Re: Учиться - никогда не поздно.Зан.64.Темп и «крутые» повор
И я очень рада, что кошачья история получилась с таким хорошим концом
. И я для себя даже кошку как вид открыла - впервые имела дело со зверем этого вида с такой выразительной мимикой. И чтобы ей не пожрать было от тебя надо - а общение. Поиграть или на руки. Прям, как собака, только по-другому :lol: .
Но вернемся, к лошадям.
Занятие 64. Темп и «крутые» повороты.
Такое было занятие! Ну просто чудесное
.
Во-первых, Гром решил включить аттракцион «Я сегодня – самая хорошая лошадь»
. Нет, он вообще всегда замечательный, и я его очень люблю, но он у нас – профессор
. И не упускает случая тебе твою лохушесть показать. А тут вдруг что-то случилось с конем. Он начал не просто четко делать то, что просят, а активно стараться. И даже угадывать, чего ты хочешь.
Возможно виновата как вседа, Таня, которая села вначале и подработала его. Но конечно, мне еще хочется думать, что и я чему-то научилась
.
Начали занятие с того, что еще раз поговорили про шенкель. Таня еще раз показала мне сама, где и как лежит нога, какие мышцы в каком направлении действуют. Потом села я и воспроизводила. Суть в том, что бедро лежит на лошади. Лежит плотно, но не прижимается, просто лежит, закрученное внутрь. А шенкель двигается строго ниже колена, коленными связками. Если бедро правильно лежит, то и шенкель в нужном месте оказывается. Но двигать его бедромникак нельзя. Надо только ниже колена.
На первой рыси стояла моя основная и непреходящая задача – добиться активного движения вперед. А для этого надо было сесть правильно. Обнаружилась новая тенденция – сжимать коленки вместо шенкеля
. А надо не цепляться коленками, а все время сохранять тяжесть тела на пятке. Таня объяснила, что когда пятка вверх, то шенкелю нет простора для маневра. И руки должны нести коня. Очень приятно, что теперь у меня гораздо быстрее начинает получаться скоординировать себя и сделать то, что надо. И уже на первой рыси я нашла контакт в руке. Хотя далеко не сразу, но все-таки. Раньше это получалось только на второй. И в итоге мы более или менее сносно двигались.
Вот только я все время путаю, какая рука на какую ногу должна работать
. Причем Таня уже очень много раз говорила, а я почему-то опять забываю. По идее, рука отрабатывает тогда, когда плечо идет вперед. Сажусь я, когда внутреннее плечо идет вперед. Значит, села – внутренний повод, встала – наружный. А у меня периодически почему-то получалось наоборот
. А когда я начинала об этом думать, то мозговой компьютер почему-то вообще зависал, хотя, вроде бы все просто. Вот ведь, выверты сознания…
На первом шагу немного отдохнула и опять пробовала остановки. Процент нормально выполненных неуклонно растет, хотя до 100% еще не дошел. Осаживание сделала одно и опять заваливала корпус.
Зато попробовала побольше делать вольты. Здесь все по-прежнему – очень мало движения вперед и нет четкой работы рук. Поэтому мы сваливаемся внутрь и вообще не пойми что делаем. А движения нет, потому что слишком много думаю про повод и про траекторию и наклоняюсь вперед – вслед за точкой приложения мысли
. Ну и подзажимаюсь от старания до кучи.
По этой же причине мне трудно нормально проходить углы – плохо провожу поводом в поворотах, часто срезаю, хотя б немножко :? .
Начали вторую рысь, рабочую. И очень помогло то, что было уже в руках ощущение контакта. На второй рыси – поднимаем затылок, забираем к себе носик. Ключевое слово: лошадь под тобой. Кстати, реально очень помогает! Это даже не слово, а ощущение, которое надо все время-все время иметь. Иначе, я незаметно для себя вытягиваю руки вперед, и сама валюсь.
А еще очень приятно, что я стала хорошо понимать разные «странные» команды тренера
. Такие, например: «сделай, так чтобы лошади было удобно». Или: «тебя должно быть сверху незаметно». Со стороны это звучит слишком неопределенно для команды. Казалось бы – ерунда какая-то. И раньше я бы именно так и подумала. Но насколько же мне это было понятно теперь, в тот момент, когда говорили! Вот прямо в ключевую точку. И главное - получалось же. Причем почти сразу. Сделала так, чтобы коню стало удобнее – и он двинулся! А как сделала? Даже не могу толком проанализировать. Просто, раз была поставлена такая задача, то я сосредоточилась на лошади, стала ее слушать, и – вуаля
. И примерно также получилось стать менее заметной сверху.
Апофеозом стал совет: «У тебя должны быть бабочки в животе».
Вам смешно? А у меня они там реально стали порхать.
Потому что мы вдруг поехали такой рысью, что я лично уже не могу назвать это рысью. По мне, так это – совсем другой аллюр. Не та рысь, про которую я знала. Совершено другие ощущения. Действительно, не надо прыгать вверх – это даже невозможно, потому что толкает сам конь. Ощущение упругой пружины и мощи под тобой.
А дело в том, что Гром, в азарте игры в «самую хорошую в мире лошадь», встал на темп. (И даже тренер нам сказала: «Вау!»). И что особенно приятно, я сумела его поддержать.
