Курс лошадиного спецназа: табун
2017 год, февраль
Удивительное дело: тяжеловоз импульсивен. Под ааабсолютно флегматичной натурой, оную не испугать, похоже ничем, скрывается огненный характер. Давно приметив сие, я получаю все больше и больше подтверждений этому, но пока, пользоваться сим потенциалом коня, контролируемо и долго - не могу. Вообще пульс лошади в ненапряжной работе от 90 до 130, удар нагайкой по тяжику - пульс 190 и тут же падает до рабочего, желание тяжика "надо бежать" даёт какой-то дичайший крутящий момент со стартом с места в галоп, что я аж из казачки на заднюю луку съезжаю. Удачно ударившая по писюну тяжика ветка - вообще дает 2-3 прыжка через непролазные кусты насквозь
Отчаянно кривлясь вплане джигитовки на тяжике, кривляясь неумело(да и вешу я за 100кг), поставив тяжа между покрышкой, тумбой, бетонным блоком и пытаясь поднять к седлу с земли эту самую покрышку, заставив в неё до этого коня наступить... вообщем довел коня до психа
5 прыжков с козлами я получил, и первый прыжок он выдал, когда я свесившись с седла поднимал эту самую покрышку с земли... Непомню как, но: я не свалился, я держался за гриву(благо у него она огромная), тяжик отпрыгав 5 прыжков удивленно остановился и скосил глаз:
- Совсем дурак, хозяин?
- Интересно же...
- Точно дурак.
Сын увидев это сказал: "нифига себе"
Но в тот же момент, у тяжика какое-то непробиваемое чувство самосохранения: зачем прыгать если можно переступить, зачем куда-то нестись рискуя, если можно неспешно чесать рысью, зачем оно вообще... если можно спокойно идти и жрать, жрать, жрать.... да-да, хоть и находиться этот организм на хорошем питании, но рот у него не закрывается вообще никогда
Это была просто прогулка с восьмилетним сыном на лошадях. Скромная прогулка длительностью несколько суток... с ночевкой в зимнем лесу без палатки и гонками по ночным полям за лисами и енотами. Коня заезжающий понемногу вводил в физическую форму, и требовалась проверка его физических кондиций, да и пара лишних енотовских шкур в хозяйстве не помешает.
Среди ночи засветились в поле глазки, явно был енот или лиса. Надо было отрезать эти глазки от леса, и я попытался поднять тяжа в галоп:
- Неумею.
- Ты охренел?
- Да и зачем...
- Ща сумеешь... (отстегивая нагайку от седла)
- Ну можно рысью... ну вот галоп... ну немного, хватит, и вообще ночное поле дюже подозрительно.
Вообщем, профукали мы эти светящиеся глазки, кобель не сумел догнать и зверь ушел в нору. Потом еще перехватили лису, схожая ситуация: отрезать и перехватить не смогли из-за "да ну нафих" со стороны тяжика. В тот же момент, проходимость этой здоровенной машины однозначно радует: канавы, буераки, все что проходиться в неторопливом, в комфортном для его психике режиме - получается с удивительной флегматичной легкостью, если даже кобыла полутяж пытается как-то играть массой, работать на инерции, то тяж: просто идет. Задумчиво так, спокойно, просто несет 130кг на себе даже не думая уронить.
Лошадей я готовлю для совместной работы, совместной работы на охоте, чтобы можно было охотиться вместе с сыном. И наличие легкого всадника на обученной огромной кобыле дает небывалый эффект по комфорту. Максимум, к чему привык современный человек, что он способен осознать - это современная внедорожная техника. Квадры, снежики, тяжелые джипы, болотоходы, мотособаки, кроссовые мотоциклы... это мозг современного человека воспринимает как данность, знает как пользоваться этими девайсами и что от них ожидать. Но даже самые компактные из перечисленных устройств: мотособаки и кроссовики так или иначе привязаны к дорогам или ровным поверхностям, а густые леса, рвы, ямы, канавы являются непреодолимыми препятствиями для этой техники, и эта техника подразумевает очень громкий звук + бензиновую вонь. Вообщем воспринимается такая техника только как транспорт, как средство доставки "до крайней точки", но именно средство доставки, а не перемещения в лесу.
