Как работать с прокатской лошадью, тугой на шенкель и повод?

Нашего коня (а вместе с ним и нас, владельцев) тренер учила поворачивать так: работают оба повода, причём главный повод - внешний, за внутренний не тянем, только не отстаём от внешнего.
Шенкель: внутренний шенкель - это "ось", вокруг которой поворачивается лошадь, мы его прижимаем к боку, а указываем ("доворачиваем") внешним шенкелем.
Конь выучился очень быстро, хотя его и не лупасили хлыстом, если и подсказывали, то легонечко.
По-прежнему (хотя давно не занимались с тренером и никто больше не подсаживался на коня) наш конь остаётся очень "лёгким на шенкель" при поворотах.
Села на тренерского коня-ветерана - совсем другое дело, он чувствовал мою неуверенность, но после нескольких попыток отлично начал поворачивать. Сила воздействия шенкелем не имеет значения.
Если уж я, "полный чайник", обхожусь лёгкой подсказкой, значит, надо попросить тренера сесть на того прокатского коня. Вот как повернёт пару раз туда-сюда под тренером, сесть и попробовать повернуть - должно получиться.
Мне было бы чертовски жалко тратить свои деньги на борьбу с лошадью.
 
Нашего коня (а вместе с ним и нас, владельцев) тренер учила поворачивать так: работают оба повода, причём главный повод - внешний, за внутренний не тянем, только не отстаём от внешнего.
Шенкель: внутренний шенкель - это "ось", вокруг которой поворачивается лошадь, мы его прижимаем к боку, а указываем ("доворачиваем") внешним шенкелем.
Ну вот примерно так и здесь учат. Только внутренний шенкель не только ось, но и усилитель выноса внутренней ноги под вес всадника, а внешний - удерживатель внешний ноги и зада от выноса наружу и удерживания в сгибании.
 
Был у нас в прокате точно такой же мерин в годах. Обычно его давали начинающим, потому как мега спокоен, никуда не дернется и не поскачем быстро из-за проблемы с суставом. Но годы и жизненный опыт научили его режиму сохранения энергии: в рысь он поднимался еле-еле и при первой же возможности переходил в шаг. Любое движение шенкелем воспринималось как повод поупрямиться: козлы или сам осаживался назад. Но при этом как только на него садился опытный всадник, который уже до этого успел ему раз показать, что особо церемониться с его закидонами никто не собирается (шенкель. нет реакции- шенкель + хлыст, нет реакции и козлит- шенкель и хлыст довольно ощутимо) все бзики проходили.
А есть еще одна кобыла. ОЧЧЕНЬ мощная и энергичная. Легкая на шенкель (заводится с пол-оборота, но никогда не разносит), но при этом очень тугая на рот. Любит потаскать по полю или манеже, абсолютно не реагируя на требования всадника повернуть. Либо же упирается в трензель и поворачивает в прямо противоположную сторону. Лечится это ежедневной ездой на ней опытного всадника, который шенкелем и поводом умеет настоять на своем. Пару дней- и кобыла чудесно "вспоминает" как и куда нужно поворачивать, когда это требуют поводом.
 
Чтобы сказать однозначно, такой это конь или не такой, надо увидеть живьем, как он бегает и что именно всадник там сверху делает.
Обычно "энергосберегающие" новичковые профессора и в галоп подниматься не торопятся.

Оно, конечно, проще сказать "это лошадь такая, смени". Но так ли это?
 
Оно, конечно, проще сказать "это лошадь такая, смени". Но так ли это?
Особенно если учитывать, что лошади, давно и регулярно работающие под новичками, так или иначе тупеют на средства управления. Это их самозащита. Поэтому либо каждому новичку надо обзаводиться собственной лошадью, а лучше несколькими, которых будет регулярно подрабатывать берейтор, либо учиться договариваться с "профессорами".
 
Я считала, что "профессоров" должен подрабатывать тот человек, который даёт новичкам уроки.
 
Зюлейка, не всегда есть возможность делать это в достаточном объеме, чтобы лошадь не портилась. Тут надо различать какие цели поставлены. Если мы хотим выезженную, чувствительную на средства управления лошадь, она должна возить не больше трех-четырех учеников и не больше часа в день. Тогда у берейтора будет возможность ее подраьатывать, а у лошади хватит сил сохранить чувствительность и внимательность.
В ДЮСШ и частных кск, организованных по принципу ДЮСШ, это невозможно, потому что на одну лошадь приходится гораздо больше новичков, чем три-четыре. Поэтому тут ставку надо делать на то, что лошади хорошо знают программу и больше слушают тренера, стоящего на земле, чем всадника сверху. И сознательно мириться с тем, что кони становятся туговатыми на повод и шенкель и учатся отчасти игнорировать суету и беспорядочные сигналы "сверху", иначе они сойдут с ума.
 
