Родриго Коста Матос.
«Моя страсть – это лошади»
1-2 июня 2013 прошёл первый семинар с тренером Португальской Школы Классической Выездки Родриго Коста Матосом. Ну, что сказать…Масса впечатлений, масса восторга, масса информации.
Родриго Матос - ведущий всадник Португальской Школы Классической Выездки в звании пикадора. Идея пригласить Родриго на Украину пришла мне относительно давно, ещё в ноябре 2011 года, когда в поисках иного подхода и очень лёгких лошадей я попала в Португалию в школу Моргадо Лузитано. На время пребывания там Родриго стал моим учителем. В меру строгий, собранный, дисциплинированный, организованный, безумно пунктуальный, немного замкнутый и не особо общительный, сначала Родриго вызывал во мне какое-то чувство неловкости. Общение происходило только в рамках тренировок, в виде конкретных очень полезных рекомендаций. Затем стали немного переписываться в таком же крайне деловом тоне, спрашивать его советов по поводу моих проблем с лошадьми я в письмах не отваживалась, поскольку однажды уже получила от него довольно чёткий ответ: «Я ничего не могу посоветовать на расстоянии. Мне нужно видеть лошадь» В общем, решение созрело, и – о чудо!- мы с Родриго договорились на конкретные даты его приезда в Украину. Сказать, что я нервничала – ничего не сказать, меня просто подкидывало вверх от предстоящего события. Тем более, что вдруг в Киеве появились владельцы с лошадьми, готовые поучаствовать в его открытых уроках. Мы с Родриго решили, что полтора дня он проведёт у меня на конюшне в Одессе и два дня – в Киеве.
Приехав в аэропорт встречать гостя, я всё ещё не могла поверить, что делаю это. Родриго прилетел вечером, уставший и измотанный. Пока доехали, поселились, была уже ночь. Утром всё понеслось. В 8.30 утра уже начались занятия у нас на конюшне. На манеже рядом с лошадью и всадником Родриго полностью преображается. Это очень тонко чувствующий лошадь мастер. Он нереально любит свою работу, это его жизнь. Во время уроков отдаётся целиком и полностью. Очень спокоен, сосредоточен, внимателен, в работе с лошадью мягкий и последовательный. Полтора дня пролетели как несколько часов. Мы взяли старт в сторону Киева.
С организацией пришлось немного понервничать. Наверное, это нормально для первого раза. Уроки в Киеве были очень насыщенными. Разные лошади, разные уровни подготовки, разные всадники, разные трудности. Неимоверно интересно было наблюдать, как Родриго мгновенно видел проблемы лошади и тут же подбирал для пары комплекс связок боковых для выпрямления, расслабления, баланса, импульса. Поразил индивидуальный подход к каждой лошади, спокойствие , профессионализм. Впечатлили неожиданные решения в связках, нестандартность мышления и разнообразие путей обучения для каждой конкретной лошади. Это работа, где каждое движение имеет смысл, где каждый шаг – основа новой ступени.
Кто-то из участников сравнил Родриго с Лоренцо. Спокойный, вдумчивый, немногословный, истинный Мастер. И в то же время очень простой, скромный, интеллигентный, непритязательный и стеснительный человек.
Во время работы в манеже Родриго полностью концентрируется только на своих учениках – лошади и всаднике. Он абсолютный трудоголик, и видно. что его работа захватывает его целиком. Я давно не видела тренера с такой самоотдачей. Не рассуждает о теории, не теряет время на разговоры. Во время занятия отводит несколько минут всаднику на вопросы, но, если всадник пытается говорить во время исполнения связок, ответ один: “Don’t talk, just do it!”
- У меня нет времени на разговоры во время урока. – объясняет Родриго – Я хочу, чтобы всадник чувствовал происходящее телом, а не пропускал всё через голову. Теория – это прекрасно, но нет ничего лучше практики.
- Родриго, а сколько лет Вы занимаетесь с лошадьми профессионально?
- Профессионально около 20 лет. Профессионально – я имею в виду работу с 7 утра до 11 вечера по 10-11 голов в день. Но лошади для меня это не только работа.
- Какие у Вас страсти в жизни?
Их всего две. Мои дочери и лошади.
