Что касается исторических лошадиных типов и статей - вот ссылочка на обсуждение данной темы на достаточно серьезном форуме (
http://www.tforum.info/forum/index.php?showtopic=9689).
Что касается "технологии" передвижения в указанный Вами исторический период -
1- на том же форуме есть темы с обсуждением подобных вопросов.
2- следует учитывать, что понятие "Русь" и даже "Киевская Русь" - является абсолютно условным - скопление
враждующих государств, отсутствие дорожной сети как таковой (не даром - основной путь сообщения - реки, время - зима). Т.Е. проделать весь путь от Киева до Новгорода верхом было невозможно
впринципе. Скорость передвижения гонца зависила не от лошадей а от финансирования поезки и ситуации на маршруте; иными словами от удачливости, хитрости и изворотливости.
3- дальние поездки, по любому, осуществлялись только с заводными лошадьми (как уже говорилось выше - система ямов начала создаваться только при монголах, а как государственная была организована только при Иване Васильевиче)
Что касается скорости передвижения всадника (косвенная характеристика скоростных качеств и выносливости лошадей) - надо рассматривать примеры менее дальних передвижений:
историческим фактом является (не раз упомянуто в летописях и , кажется, в "личных "наставления" детям" не-то Владимира, не-то Ярослава) система, когда князь, отстояв заутренню в Чернигове, к обедне успевал приехать в Киев.
Что касается наличия
разных лошадей (в т.ч. и как показатель племенной работы) могу дать также косвенную справочку (по "бухгалтерским" документам, кстати на тот же XI век, но на территории нынешней Испании) - стоимость лошадей колебалась от 25 до 5000 солидов серебра.