Преподаватель и ученик в одном лице - как справляетесь?

lisa (lisa)

Новичок
Тема зрела давно, и вот окончательно назрела. Ситуация, наверное, типична для многих участников форума. Итак, вы, как честный любитель, спокойно занимаетесь себе ВЕ, берете уроки в прокате или на своей лошади. Однако рано или поздно вам этого становится мало, вы начинаете потихоньку работать разных лошадей, крутить на корде новичков, водить смены в лес. Дальше - больше, заканчиваете те или иные курсы для преподавателей (или не заканчиваете, зависит от реалий страны) и постепенно в той или иной мере забрасываете свой основной вид деятельности и превращаетесь в преподавателя - тренера, инструктора, сопровождающего, не суть дела важно.

Важно то, что вы, с одной стороны, продолжаете в какой-то форме брать уроки у старшего тренера, а с другой - у вас образуется некий контингент учеников. В моем случае ситуация осложнена еще и тем, что ученики у нас с тренером нередко общие. Получается - сначала вы сидите верхом, и тренер орет на вас и на них, затем вы слезаете и начинаете орать на них сами (не надо воспринимать в буквальном смысле :lol: - под "ором" подразумеваю обычный учебный процесс).

Сначала такая двойственность не вызывает у вас особого психологического дискомфорта - вам просто не до того, вам надо как-то выкручиваться в сложных ситуациях и срочно учиться преподавательской деятельности. Однако по мере приобретения опыта и уверенности в себе ваши права и обязанности постепенно расширяются, а с ними расширяются и ваши психологические запросы - и вот уже тренерский "ор" в присутствии учеников начинает приводить вас в ступор. Умом вы, может быть, даже и понимаете, что особого вреда вашему имэджу подобные "рабочие моменты" не принесут, но все равно нервничаете.

Наверное, со временем вы научитесь с этим разбираться - но что делать до тех пор?

Вопрос к тем, кто, как и я, находится в подобной ситуации - народ, как справляетесь (справились) с проблемой?

И вопрос к тем, кто учится у подобных лиц - как воспринимается "крик" старшего тренера на ваших собственных учителей? Только, пожалуйста, честно и не кривя душой, без политкорректности и чрезмерной чувствительности - предпочту здоровую циничность.

И вообще ко всем, кому есть что сказать или посоветовать.
 
Тут, мне кажется, "мухи отдельно, суп отдельно" Личные тренировки, по возможности, не должны пересекаться с тренировками учеников...
 
Я сама тренирую и тренируюсь в одном клубе, часто занятия с учениками веду вместе с одним из моих тренеров, часто "подсаживаюсь" на лошадь к своему тренеру в группу с моими же учениками. Честно - никогда никаких проблем не было, даже не задумывалась об этом. :) Правда мои ученики - дети, а тренеры очень корректны в замечаниях в подобных ситуациях (в конце концов совсем уж лажы можно разобрать на кухне после занятия, я запоминаю и исправляю в следующий раз).
 
Я в Германии часто ходила смотреть на тренировки моего тренера. Потом мы с ней даже обсуждали над чем она сама с тренером работала. Было очень интересно. Никаких проблем не возникало.
 
Гаврик, вариант. Но, во-первых - далеко не всегда получается. Во-вторых, болтаться на плацу в гордом одиночестве последнее время жутко скучно. В третьих, и это основное - не могу же я требовать от тренера ежедневных индивидуальных занятий (да еще, как правило, не на одной лошади).

Krist, вот-вот, очень близкая ситуация. Проблема в том, что тренер мой в этом смысле как раз НЕ очень корректен... то есть он, вообще говоря, корректный человек, но очень увлекающийся. И разницы он между мной и другими учениками не делает ровно никакой (и не сможет иначе, это сильней его) - даже хуже, потому что с меня нужно драть три шкуры и потому достается мне по первое число :?. Так что "лажы на кухне разбирать" - это светлые мечты... то есть да, потом можно и на кухне, но сначала - на поле :twisted:. Попыталась в отчаянии договориться с ним, что он просто вообще всегда молчит - и он честно молчит (не хочу думать о том, ЧЕГО ему это стоит :lol:), но рожа при этом у него порой такая, что лучше б уж матом ругался. Опять же - лошади часто его, и честно было бы работать их так, как хочет он. Кроме того, чувствую, что без его чуткого руководства начинаю деградировать, да и ездить самостоятельно не особо в кайф.

Hot Chocolate - спасибо, это утешает :).
 
lisa написал(а):
И вопрос к тем, кто учится у подобных лиц - как воспринимается "крик" старшего тренера на ваших собственных учителей?

