Седла. Что как и почему, хорошие и плохие...

Lintu

Pro
Довольно важная и обширная тема, которую нельзя полностью охватить в одном тексте.
Седло всегда было одной из самых важных "частей" - т.к. от него многое зависело - и "долговечность" лошади, и эффективность работы, и "долговечность" всадника.
Думаю не стоит описывать историю и т.д., это все можно почитать во множестве источников.
Просто оставлю ссылки по теме здесь (можно будет дополнять полезной информацией/ссылками, я обновлю сообщение):
История и виды седел - http://www.westernrider.ru/#!saddles/c22m0
Все о седле в этом разделе - http://www.ridewest.ru/articles/horsegear/#saddle

Начнем с видов
В настоящее время вестерн седла производятся не только для ковбоев работающих непосредственно на ранчо. Сейчас появилось множество разновидностей вестерн седел разработанных специально для каждой вестерн-дисциплины для больше комфорта и удобства всадника и лошади, а так же для достижения лучших результатов в спорте. На данный момент есть специальные седла для:
Трейла и плежера – седла более глубокие, с разными вариациями размеров и форм рожка и вилки, которые всадник может подобрать на свое усмотрение, для обеспечения большего комфорта на прогулках на пересеченной местности, такие седла обычно легче по весу, с более высокой задней лукой, может быть использована задняя подпруга.
0c04d306f894.jpg


Рейнинга – эти седла были модифицированы для более точного «чувства лошади». Такие седла имеют низкий рожок, фендеры со стременами вынесены вперед, сидение имеет наклон от вилки к задней луке, что более комфортно сажает всадника, что особенно важно на таком элементе рейнинга как скользящая остановка. У рейнинговых седел есть только передняя подпруга. Но, иногда, на соревнованиях можно увидеть седла с двумя подпругами, что может быть обусловлено строением лошади или ее стилем выполнения элементов (и скорости), когда нужна дополнительная точка опоры/крепления.
af822aebc0f1.jpg


Скачек вокруг бочек – такое седло имеет рожок средней длинны, но высокую и выраженную вилку, что дает большую устойчивость посадке всадника, задняя лука широкая и высокая, сидение глубокое. Седла для этой дисциплины в основном имеют закругленную юбку, зачастую только переднюю подпругу и часто такие седла могут быть без ленчика или ленчик из стекловолокна, что значительно уменьшает вес седла. Обычно такие седла идут в комплекте с подперсьем. В большинстве дешевые варианты таких седел сделаны очень плохо (и очень ярко) и использовать такие седла на лошадях нежелательно.
3d5f10031477.jpg


Роупинга (ловля бычка на лассо) – имеют деревянный ленчик, покрытый бычьей сыромятью, с очень крепким рожком, часто усиленный дополнительной кожей, или покрытый специальной резиной, сидение низкое так же как и задняя лука. Вилка и полки ленчика спереди более широкие, чтобы лучше распределять вес всадника и пойманного бычка по спине лошади, не перенагружая перед и плечи лошади, давая ей больше свободы движений. Стремена длинные и широкие. Роупинговые седла имеют переднюю и заднюю подпруги, которые соединены специальным ремешком под животом лошади, задняя подпруга НИКОГДА не затягивается туго – между ней и животом лошади должен проходить кулак. Задняя подпруга защищает седло от опрокидывания, когда происходит рывок при ловле бычка на лассо.
fadeef3d5942.jpg


Каттинга (удерживание бычка отдельно от стада) - для такой дисциплины седла имеют более плоское и длинное сидение и имеют удлиненный рожок, за который ковбой держится. Фендеры у таких седел обычно узкие, а стремена круглые, сделанные из металла или дерева. Такие седла имеют переднюю и заднюю подпруги. Задняя подпруга помогает седлу остаться в правильном положении на резких маневрах.

