"Спартанское воспитание" vs...

Смелая

Опытный
В теме про чайников рассказали вот такой случай:
Случай из далекого прошлого, рассказнного мне пожилой дамой-конницей:
Первое-второе занятие, почистили лошадь (раньше дети все делали сами). Тренер говорит: принеси строевое седло на, допустим, Маньку, уздечку и пр.
Девочка пошла в амуничник, растерялась - откуда ей знать-то какое седло строевое. Возвращается уточнить, а у тренера время поджимает, все уже поседлались. Так, раз пришла без седла, значит без него и поедешь. Что? На лошадь не забраться, значит будешь работать в поводу. Смена рысью - девочка бегом рядом с лошадью. И так все занятие. Так после этого случая она уже ни разу не путала седла и на неоседланную лошадь научилась залетать с места. Ведь не захочешь каждое заняите рядом бегать. Вот такие раньше были нравы.

Небольшое офф-топное обсуждение уже было, но мне показалось, что это стоит обсудить в отдельной теме, и не только этот случай, а ситуацию с жёстким обучением в целом. Просто навело на мысли...
Касательно этого конкретного происшествия: честно говоря, я больше на стороне девочки. Во-первых, здесь не очень понятно, рассказывали ли вообще до этого детям про различия между сёдлами. Во-вторых, даже если предположить, что детям про это рассказывали, но девочка не очень внимательно слушала или просто забыла, то всё равно, в принципе, она сделала всё правильно - не принесла какое попало седло, а решила обратиться за помощью к тренеру. По крайней мере, я бы на её месте поступила бы также. В-третьих, мне не очень понятно, почему тренер не объяснила девочке, как забраться на лошадь без седла. По-моему, совершенно естественно, что на первом-втором занятии ребёнок не умеет "залететь на неосёдланную лошадь с места", просто физически не может ещё.То есть, выходит, девочка ни в чём или почти ни в чём не провинилась, а её довольно-таки жёстко наказали...Это, конечно, урок на всю жизнь, но всё-таки что-то в этом мне кажется не совсем правильным.
Вообще, к "спартанскому" обучения в школах верховой езды( у меня очень неоднозначное отношение. Уточняю: к спартанскому обучению я отношу: железную дисциплину, жёсткие наказания за различные провинности(вроде описанного выше), серьёзные физические нагрузки с самого начала, абсолютный и непререкаемый авторитет тренера, который может в любой момент указать на дверь, требование полного отсутствия страха перед лошадью и др. Я много раз слышала и читала, что такое обучение активно практиковалось в советское время. Да, были результаты - "выживали сильнейшие" и эти сильнейшие выходили на высокий уровень. А как же те, которые не "выживали" - те,кому не нужен был большой спорт, а только, предположим, небольшие достижения, езда для удовольствия, для здоровья, просто общение с лошадьми? Мне кажется, в таком случае даже как-то странно искажается сама суть спорта - ведь это в первую очередь не ради олимпийских медалей, а ради гармоничного развития здорового тела и здорового духа.Кстати, вспомнилось, - в книге "Самый красивый конь" Б.Алмазова главный герой как раз проходил такую "школу на выживание", когда из большой группы учеников через год осталось два человека. Так вот ,насколько я помню, там описывается, как после первого(и не только) занятия ВЕ мальчик едва мог шевелить руками-ногами от синяков и ушибов - какое тут "для здоровья"?
Может показаться, что всё это неактуально теперь, когда в каждом городе существуют конные клубы на любой вкус. Но многие и сейчас считают, что "спартанский" подход - едва ли не единственно верный, если человек хочет чему-то научиться и вообще стать настоящим конником. Не знаю, я чувствую, что несмотря на моё горячее и искреннее желание быть рядом с лошадьми и заниматься, я бы такое испытание пройти не смогла.
А как вы относитесь к "спартанскому" обучению и случаю, описанному выше?
 
Считаю единственно верным в обучении детей и подростков. Не можешь - в сторону. Хочешь - сделаешь. Раньше и выбора особого не было.
 
Раньше дети боролись за лошадь.
А сейчас клуб борется за клиента. Уж не говоря об отдельно взятом тренере богатого частника :)

Не думаю, что те, кто платит деньги согласятся на подобное воспитание.
А что касается определенной жесткости в обучении и в позициях то они в любом спорте важны, а особенно в конном, особенно если речь идет о благополучии лошади.
 