Вначале были проблески по одному – два – три темпика. Таня только успевала сказать: «Вот! Вот!», как все кончалось. Но постепенно, эти темпики закрепились, и мы – пошли. Вот тут-то и полетели бабочки.
Первую прямую я с ужасом ждала поворота, потому что боялась, что все кончится. Но, нет. Прошли мы поворот, потом и второй (короткую стенку), и я вдруг почувствовала себя уверенно. Не как раньше: «А-а-а! Это – чудо! Конь бежит!»
, а: «Ура, мы – едем!».
Я даже начала опять дышать. И ехала, улыбаясь, как дурочка, до ушей
.
И потом смогла свернуть раньше (люди входили в манеж) и продолжить. Пару раз мы, конечно, теряли это движение, но опять возвращали его. И я даже осмелилась поменять направление. И ездой направо мы тоже встали на темп.
И вот тут-то было очень смешно. Я наконец-то почувствовала свою кривизну, причем как-то – всю и сразу! Внешняя рука почему-то вдруг оказалась совсем не там, где она должна быть, а на место мне ее было никак не поставить, потому что плечо тоже было не там, и она просто не доставала
. Это были очень необычные и забавные ощущения – ты прекрасно понимаешь, где должны быть части тела, но когда пытаешься поместить их на место, они как будто резко удивляются, чего это вдруг надо менять привычное положение, и сделать простое движение оказывается неожиданно трудно :lol: .
На втором шагу чуть-чуть прошагнулись, и мне было велено выехать на прямую четко напротив тренера и подъехать к ней, остановившись метрах в пяти. И тут начались «поворотики». То есть мне говорили, что делать ногами и руками, и смотреть, что получится.
Сразу скажу, что для меня такой вид работы – более экстремальный, чем прибавка на галопе. Потому что я по жизни старательно избегаю ситуаций с неясной перспективой. То есть, прежде чем начать что-то делать, я обязательно стараюсь четко сформулировать конечную цель, и желательно – пошаговый путь к ней. Такая личная особенность. «Ввяжемся в бой, а там посмотрим» - категорически не мое. Я даже книжки и фильмы люблю только с хорошим концом, за редким исключением
.
А тут – делай и все. А что именно – увидишь. Но я честно старалась – интересно же.
Вот что я делала. Сразу предупреждаю – запомнила нечетко, могу и переврать. Но все-таки напишу, а то совсем забуду. Вначале велено было сделать постановление влево, чуть-чуть отвести правый шенкель, и легко толкнуть лошадь вбок. Сделала. Конь как-то шагнул вбок. Мне сказали, что это не то, потому что я бросила внешний (правый) повод. Поводом надо подрабатывать. Попробовала еще. И еще. И еще. Когда удалось собрать все вместе (постановление, контакт с поводом, внутренне бедро лежит, внешний шенкель там, где надо, и толкает), Гром сделал полный поворот передними ногами вокруг задних влево. Потом то же самое повторили вправо. Быстрее, но тоже далеко не с первой попытки. Потом поехали опять по кругу, также вышли на прямую, и мне было велено сделать все тоже самое на шагу, при этом еще слегка пересев на какую-то сторону (на какую – не помню). И конь пошел по диагонали. То есть получилось у нас принимание на шагу.
Нет, у меня и раньше несколько раз получалось – преимущественно, вместо вольта
. Иногда – вместо поворота. Но вот так чтобы именно по команде – конечно? впервые.
В другую сторону – тоже получилось, и на этом от нас отстали, чтоб не испортить достигнутое.
Было очень-очень интересно, но думаю, что пока сама не смогу повторить. В смысле, сама – без «дистанционного управления», т.е. без постоянной пошаговой коррекции. Запомнила пока довольно смутно.
Тем более, теперь – перерыв в полную неделю, увы.
Ну а потом – галоп. И вот тут у нас случился классический случай «горя от ума». Гром-то стал старательно слушать всадника. И чем это кончилось? На галопе я себе совсем не нравлюсь. Подъемы были еще так-сяк, а вот езда пока – бе-бе-бе. Сижу плохо, управляю еще хуже, поддержать аллюр могу не всегда. Зажимаю плечи через каждые 5 секунд, а локти через каждые 3.
Но ездой налево было еще так-сяк: поднялись, проскакали кружок или два. А вот ездой направо… Конь-то, бедный, уже поверил, что на нем всадник сидит! А на нем-то сидела – я! И разумеется, это привело к тому, что мы вне всякой учебной программы долго и упорно «тренировали» менки на галопе. То есть, мы поднимались с нужной ноги, а через несколько темпов конь, внимательно слушая корпус кривого всадника и дергающиеся ручонки, честно менял ногу и старательно шел контргалопом по вольту (точнее, по кругу, но круг был небольшой, в ширину манежа). И бились мы над тем, чтобы проехать нормальным галопом без менки хотя бы пол этого кружочка очень долго. С трудом сделали один раз нормально и на этом закончили. Думаю, одной из важных причин еще была внутренняя пятка, которая без моего ведома поползла вверх и ковыряла коня, когда не надо.
Зато я хорошо запомнила ощущения сверху, когда конь делает менку. Необычное такое – как подскок. Сначала передние ноги что-то в воздухе делают, а потом задние ощутимо толкаются иначе, чем раньше.
И напоследок еще одна фраза, которая мне очень помогла на строевой рыси: «Ты должна бояться сесть, как будто у тебя под попой колючка».