Оффтоп, ибо не о донской породе, однако, считаю это прекрасным примером грамотной и самоотверженной работы человека, сумевшего создать поголовье очень интересных лошадей.
Вера Курская написала
интересную статью о проекте донской охотничьей лошади.
От автора:
"Я долго собиралась и все-таки написала об этом селекционном проекте.
Если когда-нибудь напишу книгу об истории мастей в отечественных породах, в ней будет и раздел, посвященный разным подобным проектам - не имеет значения, завершились они успехом или нет. Накопленный опыт не должен пропасть."
Пегие охотничьи кони
Когда порода или породная группа зарегистрирована, можно с уверенностью сказать, что получен достойный результат, а селекционный проект состоялся. Однако регистрации предшествует длительная работа, масштабы и сложность которой очень трудно оценить со стороны. Путь становления породы можно разбить на множество этапов. За прогрессом иногда следует регресс, бывают на этом пути и остановки, и неудачи. Увы, на любом из этапов селекционная работа может прерваться по самым разным причинам.
Проект, о котором пойдет разговор, вначале носил условное название "донская прогулочная лошадь"*, но со временем о поголовье все чаще говорили как о "донской охотничьей лошади". Начался проект в КФХ "Донские зарницы" на хуторе Донской Ростовской области примерно в 2000 году. Автором проекта была зооинженер Светлана Зимина.
Практически все современные тренеры, работающие с детьми и всадниками хобби-класса, сходятся во мнении, что лошади для этих категорий всадников должны иметь стабильную психику, желательно уравновешенный подвижный тип высшей нервной деятельности (сангвинический), и быть легко обучаемыми. Другие немаловажные признаки - нетребовательность к условиям содержания, крепкое здоровье, крепкие конечности, правильные движения и удобные аллюры, а также универсальная работоспособность. Желательно также, чтобы лошадь хобби-класса была нарядной. Однако, по мнению Зиминой, ни одна отечественная заводская порода лошадей в полной мере не удовлетворяет этим требованиям, а представители пород иностранного происхождения стоят дороже и при этом хуже адаптируются к климату России.
Поэтому главной задачей селекционного проекта КФХ "Донские зарницы", которую поставила Светлана Зимина, было вывести поголовье лошадей, пригодных для детского спорта, конного туризма и любительской верховой и экипажной езды. Еще одной сферой применения "донских прогулочных" лошадей должна была стать охота. По замыслу заводчицы, отличительной чертой предполагаемой породной группы должны были стать такие нарядные масти, как чубарая и пегая типа тобиано. Впрочем, это не исключало получения лошадей простых мастей, обладающих требуемыми хозяйственно-полезными признаками.
Был разработан весьма подробный стандарт желаемого поголовья. Зимина планировала получать лошадей трех экстерьерных моделей. Первая модель условно называлась "Baby" - это должна была быть лошадь верхового типа высотой 137-150 см в холке, с длинным шагом, предназначенная для обучения детей верховой езде.
Вторая модель носила название "Hunter" - лошадь типа гунтер. Так традиционно называют помесей чистокровных верховых с лошадьми упряжного типа, используемых для конной охоты. Гунтеры "Донских зарниц" задумывались как лошади преимущественно верхового или верхово-упряжного типа высотой 156-162 см в холке. Особо отмечалось, что их копыта не должны требовать постоянной ковки. Среди гунтеров пегой масти предпочтение отдавалось тем, у кого средняя часть корпуса была белого окраса.
Экстерьерная модель "Universal" - это лошадь верхового, верхово-упряжного или упряжного типа высотой 158-170 см в холке. Основным их назначением должна была стать любительская верховая и экипажная езда.
Лошади всех моделей должны были иметь правильный экстерьер, сухую и крепкую конституцию, быть резвыми, устойчивыми, гибкими, совкими, обладать мягкими аллюрами, сангвиническим темпераментом и быть способными работать с собаками.
В разведение не допускались лошади сырые, грубые, с тяжелой головой и короткой шеей: известно, что такие особенности экстерьера плохо сказываются на балансе, особенно во время полевой езды и на прыжках. Предполагалось также исключать из разведения лошадей со свиными глазами, с высокой и короткой холкой, коротким и свислым крупом, круглой пястью, короткой бабкой и плоским копытом, с недостатками и пороками строения конечностей. Серые и бурые лошади в разведении не использовались.
В основу разведения было положено сложное воспроизводительное скрещивание жеребцов русской верховой, орловской рысистой и алтайской пород. Матки имели донскую и орловскую кровь, далее в разведении использовались помеси 1 поколения снова на маточной основе.
Увы, в 2015 году после продолжительной тяжелой болезни Светлана Зимина скончалась, а имевшееся к тому моменту поголовье лошадей было распродано.
Можно спорить о целесообразности этого проекта, говорить, что среди конников России потребность в охотничьих лошадях невелика, а лошадей, пригодных для конного туризма и детской езды, можно найти во многих уже существующих породах и среди помесей. Но сейчас важно другое: в результате проекта все же было получено определенное поголовье лошадей, которые хорошо держат тело, выносливы, неприхотливы к условиям содержания и обладают подвижной нервной системой - это именно те признаки, которые старалась закрепить селекционер. "Донские охотничьи" приносят пользу и радуют своих нынешних владельцев, а значит, что автор проекта, оставшегося незавершенным, трудилась не напрасно.
* - оба названия поголовья мы пишем в кавычках, поскольку полученный результат не был зарегистрирован.
Фото из архива КФХ
Донские зарницы а так же
Олеси Николаевой
П.с.: в комментариях люди поделились своими лошадьми из этого проекта.
Отзыв владельца: "Универсальный конь, с шикарным характером."
Арина Либонтова: Мелисса (ранее Гарпия)