Мне нравится смотреть на тренировки моего тренера, во-первых, становится ясно, чему, скорее всего, будет уделено много внимания на тренировке и есть возможность примерить ситуацию на себя и свою лошадь (у нас несколько похожие по типу лошади) и обсудить ее с моим тренером. А во-вторых, чего греха таить, появляется ехидно-утешающая мысль, что не только у меня есть косяки и не боги горшки обжигают, что собственно придает уверенность в своих силах и дает осознание того, что пройденный с лошадью километраж приносит несомненную пользу.
 
Вел написал(а):
А во-вторых, чего греха таить, появляется ехидно-утешающая мысль, что не только у меня есть косяки и не боги горшки обжигают, что собственно придает уверенность в своих силах и дает осознание того, что пройденный с лошадью километраж приносит несомненную пользу.
Вот - вот :mrgreen: Прям радость испытывала когда видела тренера, слезающей с лошади мокрой и не с самым радостным выражением на лице :mrgreen: Но она мне спокойно объясняла все потом. А уж когда я сама стала немного понимать немецкий :roll:
На самом деле я сначала даже удивилась, когда она первый раз пригласила меня сама на свою тренировку. Она мне объясняла, что каждому всаднику нужен если не тренер, то человек, который смотрит со стороны. И тут стесняться нечего.
И чего стесняться, когда она отрабатывала менки с темп, а я с грехом попалам плечо внутрь - принимание делала. Зато, когда я посмотрела как она это делает и что ей при этом тренер говорит, то я потом лучше смогла осуществить эти действия уже самостоятельно.
 
Hot Chocolate написал(а):
Вот - вот :mrgreen: Прям радость испытывала когда видела тренера, слезающей с лошади мокрой и не с самым радостным выражением на лице :mrgreen:
:D
Hot Chocolate написал(а):
Зато, когда я посмотрела как она это делает и что ей при этом тренер говорит, то я потом лучше смогла осуществить эти действия уже самостоятельно.
Здесь присутствует еще один, весьма немаловажный аспект: каждый человек объясняет и видит по-своему, и рассмотреть ситуацию с разных сторон и используя различный подход - что может быть интереснее?
 
Вел, у меня то три месяца прошло, пока я научилась понимать, что говорят моей тренерше. Я по-немецки не понимала. Только к концу третьего месяца стала понимать хотя бы то, что говорят всаднику. Поэтому мне потом моя тренер все объясняла.
Мне было полезно слушать и смотреть с той точки зрения, что сидя на лавочке можно спокойно разложить у себя в голове важную информацию. А уж потом на следущий день попытаться воплотить ее. Потому что сидя на лошади и сразу получая информацию, я часто не могла это выполнить именно потому, что она еще в голове не улеглась.
И опять же... есть куча методик, способов донести до ученика информацию. И терен может так сказать в ступор, пытаясь объяснить ученику что-то. Позанимаясь сам, тренер может увидеть предмет с другой стороны. И тогда он будет объяснять другими словами, предложит другое упражнение, которое приведет к цели.

У меня как-то не получался пируэт на галопе. Бились несколько дней. Конь спокойно мог это делать. А у меня не получалось. И как раз у моей тренерши была тренировка, на которой они с тренером отрабатывали и пируэты в том числе на молодой лошади. На следущий день моя тренер предложила мне несколько иное упражение (это было упражнение для молодых лошадей). После этого пируэт начал получаться.
 
Тема близкая. В какой-то мере мне повезло. Мои тренера тоже люди увлекающиеся, но обычно они все-таки помнили, что на тренировке присутствуют мои ученики и старались быть хоть чуть-чуть корректнее. Иногда даже специально хвалили "на публику", за что я им крайне благодарна.
Но даже если бы и не старались. Все равно тренер либо прыгает значительно выше, чем его ученики и сама эта высота не может не вызывать уважение, либо невысоко, но на такой лошади, на которую не всякий ученик рискнет сесть.
И вообще, когда тренер работает лошадь - ученики, ИМХО, не столько слушают, сколько смотрят. И все равно восхищаются, как бы старший ни орал :D , конечно, если тренер, как всадник, этого стоит.
А если у старшего тренера в принципе есть манера орать, то все к этому привыкли и в какой-то степени воспринимают как "белый шум". :lol:
 
ну.. .я поступила проще - тренируюсь в одной конюшне, тренирую в другой... и волки сыты и овцы целы :lol:

Хотя пару раз получалось так, что мои ученики видели как тренируют меня - воспринималось это абсолютно нормально - ибо уровень тренировок у нас абсолютно разный - людей моего уровня верховой езды просто не вижу смысла брать.
 
