Правильное обучение новичка.

В бытность мою работы с прокатом было так: сажаешь человека, объясняешь как сидеть, как повод держать, как вперёд лошадь послать, как поворачивать. Потом говоришь:толкаем лошадку по бокам ногами по сильнее, чтобы она пошла. Понятно, что у человека нет НИКАКИХ навыков ВЕ, не работают соответствующие мышцы, нет равновесия и чувства лошади. Понятно, что всё приходит со временем. Но лошадке-то каково!? Вот и задумалась - как проводить первые занятия с наименьшим вредом для лошади и наибольшей пользой для всадника? Только теорию? Но пока на лошадь не сядешь, ничего не поймёшь. Ездить на недоуздке? Не каждая лошадь будет давать чайнику управлять собой на недоуздке. Может какого-нибудь искусственного тренировочного коня сконструировать? Чтобы мышцы качать? Но, кажется тоже не то.
Чего посоветуете в данном случае? :wink:
 
посоветуем не изобретать велосипед :wink:
а кто сразу новичку повод в руки дает?? еще скажите ему - прыгни-ка мне то и вот это, а потом приниманием диагональ :lol: :lol:
_у нас_ новичек первое время держится за седло! (ну понятно, сейчас освистают :lol: :lol: ). первые занятия - учится только сидеть, посылать его никто не просит - учебные кони на то и учебные, что тренера слушают с полслова.
кони вполне себе здоровы и нехило жизнерадостны - под другими всадниками - не новичками - зажигают (отнюдь не в смысле "высаживают" :P) и даже прыгают 8)
 
Homak написал(а):
посоветуем не изобретать велосипед :wink:
а кто сразу новичку повод в руки дает?? еще скажите ему - прыгни-ка мне то и вот это, а потом приниманием диагональ :lol: :lol:
_у нас_ новичек первое время держится за седло! (ну понятно, сейчас освистают :lol: :lol: ).

Ага, вот я тоже поначалу: держись за седло, держись за седло, а вот теперь думаю: куда бы это седло деть, чтоб перестали держаться?!
 
Не, у нас за седло держатся только если повод в руках у инструктора, который идёт рядом. Но это незадятие - а катание попы вокруг озера. :lol:
Учат сразу держать равновесие. За седло - нельзя. Потом сложно от этого отучить.
 
а вы на корде не занимаетесь? ясное дело, держАться за что-то, если интруктор контролирует лошадь. вы ж хотели лошади получше? или лучше пусть за повод держится? 8)
почему, интересно, наши новички в лучшем виде бросают держаться за седло?
Россияне - другие? :wink: :lol:
 
И у меня ВСЕ новички за седло держатся вначале. А как иначе? Как дедушка Филлис учил, на балансе? Нереально сначала, как не изворачивайся, "даж на станке"...
И велосипед уже изобрели! ("все уже украдено, до нас!") Есть спец шейный ремень, за него рекомендуют держаться (я не применяю такое, че коня душить). Театр - с вешалки, первые занятия - с корды! Вообще непонятно, зачем повод в руки давать, сами знаете, что новички с ним исполнить могут! Потом балансировать учатся, руками махать, наклоны там всяческие... и уже дальше с поводом на корде. А чтоб руки не гуляли, нам в прокате (боже, как давно было............. :( ) советовали вместе с поводом взять немного гривы в руки.
 
Естественно, что сначала на корде, шагом. Но держаться руками не за что не надо. Только равновесие. Ну совсем в крайнем случае за гриву. Повод провисший. Это не росияне другие, это у нас в конюшне так учили. :wink:
Вопрос собственно был в том, как правильно построить занятие, чтобы не было дёрганья за рот, долбления пятками по бокам? Специально готовить лошадь? В прокате как правило лошади для чайников - пофигисты, преклонного возраста.
 
