Записки о Лошади.

  • Автор темы Автор темы Natsu
  • Дата начала Дата начала
насчет желатина видимо потому, что он из аналогичных частей тела готовиться
 
НатальяМ написал(а):
Можете рассказать, как желатин помогает работе суставов и сухожилий?)

Если в двух словах: в суставах есть жидкость, которая позволяет нам свободно двигаться и предотвращает трению костей друг о друга. Желатин способствует восполнению в организме этой жидкости.
 
Подскажите пожалуйста! У лошади перелом копытной кости,уже 6 месяцев в круглой подкове,на рыси и на галопе не хромает.Можно ли потихоньку вводить в работу?
 
О хондропротекторах рекомендую почитать всем коллегам, интересующимся желатином. А то так можно и холодцом начать лошадок подкармливать ))

Для справки - небрендированный хондроитин + глюкозамин, недорого купленный в человеческой
аптеке, может быть и не заменит дорогущую подкормку на 100 %, но основную проблему снимет.
 
Бороться и искать, найти и не сдаваться. Думаю иностранную литературу посмотреть
 
К сожалению, последнее посещение форума Narsu числится 13 ноября 2013 г.
Может, дабы тема не терялась, будем выкладывать сюда полезные статьи самостоятельно?
Ну и из своего (не судите строго):
Основные правила кормления
Кормление, кормление… Больная тема…
Наверное, излишне было бы писать, что для каждой лошади на конюшне должен быть разработан персональный рацион, в соответствии с ее возрастом, весом, темпераментом, выполняемой работой… Излишне, ели бы это было общеизвестно. Оказывается, известно, но далеко не всем. А если известно, то почему не выполняется?
Вообще, касательно кормления лошадей, можно с уверенностью сказать, что в большинстве конюшен по всему миру оно происходит неправильно, ибо основано исключительно на удобном для обслуживающих лошадей людям графике кормления, полностью игнорируя то, как протекает день лошади в естественных условиях, не говоря уже о том, ЧТО мы даем лошадям в качестве пищи (порой для них совершенно непригодной).
Не напишу ничего сенсационного, но попробую отразить некоторые моменты, которые почему-то упорно игнорируются на многих конюшнях, а так же те, которые, при непонимании лошадей и незнании как они живут на воле, расцениваются как вредные привычки, от которых пытаются всячески избавляться, а на самом деле являются вполне рациональными и порой даже необходимыми действиями лошадей при их жизни в неволе.
Начнем с режима питания. Как известно, лошади исключительно травоядные животные. Однако, на большинстве конюшен упорно продолжают составлять график кормежки лошадей и кормить их так, как будто бы лошади являются всеядными животными, как человек, а то и вообще хищниками, как собаки. Речь не пойдет о том, что отдельные "кадры" до сих пор пытаются кормить лошадей мясом и рыбной требухой для достижения мифических результатов в спорте (да-да, известны прецеденты, относящиеся не к дикому средневековью, а к весьма просвещенному 21 веку), это уже обычная клиника, причем психиатрическая, плачущая по этим личностям, речь пойдет как я уже сказал, о графике и способах кормления лошадей. Почему-то, практически многими не учитывается, что даже самый высокопитательный корм растительного происхождения никогда не будет столь же концентрированным, как корм животного происхождения. Поэтому лошадям требуется гораздо большее по объему количество пищи, по сравнению с плотоядными, чтобы поддержать массу тела, а в период жеребости - еще и для нормального роста и развития плода. Соответственно, весь пищеварительный аппарат лошади довольно большой, и устроен так, чтобы быть в состоянии из бедного питательными веществами корма получить их как можно больше. Однако, это идет в ущерб их пищеварительным способностям.
Так как лошади не являются жвачными, и не способны к повторному перевариванию пищи путем отрыгивания и повторных пережевывания и заглатывания отрыгнутой кашицы, как поступают коровы, то им приходится тратить на сам процесс приема одинакового количества пищи, по сравнению с жвачными, гораздо больше времени, ибо сам процесс пережевывания пищи активно участвует в процессе переваривания пищи. Слюна у лошади имеет большое значение в желудочном пищеварении, так как она создаёт в желудке щелочную среду, необходимую для действия ферментов растительных кормов и микрофлоры. Сам желудок лошади довольно небольшой по объему, всего 9 - 15 литров, в результате чего он предназначен для переваривания пищи по принципу "мало, но часто", поэтому он постоянно выделяет желудочный сок, обладающий высокой кислотностью, который постоянно должен воздействовать на более или менее постоянный приток пищи. Кислота вырабатывается в нижней части желудка, которая способна противостоять очень кислой среде. В верхней части желудка кислота не секретируется, и механизмов защиты от кислой среды нет. Однако те графики питания, которые используются на конюшнях, не соответствуют пищеварению лошади. Кислота в желудке выделяется постоянно, но расходуется она только 3 или 4 раза в день во время кормления. В результате, из-за избытка, кислота достигает верхней части желудка и приводит к его поражению: язвам.
Слюна является естественным буфером для кислоты, предотвращающим изжогу и разрушение желудка. Однако она вырабатывается только тогда, когда лошадь жует. Проще говоря, из-за того, что необходимая для переваривания пищи слюна вырабатывается у лошадей в период самого процесса пережевывания, а так же из-за того они не способны к повторному пережевыванию отрыгнутой кашицы, лошади вынуждены жевать как можно дольше. Лошади могут взять в рот одну травинку и пережевывать ее минуту, для того, чтобы измельчить ее до оптимальной для переваривания кондиции, а так же для того, чтобы расходовался желудочный сок для переваривания ею съеденного, а не стенок желудка. Таким образом, нормальной лошади со здоровыми зубами, чтобы съесть 1 кг. сена требуется в среднем 40 минут и совершить в среднем 5250 жевательных движений! Средняя продолжительность приема пищи при исключительно пастбищном (в теплых странах) содержании, либо при их дикой жизни, составляет 12 часов! Проще говоря, в нормальных условиях лошади полжизни только и делают, что жуют. Даже при исключительно конюшенном содержании, при ее легкой или средней работе верховая лошадь должна получать в среднем количество корма, равное 2% от ее веса, а при тяжелой работе - 2,5%, для поддержания атлетичной, худощавой фигуры, необходимой, к примеру, для спорта, которая, кстати, совершенно не характерна для диких лошадей, наедающихся "от души". При среднем весе верховой лошади в 500 кг., получаем, что лошадь должна в день получать минимум 10 кг. корма, большую часть из которого должна составлять трава летом или сено зимой. Итого получаем 400 минут пережевывания пищи в день.
Так же важно помнить, что в холодное время года потребность лошади в еде может вырасти аж в три раза от ее обычной нормы.
В естественных условиях лошадь гуляет по полю, поедая траву малыми порциями в течение всего дня, тратя на процесс приема пищи половину своей жизни, жуя почти постоянно.
А что у нас на конюшнях?
Правильно, в основном - трехразовое питание, рано утром, в обед и поздно вечером, "конюха ведь и так не успевают"... Летом, порой, кормежка происходит вообще два раза, если лошадей отправляют днем пастись: рано утром и на ночь. И только в редких конюшнях кормление четырехразовое. (И счастливы лошади, которые находятся летом на круглосуточном выпасе в нормальных полях).
Класс, правда? При этом корм дается лошадям сразу большими порциями, а на его поедание им отводится ничтожно малое время. Лошадь просто заставляют есть быстро, ибо, если она не съест все за оставшееся время до отбивки денников, либо до занятий, то все несъеденное просто выбрасывают со словами: "А что, она же больше не хочет, раз не съела..."
То же самое и с поением. Хорошо, когда на конюшне есть автопоилки, которые, притом, еще и исправно работают, в этом случае лошади могут пить, когда захотят и сколько захотят. Однако, при ведерном поении лошадей, что для России более характерно, лошадей, как правило, поят перед началом кормления. Объясняют и мотивируют это тем, что поение перед кормежкой способствует лучшему усвоению пищи. Однако, в естественных условиях лошади пьют тогда, когда хотят, и сколько хотят. Потребность лошадей в воде зависит от множества факторов: возраста и пола лошади, типа и тяжести выполняемой ею работы, климата, температуры (в жару пьют чаще, чем в прохладную погоду), породы лошади, ее веса, еще кучи факторов...
При ведерном поении все эти факторы не учитываются совершенно. Ладно, если лошадь поят до тех пор, "пока она не напьется", но некоторые же умудряются ради экономии времени всем лошадям давать по одному ведру воды, а хватило ли ей или нет и не задумываться вовсе!
Причем, если лошадь не все выпила, считают, что "она больше не хочет", и забирают у нее ведро! Черт возьми! А что, если у лошади зубы болят? И не может она пить холодную воду из-за этого? Причем, не хочет сейчас - захочет через час, но поить-то ее через час никто и думать не будет....
Вот мы и подошли к самому важному моменту: корм и вода в деннике лошади должны быть всегда! Однако, не стоит поить холодной водой разгоряченную лошадь сразу после работы, это может привести к ее простуде. Выждите полчаса.
Ни в коем случае нельзя убирать несъеденное, и невыпитое, а если убрали, - тут же замените свежим. Лошадь должна иметь доступ к еде и питью постоянно и круглосуточно. В том числе ночью. Ибо спят лошади не так, как люди, спят они не долго, по несколько раз за ночь засыпая и снова просыпаясь. А что ночью делать лошади, когда ей скучно? Поругаться с соседями по денникам? А если соседи ее игнорируют? Правильно, единственное развлечение для лошади ночью - это еда.
Поэтому при составлении графика кормления необходимо учитывать, что пища и вода у лошади должны стоять в деннике постоянно, при этом она не должна переедать, если Вы следите за ее фигурой. И, следовательно, надо так распределять порции корма, ей выдаваемые за периоды кормления и поения, чтобы она получала именно тот объем пищи, который для этого необходим. Сложно? На самом деле ничего сложного, никто не просит Вас кормить лошадь 6-8 раз в сутки, в том числе вставая для кормежки и ночью. Вполне хватит и четырехразового кормления, надо всего лишь учитывать, как быстро лошадь проедает корм и давать его ей в таком количестве, чтобы у лошади всегда были корм и вода. И не забывать про ночь, когда у лошади должен быть в деннике тот объем пищи и воды, которого хватило бы до утренней кормежки.
При чем же тут "дурные привычки", о которых я упомянул в самом начале? Да при том, что многие, думаю, сталкивались с моментами, когда лошадь обгладывала стены и дверь денника или стойла (в стойлах лошадей держать вообще нельзя, но это - отдельный разговор). С этой "привычкой" пытаются бороться разными способами, например, обивая стены и дверь денника листовым железом. И зря.
Объясняется данный факт на самом деле довольно просто. Все весьма рационально и даже необходимо. При конюшенных условиях содержания лошади ей приходится жевать очень мало. Никто не дает работающей лошади жевать 12-14 часов в сутки. Да даже 6 часов не дают. А значит:
- зубы лошади нормально не стачиваются
- нарушается пищеварение, случаются изжога и колики, ибо постоянно вырабатывается желудочный сок, а в желудке пусто, переваривать нечего, плюс выработка слюны не выступает в качестве буфера для кислоты.
- ночью лошади банально скучно.
Вот и вынуждена лошадь стачивать зубы и вырабатывать слюну для переваривания съеденного, либо восстанавливая в пустом желудке кислотно-щелочной баланс, грызя хотя бы доски денника: корма-то нет. Ну и хотя бы как-то развлекать себя в период острой фрустрации из-за голода и дефицита общения.
 
