Вчера была такая чудесная погода. Было так тепло.
На манеже была только я и еще одна лошадка.
Знаете, как определенная комбинация света, звуков и запахов в одну секунду может вернуть вас в какой-то момент из прошлого?
Светлый манеж, солнечные лучи падающие на грунт через окна, запах деревянных бортов, шелест грунта под ногами, фырканье лошадей..
7:30 утра. Суббота. Конец марта, уже тепло, хотя ветер еще прохладный. Толпа девчонок высыпалась из автобуса и направилась по дороге на конюшню. С полей пахнет сырым грунтом, лежалой травой и уже вовсю орут птицы по утрам. Снега совсем нет.
Перед входом в конюшню смотрим на плац - еще немного, может, пару недель, потом боронение, и выйдем на открытый грунт. Можно будет не ездить в смене, и тренер будет ставить длинные интересные маршруты.
Тренера еще нет, сидим на лавочках возле раздевалки и ждём. Немного дрожат коленки от нетерпения, все болтают кто о чём.
Приходит тренер, открывает раздевалку.
Все быстро переодеваются под болтовню, кто-то что-то не может найти, кто-то снимает сережки, потому что строго запрещено ездить с украшениями, кто-то кого-то заплетает. "Кто-нибудь видел мой хлыст?" "А где моя каска?" "Интересно, кого сегодня дадут.."
Все переоделись, расселись по лавочкам. Заходит тренер.
Катя на Долге, Рита на Ритуале, Лена на Лене, Даша на Даше, Кристина на Синди..
Я на Филадельфии. Она - бывший конкурный боец, стартовавшая по 130-140, сейчас уже не молода, но полна сил, слепа на один глаз. Полгода назад вернулась после отъёма жеребенка и входит в форму. Только меня она не разносит на галопе, поэтому я на ней и езжу в последнее время.
Кроме щеток надо взять ведро с водой, губку и немного соды. Филя - серая в гречку, по-любому один бок у неё будет жёлтый. Грязных лошадей тренер не пускает на манеж.
В амуничнике пахнет кожей и лошадиным потом. Все разбирают оголовья и сёдла.
В деннике очень светло, через толстое зелёное стекло, уложенное "квадратиками" падают солнечные лучи.
Филя как обычно стоит, думая о чем-то своем, глядя одним зрячим глазом в непрозрачное окно, подобрав ножку и отвесив губу. Видит меня, ставит ушки и подходит на чистку.
"Все головы? Выходим!"
Шумно открываются двери, все стоят на выходе из денников и ждут - первый должен пройти Долг, потому что жеребец.
Когда стук жеребцовых копыт слышится на проходе между отделениями, начинают выходить кобылы. Я иду в хвосте смены, потому что Филя стоит во втором крыле и надо подождать, пока все пройдут. За нами последними идут те, кто отбивает задом.
9:00 утра. В манеже светло и тепло. Солнечные лучи падают на песок через большое почти арочное окно. Пахнет грунтом, деревянными бортами, седельной кожей, лошадьми.
Кроме нас на манеже никого нет. Берейторы будут работать после обеда, а частников тогда не было.
Смена из 7-ми лошадей, первый жеребец Долг, последняя Маруся, потому что отбивает.
"Смена, рысью!"
Едем рысью, Катя старается активнее двигать жеребца, чтобы не тормозить всех. Лошади отфыркиваются, шуршат копыта по грунту, пощёлкивают суставы, скрипят сёдла.
Потом шаг. Потом снова рысь.
Перед галопом все растягивают по стенке на максимальную дистанцию, чтобы не было столкновений. По-любому кто-то кого-то подтащит, кто-то поднимется не с той ноги и перейдёт в рысь, чтобы подняться в правильной. Кто-то не сможет поднять с первого раза, но никто никому не мешает.
Филя - высокая мощная кобыла с активным сильным галопом. Поднимаю её с шага и сразу с одержками, чтобы она не думала включить разгон. Уши жмёт, скрипит зубами, пару темпов как прыжки. Но потом она отфыркивается, расслабляет челюсть и спокойно скачет без рывков и разносов. Дни её триумфа на боевых полях закончились, но она бы и сейчас с удовольствием прошла высотный скоростной маршрут, потому что спортивные бойцы навсегда остаются такими - готовыми к бою.
После галопа прыжки. Брусья, чухонцы, разминка на крестовине 60-70см, потом связки и маршрут.
Я не прыгаю - из-за глаза Филя не может прыгать, это небезопасно, так что идём шагать в конюшню по проходам.
Во вторую смену у меня Выбойка - кобыла-огонь с большой любовью к внезапным свечкам. Почему-то только у меня на ней получается прыгать, а всех остальных она обносит на препятствиях, и они её боятся.
Что-то мне везло тогда на горячих кобыл.