"Чувство лошади" Наследие Нуно Оливейра. Helene Arianoff - ноябрь 2019

  • Автор темы Автор темы Inferno
  • Дата начала Дата начала
А я вот в корне не согласна с этим утверждением.
Дело не в том, что весь урок ходить уступками и шагом. Почему бы и нет, если это приносит пользу. А в том, что всадники не могли сделать то что просила их Хелен. Она даже про это сказала вначале. Намного большего эффекта можно получить имея какую-то базу и оттачивать ее на мастер-классе. Только не подумайте, что там приехали люди, которые вообще не умели ездить, не справлялись с лошадьми и проч. Нет, все было прилично), просто не всегда всё получалось и это были именно базовые ошибки. ИМХО, конечно.
 
Дело не в том, что весь урок ходить уступками и шагом. Почему бы и нет, если это приносит пользу. А в том, что всадники не могли сделать то что просила их Хелен.

Ну так это проблема почти любого занятия с тренером, что не все получается с первого раза, а уж тем более, когда тренер и его подход в новинку. Плюс все ж обстановка непривычная. Так бывает, что при всем своем желании всадника услышать и воспроизвести, что его просят, оно не сразу получается.

И что есть базовые ошибки, которые всадник априори не должен уже допускать, чтобы с большей пользой проводить время на таких мастер-классах, а не бесцельно тратить время и деньги? Это ж все очень субъективно, сидя с трибуны. Для кого-то база, а кому-то прям глобальный затык и вся езда от этого не клеится, хоть прямыми, хоть по элементам, хоть для качества аллюров.

Потому что, если глубже капнуть, вся езда и есть база. Казалось бы, вот две ноги, две руки, тазобедренные между ними, научись каждой из этих частей нормально управлять и все получится. А вот нет, бывает что годами "катался" с "грамотным" тренером и даже не с одним, который говорил "не бросай внешний повод" (ну база же) и ты это повод "набирал и набирал", а он все "висит и висит", а потом бац приехал к Хелен и выяснилось, что не повод надо было все это время набирать, а за локтем следить. И даже когда до головы оно вдруг доходит, в чем был затык все это время, тело одномоментно не заставишь слушаться. Но эти маленькие открытия стоят того, чтобы ехать к Хелен с любым уровнем владения своего тела, и лошади кстати тоже.

В прошлый мой приезд занятия на молодом коне (4 года, более менее рулится на трех аллюрах), позволили даже явственнее почувствовать, где именно в базе провалы, потому что он еще совсем как пластилин, не привыкший к каким-то паттернам управления, и там где более опытная лошадь уже по кривому намеку твоего тела понимает, что ты от нее просишь, для молодого нужно было прям явно телом обозначить, чтобы получить правильный ответ. Так что, может я конечно совсем сейчас опасную мысль выскажу, но даже малоопытный всадник с огрехами в базе на молодой лошади может немало ценного получить от занятий с Хелен.
 
И что есть базовые ошибки, которые всадник априори не должен уже допускать, чтобы с большей пользой проводить время на таких мастер-классах, а не бесцельно тратить время и деньги?
Для меня - это хотя бы знать и уметь как подвинуть или остановить любую часть тела лошади. То есть если лошадь на уступке, допустим, вываливает внешнее плечо и идет прямо со свернутой шеей внутрь, уметь убрать это плечо, а не продолжать неистово тянуть за внутренний повод. Это абстрактный пример.
Это ж все очень субъективно, сидя с трибуны.
Разумеется.) Но я говорю то что вижу. Я понимаю что люди волнуются, стараются, не понимают и т.п.
а потом бац приехал к Хелен и выяснилось, что не повод надо было все это время набирать, а за локтем следить.
Иногда бывает даже так, что Мастер на семинаре говорит теми же словами и те же вещи, что и тренер на тренировках. И ученик прозревает, "Верую!" и начинает делать.) Тут срабатывает ореол Мастера, ну раз он сказал, значит истина, а то что там долдонит то же самое родной тренер, ну можно немножко сымитировать что-то, а потом продолжать как удобно.) Это не про Хелен, а как пример, что люди впечатляются значимостью момента. И это тоже полезно!)
Но эти маленькие открытия стоят того, чтобы ехать к Хелен с любым уровнем владения своего тела, и лошади кстати тоже.
Так что, может я конечно совсем сейчас опасную мысль выскажу, но даже малоопытный всадник с огрехами в базе на молодой лошади может немало ценного получить от занятий с Хелен.
Соглашусь. Но, чем больше будет ваш уровень, тем больше вы от нее унесёте.) Только это я пыталась донести.
Я не настроена против никаких участников семинара, все они мне глубоко приятны.)
 
