2. Дыхалка. ХОБЛ, эмфизема или колики?
Осмелюсь возразить против некоторых устоявшихся правил содержания дыхликов, называется.
Когда звонят с конюшни почти в полночь и говорят, что "лошади плохо, приезжай скорее", не так уж и просто понять причину ее состояния. Ветврачи, как правило, тоже не готовы сорваться и приехать сию секунду - в итоге, спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Благо, один врач согласилась проконсультировать по телефону.
В общем,
первое, что она потребовала сделать -
снять спазм у животного. Поэтому мы всей семьей поехали искать во всех доступных, ночью работающих аптеках следующее:
Новасол(или ношпа) 10мл + анальгин 10мл (колоть внутримышечно),
+ сульфокамфокаин 16мл (подкожно).
Потом мы долго отшагивали лошадь - на случай, если это все же колики. Через час лошадь опорожнила, наконец, свой кишечник и мы поехали домой. На утро лошадь уже чувствовала себя нормально, но очень тяжело дышала.
У кобылы оказался ХОБЛ, совмещенный с начинающейся пневмонией. Ее не хотели переводить в основную конюшню поздней осенью, ссылаясь на проблемы с дыхалкой, - но летник, в котором она стояла, продувался насквозь, и лошадь просто мерзла. Рассеивая миф о том, что эмфиземник / хоблик / дыхлик может жить только на улице / в летнике, на своем опыте говорю - ничего подобного. Живут они в обыкновенных крытых конюшнях, если нет плесени, грязи, пыли и грибка. В конце концов, пыль от сена - и в летнике пыль от сена; если сено настолько пыльное, что лошадь начинает кашлять - сено надо замачивать. В идеале, конечно, сено не пылит. Наконец, никакой свежий воздух не поможет, если в суровый минус больная лошадь мерзнет, пусть и укутанная в две-три попоны.
По требованию врача Баську перевели в общую конюшню. Лошади стало заметно лучше, она, наконец, отогрелась и стала выглядеть отдохнувшей. Но легкие по-прежнему были забиты мокротой, она дышала четвертью одного легкого.
Надо сказать, по деньгам лечение лошади становилось напряжным, поэтому мы решили искать на смену дорогой и пропиаренной промзонной конюшне место подешевле. Честно скажу, на тот момент, я и не представляла, что этот вынужденный переезд спасет лошади жизнь.
Но это все лирические отступления, напишу, чем лечили (но вообще, курс прописывает ветврач и только ветврач).
Лечение включало в себя уколы, которые мы кололи до самого переезда, и травы, которые мы и теперь даем, но в профилактических целях.
Уколы.
- Лобелон (по инструкции должно быть 5мл, мне кажется, что кололи 7 мл подкожно в шею)
- Коэнзим композитум(если не ошибаюсь, 5 мл подкожно)
- Сульфокамфокаин - всегда лежал в аптечке на случай приступов
Больше не кололи ничего. Лобелон и коэнзим, насколько я помню, чередовались. Курс был очень долгий, лошадь, несмотря на ангельское терпение, через месяц мучений уже убегала от меня по деннику. Истыкав ей всю шею, мы уже начали искать другие места. Не могу сказать ничего по поводу эффекта, либо его не было, либо без этих препаратов лошадь совсем загнулась бы. Честно, не верю в гомеопатию (первые два наименования относятся именно к гомеопатии), но на тот момент мы были готовы лечить даже пиявками и заговором.
Травы.
Что и говорить, травы помогали значительно лучше.
"Чистое дыхание" / сироп солодки, грудные сборы №3, №4. Грудные сборы чередовали день через день, сироп давали один раз перед работой, один раз - спустя некоторое время после работы. Работали на свободе и на корде, начинали с легкой разминки - и сразу на галоп. На галопе лошадь отлично отхаркивается, это из-за взаимосвязи аллюра с дыханием: если на рыси дыхание размеренное, на галопе выдохи более резкие, активируются брюшные мышцы - и вылетает мокрота из легких.
С этим явлением у нас случился забавный казус... Услышав, что лошади жить осталось "до весны", мы с перепугу не внимательно прочитали инструкцию на сиропе солодки. В итоге слегка округлили 25мл до 250мл (наверное, приглючилось на почве того, что "лошадь - животное крупное"). Вывели на работу - лошадь со второго скачка галопа начала отхаркивать все, вплоть, наверное, до легких и кишечника. Солодка сработала "на ура", лошадь после этого весь день дышала чисто, но мы с тех пор внимательнее читаем инструкции.
---------
Что помогло.
Переезд. Однозначно, переезд в деревянную, теплую, проветриваемую конюшню, с возможностью гулять весь световой день, а летом - отпускать в ночное. Ветврач, которая вела лошадь, не узнала ее: легкие дышали спустя месяц практически полностью. Теперь лошадь в состоянии жить в обыкновенной конюшне с другими лошадьми, но сено мы ей замачиваем - на всякий, от греха подальше.
Для сравнения, приведу в пример лошадь, которую и по сей день тянут в той же промзонной конюшне на уколах, гормонах и ингаляциях. У нее уже эмфизема, хотя она была в лучшем состоянии, чем наша.
По существу,
ХОБЛ, болезнь курильщика - это совсем не свойственное лошади заболевание. ХОБЛ - результат нарушения условий жизни лошади: сырая или пыльная конюшня, плохое месторасположение, ограниченное время выпаса. Если начинают проявляться тревожные симптомы, следует изучить конюшню на предмет их причины. Например, переезжая с промзонной конюшни, я обнаружила, что часть моей амуниции за пару недель покрылась каким-то черным грибком или плесенью. Чем же тогда дышали там лошади...
На заметку.
Вообще, как выяснилось, есть тысяча и один способ запороть дыхательную систему. Особенно легко надорвать сердце и легкие нерегулярной работой и неравномерными нагрузками. Вдохи и выдохи напрямую взаимосвязаны с аллюрами и упражнениями. В некоторых случаях лошади даже задерживают дыхание. Помимо этого, от работы дыхательной системы зависит сердце лошади.
Еще один нюанс: лошадей загоняли и опытные всадники, думая, что лошадь в состоянии выполнить задание. Есть горячие темпераментные животные, которые могут на подъеме нестись долго и быстро, а потом упасть с приступом. Поэтому зачастую утверждение "моя лошадь сама знает, что может" не надежно, и стоит проанализировать ее реальную физическую готовность, степень усталости и психическое состояние.
Врачи по дыхалке, С-Пб:
- Иванова Е.
- Крицина С.
- Парфенова А.Г.
- Федотова Н.