Интересно про тренеров, полезно почитать. В группе много интересного.
Фейсбук здесь
Академия фигурного катания
ЧЕМ ХОРОШИЙ ТРЕНЕР ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ПЛОХОГО?
Крутой текст. Сами писали! )
Долго мы собирали мнения на этот счёт, но, чувствуем, это - только первый выпуск, и впереди - не одна серия продолжения. Самые противоречивые суждения, которые нам довелось услышать на этот счёт, мы пока оставили за скобками. Остались - практически "железные". Читайте, соглашайтесь, спорьте, добавляйте в комментах свои мнения!
1. ОБРАЗОВАНИЕ
Образование – точно не главное, особенно если вуз был окончен пару десятков лет назад. Надеяться на то, что даже «свежий» диплом гарантирует тренеру такую же свежесть подходов или даёт исчерпывающие знания по меньшей мере наивно: система образования в любой стране гораздо консервативнее любого вида спорта. Тем не менее, профильное спортивное образование тренеру полезно: можно быть уверенным, что ему рассказали по крайней мере о том, как спортсмену не навредить.
2. СПОРТИВНАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ
Это момент куда более принципиальный. Если человек некогда сам выполнял элементы ультра-си, он на уровне ощущений понимает, что испытывает спортсмен в каждой фазе движения, в какие именно тупики он заходит при разучивании новых прыжков, вращений или шагов, знает, как из них выбираться, он буквально чувствует, что сработает, а что не даст результата, потому что сам некогда прошёл через те же тернии. Вместе с тем сама по себе высокая квалификация спортсмена конечно, не гарантирует, что из него выйдет хороший тренер.
3. КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ УЧЕНИКИ
Хороший критерий. Только выясните, точно ли это его ученики. Нередко случается, что ученики по той или иной причине «перепадают» тренеру от других специалистов или даже из других стран. Можно ли считать квалификацию таких учеников полностью заслугой его нынешнего тренера? Вряд ли.
4. ФАНАТИЧНАЯ ЛЮБОВЬ К СПОРТУ
Именно так: фанатичная. Тренер зачастую – самый сильный, если не единственный, мотиватор спортсмена, который работает с ним каждый день, и эффективность его мотивационных свойств будет во многом зависеть от того, насколько красочно и убедительно он сможет донести до спортсмена все прелести избранного вида спорта. Степень фанатичности установить в наши дни довольно легко: найдите его аккаунт в социальных сетях, посмотрите, о чём он пишет, какое место спорт занимает в его «неслужебной» жизни. Или задайте ему при случае пару вопросов о настоящем или прошлом фигурного катания, ответы на которые вам известны: если он очевидно хорошо ориентируется в истории, значит, точно – фанат.
5. СЛЕДОВАНИЕ ИНТЕРЕСАМ СПОРТА
Качество, честно скажем, редкое. Но встречается. Хороший тренер никогда не скупится на советы, кто бы к нему ни обратился, даже если это родители ребёнка, тренирующегося у соперничающего тренера. Все «междусобойчики» в тренерском коллективе для него – второстепенны, первичны – интересы вида спорта. Если он чувствует, что может быть полезен ребёнку, тренирующемуся во «вражеском» лагере, он не будет бить себя по рукам – поможет при первом же обращении. Причём бескорыстно.
6. ЛЮБОВЬ К ДЕТЯМ
Да, так просто. Причём любовь эта не обязательно должна выражаться в постоянной заботе о детях, опеке над ними. Проявляется это в другом: в следовании их интересам. Случается, что любовь тренера к спорту или его амбиции подталкивают его к тому, чтобы тащить спортсмена вперёд вопреки всему. Он не воспринимает всерьёз ни учёбу ребёнка, ни другие увлечения, ни семейные дела, ни лёгкие травмы и навязывает эту ценность ребёнку, которого, кстати, может при этом искренне любить. Так вот, рано или поздно две эти любви – к спорту и к ребёнку – могут вступить в конфликт. К примеру, после короткой программы ребёнок идёт первым, впереди произвольная, а у ребёнка – температура под 40. Чёрт его знает, как поступит фанатик: не исключено, что погонит ребёнка на лёд, считая, что результат должен достигаться любой ценой. Во всяком случае, пару раз мы наблюдали такие вещи. Надо вам это? Сомневаемся.