Лошадь же является принципиально другим классом "транспорта", ей не нужны дороги: огромный клиренс, шагающая конструкция, бесшумность временами сравнимая с пешим человеком, способность самой выбирать дорогу, подсказывать охотнику про запах и звук... выводит её в класс "замены ног", "замены ног" с возможностью нести на себе еще 20кг груза вместе с тяжелым всадником. А вот если на такой лошади сидит ребенок, то высвобождается еще 100кг свободного веса под дополнительный груз. Итого 120кг груза для создания комфорта в лесу для 2х людей, людей привыкших ходить по лесу с небольшим рюкзачком и спать зимой у нодьи, с возможностью не только доставки этого груза "за крайнюю точку", но и постоянного перемещения этого груза "за хозяином"... в итоге привал обычно не там, где "оставил технику", а там где полянка есть
Осознание подобного, мне, человеку много лет катавшемуся по зиме на поездах дальнего следования и местечковых электричках, спокойно ночующего под полустанками в метель, считающего безветренный овраг по зиме с разлапистой елкой верхом комфорта, кажется чем-то сюрреалистичным и "верхом счастья"
Причем наличие свободных(даже от твоих тряпок и жратвы) 30кг позволяет взять с собой просто мешок овса: что-то пожевать лошади натебенюют даже зимой, а овес дает возможность поддерживать их энергетику на высоком уровне несколько суток. Отпадает проблема выбора "легкого и теплого" спальника, скрупулезного подсчета боекомплекта, жратвы, сухих вещей и прочего. Вообщем - рай для охотника
...и партизана: я наконец-то отучил себя от понятия "дорога", "тропа", "мост". Теперь у меня есть понятие "средняя скорость по местности", а вместо дорог и мостов я прекрасно выучил все дырки в насыпях магистралей и жд путей, все броды, визирки, старые сенокосы, промерзающие поля и т.п. и карта местности в моих глазах поменялась кардинально, причем в течении сезона она меняется много раз до неузнаваемости. Лошадь может перемещаться по угодьям так, как людям кажется невозможным, и на дорогах свет клином совсем не сошелся...
Этот выезд как раз и был серьезным шагом по вовлечению ребенка в уже серьезные охотничьи блудни. Под утро, углубившись с полей в лес, мы встали на берегу реки, в еловом лесу, соломы и сухой травы естественно нет, какие-то травинки, мелкий веточный подрост местами, мох, иголки. За кобылу я не беспокоился, она не первый год в лесу, и может чуть ли не на деревья за жратвой залезать
а питаться для нее веткой с вырубов вообще норма. А вот тяжеловоз порадовал: конечно не так скрупулезно и аккуратно как кобыла, но он прекрасно раскапывает снег и точит все, что попадается на глаза. Никаких колик, никаких проблем у коня. Прекрасно попутно с веткой жрет снег, через 12 часов оба пить обильно отказались, за время отдыха лошади посносили веревками все окрестные деревья, пару раз я их переставлял чтобы тебеневали на свежем месте.
Тяжик как-то случайно наступил на кобеля, кобель обиделся и вломил ему как следует, с парой хваток, ввиду того что веревка была всего 10м, а кругом молодые деревья... вообщем пока я с матами подбегал к кобелю, перед моими глазами наблюдалась картина "летающий тяжеловоз среди деревьев", так как все попытки приземления коня тут же пресекались кобелем
Вообщем отлично все отдыхали после ночной охоты, лошади тебеневали и хрумкали овес, мы просто с сыном хрючили на свежем воздухе у костра днями, а по ночам носились по окресным полям.
Закончив охоту, немного вздемнув, мы засобирались в обратную дорогу. У тяжика с кобелем паритет: тяжик больше не наступает на кобеля и опасливо оттормаживается если кобель встает у него на пути, а кобель же с типичной лаечьей ухмылкой посматривает в сторону тяжика со словами "в тебе мяса много, на первом же косяке сожру". Вышли из лагеря в поля и уперлись в табун. Табун голов на 30 лошадей, хоть и хозяйских, с ближайшей конюшни, но держат этот табун люди простые: откроют леваду по утру, пинка дадут, и гуляет табун по полям до вечера, ибо кому он в этой глуши нужен... да и побаивается современный человек табун лошадей-то, мало кто себя конокрадом считает, и когда мимо редких машин сей табун проходит, то в машинах закрываются все окна, и люди с замиранием сердца смотрят за обтекающим их потоком лошадей.