- Как Вы относитесь к спорту?
- Нормально. Дело не в спорте или классике. Дело в том, как человек работает с лошадью. Неважно, что хочет делать всадник – соревноваться, участвовать в шоу, кататься в поле или прыгать – база у всех должна быть одна. И важно, каким образом и способом человек этого добивается. Лошадь должна быть спокойна, расслаблена, мобильна, иметь импульс. И мотивацию к сотрудничеству. Среди тех, кто занимается классической выездкой хватает людей, которые работают жестоко и грубо, также как и среди спортсменов можно встретить очень приятную и грамотную работу. Неважно, в каком направлении ты работаешь, главное делать это правильно, мягко, спокойно и без ущерба для лошади.
- Как давно Вы проводите мастер-классы в других странах?
- Около 13 лет.
- Вы так много путешествуете, нравится ли Вам ваша работа?
- Безусловно. Хотя путешествовать я не люблю. Мне нравится находиться в других странах, но сами перелёты и переезды очень утомляют.
- Тяжело ли Вам работать с людьми?
- Иногда да. Особенно, когда нахожусь на выезде подолгу. С лошадьми, конечно, работать намного проще. И, честно говоря, находясь на манеже, я больше концентрируюсь на лошади, чем на всаднике. Основная проблема 85% лошадей – это их всадники и владельцы.
- Во время уроков Вы работали очень по-разному с разными лошадьми. Лично мне было очень интересно увидеть такую нестандартную работу и индивидуальный подход к каждой из лошадей.
- Это опыт. Я не могу объяснить. Я просто вижу лошадь и знаю, что именно для неё сейчас будет хорошо и правильно. Для некоторых лошадей могу использовать комбинацию упражнений из классического и немецкого стилей.
- Вы работали со многими породами лошадей. Есть ли у Вас предпочтения?
Нет. Я люблю лошадь как вид, как животное в целом. Вне зависимости от пород. Лошади – моя страсть, и с каждой новой лошадью я получаю новый опыт. Я учусь.
- В чём по Вашему мнению отличие классической выездки от спортивной?
В идеале классика и спортивная выездка ничем не должны отличаться. Одни и те же принципы, одна и та же база. К сожалению, сейчас в спорте можно увидеть не совсем корректную, а иногда даже грубую работу, которая разрушает лошадь. Хотя я знаю много спортивных всадников, которые работают очень грамотно. Сейчас в спортивной выездке начали стартовать и классические всадники. В частности Гонсало Кавало и Руби. Я очень этому рад. Гонсало и Руби давно знаю лично. Это очень сильный всадник и чудесная лошадь. Я считаю, что они в противовес распространённой спортивной езде демонстрируют ту самую гармонию, лёгкость, сотрудничество, контакт, баланс и расслабленность. Надеюсь, что всё больше людей станет задумываться о корректной и гармоничной спортивной работе.
- Что по-вашему самое главное в работе с лошадьми?
Спокойствие, расслабленность, доброе отношение к лошади, мотивация. И опыт. Постоянная работа.
- Есть ли у Вас какие-то мечты?
Да. Поехать выступать на Олимпиаду.
- Вы родом из Португалии. Как в Вашей стране относятся к лошадям?
Лузитано для нас – это наша гордость. Лошадей очень уважают, это традиционно.
- Сдают ли в Португалии лошадей на мясо?
Нет, никогда. Мы не едим конину. Лошадь – это друг, партнёр. Лошади постоянно рядом с нами на протяжении всей истории, они очень помогали нам. В традиции португальцев уважение к лошади. А мы очень чтим традиции.
- А если лошадь старая? Или, например, выбраковка в разведении?
Если лошадь старая, её отправляют на пенсию на пастбище. Выбраковка, конечно, тоже встречается. таких лошадей просто продают намного дешевле.
- Как Вам наша страна? Как Вы себя здесь чувствуете?
Нормально. Мне неважна роскошь конных клубов, шикарные приёмы и фешенебельные условия. Мне важно, чтобы люди хотели учиться.
- Что можете посоветовать нашим всадникам, которые приехали к Вам на уроки?
Меньше читать книжки, а больше ездить верхом. Лошадь – лучший учитель.