Интересная статья о деревянном модерне(ничего не редактировала, орфография сохранена):
Кимрский деревянный модерн, как стилевое направление в истории русской архитектуры.
Введение.
Здравствуйте дорогие кимряки и все любители истории архитектуры и искусства! Хотелось бы мне сегодня начать свой рассказ о таком необычном явлении в провинциальной архитектуре, как кимрский деревянный модерн, Попытаться открыть широкому сообществу это направление в ранней советской архитектуре и приблизится к истокам его изучения.
О модерне в Кимрах мало что написано и сказано, разве что редкий заезжий турист мог насладиться им и поведать о нём в своих интернет блогах и рассказах. Историки архитектуры и искусствоведы практически не изучали это явление, тем самым оставив его почти без внимания. А тем не менее это было явление весьма необычное и редчайшее в тот временной период молодого советского государства, явление, которое не встретишь больше нигде в таком количестве и разнообразии. Цель моей двухчастной статьи попытаться немного раскрыть тему модерна в Кимрах максимально полно и подробно на данный момент и, наконец, объявить искусствоведческому и туристическому сообществу о том, что это направление есть, и оно достойно внимания, изучения и рассказа о нём. Прошу профессиональных искусствоведов не судить строго, если я в чём-то ошибусь или буду не прав.
Часть первая – Предпосылки.
Прежде чем начать своё повествование хочется рассказать о предпосылках того, что послужило стимулом для кимряков обратиться именно к модерну и кратко рассказать о истории самого стиля, от куда он пришёл, как возник и куда внезапно делся.
Модерн (французское moderne – современный) - художественное направление в архитектуре, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве, наиболее распространённое в последнем десятилетии XIX — начале XX века.
Стиль модерн вошёл в мир искусства из свободолюбивой законодательнице мод Франции, где получил название «ар-нуво» (фр. новое искусство). Отправной точкой архитектуры модерна является Эйфелева башня в Париже. Первым архитектором, который воплотил в жизнь необычные здания, стал Виктор Орта, специалист из Бельгии. Его считают одним из основателей стиля модерн в архитектуре. Вдохновленный графикой художников ар-нуво, Виктор (ударение на второй слог) решил реализовать их замыслы при строительстве зданий.
Во Франции развивать это направление стал Эктор Гимар, который сейчас известен как проектировщик входных павильонов парижского метро.
Входной павильон станции метро «Порт-Дофин», архитектор Эктор Гимар.
Пожалуй, самым известным представителем стиля модерн в архитектуре является испанец Антонио Гауди. Его замки из песка известны во всем мире. Большинство своих неземных построек он воздвиг в Барселоне. Например, собор «Саграда-Фамилия» в Барселоне.
Собор «Саграда-Фамилия», архитектор Антонио Гауди
Немецкая версия модерна получила название «югендстиль». Её отличала большая сдержанность, обилие стекла и бетона. Большим изяществом отличался австрийский модерн, получивший название «сецессион». Его лидером стал венский архитектор Отто Вагнер. В Италии этот стиль получил название «либерти».
В каждой стране архитектурный стиль приобретал свои отличительные черты и название, у нас же в России его стали именовать модерном. Российская империя, как одна из ведущих держав, тоже старалась не отставать от Европы. Первым, по времени, архитектурным произведением модерна в России считается дача великого князя Бориса Владимировича Романова, построенная архитекторами Шербуром и Скоттом в 1897 году в Царском Селе.
Дача великого князя Бориса Владимировича в Царском селе. Архитекторы Шербур и Скотт.
Первым зданием в стиле модерн в Москве стал построенный в 1898—1899 годах архитектором Л. Н. Кекушевым особняк О. А. Листа. Яркими примерами московского модерна являются знаменитые особняки Рябушинского и Дерожинской, здание Ярославского вокзала работы Фёдора Шехтеля – самого известного архитектора русского модерна. Русский модерн следовал уже общепринятым моделям поведения стиля, но обогатил его привнеся в фасады зданий традиционные русские народные мотивы.
Здание Ярославского вокзала в Москве, архитектор Фёдор Шехтель.
