержаться за гриву/седло. когда ритм пойман и с большего дошло как вставать/садиться - езда рысью самостоятельно в смене. когда попадаются особо активные компании, без страха и с нормальной физической подготовкой - первая рысь сразу в смене. все занятие - чередование шага и рыси с добавлением упражнений. особо умелые иногда, под конец занятия, и без стремян пробуют ехать облегченной рысью. могу сказать, что 95% новичков к концу занятия в состоянии ехать облегченной рысью и элементарно рулить конем. постепенно, на последующих занятиях, добавляется все больше езды без стремян (облегч.) и усложняются упражненияя. при этом я постоянно контролирую, чтобы за повод не дергали, поправляли стремена, следили за осанкой и т.п.
оговорю, что лошади все приучены к работе в смене, никто не козлит, не свечит и от всадника избавиться не пытается. упрямяться иногда - но не критично и легко исправимо, если человек не робеет. можно ездить и бросив повод, правда не долго и под четким котролем.
дети - занимаются отдельно на корде, выпускаются в общую смену только при усвоении основных моментов (рысь, повороты, остановки) и на определенную лошадь+ учитывается возраст, совсем крохи (5-7лет) - только индивидуально. если особо пугливые взрослые попадаются - рысь на первом занятии исключается, но таких набереться наверное с 10 за всю мою работу.
первый галоп - на корде, только после усвоения облегченной и манежной рыси без стремян, может и через месяц, а может и через год. тут уже от всадника зависит.
а что касается езды без седла - то добавляю ее только для более опытных всадников, к примеру готовых начать галоп. считаю, что на начальном этапе - это слишком сложно и опасно.
т.к. конюшня прокатная, то основная цель - "развлеч" человека, при этом стараясь максимально вложить знаний и умений+избежать травм и стресса. а ездить час просто шагом, даже с массой упражнений и т.д. - для активного человека скучно и не интересно.
а дальше уже зависит от целей самого прокатчика, он либо начинает систематически заниматься, учиться, либо просто периодически приезжает, чтобы отдохнуть на природе с лошадьми. в зависимоти от этого и строиятся дальнейшие занятия.
 
А что после 3 месяцев на корде человек, а тем более ребенок просто обязан самостоятельно поехать? У меня есть девочка, которая сама поехала только через полгода занятий. К этому времени у нее была до полного автоматизма отработана посадка, посыл вперед и остановка, ее руки и ноги всегда находились в правильном положении. Мы довольно долго учились управлять на шагу на корде. А потом она сама попросила отпустить ее в свободное плавание. Никаких проблем с управлением не возникло. Просто потому, что команды она подавала правильно совершенно не задумываясь о том, как это делать. Это у нее было уже в подкорке.

Я работаю с начинающими всадниками только на корде. На первом занятии показываю как останавливать лошадь и как посылать вперед. Объясняю как держать корпус, ноги, руки. Обязательно объясняю для чего это. На мой взгляд детям это особенно важно знать. После этого делаем упражнения для баланса - постоять на стременах на стоящей лошади, потом на шагающей. Прыжковая посадка. Все это помогает положить ногу на место. Далее даю попробовать, что такое рысь. Обязательно сидя в седле и со стременами. Повод лучше держать провисшим, а всадник держится за седло или за гривку. В середине занятия гимнастика - повороты, наклоны, перевороты. После того, как дети освоятся делаем это на шагу. Кому -то для этого нужен месяц, кому-то полгода. И в конце занятия пробуем понять, что такое строевая рысь.

Через несколько занятий начинаю рассказывать, как управлять лошадью. Делаем перемены через середину, по диагонали, вольты, остановки. Только на шагу. Мое твердое убеждение, пока не отработана посадка на корде, никакого самостоятельного передвижения быть не может. Потому что для правильного управления всадник должен хорошо владеть своими руками и ногами и при этом быть расслаблен. Новичок этого сделать просто не может. Не вижу смысла в лишнем экстриме.
 
Я пришла в ШВЕ в 89-м. Занятие длилось 45 минут, без стремян было только первое, которое сразу после теории.
 