Я всё еще не готова написать отчет, только приехала домой из аэропорта. Но добавлю такую мысль: что есть такой момент восприятия уроков изнутри - в качестве участника, и снаружи - в качестве зрителя. Я неспроста каждый раз акцентирую внимание зрителей на том, что мы не проводим семинары. Это именно открытые УРОКИ. То есть тренировка, а значит максимум времени тренера и ученика направлено на решение проблем/задач УЧЕНИКА, а не на внешнюю картинку. И только во вторую очередь это работа со зрителями, благо Хелен никогда не отказывается давать пояснения к соим советам.
Конечно, было бы здорово, со временем проводить именно семинары/мастер-классы тренера, когда уже будет много учеников/лошадей, которые могут представлять именно метод тренера, решения для определенного уровня/возраста лошади и т.д.


И картинку летучих Пятен :)

18555989_1318754208193900_397523959029521142_n.jpg
 
Да лааадно, это не Пятно, это Пятнышко легкое и пушистое! :) прям реально пушинка на фото, ни грамма грузности нет.
 
Пятна точно Золушка... злая мачеха Уля чем-то недовольна :)

Форма у нее шикарная конечно. Чем вкатывались? с тарантасиком как у вас дела?
 
Благодаря счастливой случайности, у нас образовалось время на лекцию. Тему для лекции я сама предложила Хелен: пирамида тренинга, и насколько ее современное понимание соответствует системе тренинга Хелен.
За пример взяли вот эту картинку:
i


Хелен в первую очередь рассказала о том, что она считает 1 пунктом, основанием пирамиды - посадку всадника. Она подробно рассказала на что обращает внимание она, как учили ее много лет назад. О том, что всадник должен быть расслаблен не только физически (для чего рекомендовала делать упражнения до того, как вы садитесь на лошадь верхом), но и ментально. О том, что у всадника обязательно должны быть раскрепощены три вещи: кисти и пальцы, поясница и голеностоп. Отдельно много говорила о руке всадника, о том, что значит "следовать рукой за ртом лошади", как работают пальцы (в классической выездке всадник НИКОГДА не берет руку на себя - рука должна быть строго перед седлом), какой должна быть длина поводьев и о многих других нюансах...

Буду писать короткими кусочками, болею что-то :(

Пятно сильно изменилась визуально, с того момента, как мы начали работать по системе Хелен.
Пока у нее только раз в неделю каток остался из упряжи, экипаж доводим до ума.

UYA_3540_zpshwddy7el.jpg


UYA_3647_zpsk722hocl.jpg


UYA_3536_zpsvlfnaoul.jpg


UYA_3646_zpsp8ziptml.jpg


UYA_3808_zpssziu60dx.jpg


UYA_3706_zpstgytdzsh.jpg


UYA_3903_zpsqap8kpxc.jpg



Ну и для сравнения: полгода назад на семинаре с Родриго

14963204_1115799438489379_3828363104682358798_n.jpg
 
Меня несказанно порадовало, что приехали практически все люди, которые интересовались уроками в течение последних месяцев. Боюсь сглазить, но похоже, мы наконец начинаем отмываться от неудачно сложившегося общественного мнения, что "классическая выездка, это что-то на брошенных веревках, без импульса и ходят только боком".
В целом, уровень участников уроков медленно растет. Например, помимо стартующих всадников, на уроки приезжала тренер и судья. И осталась очень довольна мероприятием, сказала, что нашла для себя много интересного.
В общем - я счастлива :) Наконец-то приезжают люди, те, про которых говорят "open-minded".