Модерн начал развиваться не только в столицах, он проник и в российскую провинцию, где прижился и стал одним из любимых стилей дворянства, купечества и богатого крестьянства. Провинциальным купцам и богатому крестьянству нравились замысловатые изогнутые линии, напоминающие лианы растений, и они желали следовать моде и не отставать от столиц. Так модерн проник и в наш город. Конечно стиль был переработан и уже имел не чистые особенности и элементы. Архитекторы перерабатывали его следуя вкусам и предпочтениям заказчика. Так было и в Кимрах, в начале XX века переживших свой «золотой век» и «архитектурный бум». В селе параллельно развивались 3 стиля: эклектика, модерн и неорусский стиль. Это были те стили, которые пользовались большой популярностью среди провинциального люда дореволюционной России. В то время было издано колоссальное количество архитектурных альбомов, брошюр, гравюр, чертежей архитектурных деталей, рисунков, предметов мебели, фурнитуры и ткани, где любому состоятельному человеку можно было выбрать то, что он хочет. Издавались готовые проекты фасадов, планов и чертежей, показывающих заказчику как может выглядеть его будущий дом. Выбирая и строя дом, богатый кимряк в первую очередь смотрел именно эти альбомы и журналы, но всё равно привносил в них что-то своё.
Один из разворотов журнала «Зодчий».
Модерн в Кимрах следует разделить на две ветви: дореволюционный и советский. До революции мы, как и все, шли в ногу со временем и стилем, вся провинция, можно сказать, «болела» модерном и строила его и в дереве и в камне.
Так, например, можно упомянуть город Бузулук Оренбургской области, где сохранилось наибольшее количество деревянного, дореволюционного, классического модерна. Если будет возможность, то обязательно посетите этот замечательный город.
Дом Татаринцевой в городе Бузулук (Оренбургская область)
Но вернёмся в Кимры. Первой стилизованной, модерновой постройкой в Кимрах является магазин Алексея Степановича Столярова, построенный на Большой (ныне Володарского) улице под номером 13. Композиция главного, северо-западного фасада, сделана в два этажа, нижний из которых отмечен одним большим овальным окном подковообразной формы. Второй же четырьмя узкими высокими окнами, с разделением этажей междуэтажной узкой филёнкой, оформленной штукатурной орнаментальной лентой замысловатого классического модернового рисунка. Алексей Степанович, вероятно, подглядел его в одном из журналов, как и овальное окно и воплотил всё в камне.
Магазин Столярова в городе Кимры(Тверская область).
Первой же (из уцелевших) деревянной постройкой в стиле модерн является дом Фёдора Онуфриевича Потапенко построенный в 1903(?) году на Конной (ныне Кирова улице) под номером 36. Дом получается очень необычный, в нём нет центральной оси, она размыта, главный фасад делается в форме лежащей буквы «Г». В башенке-выступе Фёдор располагает свой рабочий кабинет. Главное трапециевидное окно (в нём была гостиная) оформляется наличником и резным накладным навершием в форме свисающих серёжек. Окно башенки-выступа (где был кабинет) также оформляется навершием и небольшим резным балкончиком(утрачен), по уже сложившийся кимрской традиции. Завершается башенка фронтоном с круглым слуховым окном и двускатной крышей. По трём остальным фасадам идёт навесной фриз с резьбой, концы которого завершаются в форме трилистника, тут наличник уже другой, он становится более простым и у него появляется сандрик на резных консолях.
Дом Потапенко.
Второй деревянной, и самой известной, постройкой в Кимрах становится дом купца Алексея Сергеевича Лужина, построенный в 1909 году на Конной(Кирова) улице под номером 28б. Ныне это неофициальный символ нашего города, сказочный домик-теремок! Дом оказался настолько нетипичен, что уже во время постройки попал даже в издание открыток 1912-1914 годов. ("Тверская губерния на открытках". Т. 2., Тверь, 2012. С. 283).
Дом Лужина в публикации «Тверская губерния на открытках» 1912 год.
А теперь давайте более внимательно обратимся к описанию этого архитектурного шедевра.
