"Обсуждать" на уроках в школе то, что мы там "проходили", причём строго в соответствии с учебником, где излагалось, КАК надо понимать прочитанное, и свободная беседа с близкими людьми - есть ведь разница!
Зачем в школе-то обсуждать? Мы это с друзьями обсуждали, вместе пошли в кино, вместе обсудили. В школе на уроках, обсуждали школьное, вне уроков и во дворе - и школьное, и остальное. Советская программа была с сильным уклоном в романтику, в подвиг, в приключения, и была достаточно интересная, читали практически все. Мастера и Маргариты у нас в школе не было, его "открыли" в 1988м, и читали его уже в институте. Моим родителям именно этот его роман не зашел, (как и Унесенные ветром). У них от Москвы другие ощущения, 60х. А вот мне в перестройку и в начальные девяностые, новый НЭП, как раз все это зашло, и не только это, но и Театральный роман, и особенно Белая гвардия.
С родителями что-то, конечно, обсуждалось, но, наверное, мы только в школьной программе с ними пересекались. Если по кино, то у нас не было пересечения в любимых актерах и режиссерах, например. Кому-то нравился фильм такого-то года, кому-то такого-то. Для меня Бельмондо конца 60х был наверное, кумиром, идолом, а родителям нравился более поздний Бельмондо. А с Делоном наоборот. И что тут обсуждать, если им фильм не понравился? Они не могли сказать, например, посмотри фильм 75 года, он лучше. Не было еще ни видео, ни интернета, его вообще больше не пркажут, возможно. Обсуждали по горячим следам прокат и тв.
Меня вопросы "что ты об этом думаешь" раздражали лет до 40 всегда, от всех, т.к. это, как правило, потеря времени, которого у меня никогда не хватало на то, чему я хотела его посвящать. С родителями я обсуждала футбол, политику, жизнь, знакомых, и т.п. Гуманитарное мы неплохо обсуждали на философии и подобных предметах технического ВУЗа. Почему-то в гуманитарном гуманитарное не так любили обсуждать, хотя Бёрджеса того же проходили с его Апельсином, а это темы актуальные.
Я в учебниках школьных советских не помню, чтобы конкретно писалось, что и как надо понимать. Там было только об авторах, и мало. Наоборот, было мало информации по эпохе, по контексту. Славянофилов и западников, Чернышевского, Толстого и особенно глубину Пушкина объяснили на вступительных курсах того же технического ВУЗа (вообще нигде не встречалось потом столько сторонников Гегеля в мировосприятии, чем там, хотя, казалось бы, физики должны были быть материалистами)