Во-первых, я думаю, что первые несколько занятий надо проводить на корде.
У меня происходит так: я работаю с лошадью на корде, повод пристегнут к недоуздку, а не к трензелю. Посылаю в основном с голоса, по ходу объясняя про посыл, шенкель и прочее...
Далее периодически делаем рысь с руками, разведенными в стороны или на талии, что б человек учился держаться за счет равновесия и ног, а не за счет рук... По этой же причине не разрешаю держаться за седло... При этом же меняется положение туловища и все такое...
Т.к. понятно, что в начале очень тяжело всаднику держаться на рыси, поэтому делаю очень короткие "рыси", в общем достаточно часто чередую шаг-рысь (в зависимости от возможности всадника от 2-х минут - если совсем слабенько, до 10 минут). Нет смысла заставлять новичка сильно напрягаться и выматываться, все равно толку не будет, только один вред (синяки, боль в мышцах....).
По мере развития прогресса всадника от занятия к занятию, постепенно усложняю задания, увеличиваю нагрузки. Обычно, начиная со второго занятия, такой расклад: рысь на корде (повод все еще к недоуздку), шаг самостоятельно (повод уже к трензелю перестегиваю).
Ну и там уже смотрю по ситуации: каждый развивается индивидуально, разными темпами, поэтому и подход разный.

У меня самая большая проблема - научить человека строевой рыси...
В последнее время просто постоянно с этим проблемы...
Одни чуть ли не сразу нормально облегчаются... другие и на 3-е занятие вообще не могут изобразить что-н подобное...
Уже как только не объясняю...
 
ИМХО.

Первые несколько занятий на корде-согласна. Уж до тех пор пока строевой не научится ездить то-точно.

За седло разрешать хвататся ИМХО нельзя-привыкнет потом фиг выбьешь. Пусть держится за ремень мартингала, за гриву если что.

Занятие на корде-это выработка посадки и уверенности. Управляет только тренер.

Новичок должен ездить на мягкой спокойной лошади-лишние стрессы с самого начала ни к чему.

Как только привыкнет и втянется маленько, потихоньку строевую без стремян-сначала по чуть-чуть потом больше. Только так ноги накачает и заодно посадка улучшится. Еще хорошо на рыси постоять на стременах-равновесие уметь держать полезно.

Если кому-то покажется что новичку это сложно-звиняйте. Кто-то из двоих точно должен работать.

Я с новичками мало занимаюсь, рассказываю чисто как у нас было принято.


Lovinghorses-попробуйте стремена покороче сделать. Часто новичок вроде темп словил, а не встать-ноги еще слабые, а стремена слишком длинные, должен быть некоторый угол, запас, от которого можно привставать, чтобы нога не была прямой.

А чтоб пятками не долбали за рот не дергали-так объясните, что лошадь живое существо! Или просто не позволяйте, лучше уж хлыст-это ж недопустимо пяткой, лошади и так затертые. На худой конец прочитайте лекцию что у лошади находится там где он ее пяткой лупит я думаю люди ж нормальные поймут. По-другому не слушается? Ну значит хлыст

Естественно все постепенно, лучше меньше но хорошо чем плохо но сразу.
 
Прделагаю конкретную четкую схему. разумеется, не единственную, но очень неплохо работающую - проверено.

Первое занятие - шаг в поводу. Обязательно с ошейником - если будет держаться за седло, то вся посадка пойдет насмарку. Это далеко не катание попы, потому что:
1) Строго следишь за посадкой (вести в поводу, не сводя глаз с ученика - нетривиально, но вполне реально).
2) Все занятие - упражнения. Основное - сел-встал в ритм шага. Во-первых, опять же вырабатывается посадка и правильые движения для будущей строевой рыси. Во-вторых, нарабытываются мышцы для того же. Дальше надо варьировать: одна рука на бедре, вторая на ошейнике... одна рука на ширине плеча, вторая на ошейнике...махи рукой в ритм шага и "встающего" движения и т.д. Под конец ученик должен всатавть и садиться без рук - руки на ширине плеч, руки на бедрах (и смотрите в глаза, НЕЛЬЗЯ чтобы был страх!). Недолго, минут 15-20 мах.

Второе занятие - корда, чередование шага и рыси, ОБЯЗАТЕЛЬНО ошейник. От одного до нескольких занятий (с очень мелкими детьми приходится ковыряться в этом режиме месяцами). Тоже недолго, от получаса до сорока минут. С особо мелкими минут 10-15: они быстро устают и физически и психологически.

Следуюший этап - ошейник плюс поводья, держать вместе (это может быть целое занятие, несколько занятий, или 5-10 "переходных" минут - зависит от ученика). С мелкими не проходит: у них в ручки обе эти штуки вместе не помещаются. Под конец занятия можно отпустить шагом без корды - пусть учится управлять - но лучше идти рядом.

