Re: Мои карачаи. О том, о сем...
ПЕРВОГО НЕ БУДЕТ... (ОЧЕНЬ НУЖНА ИНФОРМАЦИЯ!!!)
Должно быть, меня преследует рок.
В последнее время я все чаще и чаще думала об Индиго.
В первую очередь потому, что она одной из первых моих кобыл должна была ожеребиться. И еще потому, что отцом жеребенка был Святогор. Еще четыре года назад, когда Диана дохаживала последние дни, я нашептывала ей родить мне вороного жеребчика. Но у природы были свои планы на этот счет, и 14 марта Диана ожеребилась чалой кобылкой.
Потом кобыл украли. Среди них была и Диана с Сауджан – дочерью Святогора.
И лишь в 2011 году, когда подросли мои новые кобылы, я снова смогла покрыть одну из них Святогором. Еще когда я только увидела Индиго на кошаре – годовалого заморыша с испуганными глазами – я поняла, что именно она подойдет под Святогора.
Так все и случилось.
И как только Алекперова установила у нее жеребость, я приготовилась ждать. Ожеребиться она должна была в двадцатых числах марта. Я очень хотела перевезти Индиго в «Караван» на выжеребку. В феврале у нас на конюшне родились два жеребенка, и у меня все свербило от желания также волноваться, бдеть, готовиться. Уже придумала кличку будущему жеребенку. И я бы ее перевезла сразу же, как продался бы Игибай. Потому что тянуть одновременно трех лошадей в «Караване» я бы не смогла. Но Игибай не продался, и Индиго осталась в Брянске. Ну, значит, будет рожать в знакомом окружении.
Я всегда боюсь звонков с конюшни. Но когда рано утром на телефоне высветился номер Светы, у меня сердце волнительно вздрогнуло: ожеребилась!
Но я никак не ожидала услышать то, что услышала…
Индиго пала ночью. Молодая, здоровая кобыла, которая вот-вот должна была ожеребиться.
Вскрытие, который проводил местный ветеринар, показало у нее редкую патологию – заворот матки. Ветеринар предположил, что жеребенок, готовясь к скорому появлению на свет, стал менять свое положение, чем спровоцировал заворот. Кобыла пала быстро, менее чем за двенадцать часов. По словам персонала, днем кобыла гуляла в леваде, ее там же почистил коновод. Вечером, часов в девять, Индиго стала волноваться, подпотевать, копать подстилку. Зоотехник и конюха в первую очередь подумали, что кобыла собирается жеребиться. Несколько рановато, конечно, на две-три недели раньше срока (27 апреля была последняя садка), но если она ожеребится кобылкой, то, в принципе, это возможно.
Но кобыла не жеребилась. С каждым часом она дышала все чаще и тяжелее, потом сильно вспотела… Были вызваны ветеринар и начкон. Ее начали капать, шагать. Была уже глубокая ночь. В какой-то момент ее попытались поднять в деннике, она встала и тут же рухнула, уже навсегда…
Когда меня отпустил первый шок, я лихорадочно соображала, почему же они сразу же ее, уже мертвую, не кесарнули? Вдруг можно было бы спасти жеребенка? Ведь он должен был родиться через две-максимум три недели. Вдруг бы выжил?
Но им либо не пришло тогда это в голову, либо было понятно, что это было безнадежно. Они не кесарнули, и жеребенок погиб вместе с матерью. На вскрытии матка была перекручена, а у жеребенка – еще не сформирован роговой слой на копытцах: они были как будто бархатные. Ему еще недели три точно было бы еще сидеть в мамке.
Это был крупненький вороной жеребчик без единого белого пятнышка...
Теперь я обращаюсь ко всем, кто сталкивался с таким случаем или кто-то что-то знает о завороте матки, обращаюсь к тем, кто бывает на иностранных конных сайтах – может, есть зарубежные случаи? Я тут же связалась с Алекперовой, она сказала, что в ее практике был только один случай заворота матки, но тогда кобыла неделю мучилась коликами, которые в итоге привели к перитониту. Ни кобылу, ни жеребенка спасти тогда тоже не удалось. И случилось это тоже за 2-3 недели до выжеребки. Но в моем случае Вику озадачила быстротечность развития ситуации и быстрая гибель кобылы.
Очень прошу помочь узнать, от чего, почему это случилось? Можно ли было как-то предотвратить? Можно ли было спасти?