В европейских и арабских странах общество не просто на разных этапах находится, оно в целом развивается по-разному. И различие это началось примерно на этапе возникновения феномена частной собственности в Древней Греции. Для европейского общества понятие частной собственности характерно и органично, на Востоке его никогда не возникало, оно для них чуждо. Тем не менее, устройство современного мира диктует западную модель как универсальную, фактически, навязывая её Востоку. Неспособность адекватно встроиться в эту модель в силу несоответствия внутреннего уклада общества, культурное вмешательство со стороны Запада, внутреннее давление со стороны некоторой узкой прослойки молодых граждан, тяготеющих к Западу и более или менее успешно усваивающих соответствующий менатлитет, прямое военное вмешательство западных стран в региональные конфликты создаёт в обществе крайне напряжённую обстановку. Это касается, в первую очередь, средних и нижних его слоёв. Происходящее вызывает в них непонимание и отторжение. Непонимание ведёт к желанию отгородиться, обособиться, "вернуться к корням". Нарастающее напряжение вызывает к жизни крайне взрывоопасные формы поведения и попытки навязать своё мнение всем. К исламу происходящее имеет крайне посредственное отношение. Идеология ИГИЛ и прочих террористических организаций имеет крайне искажённую версию ислама.
Безусловно, есть незападные общества, весьма успешно встроившиеся в западную систему, но у них столкновение с новой системой произошло либо на более поздних, либо более ранних этапах развития, чем у ближневосточных стран.
Проблема очень сложная. Адекватное решение ей найти крайне проблематично.