Все очень просто. И раньше были платные группы. Я начинала когда занятия 2 раза в неделю стоили 8 рублей за месяц. Это при средней зарплате 100-120руб. Но была бесплатная спорт.группа и вот туда попадали только те кто именно хотел, а значит мог. Сейчас слишком обесценился "труд лошади" и тренеров.
 
Для подростков согласна-не доходит через голову, дойдет через ноги. А для детей-нет, мягкие методы в игровой форме гораздо эффективнее кнута и ора.
И опять же квалификация тренера, высшее педагогическое было бы не лишним в работе с детьми.
 
Описанный случай норма в СССР. Конно-спортивных школ было не много. В Москве в 80-х Планерная,Битцы, Измайлово, Ипподром, в ЦСКА детская школа появилась где-то после 85. Думаю в регионах и того меньше. Конкуренция большая, на первое моё занятие пришло 60 человек, а через месяц осталось человек 30,притом что этот месяц занимались только теорией( где у лошади уши,где хвост, какое седло конкурное,какое выездковое). И скажите мне на милость,зачем тренеру париться со слабыми в моральном и физическом плане учениками. К концу второго года обучения переводились люди в группы спортивного совершенствования (юноши).Группы тоже не резиновые,поэтому за это время кого-то отчисляли,кто-то сам не выдерживал. А о том,что кому-то не нужен спорт, тот мог идти на Ипподром и ездить в ШВЕ за 1рубль. Сейчас другие можно наблюдать крайности. Тренер что-бы быть хорошим для своего ученика,который платит ему за занятие, готов ему рассказать на сколько он всё делает замечательно,хоть завтра на Олимпиаду.
 
Угу, а из детей вырастают подростки, которые искренне не понимают, почему раньше вытирали им сопли, а теперь начинают что-то требовать. Кнут и ор не обязателен. Уважение первостепенно. Наш тренер так могла говорить почти шепотом, что душа в пятки уходила.
 
Именно так у нас на конюшне у одного из тренеров. И это ужасно - дети ростут с нелюбовью к лошадям,с жестокостью - выбивают из несчастных лошадей все соки и все силы. Ростут эгоистами. Целая смена девочек,готовых любого стереть в порошок за малейший взгляд в их сторону...это ненормально. И общаются они между собой как собаки,рявкают. Это ужасно...
 
Все зависит от тренера. У нас за немотивированное или несвоевременное наказание лошади в лучшем случае было отстранение от занятий, или выгон.
Эгоистами зачастую становяться именно те, кто получает все на блюдечке с золотой каемочкой.
 
У нас была строгая дисциплина , лошадей чистили и седлали сами. Получив седло бегом в денник ,нужно успеть вычистить,поседлать и на построение . На ОФП за опоздание на 1 минуту кувырки на голом полу (потом спина в синяках) ,через не могу и страх акробатика и силовые упражнения. За двойки в дневнике отстраняли от верховой езды , не суметь сесть на лошадь самостоятельно без седла было позором , тренер был ВСЕМ. Упал , поднимись, утри сопли ,поймай лошадь и снова в работу. Кому было страшно и тяжело ушли сразу. Мы не чувствовали что эти требования чрезмерны. Самое страшное наказание это исключение в конце года обязательный отбор. Работа по конюшне если разрешали задержаться после тренировки была в радость,отбивали денники ,помогали разбирать сено ,разгружать траву , смотрели как тренируются старшие , везунчики разогревали лошадей для мастеров. Не соглашусь что это жестоко ,это строго и нормально для спортивной школы работающей на результат . Эта система практиковалась в спортивных школах других спортивных дисциплин. Однако надо учесть что набирали очень не много человек и они проходили очень жесткий конкурс при поступлении.
 
Кмк, если речь идет о воспитании спортсменов - вполне приемлемый вариант. Человек готовится в большой сопрт, а ошибок не прощают и тебе всегдла наступают на пятки, как говорится: "будь готов!". А если человек просто ездит для души, к тому же $ за это платит - подобная жесткость ни к чему. Впрочем, я сама уже купив лошадей, брала 10 занятий в нашей СДЮШОР, и несмотря на платность, тренербыла строга и требовальна, ездила я на разных лошадях - и слишком импульсивных и недвижимость была. Но она вернула мне веру в собственные силы (с кобылой я просто не справлялась), правильно посадила и до сих пор я всегда могу к ней обратиться за советом.