7. ОСМЫСЛЕННАЯ СТРОГОСТЬ
Не манера поведения, не холодность, не хамство, не насмешки над спортсменами, а – осознанное требование дисциплины. Для того, чтобы установить дисциплину на занятиях, тренер в какой-то момент может посчитать необходимым даже временно удалить ребёнка с тренировки. Это – не проявление истеричности или беспомощности тренера: это сигнал расслабившемуся спортсмену и остальным: вышел на лёд – работай, не работаешь – свободен.
8. ЭКСПЕРИМЕНТАТОРСТВО
Постоянный поиск новых решений, интересно устроенный тренировочный процесс – это очевидный плюс. Плохой тренер заморачиваться не станет. А даже если заморочится, вряд ли станет анализировать эффективность новой методики. Нередко наблюдаем картину: прыгает ребёнок, к примеру, аксель и неправильно делает мах ногой. Тренер показывает ему, как правильно, и снова отправляет на круг, и снова – фиаско с махом. Тренер снова показывает, снова запускает спортсмена на прыжок. Результат – тот же. Дальше в зависимости от темперамента, тренер либо бросает это дело, либо кричит спортсмену из-за борта после каждого прыжка одно и то же: «Мах твой где? Где мах?» или «Где руки твои, я не поняла?» «Руки, сколько можно говорить!» Нам кажется, что говорить можно раза 3-4. Если после этого спортсмен не «догоняет», значит, мы выбрали плохой способ объяснить, и – надо зайти в другой стороны. Если и тут не вышло – зайти с третьей. Однако, у многих тренеров очевидно небогатый арсенал средств и методов, и это сразу бросается в глаза даже непосвящённым.
9. УВАЖЕНИЕ К АВТОРИТЕТАМ
В мире не существует единственного «лучшего» тренера. И ни одного самодостаточного, «саморазвивающегося» тренера – не существует. Ни один специалист, знающий себе цену и понимающий суть вида спорта и тренерской работы, не возьмётся утверждать, что ему всё с его работой понятно, и зачем ему этот Евгений Рукавицын со своими советами? Откроем вам секрет: Евгений Рукавицын стал тем, кем стал, ровно потому, что в своё время внимательно слушал советы и не отрицал того, что даёт ему общение с «топами». Да и сейчас – не отрицает. Поэтому наблюдать, как молодые тренеры какой-нибудь провинциальной спортивной школы снисходительно заявляют: ничего нового этот Чемоданов в Йошкар-Оле не дал! – это, как правило, означает только одно: квалификация этих юных тренеров настолько невысока, что они не сумели это новое рассмотреть, не смогли выделить те зёрна, которые этот самый Чемоданов, Урманов, Бестемьянова, Орсер – кто угодно) привёз с собой на сбор.
10. ПЛОТНОСТЬ ТРЕНИРОВКИ.
В фигурном катании это – критически важный момент. Во-первых, стоять на льду – холодно, и если тренер замешкался и спортсмены встали – кто-то из них вполне может простыть. Во-вторых, лёд – очень дорогое удовольствие, и каждая минута на нём должна быть проведена с максимальной пользой. У хорошего тренера очень высокая плотность тренировки.
11. ОПЫТНОСТЬ, ТО ЕСТЬ ВОЗРАСТ.
Вообще не факт. Слишком юный тренер, конечно, всей философии спорта воспитаннику не передаст. Но пожилой тренер при всей своей опытности может ощущать изрядную усталость, выхолащивание, просто потерять жгучий интерес к профессии. Поэтому это ещё большой вопрос, что эффективнее: опыт или амбиции.
12. О ЧЁМ ГОВОРИТ?