Настоящий прожженый профессор прекрасно различает подрабатывальщиков и лопухов.
Рита прекрасно могла прыгать по молодости 140 (сейчас не больше метра), шикарно ходить выездку под всадником БП уровня (сама она М) и стоять или задумчиво бродить под чайником. Она раз в неделю ходит конкур, раз в неделю хорошую такую выездку, а остальное время под совсем новичками. Потому что да, точно никого не уронит и аллюры мягкие.
А на БП-лошадь и продвинутых по одному выбирают, кого вообще посадить можно. И желающие в очередь не стоят.
 
Если такая лошадь слушается тренера, стоящего на земле, меня бы это устроило: я бы не хотела решать проблему тем, чтобы бить пятками по бокам лошади, если лошадь не реагирует на шенкель. Чему я так научусь?
А если я делаю всё "по науке", а лошадь не слушается, потому что чувствует мою неуверенность, то вот тут помощь тренера с земли поможет мне накрепко запомнить, как надо "по науке", а там и уверенность появится.
 
Зюлейка, вот тут вы совершенно правы. Но подготовить учебных лошадей таким образом чтобы они не требовали постоянной подработки берейтором и в то же время выполняли свою задачу по обучению новичков - тонкое искусство. Я думаю, что это не менее, а может быть даже более сложно, чем подготовить спортивную лошадь.
Задача воспитания такой лошади требует четких правил построения занятий и единство стиля, даже если тренеров несколько. А так же тренер должен понимать, что его задача - переключить лошадь на себя, а не требовать чтобы ученик сам с ней справился, следуя его указаниям. А это не все тренера понимают. Некоторые реально верят, что чайник может и должен не только подчинить себе лошадь, но и наказать за неповиновение, то есть воспитать и подработать. Отсюда бардак.
 
Но подготовить учебных лошадей таким образом чтобы они не требовали постоянной подработки берейтором и в то же время выполняли свою задачу по обучению новичков - тонкое искусство.
Я думаю, что это даже больше в конечном счёте зависит от индивидуальных личностных качеств лошади, чем от профессионализма берейтора.
 
Индивидуальные качества лошади, разумеется, важны, некоторые в принципе под новичками ходить не могут. А некоторые могут, но только если их не больше одного. Но и работа с новичковыми лошадьми строится по-другому. И я не уверена, что здесь уместно выражение "профессионализм берейтора". Под этим обычно понимают в первую очередь высокий технический уровень, но в случае учебной лошади чем выше уровень берейтора, тем сильнее будет культурный шок, когда на нее посадят новичка. Поэтому, ИМХО, тут в первую очередь важно понимание как смягчить этот шок и объяснить лошади ее новые задачи. И как продолжить работу с лошадью руками учеников.
 
А если я делаю всё "по науке", а лошадь не слушается, потому что чувствует мою неуверенность,

Гораздо хуже, если лошадь почувствовав вашу неуверенность, начнет шарахаться, козлить и "уносить в стойло". (См. соседнюю тему)
На начальном этапе ученик больше работает над собой, поэтому легче найти компромисс: тренер ли с земли с хлыстиком или сменой в хвост другой лошади.
Когда же этот этап уже всадник перерос, то ему вполне хватит умений объяснить лошади, что халява кончилась.
И для ж3того вовсе не обязательно все занятие лупить хлыстом и пинать. Объясняют один раз и недвусмысленно. Либо ему подбирают другую лошадь под новые потребности.

Я думаю, что это даже больше в конечном счёте зависит от индивидуальных личностных качеств лошади, чем от профессионализма берейтора.

Это больше зависит от индивидуальных качеств всадника и его желания и настойчивости.
 
в случае учебной лошади чем выше уровень берейтора, тем сильнее будет культурный шок, когда на нее посадят новичка
Опять таки скажу, что тут больше зависит от мастерства берейтора лошади и от личностных качеств самой лошади, чем от новичка. Почему так упорствую в своём мнении? Очень просто. Говорю из опыта.
Вот например, где чаще всего встречаются друг с другом новички и лошади высокого спортивного уровня? Не в прокате. Во всяком случае у нас таких прокатов нет. :D
На продаже этой самой лошади.:) Ну, а что, никто не видел ситуаций, когда новичок ещё слабенько рысью ездит, но или сам хочет лошадь до умопомрачения, или тренер сказал, что учиться лучше на своей лошади (почему он так сказал, давайте обсуждать не будем - тема отдельная и большая), и вот уже он смотрит себе лошадь. А если деньги есть, то лошадь вполне может быть очень даже хорошего спортивного уровня. На вырост так сказать.
И никакого особого культурного шока у лошадей не случается, если эта самая лошадь в принципе нормально воспитана и с головой дружит. Но так это справедливо для учебной лошади любого уровня всадников.
Поэтому, ИМХО, тут в первую очередь важно понимание как смягчить этот шок и объяснить лошади ее новые задачи.
Тренер - наше всё. Подробнее ниже.
И как продолжить работу с лошадью руками учеников.
Говорю из опыта тренеров вокруг меня, которые садили в седло нулевых всадников на лошадях хорошего уровня.
Причём в ситуациях, когда надо совмещать и работу лошади, и тренировки новичка.
1). Начать с корды, даже если всадник на предыдущей лошади уже сам ездил. С упражнениями на посадку, которые привычны для обычных прокатных лошадей, - осторожно.
2). Использовать допснаряжение и для кордовой работы, и для работы под верхом, пока всадник сам не научиться держать рамку лошади.
3). Совмещать работу лошади в руках, на вожжах, на доппель-лонже и езду всадника. Даже если если он там просто будет сидеть, то получит пользу в том, что будет накатывать физуху плюс попой чувствовать то, что потом должен будет сделать собственными ручками.
4). Подсаживаться самому. Иногда может так получиться, что придётся садиться и до всадника, и после в течение одной тренировки.

