Езда без железа вызвала некоторый интерес за прошедшие два года, поскольку несколько известных всадников Гран При провели показательные езды без железа на уровне Большого Приза (такие как Ута Грэф и Ализе Фроман ). В Нидерландах прошли испытания езд более низких уровней без железа, что привело к учреждению специальной программы выступлений на национальном уровне.
На французском Форуме Global Dressage 24-летняя спортсменка уровня Гран при Ализе Фроман проехала КЮР на своем жеребце лузитано Мистраль дю Куссуль в бестрензельной уздечке. Лошадь готовили к уровню БП на железе, но три месяца назад она решила, что будет забавно сделать что-то новое. Фроман также теперь работает свою 5-летнюю лошадь на недоуздке один раз в неделю.
“Я не против железа и уздечек, и обычно я езжу на своих лошадях в уздечке”, объяснила Фроман. “Я одинаково работаю лошадей в недоуздке и уздечке, а оголовье одеваю только потому, что я обязана использовать его на соревнованиях”.
Уздечка, которую использует Фроман, изготовлена на заказ, и поводья пришиты к капсулю. Там нет перекрестной системы, которая увеличивала бы давление на нос.
КЮР выглядел очень славно с приниманиями и пассажем. Только пиаффе было выполнено всего раз и с недостаточным импульсом. Было интересно отметить, что лошадь отжевывала и играла со ртом, как будто у него был трензель. Он оставался в мягком контакте, и голова была в вертикальном положении.
«Когда спрашивают, действительно ли бестрензельная уздечка является более мягким средством по отношению к лошади», говорит доктор Хилари Клэйтон, “Я подхожу к этому с научной точки зрения. Есть давление на нос. Мы посмотрели на уздечку с перекрестной системой и обнаружили, что там есть давление на ограниченной области носа в два раза больше. Так что подложка капсуля в этой области просто необходима. Мы также рассмотрели большое количество различных типов уздечек, но они также не являются полностью мягкими. Это дело оценки лошадью. Не надо считать, что если Вы уберете железо, то это будет более «дружелюбно» по отношению к вашей лошади”.
Демонстрационное выступление вызвало бурное обсуждение, должны ли всадники Гран При иметь право выбора выступать на уздечке или оголовье. Изменение правил, защищающее уздечку, никогда не обсуждалось в IDTC или IDRC, и данное предложение никогда не вносилось в FEI, даже при том, что такое правило существует на национальном уровне, например в Великобритании.
Дэвид Хант, президент IDTC, сказал, что “на моем опыте есть два человека, которые используют уздечку, и только потому, что они не могут использовать оголовье. В уздечке лошади могут поднимать нос. В бестрензельной уздечке есть давление на нос, которое не любят лошади. Нет ощущения чего-то доброго или хорошего”.
Уэйн Ченнон прокомментировал, что “бестрензельная уздечка – это забавно, но вам приходится прилагать усилий все больше и больше, если вы все время ездите на ней, и такая езда перестает быть удовольствием. С трензелем я могу работать очень мягко и легко, и затем, когда я надеваю бестрензельную уздечку, я все еще чувствую эту легкость в работе. В работе на выработку рефлексов Вам приходится прикладывать больше усилий. Некоторым лошадям не нравится работать в оголовье, и они предпочитают уздечку”.
Эндрю Маклин добавил к обсуждению, что “то, как Вы работаете на бестрензельной уздечке, зависит от рук. Я думаю, что у вас может быть хорошее чувство лошади. Железо действительно причиняет боль больше, потому что происходит закрепление негативного рефлекса. Все зависит от того, как вы работаете”.
Один из участников дискуссии спросил доктора Клэйтон, что она рекомендует для лошадей с маленьким ртом, которым не подходит оголовье. Американка ответила: “для некоторых лошадей я не могу найти решения. Я перепробовала все”. Дэвид Хант выдвинул предложение: “сделайте специальное железо”.
Удивительно, что в наши дни, когда благополучие животных является приоритетом так же, как и гуманный спорт, всадники не могут выбирать для себя ехать им на уздечке или оголовье, чтобы проехать тест уровня FEI.
“Нам не ставили такой задачи, но это и не дело принципа для нас”, сказал генеральный секретарь IDRC Ченнон. “Мы с удовольствием обсудим это”.
Хант, однако, сказал, что "езда на оголовье сама по себе – это мастерство, часть классической выездки. Мы считаем важным его сохранить".
Текст и фотографии ©Astrid Appels/Eurodressage.com