Снегурочка написал(а):
В конце концов существуют самоотстегивающиеся шнеллера. Некоторые из них настолько чувствительные, что отстегиваются просто от того, что слишком много веса перенесешь на одно стремя. Можно использовать их для начинающих.
А не свалятся, потеряв точку опоры?

Интересно, а безопасные стремена - не вариант для конюшен, куда редко доходят в правильной экипировке? Или в них неудобно? Ни разу не ездила.
 
Есть безопасные стремена, у которых внешняя вертикальная дужка отведена и поставлена таким образом, что надо будет сильно изощриться, чтобы нога там застряла.
 
Снегурочка написал(а):
Я пришла в ШВЕ в 89-м.
Ох! А я в 75... А задолго до этого, в детстве, ездила, поэтому, когда на первом занятии попала в группу с рысью и галопом, мне показалось это вполне естественным. Я потом поняла, что лошадь меня просто катала в смене :oops: .
На самом деле даже в ШВЕ ЦМИ расклад зависел от тренера. Общим было только требование прослушать теорию, введенное еще Рогалевым. Падения на любом уровне считались нормой, седловкой до распределения лошадей по тренерам (год где-то 79? - не помню точно) можно было заниматься половину занятия, а вторую половину - садиться, - помогут тебе или нет, - тоже зависело от тренера. Условия выживания в прокате были довольно жесткими, но, учтите, конкурентов не было, в спортшколу попасть было очень проблематично. Так что методики ШВЕ нельзя считать образцовыми.
В 20-е годы в Советской России была практически уничтожена светская школа ВЕ, оставались только огрызки кавалерийской, военной традиции. А в этой традиции посадил солдата на лошадь и пусть выживает. Конный спорт вырастал обратно из кавалерии. Рогалев, наверное, мечтал как-то этому противостоять, но не очень успешно.
Сейчас ситуация изменилась принципиально. В каждом конкретном случае приходится выбирать подход и по организации, и по требованиям, и по методикам. Если у Вас катание для отдыха и развлечения и Вы будете весь урок объяснять технику седловки, к Вам больше просто не придут, пойдут туда, где сразу посадят на лошадь. С другой стороны, если человек готов проводить рядом с лошадьми по несколько часов в день, а Вы его не пускаете дальше манежа, не учите чистке, седловке, не рассказываете интересных историй, то он от Вас тоже уйдет.
Это ситуации крайние, а между ними и сбоку бесконечное количество вариантов.
Именно поэтому, как писала Снегурочка, нет и не может быть единых правил организации обучения. Единственное, что просто ответственный человек должен помнить, - это соблюдение ТБ. Потому что Вы знаете, чем грозит их нарушение, а ученик не знает.
ИМХО
 
Ну давайте и я расскажу, как у меня все начиналось.
Первые занятия для совсем начинающих или очень сильно подзабывших в нашем клубе проводят только на корде. В седле, со стременами, без поводьев, с пристегнутым к седлу ремешком, чтобы держаться. Занятия по полчаса. Шаг - посидеть, почувствовать. Рысь - научиться облегчаться, уловить темп. Попытки отпустить ремешок, не держаться. Если все хорошо, то немножко галопа. Попутно базовая теория и чистка-седловка, потому как занятия на корде практически индивидуальные и времени море. Далее, если все хорошо, то поводья в руки и можно порулить, сначала на шаге. Научился облегчаться на рыси и отпускать ремешек, то дадут порулить и на рыси.
Таким образом на корде занимаются, пока всадник не научится уверенно сидеть на на шаге-рыси-галопе и управлять самостоятельно. Занятия по прежнему называются "на корде", потому что проводятся в кордовом манеже индивидуально, но по мере продвижения корду убирают и учат управлять самостоятельно. Сколько у кого это займет времени - сильно индивидуально. После этого занятия проводят в смене.

Добавлю что "у нас" - это довольно крупный клуб, член FN.
 
Это точно. Сама себе завидую. У нас раньше спонсор был щедрый-прещедрый и богатый-пребогатый: крупное градообразующее предриятие. Времена халявы давно прошли, а манеж остался.
 