Итак, это не лучший вариант. Но в жизни не всё бывает как в учебниках. Успех и при таком раскладе возможен.
Но подготовить учебных лошадей таким образом чтобы они не требовали постоянной подработки берейтором и в то же время выполняли свою задачу по обучению новичков - тонкое искусство.
Это больше зависит от индивидуальных качеств всадника и его желания и настойчивости.
Какого всадника? Ученика-новичка? Каким образом?
 
Эйша, в теме нигде про это вроде бы не сказано, но я подразумеваю, что если лошадь стала тугой на шенкель и повод, то скорее всего это лошадь из учебной группы. Регулярно ее никто не подрабатывает и со всадниками на ней тоже работают групповым методом. И ходит она в день обычно не один час.
Потому что если новичок один, да еще и владелец, а берейтор имеет возможность подсесть до, после и во время, то и проблем быть не должно.
 
Если эта лошадь легко поднимается в галоп, а рысью бежит медленно и не отвечает на шенкель - дело в посадке, а не в тугости лошади. Тугих и нечувствительных на шенкель лошадей, если они и рысью не бегут - в галоп поднять очень не просто. А повороты делаются не только поводом.
Радуйтесь, вам досталась лошадь -учитель, еще и ленивая. Пока не сделаете правильно (с ее точки зрения) ничего не получится. На определенном этапе обучения ВЕ этот вариант самый хороший для думающего и старающегося всадника. Пробуйте ровнять посадку, расслаблять поясницу, "пропускать" его. Попросите снять вас на видео и посмотрите со стороны на себя - может вы сильно отклоняетесь корпусом назад, может наоборот, падаете вперед, может вас просто болтает на рыси и ему не комфортно в спине, он и не торопится бежать быстрее= амплитуднее. может вы садитесь на рыси жестко и сильно присаживаететсь на заднюю луку - это тоже не комфортно для пожилой прокатной спины - тогда хоть обстучитесь шенкелем - ничего не получите.
 
я подразумеваю, что если лошадь стала тугой на шенкель и повод, то скорее всего это лошадь из учебной группы. Регулярно ее никто не подрабатывает и со всадниками на ней тоже работают групповым методом. И ходит она в день обычно не один час.
Это да.
Я отвечала в своём предыдущем сообщении конкретно на цитату:
в случае учебной лошади чем выше уровень берейтора, тем сильнее будет культурный шок, когда на нее посадят новичка
Лошадь, которая будет шокирована от факта новичка на своей спине, и имеет берейтора приличного уровня обычно частная.
 
Не-а.:) Бывает так, что приличная спортивная лошадь, привыкшая к опытным всадникам, приобретает проблемы со здоровьем несовместимые со спортом, и ее отдают/продают в учебные группы/прокат.
 
Да, такое тоже бывает. Сейчас стоим на госконюшне, где наблюдаем этот конвейер в промышленных масштабах. Ибо продать гослошадь бывает очень сложно по бюрократическим причинам, равно как и выделить/купить детям в учебную группу опытную лошадь.

А у вас были в практике или просто в наблюдении какие-то такие случаи, когда лошадь прям вот не смогла перестроиться под новые требования именно из-за своей выезженности/чувствительности? Обычно у такой лошади как раз таки проблемы из-за того, что она нарасхват.:)

Может я неправильно поняла, что вы считаете главной проблемой такой ситуации?

Если речь, напротив, о сохранении уровня лошади, то как я уже писала выше: много корды, много работы в руках, умелое пользование допснарягой. От тренера требуется огромный профессионализм, но это реально. Даже без постоянной подработки берейтором и не под одним учеником (но каждый день по 3-4 ученика - это уже, конечно, в любом случае перебор). Да, в своей наилучшей спортивной кондиции лошадь не будет, хоть бы +/- помнила то, что умела раньше.
Но если вы пишите о списании лошади по здоровью, то это как бы и не нужно?
 
Сверху