Лошадь для души

Я как-то нехорошо отношусь к фотографиям. Так относилась к ним моя бабушка: всегда говорила, что фотографиями обмениваются при расставании - на долгую, добрую память.

С изобретением и распространением цифровых фотоаппаратов, телефонов, а теперь и самартфонов ситуация, казалось бы, изменилась. Распространение интернета, который я настойчиво считаю техническим воплощением идеи В.И. Вернадского о ноосфере, крепко соединило нас в реальном времени. Однако, в сети мы встречаемся чтобы вспомнить старый опыт общения, поделиться новым, узнать текущие новости реального мира: меня почему-то не отпускает чувство, что мысли и эмоции выложенные в сеть переходят в новое, непонятное мне качество…

Один и тот же текст на бумаге и на экране выглядит совершенно по-разному.

ddff9e11_l.jpeg
 
Первая тренировка.


- Как называется? - спрашивал новый тренер, указывая на части седла.

За полгода в конном мире меня впервые спросили, что я знаю о лошади. Показать себя я, конечно, люблю, но иногда могу вовремя остановиться:

- Не знаю, - выдала я долгожданный ответ.

- Приструга. С вами интересно, - резюмировал он и тут же добавил, - зайдите в класс, принесите стек.

Тренер и Света о чем-то разговаривали, когда я вернулась. Без стека.

- Не нашел? - спросил он. Читалась в его голосе то ли усмешка, то ли раздражение.

- Нет там стека - хлыст только, - начала, было, я оправдываться… Поток его таких неожиданных эмоций утопил мое объяснение.

- Вот, правильно, “хлыст”. Я им год говорю, а они не понимают – “стек” говорят. Пришлось тоже “хлыст” – “стеком” называть, а то не понимают – не несут.

Я заметила, как в пылу эмоций подозрительно грамотным стал его русский язык.

- С этими дураками сам дурак стал, – продолжил он, словно прочитав мои мысли, – ладно, я сейчас сам принесу.

Света улыбнулась, толкнув меня локтем под ребро.

- Вы выходите на манеж, - выпалил он и поспешил удалиться.

Тренер, встретивший нас угрюмым, покорным судьбе настроением, заметно оживился. Рассудительно-обреченное отношение к реальности сменилось радостью, и была она такой заразной, что я совсем забыла насторожиться тому, какой мелочи радовался этот человек.

Мы со Светой переглянулись. Я подошла к коню. Впервые за многие месяцы, проведенные около лошадей, я почувствовала себя удивительно легко и уверенно.
 
***
Синяя темнота затягивала огни ночного города, они светили, но не грели. У малознакомых людей, общающихся по поводу и не без причины, много тем для самых откровенных разговоров. В потоке автомобильных огней загорались и тускнели его и мои вопросы. Все, кроме того, ответ на который я вспомнила не сразу.

- Мечта? У меня?

- Ну да, у всех должен быть…

- Я хотела лошадь. В детстве, но сейчас это совсем нереально: надо решать другие проблемы.

Глаза сидящего рядом человека хитро, настороженно улыбаются:

- Купите, говорит он, - у нас есть поговорка: Если хочешь дом, машину, жену – купи сначала лошадь. Лошадь приносит счастье.

Я улыбаюсь: восточная мудрости кажется мне излишне адаптированной к современным запросам. Я задумываюсь.
 
3. Повод подумать

За колючей пушистой зимой потянулась весна, больше людей на конюшне, много новых знакомых. Особенно нравились мне Саша, Альбина и Яна. Все они ездили значительно лучше, чем когда-нибудь буду я, и еще они умели прыгать. Невозможно было не смотреть в эту сторону, когда все на конюшне, или почти все занимались конкуром.

Вид летящих через препятствия коней вызывает у меня чувства всегда разные. Очень зависят они от всадника и лошади. Сами препятствия, напротив, провоцируют устойчивое недоверие, волнение и настороженность. Их неестественные очертания не нравились мне на каком-то инстинктивном уровне уже в самом начале моей жизни около лошадей.

Ситуация эта разрешилась теплым весенним вечером, который был сперва так непохож на ветреный зимний день нашего с Саибом знакомства. Но если не меняются действующие лица, можно с готовностью ждать и повторения сценария.

Неширокой, размеренной рысью вез меня по плацу Гурон. Рыжий конь кустанайской породы был безотказным в работе: поэтому так редко удавалось мне на нем тренироваться. Аргументация была железной:

- Это «самовоз» – нечего на нем ездить.

Или еще лучше:

- Пожалейте лошадь - он и так работает.

Конечно, посадить меня на коня, с которым я не могла справиться, было куда интересней, но сегодня таких не нашлось. Саиб скучал. Весело болтали девчонки, закончившие тренировку. Но, по-видимому, чего-то недоставало в отогретой весенним солнцем атмосфере.

