вопрос к историкам

  • Автор темы Автор темы Lintu
  • Дата начала Дата начала
Кое-что по X - XIII векам нашла. Но статья длинная. Наверное, не один день перепечатывать буду. Сделаю, выложу целиком на Райтере.
 
И дороги были ужасные.
Действительно, забыли про дороги. Они и сейчас-то у нас... хм...

Кстати, нам вот на истфаке рассказывали, что один конный дневной переход - около 25 км. Это для XI-XIII веков.
 
Для начала нужно корректно сформулировать вопрос. Тут все говорят о Руси. В понятиях того времени, зона разведения маленьких лесных лошадок это не Русь. Потому правильно говорить с Новгорода на Русь.
Пускай не очень крупные но выносливые лошади, по имени "бахмат", существовали в междуречье Дона и Днепра. Отличались высокой скоростью и выносливостью. Это были лошади степняков, предков нынешних казаков. Система движения была "о дву конь". Где лошади менялись посменно, или же, одна везла вьюки. По степи конное войско было в состоянии за день совершить бросок в 150 км. Что не фантастика, если взять опыт ВОВ.
Если бы не было дорог, то передвижение, в районе Валдайской возвышенности, было бы, вообще невозможно. Там леса, класса "предтаежная зона", учитывая количество, агрессивно настроенных лесных жителей в одиночку можно было бы не доехать вобще.
Что, касаемо грузоперевозок, то они осуществлялись по рекам, через волоки (Вышний Волочок).
Конное передвижение шло, так же, вдоль рек, по Днепру наверх, до истоков, и далее так же вдоль рек.
 
Сары Азман написал(а):
Потому правильно говорить с Новгорода на Русь.
хм... почему то хочу не согласиться, потому что мы обсуждали переход из Киева в Новгород, и это все таки Русь... либо нашщ учебник врет... :?
Я тоже думала что всадники, которые например, должны были что-то передать князю(письмо, и т.д.), меняли лошадей, и поэтому удивилась тому что лошади не могут двигаться 20 км\ч чтобы за месяц добраться до города.. :roll:
 
Ну, вы же еще учитывайте разные условия. Одно дело конный бросок на 150 км (монголы с 4-5 заводными лошадьми и по 300 делали, только подозреваю, что возвращались уже на других), и сейчас конный однодневный пробег совершается на 100-150 км. И другое, когда одна и та же лошадь каждый день идет с грузом в течение месяца. А лошадей гонцы вряд ли могли менять, хотя бы потому, что плотность селений была невелика. И вряд ли в этих селениях были ямские дворы. "Ям" вообще слово монгольское. А крестьяне могли, конечно, дать свою лошадь, но только по доброй воле. Иначе, "сгинул гонец", что поделаешь. Так что коней беречь приходилось.
 
Если посмотреть на карту, то для Владимирской Руси имеем закономерность - через 60-70 км хоть какой-то, до городишко стоял... Слышал версию, что их специально ставили на расстоянии одного конного перехода. Если надо ехать дальше - там меняли лошадь.

ЗЫ. Доспехи - дефицит, давать их гонцу - расточительно, да и нафиг лошади лишний вес... Саблю в зубы, и - и вали.
 
В те времена существовал т.н. "днепровский путь", вдоль которого шли сухопутные дороги. Системы ямов не было, однако была возможность продать уставшую лошадь, и купить свежую.
С другой стороны я бы всем советовал ориентироваться на пробег Ашхабад - Москва. Может в 11 веке скорости были и меньше, но если идти в день 50 км. То за 20 дней, можно пройти 1000 км. И это не предел, 50 км в день делала пехота! Если же шагать рядом с лошадью, то доказано, что лошадь в состоянии отдыхать на шагу.
Сам я легко проезжал, без расседловки, без поения и кормления, верхом на кабардинце, ок 30 км, и можно было еще только некуда. Причем по сильно пересеченной местности вне дорог, с болотистыми участками и крутыми спусками подъемами. Т.е без переутомления лошади, вполне можно ехать и одну тыс. километров. В пример приведу, воспоминания наполеоновского офицера де Марбо, который легко одолел на одной лошади 900 км, в течении трех недель!
 
Что касается исторических лошадиных типов и статей - вот ссылочка на обсуждение данной темы на достаточно серьезном форуме (http://www.tforum.info/forum/index.php?showtopic=9689).

Что касается "технологии" передвижения в указанный Вами исторический период -
1- на том же форуме есть темы с обсуждением подобных вопросов.
2- следует учитывать, что понятие "Русь" и даже "Киевская Русь" - является абсолютно условным - скопление враждующих государств, отсутствие дорожной сети как таковой (не даром - основной путь сообщения - реки, время - зима). Т.Е. проделать весь путь от Киева до Новгорода верхом было невозможно впринципе. Скорость передвижения гонца зависила не от лошадей а от финансирования поезки и ситуации на маршруте; иными словами от удачливости, хитрости и изворотливости.
3- дальние поездки, по любому, осуществлялись только с заводными лошадьми (как уже говорилось выше - система ямов начала создаваться только при монголах, а как государственная была организована только при Иване Васильевиче)

Что касается скорости передвижения всадника (косвенная характеристика скоростных качеств и выносливости лошадей) - надо рассматривать примеры менее дальних передвижений:
историческим фактом является (не раз упомянуто в летописях и , кажется, в "личных "наставления" детям" не-то Владимира, не-то Ярослава) система, когда князь, отстояв заутренню в Чернигове, к обедне успевал приехать в Киев.

Что касается наличия разных лошадей (в т.ч. и как показатель племенной работы) могу дать также косвенную справочку (по "бухгалтерским" документам, кстати на тот же XI век, но на территории нынешней Испании) - стоимость лошадей колебалась от 25 до 5000 солидов серебра.
 
Между Киевом и Черноговом 145 км. Но дорога была хорошо наезженной, города богатыми, а кони у князя и дружины покруче деревенских кошлаток.

Что касается гонцов, то новости по враждебным территориям, я думаю, перевозили именно кошлатки. Дорогую и быструю могли сп##дить, а гонца убить. При этом, сам гонец обязан біл маскироваться под какого-нибудь купца или еще кого. Но ехали, имхо, максимально быстро. Хотя, для быстрого оповещения они птиц использовали.

п.с. интересно, а были ли системы сигнальных огней, как между Роханом и Гондором :)
 
Уважаемая Тулуза, пробуйте читать кроме фэнтази еще что-нибудь, если не историческую литературу то хоть исторические романы.
 
Уважаемый Тим, фэнтези было упомянуто исключительно в качестве прикола. Что касается птиц, что опровергните, плиз, этот исторический факт, дипломированный вы наш. И вообще, любую из версий, высказанных в моей посте. :roll:
 
Сверху