А у меня за конную жизнь было четыре варианта первого раза. :mrgreen:

1. Особо-то и за занятие не считается, но тогда я все же первое представление получила. Это было в мои семь-восемь лет пять минут на пони в "карусели". Пока родители покупали билет, дядечка, ответственный за "пуск-остановку", сказал мне "садись". Я села. Тогда-то я и совершила классическую ошибку, попытавшись сесть через правую ногу. :lol: В процессе шага задумалась, что да как. Я даже помню эти ощущения покачивания. И мне все казалось, что седло сейчас сползет у пони с хвоста, но почему-то оно все не сползало и не сползало...
2. Когда я начала именно заниматься, пятнадцать лет назад совсем частно, нас - трех подруг-энтузиасток - вывели в парк на маленькую полянку, сажали на флегматичного коня без седла по очереди на пять минут. Тогда я получила первые представления об управлении лошадью.
Вернее так: в первый день сперва нас научили чистить-седлать лошадь, показали и назвали всю имеющуюся амуницию, потом на полчаса вывели пошагать. При этом клали под колени монеты. Учили управлять лошадью.
Об удобной обуви и одежде нас предупредили заранее, о шлемах в то время я даже не слышала. Я о них и еще много лет после даже не мечтала. Время как-то не располагало, наверное.
Второе занятие было на следующий же день и снова - сперва чистка-седловка (на этот раз уже практически самостоятельная только под присмотром), а так же - "экзамен" по амуниции, а на занятии - снова только шаг и без седла. Я к тому моменту прочувствовала положение себя относительно лошади, потому монеты терять перестала.
Седло и строевая рысь начались для меня на третье занятие. Дальше - все по нарастающей, но в довольно высоком темпе.

3. Уже десять лет назад. Села на лошадь без седла уже как что-то где-то как-то умеющий человек. Но была жутко скована. Начали снова с шага. Первые разы - по ипподромному полю потихоньку, чисто восстановить душевное равновесие. Потом - уже в бочке, но тоже без корды. втягивалась очень постепенно.
Лошадка была иппотерапевтическая, так что там были собственно не занятия, а моя душевная терапия. )
Надо заметить, эта лошадь меня действительно вылечила и в дальнейшем многому научила. Там же впервые попробовала учебку и вообще узнала о ее существовании.
Кстати, там я впервые подержала и даже немного поносила шлем.

4. Через пару месяцев будет как два года назад. Прокат. Первое занятие - корда, седло, шаг, учебная рысь. Без шлема (если нет своего, имеется некий пул общих) в манеж не выпускают ни новеньких, ни стареньких. О соответствующей форме одежды предупреждают заранее.
Но поскольку я все же на все сто на новичка уже не похожу, и строевую знаю (в смысле - ритм ловлю, с лошади упасть не пытаюсь), и об управлении представление имею, на второе занятие я поехала в общей смене сама. А так, на корде народ проводит время до того момента, пока не сядет более-менее, не почувствует под собой лошадь. Сколько понадобится занятий - индивидуально.
Пока галоп не освоен, в общей смене только шаг-рысь, тогда же первые пробы самостоятельного управления, ибо теория часто звучит еще на занятиях на корде. Галоп тоже начинается с корды и постепенно.
Кстати, до того моя конная жизнь меня кордой совсем не баловала. А если и баловала, то я ее жутко не любила, поскольку на круге у меня жутко сбивался баланс. А вот в прокате я почувствовала вкус к корде! :mrgreen: Одна досада - меня и тут на нее сейчас не берут. :lol:


Как-то так.
 
У нас на корду берут всех, кто записался и деньгу платит за коня и тренера и манеж кордовый зарезервировал. Чем я в это время заниматься буду - это обговаривается с тренером заранее. Например, гимнастикой на волтижеровочном ремне занимаются многие с удовольствием. Особенно перед ответственными соревнованиями. Или я вообще хочу сама под мудрым руководством чему-то новому научиться в работе с лошадью на корде.
 
Сверху