Задонская лошадь
Краткий исторический обзор ее происхождения, часть 1
Родоначальницей нашей восточной степной лошади является монгольская лошадь. На ней совершился стремительный натиск монголов, давший толчок великому переселению народов. Восточная степная лошадь впоследствии разделилась на две породы с некоторыми морфологическими отличиями. По левую сторону Волги - лошадь киргизская; продолжительные зимы оказали сильное влияние на ее внешность; она малорослая с густым волосяным покровом и более грубыми формами. Калмыцкая лошадь - по правую сторону Волги при более мягких климатических условиях, рослее, нежнее и несколько благороднее.
До начала прошлого века калмыцкая степь простиралась от Волги до Черноморья, от Дона до Каспийского моря; она имела определенных владельцев - калмыков, которые подразделялись на тургутов к северу и дербетов к югу. Редкая населенность, ширина и простор степей не вызывал ссор, нередко тургут кочевал в дербетских владениях и наоборот, поэтому лошади их мало отличались друг от друга. В XVIII веке Донское казачество, жадное к захватам, присвоило значительную часть калмыцкой степи по левую сторону реки Дона и его притокам. Впоследствии эти степи получили название "задонских" и были колыбелью "задонской лошади".
Более богатые казаки перемещали свои табуны в Задонские степи. В первое время пришлось вести тяжелую борьбу с кочевниками хищных орд, тургутами, киргизами и дербетами. Случалось, захватывали целые табуны лошадей, и таким образом, пришлая лошадь смешивалась с местной монгольской. Пришлая казачья лошадь, хотя и называлась "донской" по месту рождения, но не могла считаться даже туземной породой; она просто была верховая лошадь степного воспитания; всего вероятнее происходила от той же монгольской и от жеребцов самых разнообразных пород, захваченных казаками во время их войн и походов. Приводились лошади из Персии, Турции, которая когда-то славилась лошадьми; оттуда же добывались арабские жеребцы. Приводили лошадей из Польши и Венгрии, а во время Отечественной войны 1812 г., по пути в Париж и обратно, были захвачены жеребцы самых различных пород Западной Европы.
Обычно ссылались в косяки жеребцы после очередной службы, которые отличались особо выдающимися качествами, силой и быстротой. Такие жеребцы, испытанные под седлом, передавали приплоду свои достоинства и служили драгоценным материалом для производства верховой военной лошади.
В то время степное коневодство было предоставлено самому себе. Лошади круглый год паслись в степях, гибли от холода и голода при сильных гололедах и снежных заносах; выживали организмы самые сильные. Не менее гибельно отзывались летние засухи, которые также уносили много жертв от голодной смерти. Климатические невзгоды закаляли степняка и вырабатывали в нем необыкновенную выносливость к лишениям в жизненных условиях. Постепенно в Задонских степях устанавливалось более правильное коневодство. Табуны уже сортировались, избегали родственных скрещиваний, формировали косяки с подбором достоинств; впоследствии вводились базовая [варковая] случка и ручная с лучшими и более ценными производителями. Таким образом номадное (кочевое) коневодство получило организацию, приближающуюся к культурному коннозаводству. Особенно заметен такой переход в прошлом столетии, с введением правил о донском частном коннозаводстве при изменении личного состава коннозаводчиков.
Граф Платов в 1770 году одним из первых основал в Задонье большой табун с жеребцами, приобретенными и захваченными во время своей боевой жизни. Затем, при сопровождении императора Александра 1 в Англию, он получил в подарок 5 чистокровных жеребцов, которые были отправлены в его Задонский завод и были первым чистокровными пионерами в задонском коннозаводстве. В это время граф Платов установил в своем заводе подбор и сортировку косяков; и такими полукультурными мерами заложил фундамент культурно-степному коннозаводству в задонских степях и должен быть признан основателем Задонского коннозаводства.
Вслед за графом Платовым перегнали свои табуны в Задонские степи и родовитые казаки, дворяне; на службе щеголяли лошадьми собственного завода и считалось зазорным выехать на купленной. Началось соревнование в коннозаводстве: например, Д.Е. Кутейников добыл для своего завода 28 чистокровных, 112 арабских, 103 персидских и всего было 74 донских [жеребцов].
Платовские жеребчики с примесью чистокровных, приведенных из Англии, нарасхват разбирались окрестными коннозаводчиками и воровались калмыками; официально они первые положили начало улучшению задонской лошади.
Войсковая Задонская степь была предоставлена в бесплатное пользование всякому казаку, желающему разводить лошадей без ограничения выпаса, сенокоса и распашки.
Около 1831 года донское коневодство пришло в упадок. После смерти графа Платова не было коннозаводчика, который воодушевлял бы своей страстью и энергией соревнование в коннозаводстве. Во время такого упадка Император Николай 1 осматривал казачьи полки, остался недоволен сортом лошадей и высказал атаману Власову пожелание, чтобы "Донской казак и его конь олицетворяли собой центавр древних". К этому времени вернулся из Персидского похода генерал-лейтенант В.Д. Иловайский, талантливый коннозаводчик, который явился как бы на смену графу Платову. Он снова оживил все коневодство, которое начинало угасать.