Последнее редактирование:
Как выбрать свою первую лошадь

Перед покупкой своей первой лошади Вам следует хорошенько подумать и ответить на следующие вопросы:

1. Готовы ли Вы не только к покупке, но и содержанию лошади финансово? Лошадь является весьма дорогим животным, но самое главное, ее правильное содержание так же весьма дорого. Средняя цена на лошадей хобби-класса сейчас варьируется в пределах 100-200 тысяч рублей по нынешним ценам, цена на качественных спортивных лошадей же начинается с 300 тысяч и стремится к бесконечности, в зависимости от класса, возраста и умений лошади. Однако мало купить лошадь, ее содержание Вам так же выльется в копеечку. Цена постоя в качественной конюшне в больших городах уже давно превышает 15-20 тысяч рублей (можно, конечно, найти и дешевле, но такие конюшни будут находиться на значительном расстоянии от города и добираться до них будет неудобно), сюда плюсуем цены на бензин или общественный транспорт, т.е. на дорогу, на корма и подкормки (в большинстве конюшен оплачиваются отдельно), расходы на коновода, берейтора и тренера, которые будут заниматься с Вами и Вашей лошадью, на коваля, на лечение лошади, если она, не дай бог, заболеет… Вы готовы ежемесячно выкладывать 30-40 тысяч рублей (конечно, можно обойтись и гораздо меньшими суммами, но тогда содержание Вашей лошади, скорее всего, будет не качественным, а следовательно, лечить ее Вам придется гораздо чаще, а то и есть риск вообще ее гибели) ради удовольствия иметь собственную лошадку? Готовы выкладывать десятки тысяч на ее лечение и проводить рядом с ней бессонные ночи? Если ваш ответ: «Да», то Вы смело можете заводить себе лошадь.

2. Где Вы будете ее содержать? В своей конюшне, или будете оплачивать постой на чужой? Написанное выше касалось аренды денников в чужой конюшне, однако постройка своей конюшни и содержание на ней лошади требует поначалу вообще огромных капиталовложений, знаний, но, главное, найма грамотного надежного персонала. Так же надо помнить, что лошади стадные животные, жить одной на Вашем дачном или приусадебном участке ей будет очень тяжело, поэтому Вам придется покупать сразу несколько лошадей, либо купить для лошади в друзья какое-нибудь другое животное: хотя бы козу.

3. Для чего Вам нужна лошадь? Для спорта или для души? Требования к спортивным лошадям зачастую гораздо выше, чем к лошадям хобби-класса. На основании предназначения лошади стоит уже определяться с ее породой, полом, возрастом, характером и другими качествами.

4. Какую именно лошадь Вы себе хотите? Определитесь с породой, полом, возрастом лошади, мастью, ее ростом.

Надо понимать, что молодая лошадь или жеребенок – не для новичка в конном мире, правильно вырастить и воспитать лошадь трудно даже профессионалу. Так же надо учитывать, что жеребцы гораздо сложнее и строже по характеру, чем кобылы и мерины, справиться с ними новичку так же весьма сложно, и при неправильном воспитании легко можно получить агрессивного и ни во что не ставящего людей монстра, к которому Вам и обслуживающему персоналу конюшни просто страшно будет подойти. Необходимо учитывать и то, что многие конюшни крайне неохотно берут на постой жеребцов, из-за опасения проблем с их характером, и того, что они могут вырваться и покрыть кобылу кого-нибудь из частников, что будет чревато проблемами, как для владельца жеребца, так и для администрации конюшни (неожиданный приплод зачастую не радость, а огромная финансовая проблема для владельцев кобыл). Именно по этой же причине, даже если жеребца и возьмут на постой, то его наверняка ограничат во времени гуляния в левадах или пастьбы на полях, т.к. в табун из кобыл и меринов его не пустят, а именно они и будут гулять и пастись основное время. Короткие же выгулы непременно приведут к проблемам в поведении. Поэтому для жеребцов надо искать конюшни с отдельным от кобыл выгулом, а лучше и содержанием, но таких конюшен в России, увы, крайне мало.

