Энтузиастам надо понять что страшно не то что останется 1000 лошадей той или иной породы. Страшно если лошадей останется 10 000 а покупателей-арендаторов-заводчиков будет на 1000. Вот тогда породе придет каюк. От отсутствия селективной работы. От плохого реноме. От пьяных конюхов. От безденежья. От отношения общества к конкретной породе как к чему то бросовому.
Знаете, я живу в Эстонии и очень давно уже у меня хобби - старые машины.
И часто от энтузиастов, особенно молодых ребят слышишь такое "Ой какой хороший Москвич, он совсем как новый, его хотят отвезти на свалку! Спасите его кто нибудь!"
На самом деле как это не грустно - но это путь в никуда. Если есть 500 энтузиастов которые хотят и могут себе позволить иметь такую машину, а осталось этих машин в десять раз больше, то пока эти лишние машины не сгниют и не отправятся в переплавку, к ним будут относиться как к старой рухляди, которая ничего не стоит. Потом когда этих машин останется на 500 штук, то они из старой рухляди превратятся в уважаемый раритет. Кстати оффтоп, но с Москвичами и Запорожцами разными так и случилось все.
Так же и с лошадьми. Пока количество лошадей той или иной породы не сравняется с количеством тех, кто хочет может их купить - эта порода будет считаться никому не нужной, лошади будут дикорастущими, грязными, сдаваться на мясо и т.д.
Взять тех же самых ториков в Эстонии - хорошая и незаменимая порода, которую причем долго и кропотливо выводили 150+ лет.
С хорошим здоровьем, бронебойным темпераментом, добрым нравом, трудолюбием и приятной внешностью.
С умеренными затратами на содержание, мягкими аллюрами, выносливостью и много еще какими хорошими качествами.
Только незаменимая она для там где она нужна. На охоту. Или просто для прогулок верхом. Как недорогая хобби-лошадь для всей семьи. Детей учить езде. В иппотерапии. Санки возить. И просто в нос целовать без страха что тебе откусят твой собственный.
Ничем не хуже чем Хафлингер или там незнаю Теннеси Уокер какой нибудь. Которые типа легендарные породы лошадей и стоят вполне реальных денег.
Проблемка одна только - их сейчас слишком много конкретно в Эстонии, около 2500, нету столько иппотерапевтов и конных охотников. Поэтому пока их не станет сколько их должно быть это будет не легендарная порода а порода для стрижки лужайки и для колбасы.
То же самое с эстонскими тяжиками. Только там уже процесс прошел. Осталось 500 голов. Остался один человек который их разводит, у него племенное стадо около сотни голов. Своя клиентура, нормальная селекция и т.д. Финны, шведы. Свои хуторяне.
И что то я смотрю в списке наших сданных на мясо лошадей за последние 5 лет представителей этой породы - 1 шт. Десятков объявлений о продаже тоже не видно и долго они не висят.
И имеем вполне себе уважаемую породу лошадей, со своей нишей в Эстонии и в некоторых странах по соседству.
И все вышесказанное касается и многих других пород, в том числе российских, не только тяжелых - дончаков, терцев, буденновцев, владимирцев, вяток, мезенок и т.д. Пока количество желающих купить эту лошадь не уравняется с количеством лошадей будут проблемы с престижем и качеством, заводы будут банкротиться, а лошади будут время от времени уходить на бойню целыми табунами.
В качестве утешения могу сказать что с ростом уровня жизни спрос на безопасную и относительно неприхотливую хобби-лошадь для охоты, прогулок, легкого спорта или просто целования в нос растет в геометрической пропорции. И без особых претензий к исполнению пиаффе или способности прыгать 140 см. И Россия тут не будет исключением я думаю.
Да, есть риск инбридинга. Но ничего не поделаешь. Это из всех зол самое меньшее. Думаю в России с тяжиками будет то же самое.