Со словами: «Заходите!» и хитрым видом тренер показал на препятствие.

Девчонки дружно и радостно засмеялись от неожиданности и нереальности задачи. Ожил теплый майский вечер. Ситуация обещала опыт. Я, конечно, понимала, что Саиб ждёт ответа словами. Но о собственной слабости я предпочитаю говорить иначе.

Поворот… рысь, еще поворот, показать препятствие, подъем в галоп, разогнать, держать, держать, отпустить. Мелькнули подо мной полосатые жерди. Мелькнуло в голове, ставшее привычным ощущение от лошадиного мира: «Что-то не так… все как-то не так!» Пока Гурон перепрыгивал, я, разумеется, вывалилась из седла. Теперь мы с рыжим конем стояли по одну сторону препятствия, зрители и тренер остались на другой.

Атмосфера заметно наполнилась весельем. Девчонки не знали предыстории нашей первой, зимней встречи. Им было не так весело, как нам с Саибом.

- Ты посмотри, она не боится! - еще по-детски звенел голос Саши.

- Тоже так спрыгнул на соревнованиях, но стремя на ноге остался и я сел назад.

- Ты не спрыгнул, ты упал! – противоречила Яна.

- Нет, спрыгнул!

- Нет, упал!

- Спрыгнул, говорю! Дурак, что ли?

Я даже не надеялась, что они удовлетворятся полученными эмоциями. Эхом снова и снова раздавалось в моей голове:

- Заходи!

Обреченно перепрыгивал Гурон. Он явно не испытывал желания преодолевать препятствие. Выпрыгивала, вываливалась или оставалась в седле я. Результат уже не имел значения. Конь прыгал без меня. К системам рефлексов, побуждающих к движению, не имела я никакого отношения: я вписывалась в процесс как лишний груз, как ненужный организм, паразитирующий на способности лошади, способности физической и психологической.
 
Месяцы упорных тренировок, килограммы камней, и потоки отборной узбекской брани, выброшенные в лошадей и меня на них и под ними, дали забавный результат: я забыла, что в самом начале шла к лошадям, а не к тому, чтобы научиться заставлять их делать то, что хотят видеть другие люди.

Опускались на верхушки деревьев и песчаный плац косые лучи яркого, почти летнего солнца. Скользили полосы света по тусклой рыжей шерсти коня, на котором я сидела, по измятому серо-желтому песку и редкой неяркой траве.

- Зачем? - спросила я тренера.

Молчание. Долгий взгляд и полная тишина вместо ответа.

Кто-то позвал Саиба из-под деревьев, окружавших плац.

- Ладно, шагайте, - бросил он на ходу.

Ушли и девчонки.

Опустив на холку повод, я выдохнула: погрузившись в мысли. Мне было как-то неудобно, стыдно перед Гуроном. Слезть с коня и расслабить подпругу, тем не менее, не пришло в голову. Оказывается, все происходившее со мной на этом плацу за последние полгода относилось больше к людям, чем к лошадям. Я потратила время в пустую чужую реальность.

Гурон переступал по песку. Затихал стук сердца в ушах, отпускал адреналин и влюбленность в верховую езду, так надолго ставшую для меня единственной доступной формой общения с лошадью.

- Зачем вы заставляли меня прыгать? - спросила я вернувшегося верхом на Узурпаторе тренера, - Вы же видите, ученик я бездарный. Зачем коня мучить он и так работает?

- Мне было интересно, когда он испугается. – задумчиво ответил он.

- И когда я испугалась? – констатируя вызов, спросила я.

Ожидание его ответа продлилось вечность. Вспыхивали искрами и терялись в чужих карих глазах лучи солнца.

- Зачем вообще мы на них ездим? – стремительного задала я следующий вопрос, старясь не видеть ответа на предыдущий.

- Аллах создал лошадей, чтобы человек на них ездил, - уверенно ответил мой тренер.

- Везет некоторым… - заговорил во мне спасительный юмор.

- Чем везет? - провоцировал меня на разъяснения Саиб.

- Везет - родится человеком, а не женщиной.

Он от души смеялся, кони везли нас по весеннему парку. А я думала о том что в данном случае условно равные права дают мне безусловно неравные обязанности: в мире моих отношений с лошадьми нет традиций и норм. И если не получаю я удовлетворения от того, что выполняет мои команды чужая лошадь – стоит задуматься почему. Стоит решить как можно общаться иначе.

Где мера, определяющая степень свободы человека в отношении к лошади? Ведь убедительные доводы в пользу того, что лошади созданы, «для езды и украшения» подобрать сложно. Сложнее, чем просто верить, что все творения рождены ради единственной цели – созидания.

Но что создает всадник, приводя в движение лошадь?
 
Зачиталась, жду продолжения, хочется узнать, как дальше шел Ваш путь рядом с лошадью, и как появился Азиз.