Выбор породы и масти лошади зачастую зависят исключительно от личных предпочтений будущего владельца, однако, необходимо учитывать, для каких целей понравившаяся Вам порода выводилась, и понимать, что от лошади тяжелоупряжной породы не стоит ожидать успехов в конкуре, например, или выездке, а от легкого теплокровного скакуна не стоит ожидать успехов в перевозе тяжестей и повозок.

Что касается роста, то при выборе верховой лошади хобби-класса желательно, чтобы Ваш нос был на одном уровне с верхней точкой холки лошади. Это нехитрое правило поможет вам Выбрать лошадь, наиболее подходящую вам по росту, на которой Вы будете смотреться гармонично и которой будет легко Вас нести на себе. Однако, выбирая спортивную лошадь, следует помнить, что конкурная лошадь должна быть не ниже 167 см., в противном случае считается, что у лошади есть недостаток роста для этой дисциплины. Лошади, которая ниже ростом будет сложно брать высокие препятствия. В выездке маленькой лошади так же будет сложно достичь совершенства, т.к. невысокая лошадь потенциально обладает более резкими и частыми движениями, что считается в этом виде спорта недостатками. Но и слишком высокой лошади тоже быть не стоит, ибо больший рост равняется и большему весу, а кости и суставы лошади все же приспособлены выдерживать лишь определенный вес. Именно поэтому современная мода на высоких лошадей, охватившая современных конезаводчиков и коневладельцев весьма пагубна и не учитывает элементарных норм биологии и физиологии. Лучше купить невысокую лошадь, но гармонично развитую и не имеющую проблем с суставами, чем высокую нескладную дылду, суставы которой посыпятся еще в молодом возрасте. Максимальной планкой роста для спортивной верховой лошади можно считать 175 см.

5. Может, проще все же обойтись арендой лошади, либо посещениями конного клуба? Это сохранит Ваши финансы и избавит от многих проблем, связанных с содержанием лошади.
 
Я бы добавила пункт о том, что лошадь нельзя оставлять без присмотра. Нельзя поставить в конюшню и забыть о ней. У многих создаётся ложное впечатление о том что достаточно оплачивать постой и лошадь будет там стоять как велосипед в гараже и ничего с ней не случится. Это не так. Лошадь живое существо, социальное животное, которое требует не только попить поесть и поспать. Лошадь должна двигаться, а поскольку в черте города не найти достаточного выгула для полноценной жизни и здоровья лошади (как по времени так и по площади), с ней надо работать. Как минимум должен быть кто-то кто каждый день по часу-двум занимается с лошадью, позволяя ей развивать и поддерживать мускулатуру, связки и суставы, а так же выпускать нерастраченную энергию в полезное русло. Иначе лошадь просто начнёт разбирать денник и калечить себя.

Кроме того в любой момент может понадобиться лечение полученной в леваде или где-то ещё травмы. И никто из персонала конюшни как правило не уполномочен предпринимать активные действия. Поэтому необходимо чтобы вы были готовы решить вопрос вызова ветеренара и оплаты лечения очень оперативно. Либо придётся нанимать человека который должен будет решать эти вопросы и ставить вас в известность, запрашивать у вас деньги на необходимые лекарства и процедуры. Это ещё одна статья расхода.

Заводя лошадь стоит понимать, что вы заводите большого ребёнка, который не может жить с вами в квартире но так же нуждается в вас каждый день.
 
