RedBaron согласна почти со всем, вот только еще Ключевский пытался объяснить отсутствие хозяйственности и планирования на долгий срок именно тем, что в России и без завоевателей имущество не сохранялось. В частности, Москва, по его подсчетам, горела по разным причинам дотла (!) примерно раз в 50 лет, это не считая локальных пожаров. Где уж тут до комфорта и накопления богатств!
Что касается отношения к лошадям, то это все же скорее не национальная, а советская традиция. Был план и нужны были быстрые результаты. Если лошадь показала хороший прыжок в 3 года, она тут же начинала напрыгиваться, часто или вставала через полгода, или , если выдерживала, везла разряды и вставала в 8. В таких случаях , после показанных тренером или спортшколой результатов лошадь было легко заменить, а вот если результатов не было, то заменить было труднее. Была в советское время даже официальная статистика, о том, что средняя продолжительность жизни (не периода достижений и выступлений) порядка 8 лет. Вот такой средний возраст ухода на мясо. Это не считалось трагедией, а нормой отходов. С десяти лет лошадь считалась очень старой. Учтите, что в статистику входили и те единицы, которые продолжали выступать до 16 -20 лет. Стоимость лошади и затраты не учитывались вовсе, - нужен был престиж. Если бы тренер или спортсмен платил за лошадь из собственного кармана, он, может быть, попробовал бы ее поберечь.
Спортсмен с именем мог получить почти любую лошадь, даже забрать из-под другого спортсмена, менее именитого. Именно потому, что от него ожидались результаты. Если лошадь у него не шла, он ее легко менял. При этом никак не отвечал за порчу имущества.
Никто уже не помнит, как в 50-х, начале 60 годов на спортшколы спускался план по мясу. Зачем держать лошадь, если она не везет призов 3-4 года? Трата государственных денег!
Я уже много лет при возникновении разговоров на подобные темы задаю собеседнику один вопрос: Почему графу Орлову хватало терпения устраивать испытания своих лошадей и в 3 и в 5 и в 10 лет, а наши орловские рысаки редко бегут до 6?
Потому что Граф Орлов работал за честь и за совесть и отвечал перед богом и Россией, а наши зоотехники - временщики и отвечали перед парткомом. Если они пытались настаивать на другом тренинге, говорить о позднеспелости пород, их просто снимали с работы.
Как сказал один чиновник, министр, если не ошибаюсь, рыбного хозяйства в середине 70-х, когда ему попробовали объяснить, что при практикуемых методах работы потомкам нечего будет есть, "А меня не потомки снимать с работы будут."
Так создавалась школа, традиция тренинга, отношение к делу и культура российского конного спорта.
Наших долгих 70-и лет как раз хватило , чтобы вымерли все, кто помнил другие традиции. Восстанавливать хотя бы на локальной территории нормальное отношение к лошади может только человек, готовый тратить деньги ради идеи, потому что если лошадь выращивается, заезжается и тренируется в соответствие с физиологическими возможностями, результат может и будет хороший, но не скорый и не гарантированный.
Учтите и то, что нужны соответствующие тренеры и берейторы, не просто считающие по календарю : 2 года - заездка, работа на возжах, 4 - первые прыжки, 6 - начало серьезного тренига, а еще чувствующие конкретную лошадь и умеющие дозировать нагрузку именно для нее, потому что настоящий тренинг - искусство, требующее колоссального опыта, чутья и еще чего-то неопределимого, чему неоткуда взяться, если вокруг практически нет лошадей, которые испытывали бы удовольствие а не разваливались от больших нагрузок, и как таких лошадей создавать по книгам не выучить и на семинарах не узнать.
К сожалению, чисто законодательно такие вопросы не решаются, это сказывается наша привычка воздействовать на проблему сверху.
Если кому-то кажется, что проблема не в традиции, не "в головах", а, например, в том , что многие все еще работают не своих , а чужих лошадей, вспомните только сколько родителей отдавали и отдают своих детей в гимнастику к тренерам, которые многих детей ломают, но зато и воспитывают иногда чемпионов.