Сейчас Вы живете в Питере? До нас Владивосток ближе, чем СПб, мы из Сибири, можно сказать - соседи:)
 
Зачиталась, жду продолжения, хочется узнать, как дальше шел Ваш путь рядом с лошадью, и как появился Азиз.

Сейчас Вы живете в Питере? До нас Владивосток ближе, чем СПб, мы из Сибири, можно сказать - соседи:)
Спасибо большое!
Сибирь - это здорово! Очень меня привлекает этот регион: лицо России для международного общения (если можно так сказать) - это именно Сибирь.
Да, я сейчас в Питере. Люблю этот город. Из Приморского края я бы еще лет десять ничего в сеть не выложила.
 
Я вот в Питере ни разу не была, но обязательно наверстаю данное упущение, в отличие от Владивостока, который искренне люблю с самого детства, хотя крайний раз там тоже была давно, еще во времена студентчества)

лицо России для международного общения (если можно так сказать) - это именно Сибирь
Думаю, что можно так сказть) Наш Иркутск пусть и не самый крупный из сибирских городов, но один из значимых в торгово-экономических отношенениях с зарубежными государствами с вытекающим из этого общением)
 
Я не была в Иркутске. Надеюсь, пока... А в Питер приезжайте! Не пожалеете. Но лучше не летом (хотя его тут и нет) - летом очень много людей: не видно города из-за нас)).
По-поводу Владивостока соглашусь. Но интересно что конкретно не понравилось? Так сравнить ощущения...
 
В Питере побываю обязательно)

Мне трудно говорить, что не понравилось во Владивостоке (кроме удаленности от международного аэропорта:D), т.к., чтобы прочувствовать город со всех сторон, нужно пожить в нем, проникнуться, перед временными путешественниками любое место открывается в самом положительном свете. С самого детства само название города "Владивосток" музыкой перекатывалось на языке. От него веет криком чаек, морским бризом, запахом рыбы и теплом яркого солнца, отражающегося от белоснежных бортов кораблей. Это центральный портовый город со всеми вытекающими отсюда последствиями, но я почему-то питаю особою нежность к таким городам. Одно из мест, куда я готова возвращаться и возвращаться - Это Пусан, город-порт в Южной Корее)))

Вам, как жителю, наверняка он открывался и с других сторон)
 
Да, энегретика портового города, что-то совершенно особенное. В таких городах хорошо бывать в погоне за печатлениями. Я надеюсь, что Владивосток скоро станет более культурным и комфортным для жизни городом. Потециал действительно впечатляющий. Грод и природа вокруг очень красивые. Пойду-ка я загляну, что там про рыжика пишут... Моя любимая масть лошади. Скоро отредактирую и выложу часть про дущераздерающий выбор лошади не по масти...
 
И атмосфера у Владивостока совершенно особенная)

Скоро отредактирую и выложу часть про дущераздерающий выбор лошади не по масти...

Жду, люблю истории про выбор и встречу человека и лошади, у каждой пары она своя и особенная) Я вот своего мелкого не выбирала и вообще лошадь заводить не планировала, он сам все решил за нас) А солнечные и золотые сейчас тоже мои самые-самые.
 
Я всегда любила рыжих.
Про "рыжесть", оказывается не скоро начнется... там еще целый кусок текста был. Не буду выбрасывать - смысл вроде есть.
 
4. Лошадь, на которой можно думать

***

- Что создает всадник, приводя в движение лошадь?

В одной работе «старой», настолько, что время перестало действовать на ее содержание, попались мне слова «… все внешние проявления мозговой деятельности действительно могут быть сведены на мышечное движение» [1].

Получается, что это не просто бессмысленное«нарезание кругов» по манежу, перешагивание перепрыгивание палочек, крашенных и не очень. Это я. Я, разумный человек, так общаюсь с лошадьми.
***
Я занималась верховой ездой год, прежде чем поняла, что отнимая у лошади время и энергию, ничего не отдаю взамен. Требовать от другого живого существа выполнения своих желаний в обмен на оплату уроков верховой езды – очень по-человечески. Но заподозрила я себя в излишней “гуманности” только когда совсем исчезла из моих отношений с лошадью перспектива. Стало ясно, что я не буду хорошо ездить, и тем более не буду прыгать. Мое неумение достичь легкости, в управлении лошадью и собой, неумение найти стиль езды, быстро сделали занятия бессмысленными, а уйти от лошадей я уже не могла. Так появился у меня шанс быть в жизни лошади по праву, а не по абонементу. А самым естественным, легкоосуществимым правом в открывшемся мне мире человека и лошади является право частной собственности.

***

Оригинальная идея покупки лошади принадлежала Алёне. Это она представляла себе как это “жить с лошадью”, потому что с ними выросла. И именно в поисках лошади, подходящей для Алёны, узнали мы, что есть на конюшне еще один, заслуживающий внимания человек.