2 Сирин описанная вами ситуация ненормальна.
 
Ozzy.elf, так и я о чем. Даже готова развить тему(только доказать к сожалению очень проблематично) - грамотный тренер,который треюовательно и спокойно все обьясняет,и заинтересованный ученик,который старается и выкладывается на тренировках,да к этому всему спокойную,не задрюченную строгостью лошадь,смогут гораздо больше чем люди из моих примеров...
 
Интересно после скольких начинающих лошадь перестает быть "спокойной,не задрюченной строгостью лошадью"?
 
Да,строгость-она разная. Одно дело-когда орут и наказывают,ничего толком не обьяснив и не обучив. Другое дело-когда заставляют делать то,что ты уже можешь. Хороший тренер знает что ученик может,а что нет.У такого тренера будешь и на лошадь запрыгивать,и в поле вскакивать и со слезами ловить лошадь,и не уйдешь от него никуда никогда=)А когда человека наказывают за то,что не показали ему седла-это наглость=)Тем более что сейчас практически нет бесплатных школ,и за свои деньги люди должны получать определенный сервис=))))
 
Была у меня в школе училка (ну не могу ее учительницей назвать). Считалась молодым перспективным педагогом, строгим, но справедливым. Вот точно такой подход у нее был - забыл на урок рисования банку для воды - слизываешь краску языком. Тихо говоришь у доски - будешь слушать как она орет на ухо до обморока (это реально было на ее уроках). В результате - не развитие способностей, а их забивание на корню. На урок я шла и боялась. Это при том, что сами предметы мне нравились (об этом я позже узнала, когда сменили эту истеричку), и училась я отлично. А вот подруга начала хорошо учиться, когда на нее орать перестали...
Сейчас до сих пор есть желание дать ей в морду, жаль, не знаю где она сейчас...

А если ваш (допустим не привыкший к подобному) ребенок попадает в такой концлагерь? Стрессовая ситуация + большое животное (ощущающее стресс всадника, кстати) = ? (травмы как физические, так и психологические, комплексы. отказ от занятий). И ребенок вместо спорта идет на улицу, пиво пить в подъезде. Оно вам это надо?
К тому же не каждый ребенок - будущий спортсмен.

А если это касается взрослого - там уже человек сам должен делать выбор. Идешь в спорт - слушай тренера, просто покататься - опять же слушай тренера, но заранее договорись о нагрузках. да и восприятие у всех разное.
Я, например, после работы часа 2 в прострации и никого не слышу...
 
Может быть давайте не забывать, что в советские времена дети занимались за бюджетные деньги? Одно дело детей строить (хотя согласна с Antarktida, обучение по принципу "чем больше стресса, тем лучше" не всегда есть хорошо). И другое дело, когда взрослый человек покупает за собственные деньги лошадь, оплачивает ей постой и тренера и после того, как владелец лошади отпахал полный рабочий день на работе, этот самый тренер предлагает ему побегать с лошадью в руках за какую-то "провинность". :wink:
 
Даже за бюджетные деньги. Да. надо производить отбор. Да, в этом случае должны быть стогости определенные (суббардинация, правила, дисциплина). Но без спартанства. Люди разные и подход разный. Кто-то с первого раза понимает, а кому-то надо 3 раза переспросить - а результат на выходе неизвестно еще, чей лучше будет.
Это в армии такие методы нужны (опять же без фанатизма).
 
Antarktida написал(а):
Даже за бюджетные деньги. Да. надо производить отбор. Да, в этом случае должны быть стогости определенные (суббардинация, правила, дисциплина). Но без спартанства. Люди разные и подход разный. Кто-то с первого раза понимает, а кому-то надо 3 раза переспросить - а результат на выходе неизвестно еще, чей лучше будет.
Это в армии такие методы нужны (опять же без фанатизма).
В Советские времена особенно не экспериментировали.Может быть результат был бы лучше у того, кому 3 раза объяснили,но желающих было так много,что проще за то время пока вы 3 раза объясняете,другой тренер просмотрит 6 человек и выберит 3-х перспективных.
 
Сверху