Выбор конюшни
Данная статья призвана помочь Вам выбрать правильную конюшню для вашей лошади, помочь понять, на что стоит обращать внимание в первую очередь, что при выборе конюшни первостепенно, а что вторично, поможет избежать различных неприятностей и проблем, которые несомненно возникнут, если выбор Ваш будет сделан необдуманно. Так же она может пригодится людям, желающим построить собственную конюшню.
Выбором конюшни следует заняться еще до покупки лошади. Поездить по ближайшим к Вам конюшням, оценить их расположение (весьма важный фактор, ибо удаленность конюшни от Вашего дома непозволит Вам часто посещать Вашего питомца, а т.ж. экстренно отреагировать в случае его травмы, например, и срочно приехать на конюшню), качество предоставляемых услуг, удобство обустройства конюшни для коневладельцев и пригодность для проживания в ней лошадей.
К сожалению, надо признать, что большинство российских конюшен не соответствуют по своим параметрам даже элементарным нормам содержания животных. Нельзя без слез смотреть на некоторые конюшни, с вечно сырых от конденсата стен и низких потолков которых свисают искрящие провода, без какой-либо изоляции; где лошади стоят в узких стойлах или крохотных, покрытых толстым слоем пыли и паутиной денниках, в которых им и развернуться-то нет возможности, не то, что лечь спать, вытянув ноги; где в узких проходах и двум людям хрупкой комплекции разойтись невозможно, не то, что двум лошадям; где выстилают пол денников опилками или соломой только по праздникам, и то, если завезли; где ночью в дыры в крыше видны звезды, а в непогоду льет дождь или падает снег; где нет воды, и электричества; где нет левад для выгула и полей для пастьбы; где опилки, сено и корма лежат под открытым небом, либо, в лучшем случае, слегка прикрытые полиэтиленом, ибо в конюшне нет ни кормовой, ни сенника, ни помещения для хранения опилок …
Хорошая конюшня обязана быть просторной, светлой, пожаробезопасной, теплой зимой и прохладной жарким летом, абсолютно сухой, хорошо вентилируемой и не душной, уютной как для лошадей (в первую очередь!), так и для людей.
Лучшими конюшнями считаются деревянные рубленные, из бревен диаметром 20-25 см. Такие конюшни хорошо держат тепло и сухие. Далее идут кирпичные и каменные, при достаточной толщине стен, чтобы не промерзали зимой, худшими же являются бетонно-блочные и каркасно-засыпные. Стены денников должны быть из дерева твердых пород, либо обшиты досками из такого дерева, например, дуба. Разумеется, сосна дешевле, и растет повсеместно, но она очень мягкая и быстро гниет. В итоге скупой платит даже не дважды, а гораздо чаще, из-за частых ремонтов денников и пола, тогда как если бы изначально использовался дуб, то таких проблем у него не было бы очень долгое время. И это не говоря о том, что плесень на стенах лошадям строго противопоказана.
Крыша должна быть непроницаемой для воды, потолки теплоизолированы. Никаких щелей в конюшне быть не должно.
Пол должен обладать низкой теплопроводностью, высокой прочностью, влагонепроницаемостью, быть сухим и не скользким даже будучи намоченным водой.
Лучшими считаются глинобитные и клинкерные (из обожженного кирпича, уложенного ребром на специально подготовленную «подушку» и скрепленные цементом), а так же из керамзитобетона; хуже – асфальтовые, цементные же и бетонные слишком холодные и твердые. Они допустимы в проходах, но в денниках их необходимо будет застелить досками, либо использовать специальные резиновые коврики.
В качестве подстилки следует использовать древесную стружку или достаточно крупные опилки (мелкие, по сути древесная пыль, строго противопоказаны!). Солому в качестве подстилки использовать не стоит, так как она зачастую является источником пыли и плесени, а так же микроорганизмов, вредных для дыхания лошадей. Некоторые советуют использовать торф, отмечая его высокие гигроскопичные и газопоглотительные (аммиак и сероводород) свойства, малую теплопроводимость и бактерицидные свойства. Следовать их советам или нет – решать Вам, сам я с его использованием в качестве подстилки никогда не сталкивался. Для выстилки полов медицинского бокса и в денниках лошадей, страдающих респираторными заболеваниями, может так же использоваться мелкая нарезка из чистой бумаги, без типографической краски и прочих красителей.
Подстилка должна полностью меняться раз в сутки, навоз и моча должны убираться каждый раз во время выгула лошадей.
Высота потолков в конюшне должна быть не менее 3-х метров, размер денников – не менее 3 на 4 метра, ширина проходов – не менее 2-х метров. В проходах должны быть оборудованы места (развязки) для чистки лошади, крючкования, расчистки и ковки копыт, стоки для воды.
Стойловое содержание лошадей не допустимо, ибо ограничивает ее возможность нормально лечь и хорошо выспаться, а т.ж. подразумевает привязывание лошади головой к стене, что нарушает ее свободу и возможность качественно отдохнуть, для чего, собственно, и нужна конюшня.
В современных конюшнях также размещают помещения для мытья лошадей и для их сушки (солярий), медицинские боксы, аммуничники и сушилки для одежды и амуниции, кормовые, помещение для взвешивания лошадей, прочие хозяйственные и жилые помещения (канцелярия, раздевалка, туалет, кухня и проч.).
Система вентиляции в конюшне должна включать в себя как естественную (для теплого времени года), так и принудительную вентиляцию. В конюшне ни в коем случае не должно быть пыльно.
Для обогрева конюшни в сырое и холодное время года можно провести центральное отопление, либо использовать безопасные обогреватели или тепловые пушки. Однако, необходимо помнить, что сильные перепады температуры вредны для сердечной системы лошадей, ни в коем случае нельзя сильно натапливать конюшню, температура зимой в ней не должна превышать +5*С, исключительно, чтобы бы вода не замерзала.
Очень хороши для лошадей так называемые конюшни "открытого типа", их особенностью является то, что лошади проводят время на улице все 24 в сутки, гуляя табуном в огороженных полях, куда им и доставляются конюхами вода, корма и подкормки. А под крышу навесов лошади заходят только тогда, когда им нужно укрыться от ветра или непогоды. При этом данные помещения являются неотапливаемыми. Другой вариант подобной конюшни - так называемые "летники", но их стены не доходят до крыши, крыша приподнята над ними на столбах. Знаю, что в нашем климате для многих это выглядит страшно, ибо такие конюшни не утеплены, но лошади переносят холода гораздо легче, чем мы привыкли думать, а для лошадей с проблемами дыхания это единственное место, где они могут чувствовать себя хорошо.
Необходимо качественное естественное и электрическое освещение, водопровод, в денниках желательно установить автопоилки, обязательно наличие окна в деннике, находящегося на недоступной лошади высоте, либо зарешеченное, чтобы лошадь не могла случайно разбить стекло и порезаться. Можно так же использовать вместо стекла прозрачный бесцветный пластик, при достаточной его светопропускной способности, либо «небьющиеся» многослойные стекла, наподобие автомобильных, но такие окна будут очень дороги. Так же необходимо соблюдать чистоту в денниках, проходах, следить за чистотой кормушек, автопоилок, ведер, емкостей для замачивания сена и так далее.
Двери и в денниках, и на выходе из конюшни должны открываться наружу, в прочих помещениях – внутрь, если они идут вдоль прохода (чтобы не ударить и не напугать идущую по нему лошадь), и наружу если нет. Нельзя использовать подъемные складывающиеся двери, а так же створчатые двери, открывающиеся наверх, ибо первые могут заклинить в самый не подходящий момент, а вторые – упасть на лошадь или человека, нанеся им серьезную травму. Электрический привод дверей – не для конюшни, ибо это делает их зависимыми от электричества. Двери на конюшне должны легко открываться вручную.
Самое главное, что необходимо помнить при постройке конюшни, это то, что строится любая конюшня для лошадей, а не для людей, и именно для первых она должна быть максимально комфортна и удобна, комфорт и удобство людей на конюшне стоят где-то на последнем месте. Именно поэтому я не вижу смысла в излишнем ее украшательстве: лошади все равно эту красоту не оценят, оставаясь к ней абсолютно равнодушными, а если она будет идти в разрез с удобством лошадиного в ней проживания, то грош цена таким украшениям и такой конюшне.
На территории конюшни обязательно должны быть травяные левады для выгула лошадей, очень желательны огороженные поля для их выпаса, летние «дышащие» денники размерами не менее 25 квадратных метров, и навесы от дождя в полях и левадах, собственные паддоки (прогулочные дворики), вход в которые вел бы из каждого летнего и зимнего денника и был бы постоянно открыт в теплое время года, и из которых лошадь могла бы свободно попасть в общую леваду, либо во двор конюшни. В собственном паддоке лошадь может организовать свой собственный мир, независимый от других лошадей, в этом-то и его прелесть. В нем у нее должна быть возможность побродить, погреться на солнце, либо уйти в темную прохладу навеса, или спрятаться под ним от дождя или снега.
Территоррия конюшни должна быть чистой и ухоженной, не допускается наличие грязи, наледи, луж, мусора, свалок стройматериалов и т.п., там, где ходят лошади и люди.
Так же на территории конюшни очень желательно видеонаблюдение. Это позволит Вам и прсоналу конюшни круглосуточно наблюдать за тем, чем занята Ваша лошадь, ее состоянием. Так же это не позволит конюхам халтурить, "забыть" вовремя покормить и попоить лошадь, дать ей ликарства. Не говоря уже о том, что видеонаблюдение является надежной защитой от краж и отличным подспорьем в разрешении разных спорных ситуациий.
Для конюшни, на которой занимаются выездкой, обязательны крытая «бочка» и просторный крытый манеж. Крытый манеж, как и конюшня, тоже должен иметь как естественную, так и принудительную системы вентиляции.
На территории конюшни, где занимаются конкуром, должен располагаться открытый плац с качественным грунтом. От качества грунта в манеже и на плацу будут зависеть здоровье Вашей лошади. Негодный грунт разрушит ее суставы и связки в очень короткое время.
В качестве грунта желателен крупнозерновой песок, часто к нему добавляют дополнительные наполнители. О грунте для манежей и плацев мы поговорим позже, в отдельной, посвященной именно этой проблеме статье.
Сейчас же упомянем, что открытый плац помимо качественно грунта должен иметь систему отвода из него воды, иначе даже слабый дождь превратит самый лучший грунт в море грязи. Так же желательно, чтобы он был огорожен, дабы предотвратить бегство лошади из него, либо наоборот, проникновение на него гуляющих по территории конюшни лошадей (при свободном выпасе), либо сбежавших от конюха, во время Вашей работы в нем с Вашей лошадью, т.к. это может быть опасно и для Вас, и для Вашей лошади.
Сено должно храниться отдельно от конюшни (ни в коем случае не в самой конюшне, т.к. оно является источником пыли, опасной для лошадей с респираторными заболеваниями), в так называемом сеннике, представляющем из себя укрытое от непогоды и запирающееся на ворота здание необходимого размера. На стене сенника желательно наличие противопожарного щита и огнетушителя.
Опилки, солома или другой материал для подстилки так же должны храниться в отдельном от конюшни помещении, укрытом от дождя и снега, так же с соблюдением противопожарной безопасности.
Навозная куча и отработанная подстилка должны располагаться по возможности дальше от конюшни, в соответственно оборудованном для этого месте, но при этом желательно учесть возможность механизации работы конюха.
За конюшней и лошадьми должен везтись постоянный и квалифицированный присмотр. В конюшне постоянно, и днем и ночью, должен находиться кто-нибудь из обслуживающего персонала. Замечательно, если конюшня оборудована веб-камерами, через которые владельцы лошадей могут наблюдать из дома за своими любимцами и работой обслуживающего персонала конюшни.
Лошади должны иметь постоянный допуск к свежей и чистой воде, и кормиться не менее четырех раз в день, в соответствии с их породой, весом и выполняемой работой. Кормушки должны очищаться от остатков еды после каждого кормления и быть чистыми, если они пустые. В самом помещении конюшни должен поддерживаться постоянный порядок. Открытые мешки с кормом, грязные кормушки и ведра для воды, разбросанная по полу конная амуниция, пыль и паутина, затхлый запах – признак плохой работы обслуживающего персонала конюшни, и он должен послужить Вам сигналом обойти такую конюшню стороной.
Корма должны храниться в специальном помещении – кормовой, где должен соблюдаться порядок. Помещение должно быть чистым, в запертых и подписанных коробах должны храниться отдельные сорта корма.
Амуниция должна храниться в амуничнике, на специальных вешалках, индивидуальных для каждой лошади. Естественно, она так же должна храниться в чистоте и порядке.
Сушка попон, потников, вальтрапов и тряпочек-накидочек в помещении конюшни или в коридоре так же не допустима, это должно происходить в соответствующем помещении: сушилке, оборудованной таким образом, чтобы они там быстро и качественно просыхали, а в самой сушилке не стоял затхлый запах грязных и мокрых вещей.
О качестве конюшни могут сказать и такие помещения, как отдельный бокс (или боксы) для содержания больных лошадей, мойка для лошадей, солярий (сушильная комната) для лошадей. Удобства для владельцев лошадей, посетителей и персонала конюшни в виде теплых и удобных раздевалок, кухни, комнаты отдыха, туалета и душевых комнат так же важны, но не настолько, как перечисленные выше удобства для лошадей. В конце концов, Вы выбираете конюшню для удобства проживания в ней Вашей лошади, а не Вашего собственного. Однако если они наличествуют, это еще один большой плюс конюшне.
В конюшне и прилегающим к ней зданиям и помещениям должны позаботиться о противопожарной безопасности: она должна быть оборудована огнетушителями, противопожарными стендами и, желательно, противопожарной сигнализацией, выходящей на пульт местного пожарного отделения.
Позаботившись о физическом удобстве проживания Вашей лошади в выбираемой Вами конюшне, озаботьтесь и юридической безопасностью ее там нахождения. Обязательно составьте и заключите с хозяевами конюшни договор о постое у них на конюшне Вашей лошади. Вставать на конюшню без заключения такового договора не стоит: в случае некачественного обслуживания, травмы или гибели Вашей лошади владелец конюшни не понесет никакой ответственности.
 