Так же есть седла для пробегов, для ковбоев участвующих в родео, и так же остались седла рабочие и более тяжелые – ранч седла.
17f29af5d4a1.jpg


Ранч седла – настоящие рабочие седла, на таких седлах нет резьбы и серебра. Вес такого седла около 20-25 кг(ленчик всегда деревянный, иногда усилен железом), сидение глубокое и плоское, вилка широкая и низкая, высокая задняя лука, высокий и широкий (круглый) рожок, со специальной обмоткой, для защиты рожка от прожжения от веревки, фендеры расположены четко под всадником, посадка в таком седле прямая, имеют двойное крепление подпруги к седлу, и имеют как переднюю так и заднюю подпругу, так же имеют множество кожаных ленточек для привязывания поклажи.
1f3aa63e1bb0.jpg


Вестерн седла сейчас производятся, импортируются, и экспортируются по всему миру. С приходом новых технологий ленчики седел теперь изготавливаются не только из дерева, но и специального стекловолокна, что сильно облегчает вес седла (средний вес обычного вестерн седла 15-17 кг). Так же некоторые фирмы изготавливают седла полностью из синтетических материалов, в основном такие седла используются в пробегах.

Факты:

- Настоящие качественные вестерн седла в среднем весят 15-17 кг. Ранч седла весят от 20 до 25 кг.
- Хорошее вестерн седло сделано из толстой качественной кожи.
- Вестерн седло стоит дорого. Хорошее б/у седло можно купить от 1000$. Новые от 2-3 $.
- Дешевые индийские седла опасны для лошадей и всадников. Они сделаны из плохой кожи и пластика, ленчики ломаются на морозе\жаре, кожа лопается, нейлон рвется и проскальзывает. Ленчики не подходят большинству лошадей.
- Качественное вестерн седло при должном уходе может «пережить» своего владельца. Многие седла служат более 30 лет.

Мифы:

- В вестерн седле нельзя ездить строевой рысью. Неправда. В хорошо подобранном по всаднику седле можно ездить облегченной рысью.
- В вестерн седле лошадь можно оставлять посёдланной неделями. Неправда. Лошадь нельзя оставлять поседланной на долгий срок в любом седле. Не существует таких седел в которых можно «жить не снимая».
- Вестерн седла подходят всем лошадям и не имеют размеров. Самое большое заблуждение. Все вестерн седла имеют разный размер как по лошади так и по всаднику, о чем не нужно забывать при выборе седла, в противном случае можно сильно повредить лошади!

Размеры по лошади – full quarter для широких лошадей, с низкой холкой, чаще всего используется на лошадях породы квотерхорс. Semi-quarter для более «узких» лошадей, с более выраженной холкой, так же имеет несколько разных размеров по ширине полок, обычно используется на «облегченных» типа квотерхорсов, аппалузах, пейнтхорсах, чистокровках. Arabian - для узкоплечих лошадей, с короткими спинами (из-за чего такие седла имеют закругленную юбку), в основном для арабов. Gaited - для аллюрных лошадей имеющих свое отличное от других лошадей строение, и др.
По всаднику отличаются на 1,5-1 размер - если у вас классическое седло 16 размера, то вестерн седло будет 15, 14.5. Хотя современные седла уже делаются по размерам приравниваемым к классическим. Так что при покупке стоит спрашивать у продавца какой актуальный размер по всаднику.
 
Больная тема - седловка...
Полностью здесь - http://www.westernrider.ru/#!saddeling/c20l0

Вестерн седло всегда кладется на специальный пад (вальтрап). Он толще и длиннее классического вальтрапа, что позволяет правильно распределить вес по спине лошади.

ВАЖНО! Вестерн седло НЕЛЬЗЯ класть на классический вальтрап ни в коем случае! Это может привести к травмам спины лошади. Классические вальтрапы меньше размером, могут образовать складки и сползать из-под седла, швы будут натирать. Плюс они имеют недостаточную толщину для амортизации.

Пады бывают нескольких типов: двойные – снизу натуральная овчина, сверху «плетеный коврик». Такие чаще всего используются на соревнованиях (фото 1). Войлочные и неопреновые (фото 2). На соревнованиях часто поверх «рабочих» войлочных и неопреновых кладут блэнкет (цветной коврик) для красоты (фото 3). Всегда сначала кладется пад, и только потом, сверху, кладется блэнкет!
0fdfbf646fe0.jpg


Пады могут быть разных видов. С вырезами для холки, с дополнительными "подушками, чтобы скомпенсировать недостатки экстерьера лошади, с гелевыми вставками и т.д. Соответственно, если у вас пад с вырезом для холки, то он кладется именно по форме холки. Если это самый простой прямоугольный пад, то определить где "перед", а где "зад" помогут кожаные вставки по бокам, которые защищают пад от стирания под креплениями подпруги - эти вставки будут спереди.