В увлеченной беседе о том, какую лошадь и почему хочет моя подруга (а нравился ей жеребчик по имени Золотой Талисман) участвовали с разными версиями и вариациями на тему многие. Но привлекла внимание точка зрения хозяина. Скорее его риторический ответ:

- Лошадь? Тебе? А время на нее у Тебя есть?

Владимир Игнатьевич звучал резко, трезво, по существу. И очень для меня неожиданно.

Зачем Алёне лошадь – я понимала, даже одобряла ее намерение, ведь желание было таким искренним.

Скептицизм и трезвые объяснения хозяина конюшни вернули Алёну в реальность и создали новую действительность для меня.

Сегодня я иногда думаю, что другой ответ мог бы серьезно повлиять на жизнь моей подруги. Возможно, она по-прежнему жила бы в России. Но хозяин конюшни «со стажем» хорошо сыграл роль суровой реальности в случае с Алёной. Я понадеялась, что он сможет существенно повлиять на необдуманное решение еще раз.

Озвучивая свое желание купить лошадь, я наивно рассчитывала на отрезвляющий поток аргументов «против», а вместо этого услышала:

- Покупай!

Мхатовскую паузу, рассчитанную на эффект и на то, что бы лучше рассмотреть мою реакцию, и очередное:

- Покупай!

Я была озадачена больше, чем обрадована таким ответом.

Вопрос: “Зачем мне лошадь?” не был еще решен.

Хорошо, что в конном мире так много людей, которые все и сразу знают лучше тебя. Среди всевозможных вариантов “зачем” запомнился мне в тот вечер один, предложенный Саибом: “на лошади можно думать”.

Я улыбнулась, вспомнила анекдот про пианиста:

(“Доктор, вы – гений! Я же раньше не умел!”)

Но предложение любимого тренера мне понравилось.

- Вот это поворот! - иронизировала я по дороге домой:

- Купить лошадь, чтобы посидеть и подумать!

Саиб, конечно, отвечал, что:

- Вы - дурак!

Но это меткое наблюдение еще больше обосновывало необходимость покупки. Мне хотелось думать. Хотелось понять: почему существа, без которых всегда чего-то недоставало в моей жизни, принесли в нее не полноту ощущений, а их болезненный избыток.
________________________
[1] Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. // В кн.: Сеченов И.М., Павлов И.П., Введенский Н.Е. Физиология нервной системы. Избранные труды. Выпуск 1. Под общей редакцией академика К.М. Быкова. Москва: Государственное издательство медицинской литера- туры., 1952. с. 143 – 211.)

или вот здесь: http://www.bio.bsu.by/phha/downloads/sechenov_reflexi_golovnogo_mozga.pdf


 
Лето в Питере все-таки есть ;) Просто это вот как-то не задалось. Было дело, иностранные и иногородние спортсмены, приезжая к нам на Кубок Губернатора, обнаруживали сюрприз в виде +30 и палящего солнца.

А откуда возникла идея, что не будете хорошо ездить/прыгать?
 
Лето в Питере все-таки есть ;) Просто это вот как-то не задалось. Было дело, иностранные и иногородние спортсмены, приезжая к нам на Кубок Губернатора, обнаруживали сюрприз в виде +30 и палящего солнца.

А откуда возникла идея, что не будете хорошо ездить/прыгать?
В то, что лето будет я верю. Но когда шлют фотографии термометра со шкалой на отметке +40 С...
А ездить/прыгать, буду/ не буду, дано/ не дано... это вечные мучения перфекциониста-реалиста.
 
А вообще, это лето мне правда очень нравится! Я люблю холдную недушную погоду. Правда постоянно болею... четвертую неделю уже... но есть и плюсы: повысилась моя сетевая активность в виде этого дневника. В здоровом состоянии бегала бы по музеям - фоторнафировала картины лошадок или на конюшне сидела. А так - прикован к компьютеру - спасибо, Питер. Ура акклиматизации!
 
Аааа :) У всех лето разное, да. Я плохо жару переношу, так что для меня 23-25 и солнышко или легкая облачность - идеально. Такое у нас бывает.

Мне один мой тренер как-то показал на девочку и заметил: "Вот посмотри на нее, таланта нет, но так упорно работает над собой, что у нее иногда получается лучше, чем у тех учеников, которым дано". Так что пахать, пахать и пахать в сторону светлого будущего :)

Болеть плохо, в конюшне летом приятнее)))
В какой Вы конюшне, если не секрет?
 
)) я даже не знаю как описать. Это частная конюшня - находится около Подгорья. Это поселок наверно... в сторону Выборга. Они раньше находились в Мурино. Переехали год назад. Далеко, конечно, ездить стало неудобно, но лошадям там лучше.
 
Сверху