Ок
Голос из Питера, от любителя поней, владельца поней и тренера на понях
Не удержалась
))
По пунктам.
Родителям самых маленьких всадников посвящается.
"С какого
возраста можно начинать заниматься?"
На сегодняшний день отвечаю: с четырёх-пяти лет.
Как правило, девочки чуть раньше дозревают, мальчики - чуть позже.
До четырёх (в редких случаях - трёх) лет - только иппотерапия или короткие "катания".
Мой опыт занятий с детками лечебной верховой ездой, спортом и ипппотерапией говорит о том, что до обозначенного возраста ребёнок, во-первых, быстро утомляется и "перегорает" (перестаёт хотеть ездить), во-вторых, ему трудно долго удерживать внимание на занятии (когда мы даже со своими шнурками не сразу управляемся, где уж тут управляться с непослушными руками-ногами, да ещё и с конём!
, а, во-третьих, уровень развития-созревания мозга таков, что управлять лошадью и ездить самостоятельно до 4х-5ти могут единицы - из тех, кто ОЧЕНЬ_ОЧЕНЬ хочет.
Если у ребёнка есть двигательные и/или речевые нарушения, то лошадь используется в качестве эмоционально значимого тренажёра - и только. Это иппотерапия. Она возможна (по мнению зарубежных исследователей и практиков - чуть ли не с рождения
) - по моему мнению и в моей компетенции - лет с трёх. Но это НЕ верховая езда в прямом смысле.
В 4-5 лет тело уже достаточно созрело, чтобы осваивать правильную посадку (детки 4-5 лет уж уверенно галопируют на корде), а их мозг (восприятие-внимание-память, умение различать право-лево и проч) уже достаточно развит, чтобы начать осваивать базовые навыки верховой езды; эмоциональная сфера достаточно развита, чтобы постигать азы ухода и заботы за другим живым существом, начинать понимать меру ответственности за свои действия в его отношении))
Прошетлендов
Присоединюсь к тем вышеписавшим, кто знает, что шетленд - маленькая лошадь.
Которую работать надо как лошадь: не только на корде, но и в руках, и учить стоять при посадке, идти рядом с человеком, останавливаться по команде и прочее. Основные сложности с шетлендами - как говорит мой опыт - связаны с работой: сперва это милое плюшевое тискательное, годам к трём на него начинают (внезапно для пони) сажать детей - неопытных, не сидящих, как правило, не воспитанных по отношению к животным (вспомним малышню, таскающюю кошек за хвосты, а собак за уши под комментарии родителей "это же ребёнок, что с него взять). Шетленды, как правило, ребята ОЧЕНЬ не глупые, и с характером. Какой они делают вывод? - правильно: кто большого роста - тот кормит, заботится, гуляет, гоняет; кто маленького - дёргает за рот, лупит по спине и попе, обращается грубо. Последствия очевидны. (Представим, что таким образом поступают с молодой лошадью любой другой породы или размера...)
Моему шетленду Мишуку 11. На корде он работает с голоса - и беспрекословно (шаг, рысь, галоп во всех градациях от "почти на месте" до "прибавили и полетели"; остановки; прыгает под ребёнком с рыси и галопа до 40 см. брусья, до 50 высотные - что и какой формы, цвета ни поставишь; под седлом и на ручках (гурте) - в том числе и вольтижировочные упражнения, и седы на трёх аллюрах боком и задом наперёд), позволяет надевать кольца на уши, трогать за хвост, кидать мячи разных форм, класть мешочки, вешать на гриву прищепки - и прочие игровые прелести; ; если ребёнок пытается навернуться (а они это частенько проделывают - особенно на первых занятиях) - притормаживает или даже встаёт, пока мелочь не всползёт обратно. Четырёхлетний ребёнок (наученный, как это делать правильно, и, само собой, под неусыпным контролем тренера) в состоянии почистить, надеть уздечку, раскрючковать копыта, довести поня из конюшни до манежа, сесть с подставки или стремени.
