Немного разбавлю постом о былом и думах. К вопросу о базе в КС и о том как ее ставили в Советской спорт школе.
Собственно как ученик советской спорт школ, вы хотите песен , их ест ьу меня...
Хотя начал я заниматься в далеком 1993 году, но со времени крушения СССР прошло всего 2 года ,и как то изменится сильно быстро школа не могла.
Было несколько основных принципов во всех государственных спорт школах.
1. Жесткий отбор, причем не только по спортивным качествам, но и по личностным, основное считалось- желание учится и грамотное отношение к лошади.
2. Старшее поколение и тренера и берейтора считали своим долгом делится знаниями, пирчем вопрос финансовой благодарности не стоял от слова совсем ,в первую очередь не было возможности у учеников, нищие мы были на то время практически все. Во вторую очередь, учителя получали какую никакую но зарплату от комплекса.
3. Если была замечена старшими товарищами грубость или жестокость или глупость по отношению к самой страшной учебной лошади, такой ученик изгонялся с волчьим билетом и никуда кроме городских покатушек его не брали конный мир Москвы тогда был очень тесен и буквально все друг друга знали.
4. Обучение строилось на безусловном и непререкаемом авторитете тренера, любые споры и обсуждения тренерских указаний карались одинаково, нахер с тренировки при повторении нахрен из спорта и с конюшни, причем так посылали не просто учеников ГНП, но и КМС и 1 разрядников при мен такие случаи были.
5. Строгое соблюдение "ведомственных" интересов, нельзя было тренироваться в другом спорт обществе, это не касалось уже сильных спортсменов, они же частники уже были, но нас детей и юношескую группу конкура и выездки касалось напрямую. Я год занимался в другой спорт обществе, об этом знал мой личный тренер по выездке, она же меня туда и сосватала и одна самая близкая мне девушка из нашей группы. Через год, когда случайно стало известно об том что я тренируюсь в двух местах, я чуть не вылетел из группы выездки и собственно клуба. Спасло только то что наш тренер уехала за границу, и была возможность оправдаться отсутствие тренера и еще я за это время не разу не выступал за другой клуб.
Как работала система отбора, тут все просто.
В ГНП приходило 18 человек. Это первый год обучения. В среднем в конце гоад оставалось 10.
Из двух ГНП 1 года формировали обычно одну ГНП 2 года, там уже был не только галоп но и прыжки, в конце 2 года сдавали на 3 разряд.
Из двух ГНП 2 гоад формировали одну ГНП 3 года. Таких в КСК было 2 всего группы, там еще не закреплялась лошадь ,но уже примерно понимали кто из всадников к какому направлению умеет тяготение. Тренера юношеского конкура и юношеской выездки присматривались к всадникам ГНП -3 и смотрели на них как на потенциальный резерв дял своей группы выездки либо конкура.
Всадники старшей группы выездки и конкура брали "помогаек" из групп младшего возраста. Это был как бы бесплатный коновод либо грубо говоря годичная стажировка где становилось понятно годен всадник для обучения на более высоком уровне либо нет. И самое главное , можно ему доверить лошадь спортивную либо нет.
Из ГНП моего набора, а в тот года набирали 4 группы по 16-18 человек, в спорте осталось два человека. Из групп следующих двух лет- никого.
Спортивные опытные лошади ценились на вес золота. Их было мало, на весь достаточно большой КСК выездковых лошадей было 6 голов, те что могли бежать юношей и не были частными либо мега крутыми т.е. Олимпийского уровня. А претендентов на них было в разы больше. Самое страшное в группе юношеской выездки, было снятие с лошади, как правило за этим следовало исключение из группы.
Теперь собственно по поводу базы. Ее закладывали неспеша, вдумчиво и в целом на мой взгляд правильно. Но уже медленно, т.к. 1-2 год обучения был массовым , и надо было экономить силы не такого уж большого числа лошадей учебных, то процесс искусственно был затянут на 2 года.
Сам я прошел 2 первых года за один точне в 9 месяцев. И считаю, что подросток в состоянии осилить подобную нагрузку.