Не вижу проблемы, если честно :) ВСЕ косячат, и чаще всего публично :lol: Меня награждают за это цветистыми выражениями, самое мягкое из которых "твоюжмать"- и ничего, не стесняюсь :lol: При "ученике"(слово-то какое :lol: ) просто объясняю где косяк, кто виноват и как исправить. Всё-равно тот, кто учиться косячит несоизмеримо больше того, кто учит. :lol: Независимо от уровня.
А если стесняться- придётся перед соревнованиями считать количество "учеников" на трибунке и если наберётся многовато (ну, больше одного, например)- сниматься нафиг :lol:
 
Так получилось, что у меня 2 тренера. Они муж и жена и тренируют меня по очереди. Причем жена в этой паре - молодая стартующая спортсменка, часто бывает так, что муж тренирует ее одновременно с другими учениками.
Согласна с предыдущими ораторами, уровень других учеников просто не сопоставим с уровнем тренера. Ничего, кроме уважения наблюдение за такими тренировками не вызывает. Ну и желания услышать как можно больше комментариев, разобраться в них. Я просто обожаю смотреть как тренируют других учеников, а уж как тренируют тренера особенно! не стесняюсь задавать вопросы, если не понимаю какие-то комментарии
 
я сама глубокомысленный хоббик, но периодически тренирую подругу - ничего сложного, просто шаг-рысь-галоп-вольтики - человеку нужно просто уметь ездить чтобы скататься в поля или промять лошадку в манеже без каких либо наворотов. я сама обычно езжу без тренера - так получилось, но иногдаменя ктонибудь пинает. тогда я обычно прошу подругу приехать и посмотреть на то как я позорюсь. чтобы она послушала умного человека, а заодно сама запоминала картинку чтобы хоть смотреть за мной могла если что. стесняться нечего, мы все косячим)))

имхо, плох тот тренер, который говорит что все умеет.
 
Снегурочка написал(а):
И вообще, когда тренер работает лошадь - ученики, ИМХО, не столько слушают, сколько смотрят. И все равно восхищаются, как бы старший ни орал :D , конечно, если тренер, как всадник, этого стоит.
Слушают все-таки тоже. :) То есть конкретно твоих тренировок с тренером я, кажется вообще ни разу не видела. :lol: А так вообще когда я смотрю на какую-то тренировку мне всегда интересно именно послушать что там тренер такое советует (не для того, конечно, чтоб порадоваться, что вот даже X косячит, а для общего развития. :) )

В общем, ничего ужасного в том, чтобы ученики видели тренировку тренера я не вижу. Все же понимают, что совершенству нет предела. :)
 
(я никого не учу, просто размышления на тему :))

Если "ученики" взрослые люди, тогда проблем быть не должно. Достаточно объяснить, что взгляд со стороны и суровый тренер нужен всаднику любого уровня, будь он хоть трижды олимпийским чемпионом. И пахать приходится тоже всем, ну и ошибаться конечно тоже и т.д.. Взрослый человек это поймет без проблем.

А вот если дети? Любимый тренер царь-бог и главный авторитет в конном спорте... а тут на него орут нехорошими словами и вообще. ИМХО в глазах ребенка авторитет тренера может здорово пострадать (или ребенок обидится на тренера тренера :) за то, что наезжает на "любимую учительницу").
Родителям детей (родителям далеким от КС) наверное точно лучше не видеть этих тренировок. Решат, что доверили обучать чадо какому-то лоху, который сам ездить не умеет :roll:
 
Народ, спасибо за столь разнообразные ответы, очень интересно и поучительно!

Hot Chocolate написал(а):
Вот - вот :mrgreen: Прям радость испытывала когда видела тренера, слезающей с лошади мокрой и не с самым радостным выражением на лице :mrgreen:
Вот-вот, этого-то я и боюсь :lol:.

Ира (Снегурочка), все правильно. Пока прыгаешь высоко - тебе все это более ли менее по барабану. Но если это мажнежка? Там высоты не видно, а ор все равно слышен... собственно, там-то он особо и слышен. Плюс - бывают ведь разные обстоятельства, не видные невооруженным глазом: выход после травмы или долгой болезни, когда ни черта не получается. Или просто прыгаю на своем рОдном, которому высоко нельзя по здоровью... впрочем, на нем у меня и подобных проблем обычно не возникает, как правило все всеми вполне довольны.


Четрик, стесняться - это не совсем то. Я говорю о постоянном внутреннем напряжении. Понятно, что с этим надо уметь бороться, уметь работать "несмотря на"... и понятно, что все умеют, куда ж деться. Но - просто тяжело. Устаешь от постоянного напряжения. И боюсь, что засчет этого повышается риск травматичности. Собственно, я серьезно задумалась над этим вопросом, когда на очередной тренировке настолько зафиксировалась на том, что происходит с остальными, что наломала серьезных дров в отношении себя самой. Впрочем, это уже немного другая проблема - как во время собственной тренировки отвлечься от того, что происходит с другими на плацу.