Про "с пони на лошадь"
На шетленда сажаю деток лет с четырёх (есть две трёхлетки - но это исключение, и они вот очень хотят, и занимаются при условии, что все упражнения выполняют без капризов, если нет - берём тайм-аут). Большинство малышуль - по сравнению со взрослыми и подростками - сидят как боги: гибкая поясница, прекрасное равновесие, почтитотальное бесстрашие (зханятию ко второму-третьему, когда осознают кажущуюся безопасность
)), но часто отвлекаются, путают право-лево, трындят (а при работе на корде избежать их разговорчивости очень непросто - это вам не с рацией в большой манеж запустить
. Зато на первом, втором, максимум - третьем - занятии уже едут галопом, делают мельницы (боком-задом-боком-передом), через пару месяцев - прыгают. Прелесть маленького всадника - биологическая готовность его тела воспринимать и осваивать практически любые виды движений, легко развивать в том числе и крупную моторику (также, как годовалый ребёнок способен
биологически воспринимать все фонемы всех языков мира - и позже этот бонус утрачивается за ненадобностью). Сложность - отсутствие рефлексии и самоконтроля - а это значит, что лет до 7-8, а то и 10 его НЕЛЬЗЯ оставлять на пони без присмотра; нужно по многу раз повторять различные действия, обращая внимание на мелочи - терпение, терпение, ещё раз терпение - и игра... И многажды раз повторённое, прочувствованное совместно, продемонстрированное на личном примере уважение к живому
Аллюры неамплитудные, при средней температуре по больнице (опыт работы был, конечно, не только с данным конкретным шетлендским пони
) - мелкая рысь и удобный (или очень удобный
) галоп.
С 6-7-8 дети могут управлять самостоятельно (физически - уже с пяти, но та же голова ещё не дозрела
), готовиться - и выступать на стартах. А к 9 - 10 (в зависимости от наследственности, гормонов и питания
) - уже из шетленда вырастают. Хотя, пока вес и размер позволяет - могут поня работать.
Мыш выступает на соревнованиях лет с восьми - но и в этом возрасте он мог что-нибудь учудить, безопасное, но пакостное (лечь на приветствии и не вставать, или на галопной части прыгнуть за бортик и обратно). Чем старше становится, - тем адекватнее себя ведёт (как, собственно, и любая лошадь). Прыгать любит, на выездке скучает. Рысевые тесты знает наизусть, если в духе - провезёт ребёнка сам - не мешай
В 10 лет (примерно, зависит от роста и размера) пересаживаю ребёнку на пони-класс. НИ РАЗУ (а детей прошло через шетленда прилично) не было проблем с посадкой, управлением, ритмом. Наоборот, преодолев первую неожиданность от высоты положения (в прямом смысле), дети страшно радовались, что и активно двигать не надо, и поворачивает лошадка проще
) К тому моменту рысь учебная и строевая, галоп, кавалетти, невысокие барьеры уже освоены
. Шетленд, в силу жизненного опыта общения с неопытными всадниками, само собой, туговат и на рот и на шенкель, а в силу темперамента - спокоен и уравновешен - и оно к лучшему, мне кажется, в ситуации обучения.
Что касается посадки на пони (на фото, само собой, старшие из шетленд-всадников, чтобы красивую показать картинку)), - она не портится, вопреки расхожему мнению
. Моё глубочайшее убеждение, что лошадь, как, скажем, велосипед, должна в идеале подходить ребёнку по размеру - и нога ляжет, где нужно, а не на седло, и веса хватит, чтобы почувствовать, как работает корпус, и силы рук, чтобы натянуть повод. Ну, и всё, что касается вышеописанных падений с большой высоты, страхов, посадки на полушпагате ткаже работает.
В лихие 90е в СДЮШОРе не было поней, и, конечно, я тоже училась сразу на большой лошади (из неприятностей особенно запомнилась седловка-чистка: спину не достать, морду задирает, седло тяжеленное...). Так и в деревне ездить на велосипеде тоже начинала под рамой папиного велосипеда "Салют" - другого было не достать, а жаль. Но с велосипедом почему-то всем понятно... Я ребёнка на большую лошадь сразу посажу только от безнадёги: или пони не умею готовить, или просто нет его...
Мой сын в этом году на Мыше уже не поедет - вырос (ему вот-вот 11), но вопрос, что делать с шетлендом не стоит: во-первых, я - тренер (и как детский психолог частенько детей предпочитаю взрослым ученикам, хотя бывают исключения
), а, во-вторых, в этом году собираемся купить малышу упряжь, санки и тележку, ибо опыт работы на вожжах с шетлендом - исключительно положительный (управлять деток учу также - иду сзади с вожжами), а в экипажике он и взрослого свезёт, если не двух, легко.
Большой что-то пост получился...
если интересно - потом ещё один напишу про следующую ступень
Расскажу про голландского райт-пони и нашего (в смысле, не моего - а русского) разведения арабо-тракено-шетленда - оба пони-класс, очень разные
Но во всех трёх случаях (замечу в скобках) у всех трёх пони хорошие берейтора и регулярная работа; у шетленда - на корде, на шлее пессоа, в руках; у двоих побольше - и под верхом, не реже трёх раз в неделю. Чудес не бывает - чтобы ехал неопытный ребятёнок сам по себе прекрасно, а мы бы только глядели и радовались. Хороший пони (а они существуют) - это время и работа
Удачи!