«Дом Лужина - это два крупных деревянных объема, соединённых сенями, над которыми со стороны фасада поднимается башенка, уже изначально имевшая скорее декоративное значение. Башенку украшает стилизованная «паутинка» или солярный символ. Левый (южный) объем, из двух помещений с небольшой башенкой над ними. Подковообразный, оконный проём сохранил (к сожалению, с утратами), накладную пропильную резьбу наличника в стилистике переплетающихся геометрических и растительных узоров, очень характерных для стиля модерн, а также кровлю на любимых в Кимрах кронштейнах с завитыми консолями. Примечательна, непрактична, но очень оригинальна и стильная рубка торцов бревен они выпилены в форме кронштейна, на котором держатся стропила кровли. Северное (правое) помещение под высокой кровлей-щипцом (когда-то завершавшейся настоящим шпилем) имеет круглое окно со сложной сетчатой расстекловкой. Этот фасад - настоящая "поэма" резных кронштейнов, свободно и легко держащих кровлю, хотя, кажется, их тут несколько избыточное количество. Кронштейны плавно переходят в наличник круглого окна, украшенного столь любимым в модерне стилизованным растительным декором «лиана». Пропильная резьба «теремка» уникальна, на отдельных сохранившихся полностью деталях видно, что изначально она выглядела на белом фоне широкого наличника как рисунок тушью на бумаге - нигде более не примененный и редкий даже в Кимрах художественный прием. Здание, как принято в модерне, проектировалось целиком от фасада до последней детали фурнитуры. К сожалению, именно деталей сохранилось не так много. Прекрасен вход в дом, с нарядным крыльцом, резными колонками и дверями со сложной геометрической формы филенки. В «теремке» нашли отражения два стиля нерусский и модерн, но всё-таки второй побеждает в декоративной отделке фасада.»
Дом Лужина в наши дни.
Третей деревянной постройкой того периода стал дом купца Рыбкина построенный в 1912 году на набережной улице (набережная Фадеева) под номером 10.
«Главным элементом композиции является нарядная, богато декорированная башенка. При этом она занимает совсем незначительную часть здания. В этом контрасте состоит один из стилеобразующих признаков модерна — стремление к мистификации, попытка возвыситься над действительностью, приукрасить её. Входная лоджия-крыльцо увенчана плоским фронтоном. Но мистификации здесь не меньше, чем в башенке. Возникает ощущение, что крыльцо перекрыто пологим шатром. Эту иллюзию создают искусно выполненные кровельные фальшграни. Изогнутые элементы, поддерживающие завершение, вынесены вперёд относительно плоскости фронтона, что создаёт эффект глубины. Внизу, под пирамидой-шатром, на фоне ещё более древней по пластическому выражению бревенчатой стены, вдруг возникает неожиданно большое овальное окно — главный элемент композиции в нижней части здания. Окно воспринимается как некий циклопический иллюминатор, освещающий громадный интерьер. А на самом же деле за ним — крохотная комнатка площадью 6 кв. метров. Опять возникает иллюзия, т.е. обращение к воображению, а не воспроизведение реальности, уход от утилитарности. Ведь это окно освещает не только крохотный интерьер. Главное — оно, если можно так выразиться, «светит в далёкое будущее», когда подобный мотив станет символом архитектуры XX века.»
Дом Рыбкина.
В это время в селе Кимры также складывается основной тип деревянного, кимрского частного дома, на основе которого потом будет базироваться уже советский модерн.
А особенность его такая: фасад дома разделялся на несимметричную композицию, основной объём(сруб) помещался вглубь красной линии улицы, а пристрой-терраса наоборот выходил вперёд. Чаще всего фасад дома имеет 4 окна. В террасе помещался парадный вход с роскошными модерновыми или эклектичными дверями, которые никогда не повторялись! Над входом либо выступал эркер, держащийся на столбах, либо наоборот сравнивающийся с основным полем стены. Этот объём, увенчивался либо небольшой башенкой, либо шатром. В пристрое находилась парадная лестница, ведущая на первый этаж. Лестница в доме была всегда, независимо от того одноэтажный или двухэтажный это был дом.
Связано это вероятно с тем, что по весне Волга и Кимрка, на которых стоит город, разливались очень широко. Уровень воды, в некоторых местах поднимался до 10-и метров. Естественно первые этажи домов подтапливало и чтобы постоянно не делать ремонт в парадных апартаментах, кимряки ставили их на высокий цоколь, дабы обезопасить своё драгоценное имущество. Примечательная деталь: в некоторых домах даже ещё сохранились специальные дверцы в цокольных этажах, которые в отступление паводка открывали, чтобы вода быстрее уходила и дом просыхал.
Ещё следует отметить, что дома на Троицкой (центральной) части Кимр строили без высокого цоколя и этих самых дверей, так как берег Волги здесь выше, нежели на Вознесенской (зареченской) стороне, где дома часто подтапливало. Поэтому Зареченская сторона города застраивалась медленнее чем центральная. Ныне же, благодаря гидроэлектростанциям, уровень воды в Волге стабилен и уже не поднимается так высоко, как раньше, поэтому надобность в высоких цоколях и дверцах в них отпала.
