Спину выправил наполовину. Надо будет еще раз придти. Спасибо за беспокойство
Вот текст с источника:
Большинство граждан Украины о суррогатном материнстве слышали лишь краем уха. И только после показа на телеканалах в мае 2020 года 46 младенцев, рожденных суррогатными матерями от иностранцев, которых не могли забрать из Украины из-за карантина, данная тема приобрела общественный резонанс. Оказалось, что Украину даже
называют столицей суррогатного материнства.
Собственно, указанный видеосюжет и стал причиной для написания данной статьи.
Эксплуатация бедности?
Католический медиа-центр Конференции римско-католических епископов в Украине на своем сайте опубликовал обращение пастырей Римско-католической церкви и Украинской греко-католической церкви по поводу проблемы суррогатного материнства, в котором такое явление резко осуждается и характеризуется как «топтание человеческого достоинства».
С другой стороны, проблема бесплодия приобретает все большее распространение, и по оценкам экспертов, каждая пятая пара в Украине не может иметь детей без видимых на то причин. Иногда для бездетной семьи суррогатное материнство является единственным способом стать родителями.
По неофициальным оценкам специалистов, ежегодно в нашей стране от суррогатных матерей рождаются минимум полтысячи детей.
Учитывая, что средняя цена услуг в Украине в данной отрасли — минимум 30 тыс. долл. США, нетрудно подсчитать, что этот рынок составляет минимум 15 млн долл. в год. Для сравнения:
• в Украине за свои услуги суррогатная мать получает 11‒17 тыс. долл. США;
• в Израиле — около 40 тыс. долл. США;
• в Грузии и Греции — 44 тыс. долл. США;
• в Бельгии — 66 тыс. долл. США;
• в США — от 100 тыс. долл. США.
Учитывая статистические данные и анализ стоимости услуг суррогатного материнства, представляется очевидным факт, что Украина занимает лидирующие позиции в области суррогатного материнства в мире.
История вопроса
Впервые рождение ребенка в результате искусственного оплодотворения и переноса эмбриона состоялось 25 июля 1978 года в Великобритании.
В 1992 году Законодательное собрание штата Калифорния приняло решение о том, что контракты по выполнению услуг суррогатного материнства не противоречат общественным интересам.
Израиль в 1996 году принял закон «О суррогатном материнстве».
В Украине данный вопрос был частично законодательно урегулирован в 2011 году.
Как у других?
Каждое государство находит собственный подход и выстраивает политику относительно регулирования этой сферы.
В частности, суррогатное материнство законодательно запрещено во Франции, Германии, Швеции, Венгрии, Исландии, Италии, Японии, Швейцарии, Пакистане, Саудовской Аравии и Сербии.
Разрешено в большинстве штатов Америки, ЮАР, РФ и Грузии.
Не регламентируется, но существует в Греции, Ирландии, Финляндии и Бельгии.
Разрешено только некоммерческое суррогатное материнство в Австралии, Великобритании, Дании, Израиле, Испании, Канаде, Нидерландах и отдельных штатах Америки.
Стоит отметить, что законодательные запреты суррогатного материнства не являются препятствием для реализации желания иметь детей таким способом. Например, резонанс в 2014 году получила история, когда стало известно, что японец Митцутоки Сигети, сын богатого предпринимателя, стал отцом 16 детей от разных женщин из Таиланда, которые предоставляли услуги суррогатного материнства.
Об украинском законодательстве
В Украине суррогатное материнство разрешено. Соответственно, какие бы полярные взгляды ни существовали в обществе по данной теме, но вопрос суррогатного материнства должен быть качественно
урегулирован на высшем уровне, ведь в центре проблемы стоит будущее тысяч детей.
В Семейном кодексе Украины суррогатное материнство урегулировано только одним предложением: «В случае перенесения в организм другой женщины эмбриона человека, зачатого супругами (мужчиной и женщиной) в результате применения вспомогательных репродуктивных технологий, родителями ребенка являются супруги» (часть 2 статьи 123).
В Гражданском кодексе Украины также данный вопрос урегулирован достаточно скромно. Так, в части 7 статьи 281 «Право на жизнь» сказано: «Совершеннолетние женщины имеют право по медицинским показаниям на проведение в отношении них лечебных программ вспомогательных репродуктивных технологий согласно порядку и условиям, установленным законодательством».
Порядком, о котором идет речь в части 7 статьи 281 Гражданского кодекса Украины, является Порядок применения вспомогательных репродуктивных технологий в Украине, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Украины от 9 сентября 2013 года № 787.
В этом Порядке определены следующие основные моменты:
— супруги (или один из будущих родителей), в интересах которых осуществляется суррогатное материнство, должны (должен) иметь генетическую связь с ребенком;
— суррогатная мать не должна иметь непосредственную генетическую связь с ребенком;
— указан перечень показаний для суррогатного материнства;
— изложены требования к суррогатной матери;
— определен алгоритм использования вспомогательных репродуктивных технологий методом суррогатного материнства;
— указан перечень документов, которые требуются от суррогатной матери и будущих родителей;
— установлен порядок регистрации ребенка.