Только вот я как-то не собирался встречаться с этим табуном, совсем. По моим расчетам он должен был быть от этого места в паре километров, но он оказался перед нами, и либо возвращаться назад в лес, в лагерь, и потом по заросшим вырубам пробиваться несколько км до следующей лесной дороги, или пытаться прорваться мимо табуна краем леса... был бы я без сынишки, даже бы не раздумывал - попер бы прямо на табун
А вот учитывая тот факт что у меня на второй лошади сын, а кобыла прекрасно озвиздюливает любую лошадь и явно будет биться с табуном, а подо мной только что заезженный тяж, и тяж в характере горячий... вообщем, складывалась очень неоднозначная ситуация...
Прикинув расстояние до табуна, и тот факт, что мы отгорожены от табуна небольшой канавой с деревьями, через которую табун не горит желанием перелазить, у меня зародилась мысль: проскочить, проскочить вдоль леса, и выскочить краем леса сразу за деревню, при этом перескочить грунтовку, что вполне возможно отрежет нас от табуна.
- Разгоняй кобылу в карьер, дуй в край деревни, перескакиваем дорогу, я за тобой.
- Хорошо пап...
Лошадь поднялись в карьер, слушая напевающий свист в ушах я задумался: "интересно, а в этом табуне жеребцы-то есть?", но мы уже неслись по полю... аккуратно вытащил винтовку из седельной кобуры и оставив ее висеть на тактическом ремне, немного прижал ствол ногой, посмотрел на эфес шашки, пожалел что нет длинного кнута... не, на самого-то себя мне плевать, сын в седле тоже усидит, лишь бы кобыла насмерть биться с табуном под ним не стала...
Мы ищем эмоций... не добычи, эмоций. Именно за этим ездит каждый охотник в леса, поля и горы, именно ради этого мы живем, именно это мы не может купить за деньги, и именно за это мы готовы отдать все деньги мира...
Табун шел наперерез, уперто, явно поняв нашу траекторию, вдоль этой самой канавы с деревьями и кустами, приближаясь по касательной к нам, несся табун... красиво, галопом, из лошадей разных мастей, размеров и пород, разного возраста, табун все приближался. В какой-то момент я уже понял: два тяжеловоза не уйдут от табуна, придется с табуном выяснять отношения. Сын на кобыле немного вырвался вперед, я направил тяжеловоза немного в сторону и отрезал табун от сына. В последние несколько прыжков я вывел тяжа на дорогу, развернул мордой на приближающийся табун и оттормозил: тяж приподнялся на дыбы, опустился на все ноги и стал фыркать.
Табун явно больше интересовался кобылой, и не ожидал таких действий, да и тяж стоял над ними на насыпи, и поднимаясь на нее они упирались в тяжа и его окружали. Я внимательно рассматривал табун: уууффф... НЕТ жеребцов, мерины есть, а вот косячного жеребца нет, много молодняка, вообщем отмотаемся.
Самые крупные кобылы и мерины стали окружать тяжа, несколько лошадей помоложе прорвались за тяжа и окружили сына на кобыле. Придеживая нагайку сложенной, я ухмыльнулся: не только отмотаемся от табуна без потерь, но еще и покривляемся
мы стояли на поселковой дороге, зимнике, укатанной в лёд. Мои лошади кованы на 16 шипов, а табунные нет, и чувствовали себя табунные очень неуверенно, после первой же попытки приближения, когда с тяжа в сторону свесился здоровенный дядя и немилосердно выдал нагайкой по мордасам самым активным, табун вообще передумал связываться с этими подозрительными крупными лошадьми и неуверенно стоял вокруг нас, аккуратно переступая на льду.
- Пап, что делать? - сына окружил молодняк, но молодняк больше понтовался, а вот кобыла внимательно крутясь на месте, явно прикидывала кому бы первому влепить 8 шипов в морду. Уверенность кобылы сыграла нам также на руку: молодняк окончательно спасовал перед ней.
- Прорывайся к лесу.
- Как? Они не пускают...
- Бей нагайкой.
- Кого?
- Кобылу! И тарань лошадей...