Топик, ага, типа примерно так. К тому же объяснять - это не наше, у нас страна не техническая, а артистическая. Мы не физики, мы лирики. Рациональных объяснений мы не понимаем, мы понимаем факты и - в кайнем случае - тон. Утешает, что есть очень умные дети, которые все прекрасно чувствуют лучше взрослых. Плюс нехорошими словами все же не ругаются, так что факт "наезда" обычно заметен только человеку с неким опытом.
 
Сколько я сама наблюдала и разговаривала с людьми, все положительно воспринимают, когда их тренер учится у другого тренера - обычно занимаются какими-то тонкостями, либо работают молодняк или строгих, в любом случае картинка лучше, чем это доступно среднестатистическому ученику. А уж люди, которые начали двигаться в сторону спорта, да еще если тренер занимается у какого-то известного профи, так просто гордятся: "Мой тренер - ученик такого-то! И тот его так гоняет! :shock: "
Другое дело родители детей-учеников, особенно новичков, потому что родители опытных часто уже в состоянии сами оценить, что происходит в манеже и зачем. Сужу по своему папе, его комментарий был бы "Зачем ты занимаешься у какого-то лоха, на которого даже тренер орет?!" Думаю, вот таких ситуаций стоит избегать.
Вы озвучили очень сложный момент - как сосредоточиться на своей работе, когда рядом занимается твой ученик? Меня саму сильно отвлекает, когда кто-то рядом работает и косячит, а я знаю, что подсказать и как поправить, но нельзя!
 
Я конечно не педагог по образованию, но не раз приходилось присутствовать и даже некоторым образом участвовать в образовательном/воспитательном процессе детей (не конному). Оказалось, есть очень много важных нюансов при общении с детьми, которые для успешного обучения необходимо соблюдать. Очень непросто бывает, к примеру, заинтересовать. Но перед занятиями ВЕ этот вопрос стоит не так остро))
Так вот, одно из правил, если меня не обманывает память, было "не ругать учителя перед учениками". Потому что авторитет учителя резко падает, его слова начинают подвергаться сомнению, уважение улетучивается, дисциплина, "успеваемость"...
Для многих очень важно, чтобы учитель обладал некоторыми актерскими навыками, чтобы он умел держать аудиторию, находится постоянно в одном, правильно подобранном образе (только без лжи!). Тогда обучаемые способны с головой погрузиться в изучаемый предмет и, не теряя сил на сомнения, хорошо и быстро усваивают материал.

Но все-таки, если люди взрослые, я думаю, многие способны и самостоятельно настроиться, самостоятельно в некотором роде "возвысить" тренера до царя-бога, чтобы эффективно заниматься.
Я, честно, сколько помню моих лучших, самых любимых учителей, все они были несколько идеализированы в моем сознании, их никто передо мной не отчитывал, а если и отчитывал, то тогда наши отношения переходили на более дружественные, мы больше делились проблемами насущными, и, кстати, как ни прискорбно, предметом я начинала интересоваться меньше... При этом нет ничего плохого, чтобы относиться к ученику как к другу, так в принципе и надо, но важно соблюдать приличии, не перейти грань.
 
Меня лично присутствие моих учеников (детей) мобилизует: я понимаю, что они на меня смотрят и ровняются, поэтому такие занятия (я выше писала, как мы тренируемся) дают мне только "козырь" - я могу их учить на своем примере. Причем не столько конкретным вещам, сколько поведению на манеже, умению использовать пространство, внимательности к окружающим...
Как уже кто-то отмечал, уровень моих и детских тренировок существенно отличается, т.е. делая одни и те же элементы мы выполняем их с разным уровнем требований. Например, я часто беру в смену с детьми поработать молодняк пони-класса или проблемных коней, на которых они тоже ездят, и дети видят, насколько иначе ведет себя подо мной лошадь. Кстати, их родители это тоже замечают - даже периодически у себя за спиной вижу, как какая-нибудь мама из-за забора комментирует ребенку поведение лошади подо мной.
Вот тренеры да, они все очень проф. тактичны и орут на меня только на тренировках со спортсменами. :lol: Все остальные замечания по ходу делаются таким языком, которого дети не поймут, и дают соответствующие задания: сбор, принимания по диагонали, когда у всех просто перемена, плечо внутрь вместо постановления и т.д. Дети по этим командам понимают, что я занимаюсь на другом уровне, и воспринимают правильно.
 
Сверху