Re: Чудо из сарая Перечитывая Хемпфлига
Ну раз никто за нас радоваться не хочет :evil: ... :mrgreen:
Продолжаю разговор.
Лошадь - это создание, которое от природы сбалансировано и находится в равновесии. Задача всадника - сохранить это равновесие тогда, когда он нарушает его своим присутствием. Если он преуспел в этом, то лошадь под ним будет двигаться так, как на свободе (вот это кстати мне сомнительно - как можно двигаться одинаково под грузом и без груза, когда чисто механически этот груз продавливает спину?).
Основной принцип - не мешать лошади двигаться. Жесткий контакт с веревками, будь то под верхом или на корде, никогда не даст лошади найти свой баланс (что как раз ИМХО соответствует действительности даже чисто с физико-механической точки зрения).
Первое, что учится делать лошадь - работать без этого натяжения. В понимании Хемплинга это не в легком контакте, а без повода. На этом этапе лошадь должна найти свой баланс со всадником, а веревки будут скорей отвлекать его.
Лошадь психологически создана для длительного движения в балансе. Ситуации драки, побега или верховой езды - это исключительные для лошади ситуации.
Галоп от испугавшего лошадь - вынужденный, он работает против двух базовых принципов ее жизни - баланса и продолжительности движения. Лошадь падает на перед, и выплескивает свою энергию мгновенно. Такое движение ассоциируется с адреналином, страхом и паникой.
Драка противоположна - лошадь садится на зад, импульс и прыжки могут появиться из такого баланса. Именно сила задних ног во много предопределяет победу и поражение.
Переда имеют линейную конструкцию, и принятый на них вес не может быть облегчен через углы и эластичность. Этот дополнительный вес ведет к стрессу и травмам. Зада же эластичны, и могут принять любой дополнительный вес, т.к. погасят удар как амортизаторы. (Кстати, встречала прямо противоположные выводы из строения конечностей).
Дальше начинается одна из особенностей его книжки - перевод всего в понятные для нас измерения.... Фото, где он и девушка у него на плечах, которая наклонилась вперед. Для объяснения, почему любой наклон девушки сверху потребует быстрой реакции несущего ее человека, если они оба не хотят грохнуться. Соответственно, всадники часто имеют ускоряющуюся и несущую лошадь... Которая через секунду после падения всадника стоит и пасется, и уже не думает никуда бежать. Всадник нарушил баланс лошади, загрузив перед, и лошадь побежала вперед как человек, если к нему сесть на плечи и упасть вперед. Плюс загруз переда психически ассоциируется с бегством.
Современные лошади и методы езды не нравятся ему тем, что всадник на длинной лошади садится ей на перед. Он приводит фото рехонеодоров в сравнении с современными выездюками, где явно видно, что центр тяжести человека лежит между задами и передами, либо даже ближе к задам, современная же длинная лошадь имеет его ближе к переду даже на пиаффе. (Предложение простое - берем лошадь, всадника, проводим через цт всадника перпендикуляр на землю, и смотрим, оно ближе к какой части опоры - передним или задним ногам). А именно зада, по его мнению, способны безвредно нести вес всадника. Загруз же передов автоматом потребует поддержки поводом.
Учить лошадь принимать вес, укреплять ее спину и зада, можно на свободе. В смысле не под седлом.
Дальше он пишет про иллюзию. Смысл сбора - согнуть задние ноги и нагрузить их весов всадника. Эффект этого - лошадь собирается, становится компактней, несет голову выше и в красивом изгибе. Но это как раз не важно, важно сгибание задов и принятие ими веса. А это требует времени и подготовки. А дальше появляется иллюзия - попытки воспроизвести внешнее впечатление сбора без сбора. Т.е. получить высокую с красивым изгибом голову. Что куда проще, чем научить переносить вес назад.
Выездка нужна не сама по себе, а чтобы сохранить лошадь здоровой. Более того, несомненно, что лошади, подготовленные на постоянно свободном поводе, не получат оценок за выездку, и не потому, что у них не будет яркости, импульса, выразительности или силы движения, а потому, что у них не будет точной роботизированной повторяемости движения. Его лошади это свободные создания, он дает ей направление и аллюр, но внутри она свободна. Они могут долго ехать куда-то, лошади не хромеют и не болеют, и делать из них роботов у него особого желания нет. (Кстати, когда я это читала, я вспоминала Гала с Тотиласом - вот эта пара на меня всегда производила впечатление, что это не живая лошадь и человек, а сошедшая из компьютерной анимационной программы пара, которая показывает аллюр).
Соответственно, все делается для сохранения здоровья лошади. ИШ - не элемент шоу, а упражнение, нужное, дабы развить у жеребца чувство игры и выразительность.
Следующий его вывод - не все лошади созданы для верховой работы. Лошадь должна быть короткая и невысокая, ей будет проще собраться. Разведение длинных высоких спортивных лошадей ему не особо понятно, потому что ей определенно тяжелее делать то, что надо.
Важно соотношение роста всадника и лошади. Теперешние лошади в основном велики своим всадникам. Человек 180 см роста должен сидеть на лошади 14,3-15,3 ладоней (hh) в высоту. Потом пересчитаю сколько это, но помню, что крайне немного. 170 см подходит лошадь 14,1 - 15,1 ладоней.
Лошадь должна быть квадратной, не прямоугольной. Прямоугольник тоже можно сделать подходящим для езды, но это займет много сил и времени.
Лошадь может от природы иметь спину скорей чуть выгнутую вверх или прогнутую вниз (судится включая натуральную подставленность или отставленность зада, выгнутость шеи правильной или обратной дугой, подобранность или вываленность пуза). Второе опять же не подходит, т.к. слишком много работы. Он часто видит таких лошадей у любителей, и он считает, что любителю категорически нельзя иметь такую лошадь, т.к. у него не хватит умения и времени сделать из нее верховую лошадь.
Лошадь должна иметь широкую грудь для лучшего баланса и правильной нагрузки на ноги. Мода на узких тонких лошадей ему непонятна. Т.к. такая элегантность ведет к колбасе в 7 лет.
Лошадь должна иметь накачанную поясницу, чуть выгибающуся вверх относительно всей линии спины. (Кстати Лин, интересно что ты скажешь - ровная спина от ребер до крестца для него хоть и выглядит красиво, но неправильна. Правильная же линия верха дает плавный же выступ в районе всей поясницы, на две ширины ладони перед крупом спина должна чуть выгибаться вверх... Получается в середине поясничных позвонков. Пишет, что зачастую такое сложение имеют хорошо выращенные андалузы и мощщные породы лошадей - думаю, речь идет именно о количестве мышц, т.к. пишет про внешний вид, а позвоночник там вверх выгнуться не может. Вспоминаю про хантерс бамп на спине - вроде он ближе к крупу и более резкий.... Хотя.... фиг его разберет).
Заодно он предлагает поразглядывать коня под хвостом. Не пишет в чем, но пишет, что лошади с хорошим мощным движением будут иметь совсем иной вид мускулатуры сзади, чем те, кто не имеет, соответственно, отодвигаем хвост и рассматриваем лошадей сзади чем больше, тем лучше
Совершенных лошадей нет, но есть такие, на которых можно сесть и ехать, а есть такие, которых надо к этому сесть сто лет готовить. Пудели милые, но их не сделаешь сторожевой собакой. И если уж вы получили милого пуделя вместо верховой лошади - ну, содержите его, постарайтесь с ним достичь того максимума, на который он способен, но при следующей покупке лошади не усложняйте себе жизнь и возьмите такую, с которой будет просто.