А у меня вот вариант с ошейником не прокатывал, поому что я им управляла, если бы за него просто держались, кобыла бы взбесилась, т.к. не понимала бы этих "команд" :? Я когда учила друзей-начинающих, то первое занятие минут по 15-20 было, просто еще лошадь одна, мне и самой поездить хотелось ;-) Сначал на корде, потом смотрела, как человек справляется. Если все хорошо - отпускала самостоятельно.
Чтобы не дергали и не долбили, надо объяснять и следить. Я объясняла, что у лошади во рту трензель (тогда еще был), ей будет больно, если дернуть. Хотя когда к недоуздку стала повод пристегивать, тоже дергать не стоит. Я даже брала повод, человек его держит, представляя собой как бы рот лошади, а я показывала какой должен быть контакт, что такое мягкая рука, а что неуверенная итд.
Как высылать, как сидеть - тоже объясняла, следила, поправляла. Со второго занятия уже рысь, сначала все только на корде, но с поводом, чтобы человек разобрался с посадкой, не тратя моральных сил на сопротивление лошади (а Халке же сразу становилось скучно и хотелось сделать всаднику гадость ;-) ), но в то же время чтобы все-таки управлял. Мне кажется, что ездить в первого занятия без седла или без стремян, как некоорые тренера советуют - это слишком сложно, тут должна быть такая воля к победе, чтобы у человека не пропало желание ездить вообще... Мне кажется, человек должен понять, что это несложно и приятно. Тогда будет стимул развиваьтся дальше
Вот... А потом уже начинала отпускать шагом-рысью по стенке, объясняла про перемены направления, повороты... С остановками и переходами - прямо несколько раз подряд останавливались-начинали шагать и точно так же с шага на рысь переходили. Сначала осваивали это около меня, потом уже использвали на практике
Мне кажется, что на первых занятиях человеку надо много объяснять, подправлять, комментировать... а потом постепенно предоставлять больше самостоятельности. Т.е. давать задание, человек отъезжает от тебя и делает, потом ты подзываешь его и комментируешь. Человек должен научиться сам справляться с разными ситуациями и просто наездить свои часы, многие вещи объяснить невозможно, а надо почувствовать.
А еще, кстати, на первых занятиях хорошо поделать зарядку, чтобы человек раскрепостился в седле. И очень помогает объяснять образами "сиди так, будто выезжаешь на награждение, гордо расправив плечи и смотря перед собой!" "представь, что тебя тянут вперед-вверх за пряжку на поясе", а не "расправь плечи" и "распрями спину". И уж точно не "не сутулься". Надо говорить не "не делай что-то", а "делай лучше вот это", потому что человек еще не знает как правильно. Я видела, как начинающие в попытке затормозить лошадь скукожившись висли на поводе, а тренер говорил: не виси на поводе. А что это такое и что делать, если не висеть на поводе, начинающий и не знал. Лучше бы тренер объяснил, что делать, чем чего не делать
Для меня самым сложным было смотреть на гнусную морду моей лошади, которой происходящее удовольсвия явно не доставляло :? Причем к маленьким детям и полным чайникам она относилась лучше и бережнее, чем к уже что-то умеющим. Зато потом садилась я и она была просто ангелом! Слушалась так, как не стала бы слушаться, если бы до этого ее не замучал начинающий :lol: