У меня тут открылся зомбиленд
Устала так, что даже не могу заснуть. Гадостное состояние. Пока потуплю тут до тех пор, пока организм не включит режим аврального отруба.
Пока можно подвести итоги.
Чего я боялась на химии и что реально сбылось.
1. Я боялась облысеть. Я правда облысела. Вообще полностью по всему телу. Но
эта побочка вполне подходит под старую циничную частушку:
Если вас трамвай задавит,
Вы, конечно, вскрикнете.
Раз задавит, два задавит -
Вы потом привыкнете!
Когда я брилась налысо, я не то что плакала, я выла в голос на всю девятиэтажку, как волчица. По ходу, весь мой дом был в курсе, что девушке с третьего этажа сейчас очень не круто. Волосы жалко было до самой настоящей истерики, с воем и истошными рыданиями взахлеб и навзрыд. И это реально было одно из самых тяжелых последствий, я очень тяжело это перенесла психологически.
Но я быстро привыкла с этим жить. Когда купила парик, жизнь вообще быстро наладилась. Потерю бровей и ресниц пережила уже вообще спокойно. Сейчас у меня по второму разу клочками выпадает та редкая шерстка, которой я успела обрасти на таксанах - мне ваще до фени, ноль эмоций по этому поводу.
Ногти у меня не выпали. Я так понимаю, что они выпадают в основном от сочетания таксанов и препаратов платины. У меня на месте, и на ногах, и на руках, а на руках я их даже крашу в разные дикие цвета, это единственное, что я еще могу себе накрасить
2. Я боялась мучительной тошноты, рвоты и слабости. Частично сбылось. Единственный раз, когда мне было действительно очень сильно плохо, это после третьей химии. Я связываю это с тем, что именно в тот раз мне очень быстро ввели препарат, 4 флакона пролили за 1,5 часа. Чем медленнее вводится доксорубицин, тем мягче он переносится!
Да, после третьего раза меня так полоскало, несмотря даже на эменд и зофран, я думала, у меня нафиг сердце встанет, рвота была до судорог, я не могла даже говорить. Из Москвы в тот раз меня забирал брат, он уже потом через месяц проговорился, что боялся в Иваново за пять часов труп привезти, видимо, я не только замечательно себя чувствовала, но и прекрасно выглядела внешне. Но я учла этот момент и потом самостоятельно контролировала скорость введения препарата, подкручивая колесико на капельнице. И четвертую химию, которую лили 2,5 часа, перенесла намного мягче, несравнимо. Третий раз - вообще единственный раз, когда у меня были такие серьезные неприятности! Эменд - отличное средство, а в сочетании с зофраном и продленным введением химии работает безукоризненно.
Беспокоили тошнота, сильная слабость (первые дни еле ходишь по стеночке), химическая бессонница, когда сутками можешь спать урывками по полчаса. Это выматывает. Но это состояние конечно и уже через неделю начинает резко улучшаться. Как правило, через неделю после капельницы я уже лезла на лошадь. Очень помогают прогулки на свежем воздухе, даже в формате "выйти на лавочке посидеть у подъезда".
Из незапланированного (т.е., я не боялась, а оно случилось): красная химия резко ударила по сердцу. Последствия огребаю до сих пор, хотя нахожусь на постоянной поддерживающей терапии. Удастся ли восстановиться полностью и за какой срок - неизвестно.
3. Я боялась поправиться. Это основательный страх, у нас практически все на химии набирали вес от 6 до 20 кг. Мне по сравнению с весом, с которым я выписывалась в апреле, удалось набрать всего 1,5 кг, когда я не смогла резко тормознуться с обжиралова на красной (когда я лопала, как дура на поминках, и при этом теряла вес) на переходе на таксаны. Вот на первом таксане очень быстро ушла в плюс 1,5, и так на них и остановилась. Но я очень внимательно слежу за питанием, лишь изредка позволяя себе небольшое "разгуляево". С моим диагнозом набор веса крайне нежелателен не только по причине эстетики, но и потому, что жировая ткань является гормонопродуцирующей. По-хорошему, мне бы надо сбросить еще килограмм пять, но я займусь этим после окончания лечения.
4. Я боялась болей на таксанах. О них слагают легенды. Я лично неоднократно слышала от живых людей, что боли на таксанах купируются только опийными препаратами. Лично мне первые три химии прекрасно помогал ибупрофен, банальный ибупрофен за 20 рублей, хотя я предусмотрительно затарилась обезболивающими свечами, мазями, уколами и сильными таблетками типа кеторола и найза. Собственно болями я бы это состояние не назвала. Это скорее ломка. Как бывает при простуде, когда тебя всего крутит и выламывает, но показать, где конкретно болит, ты не можешь, боль постоянно бегает туда-сюда по телу, то тут стрельнет, то там кольнет, сейчас тебе дернуло под лопаткой, и тут же кто-то укусил за коленку, а через секунду свело пальцы на ногах, а через две заныли ребра, а через три прострелило кисть, и вот так постоянно. Спать при этом невозможно. Но ибупрофен снимает это состояние часа на два, так что вполне успеваешь уснуть. Первые дни я пью его днем таблетки три в день и на ночь таблетку, на четвертый день пью только на ночь, потом уже обхожусь без него.
Да, слабость присутствует, первые дни тяжело даже гулять ходить. Зато на месте нормальный аппетит, никакой тошноты и рвоты нет. За неделю все проходит!
5. Я боялась сильного снижения иммунитета. Иммунитет снизился. Но не так сильно, как я ожидала. За 8 химий ниже всего опускались лейкоциты перед четвертой красной, 2,7. Мне удалось их быстро поднять следующим рецептом: ужинала мясом + сметана (например, в овощной салат) + нефильтрованное пиво. Лучше темное, но и обычное пшеничное у меня сработало. Химию не стали переносить, а это было самым главным.
Дважды цепляла вирусняки и один раз (как раз на фоне низких лейкоцитов) был стоматит. Вирусняки заборола противовирусными, стоматит победила прополисом, слава ему. Было неприятно, но как в анекдоте - ну ужас, но ведь не ужас-ужас-ужас.
В общественных местах типа метро ношу маску, всегда при себе спрей с морской водой, перед выходом из дома мажусь оксолинкой.
6. Я боялась убить внутренние органы. Я регулярно сдаю анализы, ОАК, ОАМ, биохимию и прохожу УЗИ вообще всего. Судя по их результатам, ничего ужасного со мной не произошло. Была пара моментов, когда у меня стала отваливаться печень. С помощью гептрала, овсяного отвара и диеты это состояние удалось достаточно быстро привести в норму.
Желудок, почки, кишечник не беспокоят, если не жестить по питанию. Умеренно диетический рацион - наше все. Колбасные изделия, химические сладости, жареное на большом количестве масла, фастфуд, острое, копченое - в пень. Тогда все ок.
В общем, химия - это неприятно, местами очень, но вполне переживаемо.
Зачем я это пишу?
Когда мне только поставили диагноз и я много шарилась в интернете, пытаясь понять, чего мне ждать от жизни, я наткнулась на жуткий текст. Его писала девушка, пережившая химию. И она так ее расписала, в таких красках и картинках, что у меня волосы встали дыбом (тогда еще было чему вставать, хехе, с тех пор я существенно повысила толщину своего дзена). Текст реально жуткий, но что самое страшное, он был весь наполнен каким-то злорадством по отношению к тем, кому предстоит пережить химию и кто ее боится. Вплоть до пожеланий этим людям "пойти и утопиться, раз такие слабаки". На меня он произвел крайне тягостное впечатление.
Сейчас даже не хочу его искать, но если бы нашла, то только за тем, чтоб авторше оставить комментарий, что она вруха-лягуха противная
и только зря пугает людей, которым и без того несладко.