Как проверяли на профпригодность.
1. Ты должен был быть хоть немного способный к ВЕ. если твой уровень страха, либо внутреннего дискомфорта был слишком высок- отчисление либо просто не брали в ГНП 2-3 года.
2. Ты должен был не просто приходить на тренировку и уходить через часок поездив на лошадке. Ты должен был гореть лошадьми, и желательно переселится жить на конюшню, уезжая домой только для посещения ненавистной школы,это конечно касается всадников со 2 года и далее. Если ты брезговал уходом за лошадью, причем тут подразумевается весь спектр вопросов, от подбивки и чистки, до выгула в руках, мойки и проведения вет. процедур, назначенных ветеринаром, разгрузки кормов, уборки конюшен и..т.д. тебя не выгоняли, нет, просто очень косо смотрели и никогда не брали в УТГ из ГНП.
3. Обычно после 2 года обучения за всадниками 3 года закреплялись учебные лошади, но нет не на поездить и не на выступления, а на подбивку и чистку. Тренера и старшие товарищи зорко смотрел как справляется всадник-подросток с этой задачей, если не справлялся его снимали с лошадей и далее как правило медленно отчисляли.
Теперь коротко о базе. Что умел всадник после 3х лет обучения в ГНП.
Как правило это был всадник 2 разряда по конкуру, т.е. выступающий по маршрутам 110 см. Естественно он не боялся никаких лошадей учебных. Много работали без седла, и был отдельный день по вольтижировку, потому любой всадник ГНП-3 мог запрыгнуть на лошадь как минимум 2 способами , на стоящую как поседланную так и без седла, а тка же на рысящую и галопирующую, была такая команда с коня на конь на галопе, как раз дял ГНП-3.
Посадка была не то что бы идеальная, тут были нюансы, но точно крепкая и уверенная. Меня сажали через год обучения на любую лошадь КСК, для легкой работы летом, в том числе и на непростых пятиборных, свечащих переворачивающихся. И не только меня, но многих моих одногруппников.
Достаточно свободно мы должны были уметь работать на учебной рыси, начинали осваивать боковые движения и менки одиночные в воздухе )если учебные лошади меняли таких было мало).
Начинали работать на мундштучном железе и на спортивных а не на учебных седлах.
Что было плохо в постсоветской школе, во первых ен было практически теории, все что мы знали сверх курса молодого бойца, это рассказы старших спортсменов и книги которых было очень мало в доступе. Уже выполнив норматив КМс, я не знал как правильно делать ни плечо внутрь ни принимание ни полупируэт. Нам просто не считал нужным тренер объяснять биомеханику процесса, лошади делали сами учебные, а ты просто показывал что хочешь от нее. Но ,я был вынужден учится т.к. мне выдали молодого 5 летнего нулевого коня и сказали греби с ним как хочешь, другого все равно нет. Я и греб в вприглядку, такой я был не один, до меня была прекрасная девушка Катерина, она так же с нуля в 17 лет делала из 5 летнего коня юношеского спортивного борца. За год, но ей помогал немного наш разнорабочий - Геннадий Михайлович Гуськов, мы же не знали что он так на минуточку МС и ученик Кизимова. Так ходит дедок из Тулы- гастарбайтер лимитчик, починяет трубы и вахтой живет на комплексе. Но он был великолепным знатоком работы в руках.
Другой вопрос, что он не делился знаниями за деньги, он работал с учениками за идею, в свободное от работы основной по сантехнической части время.
Еще плохо было то что конечно при жутком дефиците хороших юношеских лошадей, в группах юношеского конкура и выездке процветало бурным цветом неуставщина и даже в некотором роде дедовщина, а так же имелся понятное дело тренерский произвол.
Группы делились на группировки и землячества и жесткая конкуренция не всегда спортивные методы внутригрупповй борьбы имели место быть, равно как и борьба аз близость и расположение тренера и наушничество и прямое стукачество.
Это так же была изнанка спота без нее тогда было невозможно.