Последнее занятие или серия занятий - корда с поводьями. К этому времени ученик уже должен достаточно хорошо держать равновесие, сидеть приемлимо и иметь достаточно развитые мышцы чтобы не висеть на поводу, привсатавая в седле. Под конец - опять шаг без корды, но самостоятельный.

Все, можно отпускать в свободное плавание. До первого галопа.
 
Можно я словечко вставлю? Скажу сразу- учить не люблю, но приходится. Объясняю как держать повод, как сидеть.Детей, научившихся шагать, но на рыси держащихся за повод, заставляю ездить без рук, т.е. руки в стороны (лошадь ведут за повод или вприхват за другой лошадью.)Эффект видно сразу, тут же выпрямляется спина, человек понимает, что можно не держаться руками и пошло-поехало...
 
На корде и руки за голову(чтоб не держался)Меня так учили,за что я первое время считала тренера садистом.И строевой тоже,руки за голову,в стороны и т.д.,чтоб не висел на поводе! :twisted: А потом можно и повод давать...
 
Почитал я... Очень познавательно.
Практически все - тренеры с разным стажем. А я вот тот самый новичок. Попробую поделиться своими впечатлениями. В качестве обратной связи. Вам же наверно тоже интересно, не только что лошадь ощущает при обучении новичка, но и что новичок ощущает.
Пару дней назад вперые сел на лошадь. Решил всурьёз заниматься, поэтому до того почитал всё, что мог про посадку, поводья, аллюры... Короче, всё, чем богат Интернет. Может это помогло, может по жизни я крутой :D , но посадка в целом нареканий не вызвала у тренера. Конечно, поправил, что надо, куды ноги девать, как спину держать. Но дальше как то держался прилично.
Потом вот вы пишите, первые занятия только взлёт посадка... И мол хватит. Я вроде первое занятие нормально отсидел на шаге по манежу, причём сам, без тренера на поводу. Потом ещё попробовали без повода, без стремян, да ещё и какие то наклоны и повороты корпуса в седле, без стремян и повода. Последние полчаса попробовали рысь. Вот тут было сложновато. Хотя про облегчение я почитал, и посмотрел как другие делали, сразу не попадал в ритм, отбил малость попу. Потом малость приноровился, но, сам сознаю, что ноги держал неправильно, больше на стремена опирался при облегчении, и за переднюю луку.
Я конечно не хвалюсь, но по-моему сильно облегчать первые занятия тоже не стоит. Может конечно мне перебор сделали для первого занятия, но мне понравилась нагрузка. Понятно, на галоп не претендую, пока рыси не освою, но нагрузка то всё равно нужна. Всё таки должен быть индивидуальный подход. И если у кого то получается что-то, то не тормозить его, а давать развиваться.

Вам конечно виднее. Я чисто своим некомпетентным мнением поделился :D
 
Так вот я как раз и акцентирую внимание на индивидуальном подходе к каждому всаднику...
Потому что большая разница между ребенком и взрослым, между мужчиной и женщиной... и индивидуальные особенности у каждого...
А про нагрузку - конечно человек должен придложить определенные усилия и даже немного устать (не просто попу катать, а поработать). Но это делать надо с умом, потому что я не раз слышала от знакомых, что у них после первого занятия на попе синяки и даже гематомы... это уже не шутки... Я всегда спрашиваю, что же с ними такое там делали...
И вы не поверите, но они полноценно рысили по 15 мин, и даже галопом ездили... (в 1-е занятие!!! :shock: )
 
Мне в первое занятие тренер посадил на лошадь, дал в руки повод, объяснил как ею управлять и сказал поезжай. К концу занятия стала в рысь посылать. Как меня тресло, а как я из седла вываливалась!!! Ездили мы исключительно змейкой. За седло держаться не разрешал. Я пыталась держаться за повод и лошадь сразу же останавливалась. На следующее занятие стала учиться держать равновесие.: тренер с коником рысили, а я сложила ручки на груди и думала об одном: как бы не упасть. и именно после этого раза я начала рысить сама, и научилась облегчаться. А в начале после неудачных попыток думала, что я никогда не научусь рысить. А теперь умею почти все. Единственное, что хочу добавить - новичка надо сажать на спокойную лошадь. А то меня потом пересадили на самого вредного коня и вся тренировка у нас складывалась из доказавания друг другу кто на ком ездит. Ну теперь то я с ним легко справляюсь. тоже однако пошло на пользу.
 