Блэнкет кладется "более цветной" стороной назад. Чтобы узор был виден за седлом. Блэнкетом необходимо закрыть полностью весь "рабочий" пад.
Прежде чем класть седло на лошадь, удобнее всего закрепить подпругу на левой стороне на специальном держателе, либо просто перекинуть через седло. Так же можно убрать правое стремя, закрепив его за рожок седла.
Седло кладется ближе к передней части пада. Обычно спереди должно быть два-три пальца (цифра 1).
Чтобы определить правильное положение седла необходимо провести линию через рожок и вилку седла вниз до локтя лошади (цифра 2).
389fcba53abf.jpg


После того как мы положили седло - обходим лошадь и отстегиваем подпругу (если она была просто перекинута через седло - то опускаем вниз) и смотрим чтобы она нигде не была перекрученной. Затем так же как и с классическим седлом - делаем спереди "домик" из пада, т.к. при затягивании подпруги он будет опускаться вниз и может стягивать холку. После того как мы проверили все ли лежит на своем месте, мы поднимаем левое стремя и цепляем его за рожок, чтобы оно нам не мешало при затягивании подпруги. Развязываем латиго (если оно было завязано) и продеваем через кольцо подпруги (Фото 5). Свободный конец продевается в кольцо на седле (Фото 6).
78a3fce8fdce.jpg


Свободный конец снова продевается в кольцо подпруги (фото 7). Если латиго длинное, то можно все повторить еще раз. Обычно делается 2-3 оборота. (фото 8 и 9).
Когда вы сократили длину латиго до нужной, натягивая свободный конец на себя (не вверх как с классическим седлом) до-затягиваем подпругу до нужного натяжения (вестерн седла не затягиваются сильно, под подпругой должна проходить ладонь), продеваем шпенёк в нужное отверстие. (Фото 10)
b3fe05b162dc.jpg


Чтобы «слои» латиго легли равномерно, нужно потянуть за середину "оборотов" так, чтобы шпенёк встал в правильное положение (Фото 11). Затем свободный конец продеваем в специальное крепление на левой стороне седла под вилкой (Фото 12).

ee549489bb06.jpg


Если на седле предусмотрена задняя подпруга, то ее НИКОГДА не затягивают туго. Как минимум между животом лошади и подпругой должна свободно проходить ладонь, как максимум - кулак (т.е. она не должна быть затянута слишком туго, но и не должна висеть слишком свободно). Кроме того обязательно должен быть ремешок соединяющий переднюю и заднюю подпруги, иначе задняя подпруга может съехать в пах лошади и может доставлять дискомфорт.

Задняя подпруга в основном есть на роупинговых седлах, баррел рейсинговых, ранч и каттинговых. Задняя подпруга защищает седло от опрокидывания, когда происходит рывок при ловле бычка на лассо и помогает распределить вес бычка по всему седлу и спине лошади защищая ее от резкого удара на плечи.


Когда мы расседлываем лошадь необходимо завязать латиго, чтобы оно не болталось по полу и не портилось при неправильном хранении (если латиго будет скомкано, то появятся складки и кожа может "задубеть", что потом будет причинять дискомфорт для лошади). Обычно латиго завязывается так, чтобы потом при седловке мы тратили меньше усилий. Как это делается можно посмотреть на двух видео ниже.

 
Продолжение больной темы:
Как НЕ надо седлать. Мой личный архив сбора абсурда из наших соц.сетей. Или умом Россию не понять...

2e9b97edba51.jpg

e631836f0778.jpg

71449b1ee63b.jpg

c485781a3b01.jpg

f4328b052e66.jpg

19c8b7f74cd0.jpg

3cc2c8a104c5.jpg

f2498c961cf5.jpg

a33027026e0a.jpg

de50ee23275e.jpg

f966b7160266.jpg

7fa77406ed69.jpg

c3eec2fd92db.jpg

28aaf94547af.jpg

1e9f15f5240f.jpg

656b474e5f9d.jpg

8c98346fae01.jpg


Я это даже комментировать не хочу. Хочется вырвать руки тем кто так седлает. Пожалейте своих лошадей! Не надо так делать! К слову, ВСЕ седла не подходят лошадям.
 
