Re: Чудо из сарая Пойти утопиться или лучше коня на шашлык?
Коммуникация, доминирование и доверие.
Непосредственно изложение мыслей про работу с конями начинается с того, что он объясняет свое видение этих вещей.
Лошадь обладает поведенческими характеристиками, которые существенно отличают ее от других животных. Ключевое отличие – кони строят иерархические структуры, вместе с тем, формируют индивидуальные дружеские отношения.
Западная цивилизация все больше и больше анализирует, в итоге у нас стало слишком много людей, которые много знают о малом. Целое выпадает из поля зрения. Езда же на лошади – это самое природное целое, коммуникация и баланс, и если мы начнем разбирать взаимодействие двух разумных существ на кусочки, мы рискуем потерять что-то важное.
Если я научусь общаться с лошадью, мы можем взаимодействовать и договорились, мы можем найти равновесие, общий баланс с лошадью. Езда – это естественно и просто, что и показывают дети, которые не потеряли ощущений своего тела, движения и баланса. На своих курсах он учит не чему-то новому, скорее, это забывание многого выученного ранее. И поиск того, чем когда-то обладал каждый – ощущение своего тела, языка тела – древнейшей формы коммуникации, способности чувствовать и выражать ритм, баланс. А заодно и поиск внутренних качеств – уверенности в себе, решимости, самосохранения.
Дальше он раскрывает принцип «подчиняйся мне и люби меня». Суть его в том, что если наказывать и бить лошадь, она будет подчиняться, но не будет доверять и любить. И наоборот, можно видеть испорченных и опасных поэтому лошадей, которых слишком избаловали.
Для того, чтобы работать с лошадью так, как он работает, необходимо подчинение и доверие, причем в высшей степени и того и другого.
У него есть забавная фраза про наказание… Если бы мне дали собаку и сказали, если ты хочешь жить с этим животным, ты должен бить его 10 раз в день по утрам, я бы конечно сказал нет, спасибо, не надо. Но что-то похожее происходит в стандартном варианте воспитания лошади, когда считается нормальным воспитывать хлыстом. Лошади же терпеливо сносят это, делая такой путь довольно простым для человека. Он пишет, что его первая лошадь была арабская кобыла, которую он любил, холил и лелеял без особых размышлений, пока она почти не сломала ему руку. С чего и начались его поиски, можно ли доминировать над лошадью без наказания.
Базовые упражнения, которые он дает в книге, как раз направлены на достижение этой цели. Он не использует хлыстов или жестких средств вроде цепей, серрато и т.п. для наказания лошади. Работает он с простым недоуздком. Средства работы – язык тела, абсолютная осознанность, концентрация и воля. Всему этому, по его мнению, можно научиться, и лошади как раз помогают человеку научиться.
Работает в основном, насколько я поняла, с молодыми неиспорченными лошадьми, часто только пришедшими из табуна и особо человека не видевшими.
Характер лошади двусторонний. С одной стороны, она ищет защиты в большой группе, с другой, формирует тесную дружбу с отдельными особями этой группы, обычно друзья похожи по внешности и по характеру.
Лошадь одновременно проявляет поведенческие характеристики И стадного животного, И «семейного» животного. Т.е. ведет себя как кошки и собаки одновременно. Это критично важно для работы с лошадью.
Собаки живут иерархичными стаями. Поэтому собаку легко дрессировать, их лояльность легендарна. Им необходима жесткая структура, поэтому побитая собака будет скулить в ногах у хозяина, т.к. он дает ей эту иерархию. Тот, кто доминирует, того и любят. Это замечают работающие с собаками – тренер за пару часов становится более «любимым», чем хозяин, т.к. собака ценит того, кто знает, как доминировать над ней.
Кошки ведут себя прямо противоположно. Любовь кошки нельзя завоевать, подчинив ее. Напротив, если человек хочет что-то получить, он должен терпеливо и любяще адаптироваться к желаниям кошки. Терпение, мягкость и толерантность завоевывают привязанность кошки.
Лошади живут в группе с иерархией, как и волки. Но если изучить их поближе, то можно увидеть, что часто две-три лошади внутри иерархической структуры дружат. Со своим компаньоном или реже компаньонами у коня складываются персональные, доверительные отношения. Поэтому надо быть внимательным, увеличивая размер группы, вводить в группу лошадей лучше парами.
Именно это делает общение с лошадью таким сложным, но и таким интересным.
Степень доминирования проверяется в критических ситуациях. Именно в такие моменты, когда что-то пугает лошадь, становится очевидно, остается ли лошадь под его контролем или нет (причем контроль легкими жестами). Если с лошадью в такой ситуации надо бороться, тянуть за веревки и т.п., значит, вся работа с лошадью была ни о чем. Езда на свободном поводу не для манежа, а для каждой ситуации. Лошадь учится не для манежа, а для жизни, и при полном доминировании и доверии конь не должен выходить из-под контроля в принципе.
Тысячи лет эволюции привели лошадь к тому, что она сильная или слабая, т.е. доминирует или наоборот подчиняется. Роли могут меняться, и часто за секунду, но лошадь всегда знает, на какой в данный момент она стороне, и это определение является важнейшим в социальном плане.
Если нет полного доминирования над лошадью (а редко когда оно есть), конь находится в постоянном психическом напряжении и конфликте. Его генетические модели поведения вынуждают его бороться снова и снова, в том числе в форме неподчинения.
Абсолютно необходимо для психического здоровья лошади доминировать полностью. Только тогда конь может обратить свое внимание на другие вопросы жизни, быть спокоен и в равновесии. Для той же работы, которую ведет Хемпфлинг, доминирование также необходимо. Конь, который сопротивляется, пусть даже временами, никогда не сможет управляться силой мысли.
Но если добиваться доминирования хлыстом или шпорами, конь не побежит за хозяином, как собака. Он уйдет, оцепенеет, станет нервным и кучей способов продемонстрирует, что человек – не его друг.
Дальше он продолжает эту тему….