Задонское коневодство можно разделить на два периода времени: первый период, когда оно возникло в критический момент упадка коневодства на Дону (Очаковская зима) и когда оно обслуживало строевыми лошадьми исключительно Донское казачество; и второй период - когда оно, главным образом, стало комплектовать регулярную кавалерию. Во втором периоде Задонское коннозаводство утратило местный казачий интерес и приобрело общегосударственный. Задонское коннозаводство стало необходимым для государственной обороны. Обязательное коннозаводство создало в задонских степях главный рынок лошадей ремонтно-кавалерийского сорта. Новые правила вытеснили малопредприимчивых коннозаводчиков преимущественно из заслуженного казачества; зимовники быстро перешли в руки людей коммерческих. С этого времени система степного коневодства изменилась и коневодство перешло в коннозаводство. Строже отбирался из молодых возрастов плодовый материал, сортировались косяки, появились записи и заводские книги. Как было упомянуто, коннозаводчик В.Д. Иловайский вернулся из Персидского похода во время оскудения Донского коннозаводства (Персидский поход в 1827 году - казаки привели с собой оттуда много жеребцов и маток).
В истории Задонского коннозаводства его имя должно стоять наравне с графом Платовым. Граф Платов положил основание Задонскому коннозаводству, Иловайский поддержал вовремя созданное Платовым и своим заводом (который унаследовала его жена Новикова по второму мужу, а затем он перешел к князю В.А. Меньшикову) долгое время служил крупным рассадником производителей как для калмыцкого коневодства, так и задонского коннозаводства. Табун В.Д. Иловайского достигал до 5000 голов и по количеству лошадей ему не было равного. Из Персии им было выведено 5 жеребцов (Сардар, Лобатый, Хивинский, Араратский, Воейковский), 12 маток и 12 жеребцов 2-х лет (лучшие - Испаган, Меймун, Багдадский). Из приведенных лошадей было составлено "персидское" отделение, которое передало задонской лошади свою золотистую масть. Иловайским были сделаны огромные затраты на покупку культурных [заводских пород] жеребцов за пределами Донской области. Выдающиеся по приплодам и количеству от них косячных жеребцов у Иловайского и других коннозаводчиков следующие: чистокровный Хреновского завода Бард, Чесменский, Янила завода гр. Орловой, Проворный зав. Ростопчина, Белый зав. Полторацкого; много было куплено чистокровных у Лопухина. Наравне с чистокровным Бардом высоко ценился собственного завода Орел от рысака и ростопчинской матки. Оба жеребца пользовались большой популярностью и дали много производителей другим заводам.
Необходимо упомянуть, что в заводе В.Д. Иловайского, на ряду с верховыми жеребцами, было много рысистых, приобретенных у В.И. Шишкина, Миллер, В.П. Воейкова, Загряжского (от жеребцов Загряжского было 2 полукровных от английских маток - Кречет и Туман, давшие много выдающихся по ширине и росту маток и жеребцов, и один от донской матки - Цебек, прозванный Толстым по объему ребра и не имевший соперников по силе во время волчьей охоты). В Хреновском заводе был куплен Летун 1, сын Лондона, Воздержанный, сын Верного. Вороной Летун зав. кн. Орлова был куплен у В.Н. Усачева в Москве. Нет необходимости в подобном перечне рысистых жеребцов, но следует заметить, что своим объемом задонская лошадь отчасти обязана рысаку того времени.
Если графа Платова в задонском коннозаводстве сравнивают с графом Орловым, то В.Д. Иловайского можно с полной справедливостью сравнить с В.И. Шишкиным. После Иловайского в очень долгий период времени не было выдающегося крупного деятеля по коннозаводству. Во второй половине прошлого столетия появилось много заводов с отличным ремонтным сортом: генерала Жеребкова, Янова, Супрунова, Корольковых, И.Е. Кузнецова, Михайликовых и других. Особенно выдвинулся в задонском коннозаводстве завод И.Н. Поткопаева и Савинкова, собранный из лучших жеребцов и маток всего Задонья и коневодства калмыцкого кочевья. Калмыки служили старшими табунщиками в лучших заводах, выкрадывали лучших жеребцов и маток, поэтому долгое время служили рассадниками для задонского коннозаводства. Например, чистокровный Десит для калмыцкого кочевья дал большее количество и маток, и жеребчиков, нежели в заводе ЕИВ вел.кн. Николая Николаевича старшего. И.Н. Поткопаев это знал и очень высоко ценил некоторые калмыцкие заводы. Совершенно незнакомый с породами и родословными, И.Н. Поткопаев отличал лошадь хорошую. Только хороших приобретал себе в завод, дал своему заводу необыкновенную типичность и производил отличный ремонтный сорт. Помимо калмыцкой лошади, в его заводе участвовали жеребцы орлово-ростопчинские заводов Станкевича, Шуринова, впоследствии жеребцы завода ЕИВ вел.кн. Дмитрия Константиновича, много было жеребцов малороссийских заводов, но всего больше новороссийских, заводов Култашева, Леонтовича. Чистокровных почти не было, но английская кровь вошла в основание его завода через покупку приплодов от калмыцких маток, выкраденных у В.Д. Иловайского, Новиковой и князя Меньшикова. Таким образом, И.Н. Поткопаев был третьим талантливым коннозаводчиком после графа Платова и Иловайского. Почти не было завода в задонском коннозаводстве, в котором не было бы жеребца Поткопаева.
А.Ф. Грушецкий
1910 г.
Граф М.И. Платов
Василий Дмитриевич Иловайский
Калмыцкая лошадь
Донская лошадь
ГЕБЕНС (ЙЕБЕНС), Адольф Иванович (1819-1888),
Рядовой Лейб-Атаманского Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича полка верхом. 1857
Мерин донской породы Рубин