Почитала, интересно.
Lovinghorses, оч понравилось про повод не на железе - все гениальное просто! Спасибо!
lisa, вот с чем только не могу согласиться – так это с шейным ремнем. Бог с ним, с удушением, но ведь он и лежит-то еще ниже (именно ниже) седла, это ж посадка еще хужее? Я сама на себе пробовала – фигня получается…и баланс - какой-же с ремнем баланс? Седло ж к рукам ближе... но с другой стороны – весь мир ездит… Просветите! :not:
А я пока поделюсь своим наработанным:
Первое занятие у меня обычно так проходит: приходит деть (вменяемый), гладит, знакомится, показываю - что как на нем и на коне называется (то что для первого занятия). Маленькая разминка на земле для детя. Потом объясняю как садиться (не залазить! не забор!).
Садимся. Лошадь на корде начинает шагать, деть пока сидит, изучает ощущения и сообщает, если таковой присутствует, о дискомфорте. Исправляем. потом зарядка стандартная. Затем объясняю, что такое рысь. Постав ноги, мягкая поясница, разрешаю отклонить назад корпус, держась за арчак седла. Маленькие репризы рыси с шагом (повод в руки на шаг) и разбором полетов в это время. Периодически меняем направление. Добиваемся какого-либо результата. Тут индивидуально: один сразу хорошо свободно сел, другой уже и без одной руки сидит, третий ниче не смог, тока устал… Затем объясняю, как ведут себя руки при управлении лошадью и т.п. Шагаем с поводом в руках, я рядом, деть управляет по моим командам. Ставлю змейку из стоечек, объезжаем самостоятельно, потом пробует без меня. Беру на корду, пока руки отдыхают, ездим шагом не держась руками (руки вверх, в стороны, за спину, руки вверх-смотрим в небо). Предлагаю попробовать на шагу привставать на стременах (все конечно руками упираются). Потом еще рысим, улучшаем то, чего добились, если добились, пробуем облегчаться.
Иногда детям лет 3-5 помогаю понять, как облегчаться, так: ставлю лошадь на писту, высылаю рысью (научила клепперов двигаться переступочкой, медленно), сама рядом бегу (а чаще быстро иду) и руками помогаю привставать в темп. Действует безотказно! На втором кругу дети едут и облегчаются сами! Для старших так не заморачиваюсь…
Устали – шагаем. На корде отдыхаем, потом ездим вместе или уже самостоятельно вольтики вокруг стоек, объясняю остановку и начало движения, посыл. Если силы есть – могу еще раз дать рысь, но чаще (при желании, понятно) занятие заканчиваем упражнениями на стоящей лошади – вертушка; махи ногами с перебросом; ложимся на круп (часто в начале занятия дети бояться это выполнять); корточки в седле; ложимся на лошадь животом (спиной) поперек седла и т.п.
Потом сходим с коня, заводим, раздеваем, дальше – понятно: морковка, сахар, выражения любви и преданности на всю жисть… (все свои действия по отношению к лошади стараюсь по возможности комментировать на протяжении всего занятия и после).
Остальные занятия – по нарастающей. Иногда хорошо сидящим в седле детям (оч стимулирует!) даю возможность поездить галопом на корде уже на 2 занятии (руки за арчак, ноги без стремян, спина назад и мягкая поясница), но объясняю, что это награда за работу, работать галоп серьезно начинаем только тогда, когда спокойно рысим с хорошими руками, грамотно без рывков управляем, делаем короткую, прибавленную рыси, в общем, когда конем деть уже владеет. Сначала на корде без рук, потом с поводом, потом подъем-остановка на корде, и манеж…
Кстати, за седло перестают держаться и хвататься как только сами рысить начинают. Я на корде уже на 3 занятии стараюсь не позволять.
Так как 90% проката - дети, взрослые (а это в основном родители) которые у меня ездят, говорят, что мы с ними общаемся на тренировке, как с детьми (что характерно – им нравится).
Все довольны, хэппи энд, до следующей встречи.
Вот так длинно получилось, прошу прощения. Так много нюансов, хочется все рассмотреть… и объяснить по мере сил, чтобы вопросов меньше :roll:
 