Полезные картинки для определения нужного угла полок
Правильный угол:
8ce3999c3238.jpg

Узко снизу
c9ce5c996f8b.jpg

Узко сверху
0dcddfdddd2b.jpg
 
Скопирую из соседней темы
О том с каких седел мы начинали...
Насколько помню, у него (у Вити и Гречки) вроде было одно из тех что тогда продавали в магазинах - Натова или что-то в этом роде. У меня даже где-то фото моего тест драйва есть, но не могу найти.
Есть такие, мне сдается, что это уже новое седло...
c4c5e35fa496.jpg

6dc1958f2afa.jpg

5086987369fd.jpg


Синтетику Нортон я брала у него же. Оба раза впечатления были адовыми. Даже не представляю, что чувствует лошадь в таком...
Вот тот Нортон, мало того что он лошади не подходит, так еще и сидеть в нем реально больно
5a5e7bdcf28d.jpg


Однажды мне дали седло на наши первые соревнования, и я совершенно не помню чье оно :( было вполне удобным
35a43bd19de2.jpg


Я когда начинала купила тоже дерьмовенькое седло - но тогда особо выбора не было (но я одновременно с этим седлом купила троеборку, так что вестерн обычно надевался в поля), через полгода я от него избавилась. Но, к слову, это седло не было ужас-ужас. Терпимо, но все равно гауно :(

Тут можно увидеть всю мою криворукость. Дело было 10 лет назад, в период, не самый радужный для российского вестерна :))) Так что тогда ни тренера не было, ни того кто мог бы подсказать. т.к. тогда был период "каждый суслик агроном".
На фото вообще первая неделя моего коневладения :))) ужас, столько лет...
ec933e7d4984.jpg

Но через пару месяцев хотя бы научилась бленкет класть правильно :D на всадника не смотрите, это моя мама, она раз в несколько лет садится покататься :)))
IMG_7791.jpg

91b2b01a0866.jpg

фирму не вспомню, покупала в МКМ. Сейчас там есть похожее, но еще хуже качеством, мне еще свезло...


При этом, сейчас я езжу только на "профессиональных"-спортивных дорогих седлах и не скажу что мне в каждом удобно. Чаще всего они мне велики по размеру - т.к. мой тренер мужчина, еще и высокий, поэтому когда мне приходится ездить в его седлах я испытываю дискомфорт от того что сидение слишком большое.
Например это - Bob Avila (самое распространенное среди рейнеров сейчас) очень удобное, но на скоростях бывало тяжко. У него же есть еще каттинговое, ооочень потрепанное жизнью и на нем ездить было больно, т.к. оно уже до ленчика умялось.
4e3f6401639f.jpg

амуничник
7f33278e20f5.jpg


Я брала на старты у него другой старенький BA
885e891ae26d.jpg


В штатах ездила на всем что дают. Jim Taylor
0d81190c83ce.jpg


В Техасе в основном ездила на призовых седлах, тут уж не помню кто производитель. Все разные были. Какие то удобные, какие то нет.

Самые популярные марки сейчас - Боб Авила (у него полно разных серий, включая индивидуальные именные под топ-спортсменов), сделанные на заказ у Тома Винтерса, Континентал, Билли Кук (хотя новые мне нравятся), Рэнди Пол, вроде ничего не забыла.
 
а не, я на коричневом ездила. Значит на новом, хотя может в промежутках еще какое было.


Кстати. Вспомнила еще один факт - в основном вестерн седла коричневые. Очень трудно найти черные. По большому счету только на заказ. С чем это связано не знаю, но вот так... Зато много черных среди дешевых Индий/Пакистанов...
 
Аня, спасибо огромное за тему!



Коричневое у него было как раз Пакистан, он давал пробовать. После ужасного Пфифа она казалось очень удобным.

У меня черное есть, покупала из Штатов с ебея, но да, редко
 
Смит уже (и ещё :)) делал седла 10 лет назад, и они были на порядок лучше того, что продавалось (и продаётся) в наших магазинах. Правда - был у них один недостаток: они делались под конкретную лошадь в конкретный момент её жизни ;)

Я, помницца, пыталась ездить в никитосовском Пакистане на Лайзе... Через 2 минуты стёрла колено в мясо :)) потом ему кто-то подарил Таттини, и он им дико гордился, пока у него на ходу не оторвалось кольцо приструги :)))

В сухом остатке: при ограниченном бюджете лучше купить подержанное хорошее седло, чем новое г..но.