Откуда произошло слово "конь", и почему этим словом неправильно начали обозначать мерина.

Слово конь не обозначает и никогда не обозначало мерина. Хотя, среди людей, работающих с лошадьми и распростаненно такое мнение, оно ошибочно. Традиция называть мерина конем появилась благодаря научной спекуляции Мошинского, выводящего этимологию данного слова от слова копнь, которое он в свою очередь выводил из слова скопнь, а его из слова ско-пити, означающее вырезать что либо. Отсюда же оскоплять - кастрировать. И все бы ничего, да только два промежуточных слова (скопнь и копнь) в природе никогда не существовали ни в одном из языков, не говоря уж про русский. Однако этимологический словарик Мошинский все таки выпустил, заработал денежку и титул этимолога.
Чтобы утверждать это со спокойной душой мне пришлось изрядно посидеть в интернете и центральной библиотеке г. Санкт-Петербурга.
Однако, по порядку.
Начнем с того, что Мошинский ("Zasiąg", стр. 238) видит в славянском «komonь» особое название, не связанное с «конь» и родственное норв. humrе "тихо ржать", нов.-в.-н. диал. (шваб.) Hummel -- название быка. А так же объясняет происхождение «konь» из «kорnь» : skорnь: skopiti, т. е. первоначально "кастрированный жеребец".
Фасмер же приводит этимологию слова «конь» из «komnь», минуя «komоnь», от древнего «kobnь»; сравнивая с происхождением слова «кобыла».
Есть так же гипотеза, что слово «конь» - заимствование из кельтских языков формы «kanko»/«konko». Если это верно, тогда "конек" - более древняя форма, чем "конь", что выглядит очень сомнительно.
Есть даже довольно бредовая гипотеза некоего Платона Лукашевича о развитии языка, где слово «конь» он производит из слова «гонь», приведу выдержку: «Разряды этого вида словообразования у него те же, что и чаромути. Первый разряд - это простая истоть, например, КОНЬ=ГОНЬ, КОЛОКОЛ=ГОЛОГОЛ, ГЛАГОЛ.
Замечу, что гнездо ГОН действительно весьма разнообразно (тут и ГОН как определенный период в жизни стадных животных, и существительное ГОНКА, и существительное ОГОНЬ из глагола ОГОНЯТЬ, и глагол ГНАТЬ, и существительное ГНОЙ, и императив ГОНИ, и существительное ГОНИТЕЛЬ). Волне допустимо предположить и наличие существительного ГОНЬ, из которого позже образовалось существительное КОНЬ. Для такой этимологии есть два косвенных подтверждения. Первое касается древнего названия коня ДИЛ, сохранившегося не только в слове КОРКОДИЛ (КОРКОВЫЙ ДИЛ, ЧЕШУЙЧАТЫЙ КОНЬ), но и в слове УДИЛА как части конской упряжи (иными словами УДИЛА=У ДИЛА). То есть, слово КОНЬ не было для русского языка исконным. Второе косвенное подтверждение - это заимствование данного слова германскими языками; судя по исследованиям Драгункина, слово КОНЕК в смысле КОНЕЦ германские языки заимствовали в озвонченном варианте, как GONOG, из чего позже образовалось наречие GENUG со смыслом «достаточно», «хватит», «конец». Вообще говоря, озвончение этим языкам свойственно в гораздо меньшей степени, чем оглушение, поэтому гораздо логичнее было бы предположить, что слово GONOG они заимствовали уже в готовом виде, то есть, и слово КОНЁК первоначально звучало как ГОНЁК. Наконец, и слово КНЯЗЬ могло произойти из слова ГОНЯГЬ, то есть, КОННИК, ВСАДНИК путем его фонетического развития.
А слово КОНЬ дало, в свою очередь, начало своему гнезду, куда вошли и существительное КОНЕЦ, и глагол КОНЧАТЬ.»
Скорее всего, ни то, ни другое не верно, т.к. на Руси слово «комонь» издревле обозначало коня, боевого коня. А именно в историчесом смысле и стоит рассматривать любое слово, происхождением которого мы решили заняться. В «Слове о полку Игореве» мы сталкиваемся с употреблением данного слова именно в этом значении:
(6): И рече Игорь къ дружинѣ своеи: ...а всядемъ, братіе, на свои бръзыя комони да позримъ синего Дону. 5—6. Комони ржуть за Сулою — звенить слава въ Кыевѣ. 7. И рече ему (Игорю) Буи Туръ Всеволодъ: ...сѣдлаи, брате, свои бръзыи комони, а мои ти готови, осѣдлани у Курьска на переди. 7—8. Комонь въ полуночи Овлуръ свисну за рѣкою; велить князю разумѣти. 40. А Игорь князь ... въвръжеся на бръзъ комонь, и скочи съ него босымъ влъкомъ, и потече къ лугу Донца. 40—41. Коли Игорь соколомъ полетѣ, тогда Влуръ влъкомъ потече, труся собою студеную росу: претръгоста бо своя бръзая комоня. 41.
В этом же значении мы видим употребление слова «комонь» в «Повести древних лет»:
969: В Переяславци на Дунаи ... вся благая сходятся: отъ Грекъ злато, паволоки, вина и овощеве разноличныя, изъ Чехъ же, из Угорь сребро и комони, из Руси же скора и воскъ, медъ и челядь. 48
(1377 г. ~ нач. XII в.). 1150: И рекоша ему угре: Мы гости есме твои; оже добрѣ надѣешися на кияны, то ты самъ вѣдаеши люди своя, а комони подъ нами, а добро, княже, другъ прибудеть, аже пакы ны сила а сеѣ ночи, како ны богъ дасть, поѣдемъ. Ипат. лет., 414 (XV в.). 1150: Кияне же дивяхутся угромъ множеству и кметьства ихъ, и комонемъ ихъ. Там же, 416. 1151: И дарми многыми одариста и (венгров): и съсуды, и порты, и комонми, и паволоками, и всякими дарми. Там же, 419. Молвяше Андрѣи к своему брату Дмитрею... Сядемь, брате, на свои борзи комони, испиемь, брате, шеломомь своимь воды быстрого Дону, испытаемь мечи свои булатныя. Задон. К-Б, 549 (XV в. ~ XIV в.). Сѣдлаи, брате Ондрѣи, свои борзи комони, а мои готови напреди твоих осѣдлани. Там же, 549. И молвяше Ондрѣи Олгердович брату своему Дмитрию: ...а сами сядем на борзыя своя комони, посмотримъ быстрого Дону. Задон. Ист.-1, 542 (кон. XVI — нач. XVII в. ~ XIV в.). Рече ему князь Дмитреи Иванович: ...дружина нам свѣдома, имѣемъ под собою боръзыя комони, а на себѣ золоченыя доспѣхы. Там же, 543.
Другие литературные источники:
Испроговорил Владимир стольно-Киевский: / Ай же ты, Ставер сын Годинович! / Ты что сидишь-сам да не хвастаешь?.. / Аль нет у тебя добрых комоней, / Аль не славна твоя родна матушка. - Рыбные Песни, I, 203.
Ен (Дунай) оставил Добрыню середи двора. / Во левой руке два повода шелковыих, / Держит два комоня добрыих. - Онежские былины Гильф., 713.
Порастроньтесь-ко, народ да люди добрыи, / Дайте мистечка вы мни да не сомношечко, / И с одну летную со малую тропиночку... / И не на добром мни комони проехать, / И единой пройти, кручинной мни головушке. - Барсов. Причит. Сев. кр., II, 42.
С данной точкой зрения согласен Д. С. Лихачев (Устные истоки художественной системы „Сл. о п. Иг.“. — „Сл. о п. Иг.“. Сб. исслед. и статей. М. — Л., 1950, стр. 76—77), а так же: В. И. Даль ( (ТСЖВЯ): Комонь. стар. конь; поныне в песнях, особ. свадебных. Опыт обл. слов.: Комонь — конь, лошадь.) и Гринченко (Сл. укр. мови): Комонь. Конь. Ой як тяжко комоневі протів води плисти, ой так тяжко кохатися, не мавши користи.)
Колесов В. В. пишет: КОМОНЬ. Это именование употребляется в С. (Слове о полку Игореве – прим.) 6 раз и всегда как худ. выразит. образ боевого коня; из них 4 раза в форме вин. пад. в сочетании с эпитетом «борзый» (в том числе — трижды с притяж. мест. «свой»). Единств. в памятнике др. название этого животного — «конь» отмечено в спорном и испорченном тексте («клюками подпръся о кони»); др. слов, обозначавших коня (орь, лошадь, фарь), в С. нет, что также не случайно.