Кимряки выносили все хозяйственные помещения в цокольный этаж, тем самым освобождая жилую часть от лишней суеты и загромождённости. Крыша же основного дома (сруба) чаще всего завершалась стрельчатым щипцом, невольно уводящим в мотивы северной архитектуры, который увенчивался точёным либо гранёным шпилем. На фронтоне этого щипца было небольшое слуховое окно разных форм и размеров и свисающий декоративный, резной элемент (перевёрнутая дуга-подкова) с крыльями по бокам, украшенными пропильной резьбой. С бокового фасада, на скате крыши, чаще всего выходила либо, люкарна украшенная роскошным расстекловочным окном, либо обычное слуховое окно. Под люкарной располагался чёрный, не парадный вход, с лестницей в цокольный этаж, предназначавшийся для прислуги и загрузки продуктов в погреба.
Дом Гладкова, как яркий пример фасадной композиции типичного кимрского дома.(1920-е годы).
В плане же кимрского дом был квадратом и представлял собой следующее: поперёк дома шёл узкий коридор, который отделял парадную часть дома от личной, тем самым показывая гостю, что заглядывать в его левые двери не желательно, окна гостиной всегда выходили на главный фасад, основная жилая часть, со спальнями и детскими располагались в глубине (за коридором) и окна их выходили во дор. Кухня же, всегда располагалась в дальнем правом, либо левом углу ( в зависимости от того где был расположен парадный вход). Обувная мастерская, как комнаты для прислуги, ледник и погреб, находились в цокольном полуэтаже, в нём же имелся дровник и печь , которая отапливала весь дом.
Башенка над парадным входом несла исключительно декоративную функцию, в ней имелась либо дополнительная кладовая, либо терраса для сушки овощей летом, либо окно в башенке выполняло функцию светового фонаря для парадной лестницы, дабы экономить электричество в дневное время суток. Также в пристрое находились уборные. Мылись Кимряки в банях.
План типичного кимрского дома. Здесь пронумерованы помещения которые чаще всего располагались именно в этих местах. 1 — гостиная; 2 — спальня(детская); 3 — кухня; 4 — коридор; 5 — парадная лестница; 6 — техническая комната, где располагалась лестница на чердак, чёрная лестница и кладовые шкафы для кухни, 7 — уборные; 8 — входная группа с парадными дверьми; 9 — башенка(использовалась как кладовая и летняя терраса); а — выход на крышу для обслуживания и чистки дымовых труб.
Как ни странно, но близость Москвы не оказала особого влияния на кимрскую деревянную архитектуру. Московский модерн был далёк от нас своими идеалами. Кимры больше ориентировались на столицу Российской империи город Санкт-Петербург, видимо потому, что туда ходило больше отходников(наёмных рабочих строителей), да и крупные кимрские обувные магнаты имели там бойкую торговлю. Но всё же расстоянием имперская столица была относительно далека от Первопрестольной, да и в городах Тверской губернии, расположенных ближе к Питеру, не наблюдается такого буйства и разнообразия северного деревянного модерна как в Кимрах. Почему - непонятно… Этот вопрос я, пожалуй, оставляю открытым для будущих исследователей, ибо не могу сейчас на него ответить. Одно мы знаем точно, кимрский деревянный модерн – это прототип питерский загородных дач.
Модерн продержался в России недолго, грянула первая мировая война и о сказочных витееватых линиях пришлось забыть. Стиль пережил свой пик и стал понемногу сходить на нет, но в провинции он, конечно ещё продолжался какое-то время.
Кимры переживали свой «золотой век», и «строительный бум» до 1914 года. Последней крупной постройкой того периода стал Гостиный двор, который, увы, так и не успели закончить до конца. Всё, на что мы сейчас с вами сморим в историческом центре в основном построено до 1914 года! После кимрякам было уже не до сказочных дворцов и фантастических замков, нужно было обеспечивать фронт всем необходимым. Что село могло дать фронту? Естественно это было то, что кимряки умели больше всего - сапожный промысел. Ведь армия без сапог по полю боя не пробежит и далеко не уйдёт.
Гостиный двор, архитектор неизвестен.
Для России наступала эпоха перемен, эпоха лихолетья и лишений, эпоха революции, братоубийственной гражданской войны и голода. Скоро всё изменится и перевернётся с ног на голову, будут возвышены новые законы новые герои, новые искусство и новая архитектура. А пока же шёл 1914 год…