И ещё: если вы не собираетесь скакать вокруг бочек, не покупайте седло для баррел рейсинга :))
 
Последнее редактирование:
факт - в основном вестерн седла коричневые.
вроде как потому что плохую кожу можно закрасить черной краской, потому черные не любят. А интересно, "коричвенные" сами по себе таких цветов или их все-таки тоже красят? Наверняка же, ведь предлагают различные варианты:

7r4cm4-73z.jpg
 
Ой, у меня было седло из МКМ. Оно было нам большое и мы не правильно его седлали на один бланкет. Но нам тогда никто и не сказал, что так нельзя, пока Наташа Кирц к нам как то в гости не приехала, хотя отметила, что на редкость оно удачное вышло.:D Не смотря на все, мне было в нем удобно и лошадь никак не пострадала, все были довольны. Еще и черное - Индия.
x_c9edbae1.jpg
 
У нас черное Simco:
RfnXT3xHTQE.jpg


Куплено практически новым из Штатов на Ebay (с помощью и консультацией Наташи-Olmek, за что ей огромное спасибо!).
Полуквотер, вилка 7'.

Седло ходит на двух лошадях, буденновской кобыле и кобыле квотере.

YPvhi8Fs2zg.jpg


dmPwr88HgN0.jpg


(че-т у нас даже нормальных фотографий под седлом нету..)
 
Парадные седла почти все черные
latestrestoration414whole.jpg

А в чем подвох седел для барелла?
Вы видели скачки вокруг бочек? 15 секунд и три резких поворота (вокруг 3х бочек). Седло соответственно сконструировано таким образом, чтобы воткнуть туда всадника так, чтобы он за эти 15 секунд никуда из седла не делся. Но час-полтора в таком "воткнутом" состоянии выдержать проблематично ;)
 
Не знаю, правильную ли тему я выбрала для вопроса, но рискну. Если что, отправьте куда надо... :-)
Изначально взяли себе седло чисто для фотосессий, что б "красивенько и как у ковбоев",а теперь заинтересовались, можно ли на нем ездить, или оно этой лошади вообще не по размеру?
Кто-нибудь вообще знает, что это за седлышко?
F-GJORSBF_U.jpg
 
можно ли на нем ездить, или оно этой лошади вообще не по размеру?
Для того, чтобы смотреть, как лежит, не надо застегивать подпругу. Просто положите. И посмотрите, насколько полно прилегают полки к спине. Нет ли такого, что сверху давит больше, чем снизу или наоборот? Между холкой и вилкой седла должно проходить три пальца. Ну и смотрите, как лошадь под ним себя чувствует, не коротит ли, не отказывается ли подниматься в галоп с какой-нить ноги.

Подпруга, кстати, коротковата для этой лошади (если с другой стороны она заканчивается там же). И не очень хорошо, что она так перекошена - она должна идти вертикально вниз, иначе седло будет уезжать вперед. Возможно, там ему и место (хотя по фото кажется, что лежит по месту).
 
А почему надо смотреть с незастегнутой подпругой? Здесь не работает правило для английских седел, что при застегнутой подпруге давление должно быть таким же равномерным?
 
Для того, чтобы смотреть, как лежит, не надо застегивать подпругу. Просто положите. И посмотрите, насколько полно прилегают полки к спине. Нет ли такого, что сверху давит больше, чем снизу или наоборот? Между холкой и вилкой седла должно проходить три пальца. Ну и смотрите, как лошадь под ним себя чувствует, не коротит ли, не отказывается ли подниматься в галоп с какой-нить ноги.

Подпруга, кстати, коротковата для этой лошади (если с другой стороны она заканчивается там же). И не очень хорошо, что она так перекошена - она должна идти вертикально вниз, иначе седло будет уезжать вперед. Возможно, там ему и место (хотя по фото кажется, что лежит по месту).


Спасибо большое за ответ. Визуально и на ощупь седло нигде не давит, лежит ровненько, прям "как влитое", но да, подпруга уходит не четко вниз, а вперед. А если седло вперед положить, так что б подпруга ровно шла, то это ни к чему хорошему не приводит. На движениях лошади смена выездки на вестерн не сказывается никак.

Тогда положим пад толстенький, возьмем подпругу побольше и попробуем поездить. Надеюсь, что мы, ткнув пальцем в небо, случайно попали на подходящее лошади седло.

А вы не знаете, что это за фирма-производитель?
 
Сверху