Если тренер, рассказывая о работе, говорит только о достижениях своих спортсменов – это не плохо и не хорошо. В худшем случае в нём говорит тщеславие, что в спорте, в принципе, качество не запретное. Но куда лучше, если он говорит о спортсменах: об их целях, их возможностях, о своих планах, связанных лично с ними. Если в дилемме «спортсмен или результат» очевидным преимуществом обладает спортсмен – значит, тренер – наш человек!
13. КТО ВИНОВАТ?
Виноват у хорошего тренера, как правило, он сам. В том, что спортсмен не занял место, которое мог бы. В том, что с коллегами по работе случился конфликт. В том, что никак не идёт у воспитанника тройной лутц. И про себя, и вслух он говорит о своих промахах, ищет причины и возможности в себе.
14. СОБСТВЕННАЯ «СПОРТИВНАЯ ФОРМА»
Разумеется, прекрасно, когда тренер способен сам показать то, чему пытается научить детей. Нет, от него не стоит требовать тройных прыжков – достаточно и двойных и даже одинарных, чтобы исчерпывающе и, если надо, утрированно демонстрировать особенности задачи, решения которой он добивается от спортсменов.
15. ТЕРМИНОЛОГИЯ
Свободное владение терминологией и сленгом. Не просто владение, а способность дать любому термину простое, понятное даже школьнику, определение. Это признак не столько образованности, сколько погружённости в предмет, экспертности, что ли.
16. ОТНОШЕНИЕ К ПОДКАТКАМ
Никогда не предлагает подкатать кого-то сам, но легко отзывается на подобные обращения, спокойно называя цену. Ну а если уж предлагает сам – то принципиально делает это бесплатно. Поскольку если уж тренер решил кого-то подкатать и сам это предложил, значит, у тренера на спортсмена действительно серьёзные виды, и в этой ситуации деньги брать – не слишком этично: ты ведь работаешь на подкатке в том числе на себя: взял перспективного спортсмена и делаешь из него звезду. А не зарабатываешь деньги. Но ещё раз: если просят подкатать, он, если вечер у него свободен, никогда не отказывает.
17. ВТОРАЯ МАМА
Это мы не только о сборах говорим, где тренер поневоле превращается в маму или папу, а – о ежедневных тренировках. Спорт много раз в день создаёт ситуации, из которых можно извлечь воспитательный эффект. Защитить девушку из своей (или чужой) группы от навязчивого внимания хоккеистов, пропустить её вперёд, уступить дорогу тому, кто прокатывает программу или заходит на прыжок, вообще – заботиться о комфортности пребывания на льду для остальных, протереть коньки тому, кто забыл это сделать сам, с пониманием относиться к неудачам товарищей и победам соперников – натурально каждый день случается что-то, что из парня способно сделать мужчину, в девочке воспитать девушку. Но этого не произойдёт, если тренер не направит ситуацию в воспитательное русло. Хороший тренер – не упустит такой возможности.
18. АККУРАТНОСТЬ
Аккуратность в быту скорее всего свидетельствует и об аккуратности в делах. Об обдуманности решений. О готовности доводить дело до конца. О том, что и от спортсмена он будет требовать того же.
19. СУЕВЕРИЕ
Хороший тренер не обязательно суеверен, но само по себе спокойное отношение к суевериям других и пребывание в курсе этих суеверий – показатель, как ни странно, трезвого отношения к реальности и даже – в некоторой степени мудрости. Иногда тренер даже способствуют формированию лёгких внутренних традиций (суеверий) в команде или у конкретного спортсмена. Он понимает: это своего рода психологическая прививка от неудач. Если талисман на месте – спортсмен спокоен: для него перед стартом всё бытие сосредоточено в этом талисмане, и видеть его на месте – значит, верить, что повсюду всё в порядке и можно спокойно выходить на старт. Помните «Легенду 17», где традиция «присесть» перед матчем сохранилась в команде и после отстранения от её руководства Анатолия Тарасова, привнесшего этот обычай в хоккей.
20. МЕСТО ТРЕНЕРА - НА ЛЬДУ.
А не за бортом. Так считают практически все хорошие тренеры, с которыми мы знакомы. И это никак не связано с возрастом.