Что касается меня, могу сказать только одно. Чем больше я погружаюсь в классическую систему подготовки лошади, тем яснее становится, как многое упущено у наших всадников. Наверное только очень ленивый заграничный гуру не сказал о том, что у большинства российских спортсменов есть пропуски в базе. Естественно, что у любителей этих пропусков больше и они ярче выражены. Хотя у спортсменов чаще всего выбор отличных тренеров гораздо больше, чем у любителя. Но и они не могут объяснить и научить базе, получается так?
Причем, что самое грустное, эти пропуски ведут к неправильной/грубой работе с лошадью. И вдолбившись в подкорку в начале конного пути, потом их вытравливать долго и неприятно.
Очень простой пример: нельзя брать контакт рукой, нельзя двигать руку к себе, работа со ртом лошади должна производится только пальцами, рука свободная, раскрепощенная от локтя. Вопрос: КТО у нас ТАК работает? Правда, не пытается, а вот всю работу никогда не зажимает рукой лошадь? Кто учит так работать?
А ведь это основа основ. Та самая, пресловутая база. Работа лошади от зада к переду, а не наоборот.

На самом деле, проблемы с базовой подготовкой повсеместны, это не российский эксклюзив. Удивительно, как Хелен не устает повторять одни и те же комментарии всадникам, и не отстает, пока всадник не исправит свои ошибки, не осознает их и не почувствует, насколько меняется лошадь только лишь из-за его позиции и работы со средствами управления.

UYA_3944_zpssualrdp3.jpg


UYA_4197_zpsghstsdqm.jpg


UYA_4781_zpsswj8qny8.jpg


UYA_4784_zps9xn7hcgj.jpg


UYA_4910_zpshxiajkao.jpg


UYA_4756_zpszcbnnqzb.jpg


UYA_4263_zpslpqjel2u.jpg


UYA_5038_zpsymme7gjg.jpg
 
Ульяна, вы с Пятном как всегда прекрасны!
Спасибо за эту важнейшую мысль про руку!
Поделись еще подобными вещами, пожалуйста. Прямо кусаю локти, что не побывала на уроках в этот раз(((
 
Алёна, следующий приезд Хелен в ноябре ;)

Практически во всех серьезных книгах по выездке мы находим примерно те же слова. Но увы: "Выездка - это то, что легко понять, да трудно сделать" (с) Хелен. Вырванные из системы куски дают очень маленький эффект, или вовсе никакого. Та же работы руки - ничто, если не используется в нужном ключе посадка. А посадкой бесполезно работать без шенкеля. А еще каждая лошадь - индивидуальность, в каждый момент времени требует своей работы... Короче да - легко понять, да трудно сделать)))

UYA_4309_zpshu1vobqo.jpg


UYA_4307_zpsiw1163db.jpg



Но иногда складывается всё, и бах - и на тебя свалился сбор :) И лошадь такая воздушная, и зад подводит, и затылок высшей точкой, прям как в книжках...

UYA_5071_zps5xxn4zlq.jpg
 
Но вот как сделать полуодержку, например, не беря руку к себе? Даже, если просто сжимаешь пальцы (естественно, плюс спина и шенкель), но это все равно "к себе".
 
Но вот как сделать полуодержку, например, не беря руку к себе? Даже, если просто сжимаешь пальцы (естественно, плюс спина и шенкель), но это все равно "к себе".

Я вот тоже недавно сама с собой на эту тему рассуждала - в чем же разница, между "брать рукой на себя" и "ехать с рукой от себя". И вот к чему пришла. Понятно, что воздействие вектора силы от рта лошади к всаднику неизбежно и просто физически не может быть по-другому. Но вопрос скорее в нулевой точке. При подходе "брать рукой на себя" всадник, сначала набрав поводья до ощутимого упора, начинает отзывать. То есть нулевой точкой одержки является уже существующий упор лошади в повод. При подходе "ехать рукой от себя", создав упор, ждем пока лошадь уступит, а затем смягчаем руку и отдаем лошади считанные мм повода. Чтобы не потерять посадку в целом, разжимая-сжимая пальцы сделать это проще, чем, например, подачей руки от локтя вперед. Если лошадь не готова сама себя нести и при отдаче падает в повод, пальцы опять закрываем и ждем. То есть наше движение идет не между упором и одержкой. А между отдачей и упором.

Это лично мои размышлизмы, ни на что не претендую. Очень было бы интересно почитать, что по этому поводу думает Ульяна.
 