Я вот слушаю все это и понимаю, что каждому свое. И зависит совсем не от возраста. Есть дети по 5-7 лет, которые садятся на лошадь (не на пони), и всему учатся буквально за 2-3 занятия, а есть тети по 25-30 лет, которые после первого же падения с рыси потом еще занятий 10 ездят только шагом. Все зависит от психологической подготовке. Меня вот дедушка в деревне посадил на кобылу, которой тогда 1,5 года было, без седла и с веревочкой привязанной к недоуздку и катайся по полям, вот и все, к вечеру меня кобыла домой привела, с тех пор и езжу, как говорил тренер, очень не плохо. Главное просто показать новичку, что он будет управлять лошадью, и все будет в его руках, ведь инструктора иногда рядом не бывает. А гарантировать спокойное поведение лошади сложно,бывает разное.
 
Кстати,меня на первое занятие повод давали,я ездила рысью через 5 минут после начала тренировке,потом без стремян и всё нормально.А со второго занятия укрепляли посадку,как я писала раньше,т.к. всё-равно не надо лошади дергать челюсть лишний раз.ИМХО.
 
Афалина, во-первых - спасибо, очень интересно! Во-вторых - близкий подход: посадка мелких детей "собственными руками" (говорить им бесполезно, слишком сложные понятия), гимнастика на стоящей лошади (здорово прибавляет уверенности в себе и в лошади, точнее - "в себе на лошади"), поиск индивидуальной посадки и индивидуального подхода, постепенность и осторожность... но не занудство и перестраховка. Клепперы у вас здорово выезжены, аж завидно! Поздравляю с "наработками", я же пользуюсь многолетней школой нашего тренера .. хотя есть и капелька моего личного.

Насчет ошейника - долго не врубалась.. потом дошло - у вас строевики! У нас конкурки, за них плохо держаться - руки уходят "под себя", и вообще неудобно без луки. Удушения от ошейника не будет. Баланса поначалу тоже не будет.. но откуда ему поначалу взяться? Поэтому и упражнения на шагу в режиме "сел-встал" с постепенным "освобождением" от ошейника - одна рука, потом без рук - поиск баланса. На рыси роль ошейника колеблется от "основной поддержки" (ноль баланса) до легкой страховки (баланс, но еще с риском "выронить" ученика из седла). Когда под конец даешь поводья и предлагаешь одновременно придерижваться за ошейник - это уже именно "чуть придерживаться", эффект скорей психологического плана чем физического. Собственно, "основной поддержкой" ошейник является в одном-единственном случае - когда ученик, привставая в седле, уходит носом вперед. Если не получается исправить словами и "показыванием", то регулируешь ошейник так, чтобы держась за него и почти полностью откинувшись, всадник сидел в седле практически вертикально (чуть назад). Потом предлагаешь привставать, расправив плечи и активно держась за ошейник, почти повиснув на нем. Всадник довольно быстро "ловит момент" и дальше может уже просто придерживаться.
 
lisa написал(а):
Насчет ошейника - долго не врубалась.. потом дошло - у вас строевики! У нас конкурки, за них плохо держаться - руки уходят "под себя", и вообще неудобно без луки.

Не, неправильно!
Сначала поясню: я - маньяк по сбруе. У меня на 5 голов: 6 спортивных седел ( 3 универс, 3 выездк), 2 ковбойских (подарили - мой папа и наш "фан-клуб" ), 2 джигитовочных (мы, ваще, трюкачим), 1 непонятное (самодельное, на поне на фотках, тож для джигитовки), ну и 1 строевое ( в наследство досталось). Про остальное ваще молчу. Скупаю все что вижу (качественное) и в "дом" тащу. Да мы еще и шьем сами кой-чего. (уздечки на фотах дети сами делали).
С детства у меня аллергия на строевые седла (но преимущества их в прокате признаю полностью), ездить на них я не могу. Использую свое: под приезжих "КМС-ов" с пальцами :lol: .
Тренировки у меня - ТОЛЬКО на спортивных седлах. Поэтому вопрос остается открытым. Но Ваше объяснение понятно и без вопросов. Спасибо большое.
 
Сверху