Один из первых комментаторов С. — А. С. Шишков недоумевал: «Неизвестно, почему кони назывались комони», однако уже Я. Пожарский (1819) соотнес это слово с польским «комонный» — «конный» и со старочешскими памятниками. Действительно, слово КОМОНЬ относится к числу архаизмов и диалектизмов в широком смысле, оно отмечено
только в старочешских памятниках (в том числе и подложных, по языку ориентир. на С., напр. в Краледворской рукописи), в ПВЛ под 969 и 1103, затем еще трижды в летописи под 1148 в тексте, напис. предполагаемым Б. А. Рыбаковым автором С. — Петром Бориславичем. По поводу этого текста В. Ю. Франчук было высказано предположение, что источником этого словоупотребления мог быть знакомый с венграми чех. Это не обязательно, поскольку как архаизм слово КОМОНЬ известно также укр. и рус. говорам, следовательно, было некогда распространено среди вост. славян так же, как и у зап. Кроме того, сопоставление Пожарского не ответило на основной вопрос, и это отметил его критик Шишков в рец. на изд.: «На слова прежнего примечателя „неизвестно, почему кони назывались комони“, новый, приводя из польского и богемского языков многие примеры, отвечает, что везде в них сказано: комонный, комоник и комонь. Да не о том дело. Спрашивается: „почему кони назывались комони?“ Что пользы указать на польский, на богемский язык, на большую, маленькую, толстую книгу, в лист, в четверку, а все не будешь знать: „почему кони назывались комони?“». Совр. исследования проливают свет на этот вопрос.
Этимологически слово КОМОНЬ, первоначально звукоподражательного значения, обозначало ржущего коня (ср. параллель *komonь // *gomonъ), что и обусловило сохранение термина, но только в указании на ритуальное действие или в описании боевых действий. В частности, в 67-й главе «Домостроя» (полной ред.) описываются ржущие кони, которые привязаны у крыльца рядом с покоями молодоженов; в свадебном обряде сохранился сам термин «комонь» (и «комоница»). Но в «Домострое» свадебный жеребец жениха и скакуны его дружек называются аргамаками — это слово заменило древнерус. «фарь», которое обозначало породистого араб. скакуна (ср. в Ипат. лет. под 1150 и пр.). Подобная специализация слов в обозначениях коня и символич. функции таких обозначений возвращают нас к тексту С., в котором действия коня как субъекта (выражено в форме им. пад. — пад. подлежащего) связаны именно с ржанием: «комони ржуть за Сулою», «комонь ‹ржеть?› въ полуночи, Овлуръ свисну за рѣкою» — пропуск глагола предполагается не только формой выражения (присущий поэтике С. параллелизм), но и устойчивостью самого оборота (подобный пропуск глагола предполагает, по-видимому, и А. А. Потебня). В объектном значении слово КОМОНЬ всегда подчеркивается признаком «борзый» — стремит. боевой конь (значение «боевой конь» для слова КОМОНЬ выделяют все совр. ист. словари).
Любопытны дальнейшие преобразования уст. формул, связ. с обозначением коня. В «Задонщине» «борзи комони» встречаются по всем спискам текста, но часто употребляется и слово «конь». В фольклорных текстах находим не только «борзый конь», но и «добрый конь» (выражение, возможное уже в текстах XIII в.); происходит своего рода оживление исходного образа в определении боевого коня: «борзый» (параллельно с «дьрзъ» о всаднике) как «живой», затем — «буйный» и, наконец, «стремительный». Устаревание слова К. приводило и к изменениям в его произношении (ударения комо́нь и ко́монь) с отражением возможного акающего произношения (ко́мань или кумо́нь), а также и значений слова, особенно в производных (комани́ца, кумани́ка и пр.).
Лит.:
Пожарский. Слово. С. 36; Шишков А. С. Некоторые примечания на книгу, вновь изданную под названием «Слово о полку Игоря Святославича», вновь переложенное Я. П. с присовокуплением примечаний. // Собр. соч. и переводов адмирала А. С. Шишкова.
СПб., 1827. Ч. 2. С. 394;
Потебня. Слово. С. 123, 140, 145;
Обнорский. Очерки. С. 185;
Лихачев. Устные истоки. С. 76—77 (то же: Лихачев. «Слово» и культура. С. 209—210);
Виноградова. Словарь. Л., 1967. Вып. 2. С. 201—202;
Колесов В. В. Ударение в Слове о полку Игореве // ТОДРЛ. 1976. Т. 31. С. 55 (и акцентная реконструкция);
Франчук В. Ю. Мог ли Петр Бориславович создать Слово о полку Игореве? // Там же. С. 86—87;
Топоров В. Н. Прусский язык: Словарь: І — К. М., 1980. С. 192—196 (комонь толкуется как «престижный конь»).
* * *
Этимологические словари как правило, приводят сразу два варианта происхождения слова «конь», см. ниже:
Трубачев:
Разграничение слов кобыла, конь и комонь неоправданно. Праслав. *koby -- по-видимому, стар. основа на -n, соответствующая лат. саbō, -ōnis "caballus"; см. Богач, LF 33, 102 и сл.; Брандт РФВ 22, 139; Фасмер, ZfslPh 9, 141. Образование *koby-la аналогично mоgу-lа, а основа на -у -- как ст.-слав. камы. Далее можно говорить о родстве с лат. caballus "конь, мерин", греч. καβάλλης ̇ἐργάτης ἵππος (Гесихий); Э. Маас (Rhein. Мus. 74, 469) и Кречмер ("Glotta", 16, 191 и сл.; 20, 248; 27, 232; здесь же опровергается другое объяснение Грегуара--Вуzаntiоn 11, 615) толкуют эти слова как бродячие названия, восходящие к языку какого-то народа в Малой Азии или на Дунае; ср. этноним Καβαλεῖς, Καβηληες в районе Меандра и греч. κάβηλος, κάληβος ̇ἀπεσκολυμμένος τό αἰδοῖον (Гесихий). Однако из κάβηλος нельзя объяснить kobyla (вопреки Кречмеру, там же, 16, 191 и сл.). Неприемлемо сближение с лит. šebélka "старая кляча", вопреки Агрелю (BSl. L. 41), Петерссону (ArArmSt. 97), или с др.-инд. c̨aphás "копыто", др.-исл. hófr, д.-в.-н. huof -- то же (Вальде--Покорный 1, 346; см. Вальде--Гофм. 1, 125 и сл.), а также с фин. hеро "лошадь", эст. hobu -- то же (Лескин, Bildg. 277). Совершенно невероятна попытка Неринга ("Sрrасhе" 1, 168 и сл.) объяснить kobyla фрак. или скифск. посредством, причем с точки зрения фонетики он предлагает отнюдь не убедительное сравнение с перс. kаvаl "быстроходная лошадь", ср.-тюрк. käväl "лошадь" (у Махмуда аль-Кашгари). Фин. hеро, hevonen, эст. hobune "лошадь" тоже нельзя объединять с kоbуlа. Ошибочно Марков (РФВ 75, 157); против см. Малеин, РФВ 76, 129 и сл.
TRUBACHEV: [Иначе см. Трубачев, Слав. названия дом. животных, стр. 52. -- Т.]