И на этом все. Правовая регламентация суррогатного материнства в одной из стран — лидеров этой сферы исчерпана.
Фактически отношения между суррогатной матерью и будущими родителями регламентируются соответствующим договором, который лишь поверхностно их регулирует и не предоставляет достаточных инструментов защиты прав участников процесса.
В соответствии со статьей 92 Конституции Украины исключительно законами Украины определяются основы социальной защиты, регулирования труда и занятости, брака, семьи, охраны детства, материнства, отцовства и здравоохранения.
Суррогатное материнство касается почти всех положений, которые перечислены в статье 92 Конституции Украины, поэтому данная отрасль общественных отношений должна регламентироваться не порядком Минздрава, а специализированным законом.
Нерешенные вопросы
Учитывая статистику использования услуги суррогатного материнства, принятие соответственного закона является чрезвычайно актуальным.
Именно на законодательном уровне должны быть решены вопросы:
— определения юридического понятия суррогатного материнства;
— требований к суррогатной матери, в том числе установление минимального возраста (по моему мнению, оптимальным возрастом является 21 год, в то время как сейчас он составляет 18 лет — с момента достижения совершеннолетия);
— минимального размера и гарантий оплаты услуг для суррогатной матери (например, путем привлечения клиники — организатора процесса в качестве гаранта оплаты);
— механизма компенсации со стороны заказчиков потери здоровья при беременности и родах;
— обязанности будущих родителей на момент родов быть в больнице и сразу забрать ребенка (я считаю, что это целесообразно, учитывая случаи, когда из-за карантина младенцы обслуживались только медицинским персоналом в течение неопределенного времени);
— прав суррогатной матери в случае если заказчики не заберут ребенка (например, вследствие их развода, смерти, рождения больного или неполноценного ребенка);
— определения критериев, которым должны отвечать пары для возможности рождения ребенка от суррогатной матери (наличие медицинского заключения о бесплодии, документы, подтверждающие беспрепятственную «легализацию» ребенка в стране будущих родителей);
— создания реестра суррогатных матерей, лиц, которые желают или уже воспользовались их услугами, и медицинских учреждений, участвующих в процедурах применения вспомогательных репродуктивных технологий (на данный момент такая статистика отсутствует, что существенно затрудняет развитие отрасли суррогатного материнства);
— установление требований к договору о предоставлении услуг суррогатного материнства и определения существенных условий такого договора.
Также нуждается в общественном обсуждении вопрос о возможности воспользоваться услугами суррогатного материнства для одиноких женщин. Ведь с одной стороны, они должны иметь право на материнство. А с другой стороны, по моему мнению, именно наличие в семье и матери, и отца будет наиболее соответствовать интересам ребенка.
Без разрешения указанных вопросов в отдельном законе суррогатное материнство в Украине будет оставаться, по сути, эксплуатацией бедности в условиях правовой неопределенности и бесконтрольности.
СЕРЕДА Виталий — адвокат EQUITY, г. Киев
___________________________________________________
КОММЕНТАРИИ
Контроль и ответственность
Ольга ЛЕПИХИНА, советник Asters
Дискуссия о необходимости урегулирования суррогатного материнства длится уже около десяти лет с разной степенью интенсивности. «Суррогатные» скандалы с лозунгами «о запрете торговли людьми» добавляют масла в огонь.
Большинство проблем обусловлены не плохим законом, а недобросовестностью вовлеченных в программу участников. Потенциальные родители, чтобы соответствовать требованиям законодательства, грешат подделками справок о невозможности иметь детей, фиктивными браками.
Суррогатные матери скрывают свою медицинскую историю, чтоб врач не отказал им в участии в программе, соглашаются, а иногда и сами просят фальсифицировать договоры, чтобы не платить налоги. Десятки агентств-посредников и клиник находятся в тени со всеми вытекающими последствиями для потенциальных родителей (начиная от генетически чужого ребенка, заканчивая потерей денег и последней надежды на продление рода).
На сегодня условная либеральность законодательства показала свою несостоятельность. Поэтому для наведения порядка назрела необходимость в контроле и ответственности для нарушителей.
Договорное регулирование
Елена ШУМАЛО, младший юрист МЮГ ETERNA LAW
Проблемы, связанные с суррогатным материнством (СМ), можно определить на двух уровнях: национальном и международном.
Одной из «болевых точек» законодательства Украины в этой сфере является отсутствие договорного регулирования. Правоотношения СМ всегда сопровождаются заключением договора о суррогатном материнстве. Но украинское законодательство вообще не различает такого вида договоров. Как следствие, договорные правоотношения в данной области регламентируются общими положениями гражданского права. Это чревато тем, что зачастую договор о СМ составляется ненадлежащим образом и его стороны недостаточно защищены.
На международном уровне проблемы возникают из-за разного отношения стран к СМ. Когда граждане государств, запрещающих его, пользуются услугами украинских суррогатных матерей, правовое положение новорожденного может остаться под вопросом. В Украине его родителями будет считаться иностранная супружеская пара, а на их родине, скорее всего, суррогатная мать.