Мне Хелен как тренер понравилась несколькими моментами. Въедливостью в тонкости работы руками и... как бы это сказать, музыкальностью, что ли, ее объяснений. Родриго, кмк, смотрит на движения лошади и исходя из этого делает выводы где у всадника затык. Хелен сразу правит всадника, исходя из посадки и положения рук, потому что те самые пресловутые пробелы в базе ей видны еще на стадии разминки всадника и лошади. Пробелы в базе зачастую компенсируют навороченностью амуниции и приписыванием лошади каких-то странных наклонностей, вроде любви к посильней затянутому капсулю и контакту пожестче. Но ларчик обычно открывается просто и довольно быстро, в течение урока. :) Насчет музыкальности - Хелен задает такт движению пальцев или ноги всадника, работая порой вместо метронома, но это позволяет всаднику и лошади синхронизироваться по времени и лучше понимать друг друга. Вот это вот "няяяяяям, ням, няяяяяяяям, ням" - на моменты отжевывания может, звучит и непривычно, но ведь работает! :)
В общем, жду ноября, хочется увидеть и услышать больше!
 
Последнее редактирование:
Я вот тоже недавно сама с собой на эту тему рассуждала - в чем же разница, между "брать рукой на себя" и "ехать с рукой от себя". И вот к чему пришла. Понятно, что воздействие вектора силы от рта лошади к всаднику неизбежно и просто физически не может быть по-другому. Но вопрос скорее в нулевой точке. При подходе "брать рукой на себя" всадник, сначала набрав поводья до ощутимого упора, начинает отзывать. То есть нулевой точкой одержки является уже существующий упор лошади в повод. При подходе "ехать рукой от себя", создав упор, ждем пока лошадь уступит, а затем смягчаем руку и отдаем лошади считанные мм повода. Чтобы не потерять посадку в целом, разжимая-сжимая пальцы сделать это проще, чем, например, подачей руки от локтя вперед. Если лошадь не готова сама себя нести и при отдаче падает в повод, пальцы опять закрываем и ждем. То есть наше движение идет не между упором и одержкой. А между отдачей и упором.

Это лично мои размышлизмы, ни на что не претендую. Очень было бы интересно почитать, что по этому поводу думает Ульяна.
Удивительно, Вы написали то, что говорит на каждой тренировке мой вполне себе спортивный конкурный тренер
 
Вика @ not2touch , именно так.
Я могу только добавить любимое выражение Хелен: "Лошадь должна дать вам контакт, а не вы должны взять его силой".
Увы, нас с детства (возрастного или конного) приучают к первой команде: "Короче повод! Поехали..." Чем поехали всё равно. Главное вот это - набрать короче повод, то есть до "контакта" со ртом лошади. Хелен уверена, что в таком случае невозможно получить главное - равновесие от зада, поднятие спины и, в конце концов, сбор. Потому что так мы именно берем контакт = мы выбираем какой длины будет шея лошади (чаще всего она слишком короткая на молодых лошадях), мы выбираем, что лошадь прогнет спину, так как она не в состоянии ее поднять, когда ее наталкивают ногой вперед и при этом не дают использовать шею как балансир.
Чтобы не было недоразумений - ни я, ни Хелен, не считаем, что ВСЕ ездят неправильно. Просто это самая распространенная ошибка, которая ей встречалась и встречается.
Мы же стараемся бОльшую часть работы перенести на посадку и ноги всадника, оставив повод второстепенным средством управления.
 
Ульяна, спасибо тебе и Владе за Хелен :) . Жаль, конечно, что в ноябре - опять холодно будет :p. В любом случае здорово, что"Карлсон обещал вернуться"! Может быть и с лошадью получится приехать...

Услышала и увидела много важных нюансов. Практическое, полезное, применимое почерпнула для всех своих подопечных. С некоторыми могу экспериментировать уверенно и смело, с некоторыми - с большей осторожностью.

Увы, нас с детства (возрастного или конного) приучают к первой команде: "Короче повод! Поехали..." Чем поехали всё равно. Главное вот это - набрать короче повод, то есть до "контакта" со ртом лошади.

Не всех так учили, к счастью :).
 
Много думаю над этими вашими словами. Но вот есть совсем начинающие всадники. Вы им не об'ясните, что надо лошадь "довести" до повода. А ездить рысью людям учиться надо. Для этого есть специальные учебные лошади. И таки да, приходится говорить : "Подобрали повод". Уж на совсем распущеном поводе начинающим ехать не гуд.
А уж позже, когда всадник сидит, можно об'яснять, как работать шенкелем в повод. Не?
 
Сверху