Ко́монь: м. "конь" (в песнях), др.-русск. комонь (СПИ), укр. ко́монь (Гринченко; против ударения комо́нь у Желеховского; ср. Брандт, РФВ 22, 139), чеш. komoň "конь". Сюда же комони́ка, комани́ка "ежевика" (см. кумани́ка), болг. комони́ка, комони́га бот. "донник" (относимое, едва ли верно, Младеновым (247) к ком), укр. комани́ця "клевер", сербохорв. комо̀ника "чернобыльник", словен. komónika -- то же, чеш. komonice "донник" слвц. komonica -- то же, польск. komonica (ср. также польск. koniczyna "клевер" от konik "лошадка"). Связано с конь из *komnь; см. Богач, LF 33, 107; Брандт, там же, иначе Бернекер 1, 555. Ср. др.-прусск. саmnеt "лошадь" (Траутман, Арr. Sprd. 352). Следует отделять от лит. kùmė "кобыла", kumẽlė -- то же, kumelỹs "жеребенок", лтш. kumel̨š -- то же, которые, вероятно, следует отнести к др.-инд. kumāras "юноша"; см. М.--Э. 2, 311; Шарпантье, МО 1, 22; KZ 40, 435. Весьма сомнительна этимология *komonь из *kob-monь и сопоставление с лат. mannus "маленькая лошадка" (вопреки П. Шмидту, Kritik 139; см. Бернекер, там же). О лат. mannus, которое считается заимств. из венет., ср. Вальде--Гофм. 1, 29 и сл. Оно связано с алб. mës, mëzi "жеребенок", рум. mi^nz -- то же, нем. menz "яловая корова", тирольск..
TRUBACHEV: [Мошинский ("Zasiąg", стр. 238) видит в слав. komonь особое название, не связанное с конь и родственное норв. humrе "тихо ржать", нов.-в.-н. диал. (шваб.) Hummel -- название быка. Ср. также Трубачев, Слав. название дом. животных, стр. 50--51. -- Т.]
Конь: род. п. -я́, укр. кiнь, род. п. коня́, блр. конь, ст.-слав. конь ἵππος, болг. ко́нят, сербохорв. ко̏њ, род. п. ко̀ња, словен. kònj, род. п. kónja, чеш. kůň, род. п. koně, слвц. ko^ň, польск. koń, в.-луж. kóń. Из *komnь от древнего *kobnь; ср. кобы́ла, комонь (см.); ср. Богач, LF 33, 106 и сл.; Фасмер, ZfslPh 9, 141 и сл.; иначе Бернекер 1, 561 и сл. Рискованны сравнения Лёвенталя (KZ 47, 146) с греч. κημός "намордник", нем. hemmen "тормозить, сдерживать", лит. kãmanos мн. "кожаная узда".
TRUBACHEV: [Мошинский ("Zasiąg", стр. 235) объясняет konь из *kорnь : *skорnь: skopiti, т. е. первонач. "кастрированный жеребец". Иначе см. Трубачев, Слав. названия дом. животных, стр. 47 и сл. -- Т.]
Из Этимологического словаря Фасмера:
Слово: коґмонь
Ближайшая этимология: м. "конь" (в песнях), др.-русск. комонь (СПИ), укр. коґмонь (Гринченко; против ударения комоґнь у Желеховского; ср. Брандт, РФВ 22, 139), чеш. komon№ "конь". Сюда же комониґка, команиґка "ежевика" (см. куманиґка), болг. комониґка, комониґга бот. "донник" (относимое, едва ли верно, Младеновым (247) к ком), укр. команиґця "клевер", сербохорв. комо°ника "чернобыльник", словен. komoґnika -- то же, чеш. komonice "донник" слвц. komonica -- то же, польск. komonica (ср. также польск. koniczyna "клевер" от konik "лошадка"). Связано с конь из *komnь; см. Богач, LF 33, 107; Брандт, там же, иначе Бернекер 1, 555. Ср. др.-прусск. саmnеt "лошадь" (Траутман, Арr. Sprd. 352). Следует отделять от лит. ku°me† "кобыла", kume~le† -- то же, kumely~s "жеребенок", лтш. kumel§« -- то же, которые, вероятно, следует отнести к др.-инд. kumѓras "юноша"; см. М.--Э. 2, 311; Шарпантье, МО 1, 22; KZ 40, 435. Весьма сомнительна этимология *komonь из *kob-monь и сопоставление с лат. mannus "маленькая лошадка" (вопреки П. Шмидту, Kritik 139; см. Бернекер, там же). О лат. mannus, которое считается заимств. из венет., ср. Вальде--Гофм. 1, 29 и сл. Оно связано с алб. meЁs, meЁzi "жеребенок", рум. mi^nz -- то же, нем. menz "яловая корова", тирольск.
Комментарии Трубачева: [Мошинский ("Zasiag", стр. 238) видит в слов. komonь особое название, не связанное с конь и родственное норв. humrе "тихо ржать", нов.-в.-н. диал. (шваб.) Hummel -- название быка. Ср. также Трубачев, Слав. название дом. животных, стр. 50--51. -- Т.]
Слово: коноваґл,
Ближайшая этимология: польск. kоnоwаљ. От конь и валиґть; польск. walicґ konia "валить жеребца для кастрации" (Брюкнер 253; Брандт, РФВ 22, 139).
Страницы: 2,311
Слово: конь,
Ближайшая этимология: род. п. -яґ, укр. кiнь, род. п. коняґ, блр. конь, ст.-слав. конь †ppoj, болг. коґнят, сербохорв. ко??, род. п. ко°?а, словен. ko°nj, род. п. koґnja, чеш. kuІn№, род. п. kone№, слвц. ko^n№, польск. konґ, в.-луж. koґnґ. Из *komnь от древнего *kobnь; ср. кобыґла, комонь (см.); ср. Богач, LF 33, 106 и сл.; Фасмер, ZfslPh 9, 141 и сл.; иначе Бернекер 1, 561 и сл. Рискованны сравнения ЛеЁвенталя (KZ 47, 146) с греч. khmТj "намордник", нем. hemmen "тормозить, сдерживать", лит. ka~manos мн. "кожаная узда".
Комментарии Трубачева: [Мошинский ("Zasiag", стр. 235) объясняет konь из *kорnь : *skорnь: skopiti, т. е. первонач. "кастрированный жеребец". Иначе см. Трубачев, Слав. названия дом. животных, стр. 47 и сл. -- Т.]
Страницы: 2,316
Материал из Википедии — свободной энциклопедии:
Конь (в древности также комонь):
• Конь — взрослый самец лошади; иногда лошадь вообще, безотносительно к полу (особенно во множественном числе); среди коневодов и спортсменов-конников в настоящее время встречается использование слова «конь» вместо «мерин».
Стоит помнить, что на Руси слово «конь» так же использлвалось как общеупотребительное для обозначения лошадей вообще, не зависимо от пола. Пример можно привести и современный, всем известная строчка из песни: «Ходят кони над рекою, ищут кони водопою». Под словом «кони» здесь просто подразумевается табун лошадей. В чем же тогда разница между лошадью и конем?
Игорь Георгиевич Добродомов в своей монографии "Словарь тюркизмов в русском языке" приводит следующие утверждения: «Например, начиная с XVIII века, очень широко распространено мнение, и это идет от известного авторитетного русского литератора Александра Петровича Сумарокова, что слово "лошадь" является тюркизмом. Современная наука отрицательно относится к этому мнению. Потому что непонятно, зачем присоединять было к тюркскому слову "алоша́" (алоша — обычно мерин в тюркских языках) этот суффикс -адь-. С другой стороны, слово очень хорошо объясняется на русской почве. В русских говорах еще Владимир Иванович Даль в середине XIX века записал прилагательное "лоший". Лоший со значением "плохой". Как получается, что такому животному, к которому все относятся с почтением, такое название дано было? А название хорошо укладывается в общую модель существительных, образованных с помощью суффикса -адь- от прилагательных. Например, название утки чернядь, ясно от "черный", название ткани пестрядь от "пестрый"». «…было две разновидностей лошадей. Лошадь боевая, на которой ездили в походы, вели военные действия. Тут уж лошадь должна отвечать, если по современному выразиться, всем стандартам, которые требовались от боевой лошади… ее называли “конь”. Даже в современном русском языке “конь”— это общее название для лошадей — и для жеребцов, и для кобыл. Так скажем, у Пушкина: «Куда ты скачешь, резвый конь. И где опустишь ты копыта?» Поэзия. Но «Куда ты скачешь, резвая лошадь»… Это только улыбку вызовет. Так вот, лошадью называлось животное похуже боевого коня, но для хозяйственных нужд и лошадь похуже сгодилась бы. И вот это тонкое противопоставление позволяет судить, что все-таки лошадь восходит к прилагательному «плохой», что-то вроде плохотушка. Оно укладывается в словообразовательную модель. А когда мы привлекаем сюда тюркское «алоша», тот тут целый ряд вопросов встает — куда «а» подевалось, почему ударение перемещено, зачем суффикс присоединился.» [1976, стр. 121, 154]
Схожую точку зрения мы видим даже в современном мультфильме «Алеша Попович и Тугарин Змей»:



    • Это что за лошадь?
    • Это не лошадь, а богатырский конь.
Вспомним, что Гай Юлий Цезарь на богатырского коня никак не тянул…
Однако, для того, чтобы окончательно разобраться с прародителем слова «конь», неплохо бы рассмотреть этимологию самих претендентов на его отцовство, и что они обозначали:
Итак, komonь.
Словарь Даля: КОМОНЬ - м. стар. конь; поныне в песнях, особ. свадебных: воротите вы комоней: комони, кони добрые.
Колесов В. В.: Комонь — конь, боевой конь
Этимологический словарь Фасмера: Ближайшая этимология: м. "конь" (в песнях), др.-русск. комонь (СПИ), укр. коґмонь (Гринченко; против ударения комоґнь у Желеховского; ср. Брандт, РФВ 22, 139), чеш. komon№ "конь". Сюда же комониґка, команиґка "ежевика" (см. куманиґка), болг. комониґка, комониґга бот. "донник" (относимое, едва ли верно, Младеновым (247) к ком), укр. команиґця "клевер", сербохорв. комо°ника "чернобыльник", словен. komoґnika -- то же, чеш. komonice "донник" слвц. komonica -- то же, польск. komonica (ср. также польск. koniczyna "клевер" от konik "лошадка"). Связано с конь из *komnь; см. Богач, LF 33, 107; Брандт, там же, иначе Бернекер 1, 555. Ср. др.-прусск. саmnеt "лошадь" (Траутман, Арr. Sprd. 352). Следует отделять от лит. ku°me† "кобыла", kume~le† -- то же, kumely~s "жеребенок", лтш. kumel§« -- то же, которые, вероятно, следует отнести к др.-инд. kumѓras "юноша"; см. М.--Э. 2, 311; Шарпантье, МО 1, 22; KZ 40, 435. Весьма сомнительна этимология *komonь из *kob-monь и сопоставление с лат. mannus "маленькая лошадка" (вопреки П. Шмидту, Kritik 139; см. Бернекер, там же). О лат. mannus, которое считается заимств. из венет., ср. Вальде--Гофм. 1, 29 и сл. Оно связано с алб. meЁs, meЁzi "жеребенок", рум. mi^nz -- то же, нем. menz "яловая корова", тирольск.
Мошинский ("Zasia§g", стр. 238) видит в славянском слове komonь особое название, не связанное с конь и родственное норв. humrе "тихо ржать", нов.-в.-н. диал. (шваб, стр. 50--51. -- Т., но мы помним, что слово komonь всегда обозначало именно лошадь, а не ржание, и то, что ему надо было продвигать в массы идею о том, что слово «конь» произошло от «kорnь», а оно от «skорnь», которое он в свою очередь выводил из «skopiti», означаеющее "кастрированный жеребец". Именно благодаря ему и обязаны всей этой путанице с терминологией и тем, что же все же обозначает это слово.
Теперь пройдемся по самому Мошинскому и слову «kорnь».
Как ни странно, но истории такое слово вообще не известно. как и «skорnь», слово же «skopiti» происходит от sko~pti, skapiu° "вырезать что-либо", отсюда "оскоплять" – кастрировать.
Есть так же предположение, что слово skopiti восходит к индоевропейскому *(s)kob(h) в значении "скоблить" или "kapoti" – сдирать.
Но, учитывая, что переходные слова, такие как «kорnь» и «skорnь» не существуют в природе вообще, то утверждения Мошинского, не смотря на весь его вес в современной науке, являются не более чем научными спекуляциями.
Лукашевич и «гонь»:
Слово не существует, Лукашевич является околонаучным аферистом.
Подведя итог, можно утверждать, что слово "конь" произошло от слова "комонь" и обозначало лошадь вообще, как жеребца, так и кобылу. Однако, разница между конями и лошадьми, конечно, была. Она в том, что слово конь и слово лошадь - использовались для обозначения качественных характеристик одного и того же животного. Словом лошадь обозначали животное низкое по своим характеристикам, не качественное, годное лишь на то, чтобы таскать телегу и чтобы на нем пахать. Чтобы было понятней, на ум приходит такой не очень удачный, но зато показательный синоним слову лошадь как кляча. Лошади были у крестьян. А слово конь обозначало лошадь высшего качества, боевую лошадь, скакуна. Кони были у князей, бояр да помещиков. Таким образом приплеталась и статусность владельца, хотя акцент был все же на использование. Очень хорошо это демонстрируют поговорки: Лошадь поле пашет, конь под седлом пляшет. Кляча воду возит, лошадь пашет, конь под седлом.
 
Сверху