Вот надыбала сообщение Погребщикова, вице-президента ФКСР, тут много довльно точных и полезных мыслей.
Уважаемые дамы и господа, сам факт проведения конференции с привлечением столь значимого научного потенциала и широко представленной активной части конно-спортивной общественности безусловно демонстрирует актуальность поднятой сегодняшним мероприятием проблемы. Большинству из нас становится очевидным, что состояние дел в отечественном коневодстве, если и изменяется в лучшую сторону, то чрезвычайно медленно и это увеличивает наше отставание от ведущих мировых конных держав. В связи с этим становится абсолютно понятной инициатива Федерации конного спорта России в проведении данной конференции. Конный спорт сегодня является индикатором, оценивающим состояние дел в коневодстве России и этот индикатор классифицирует настоящее состояние спортивного коннозаводства как критическое. Подавляющее большинство ведущих российских спортсменов стремятся выступать на ввезенных в нашу страну из заграницы лошадях. Особых лавров такая идеология не приносит. Однако осознанно альтернативного данной точки зрения мировоззрения спортсменов и ряда тренеров не формируется. Бездействуют те структуры, которые в первую очередь и должны быть заинтересованы в получении отечественных спортивных лошадей высокого класса. Вместе с позитивными изменениями, происходящими в целом государстве, должно качественно изменяться и отношение общества к лошади. В таких странах как, Германия, Англия, США, Ирландия, Франция, являющимися законодателями в мире конного спорта, отлично понимают, что этот вид, наряду с прекрасной возможностью продемонстрировать эстетику спортивного процесса в ходе соревнований, дает возможность использовать колоссальную любовь человечества к такому животному, как лошадь, для формирования имиджа государства. Отношение к конному спорту используется политиками, государственными деятелями, впрочем, как и крупными производственно-финансовыми компаниями, в целях создания положительного образа, как личности, так и компании и в целом общества. Поэтому традиционно понимали это властьимущие как дореволюционной России, так и при коммунистическом режиме. Многие крупные государственные деятели остались в нашей памяти и в связи с их созидающей деятельностью именно на поприще коннозаводства и конного спорта.
Проблема в получении и выращивании высококлассной спортивной лошади с моей точки зрения сложилась в связи с тем, что отрасль не смогла создать адекватные рыночным преобразованиям в стране инструменты, способствующие ее прогрессу. В первую очередь, был не сформирован спрос на производимый в отрасли товар таким, как это может быть и режет слух участникам конференции, должна являться лошадь. Отрасль, сконцентрировав свое внимание на протяжении многих лет на выращивании чистопородных лошадей, не отреагировала на изменение сложившегося спроса, в первую очередь, на спортивную лошадь. Однако следует сказать, что в кризисный для нашей страны период сохранение породных групп требовало чрезвычайных усилий и их смогли продемонстрировать и ведущие конезаводы России и специалисты ВНИИК, ответственные за сохранение и развитие пород. Но я глубоко убежден, что если бы последние 20 лет практически не была приостановлена селекционная работа с буденновской породой с целью специализировать ее, как спортивную лошадь, сегодня мы могли бы располагать потомками Рейса, Дерзкого, Пинцета, Баргузина, Рока, Робинзона, которые по своим качествам не уступали «французскому селю», выведенному в этот же отрезок времени, но под абсолютно конкретную задачу – получение высококлассной спортивной лошади. Специализация конных заводов в разведении конкретных пород, безусловно, много сделала для создания основы селекционной работы по выведению спортивной лошади. Но в чистом виде ни одна из культивирующихся сегодня в России пород не может, к сожалению, быть использована самостоятельно для получения высококлассной спортивной лошади. Поэтому, с моей точки зрения, главное на сегодняшний момент сформулировать и организационно оформить задачу выведения отечественной спортивной лошади, как первостепенную цель для заинтересованных в этом федеральных и региональных ведомств. Это должен быть своего рода госзаказ для коннозаводчиков. Для этого нужно найти серьезные организационные и финансовые ресурсы. Начать эту работу необходимо с формирования базы данных наличия в России перспективного для создания спортивной лошади поголовья, вне зависимости от конкретной породы. Причем, надо понимать, что наряду с формировавшимся и достаточно прозрачным для специалистов ВНИИКа поголовьем конных заводов, сегодня в стране есть большое количество завезенных из Европы лошадей, которые могут быть в какой-то своей части использованы, как производители, несущие в себе перспективные для формирования спортивных качеств потомства гены. Создание такого каталога и может стать первым шагом для реализации федеральной программы по выведению спортивной лошади. Должны быть разработаны стимулы, способствующие ввозу в Россию рекомендованных специалистами ВНИИКа лошадей. Государство, скорее всего в лице Минсельхоза, должно активно участвовать в софинансировании такого рода ценных, для отечественного коневодства приобретений.
Второй проблемой, над решением которой должны осознанно работать заинтересованные ведомства, в первую очередь Министерство сельского хозяйства – это создание механизма по отбору и дальнейшей работе с отобранными перспективными для спорта жеребятами внутри отрасли. Как один из возможных вариантов нами предлагается следующая схема: на базе функционирующих конезаводов, где государство является собственником или частичным обладателем акций, должна быть создана сеть тренотделений. Тренотделения, которые должны быть абсолютно самостоятельными юридическими лицами и подчинены созданному в Министерстве Главку, будут равномерно расположены в зонах активного коннозаводства России.
В их задачах приоритетными должны быть:
1. формирование персонала, обладающего высокопрофессиональными навыками - тренеров, берейторов, ветеринаров, кузнецов.
2. создание системы отбора перспективных для спорта молодых лошадей в возрасте от 1 до 2-х лет и организация тренинговой работы с ними под руководством высокопрофессиональных берейторов до 4-5 летнего возраста
3. систематическое проведение (не реже двух раз в год) выводок (керингов) лошадей, где кроме экстерьера и факторов функциональной готовности лошади должны демонстрироваться спортивные навыки в соответствие с физиологической готовностью лошади с учетом ее созревания, т.к. оно не одинаково у лошадей разной породной принадлежности. Одновременно с выводками должны проходить и аукционы, соответствующим образом заранее пропиаренные и информационно сопровождаемые каталогами и программами. Тренотделения должны иметь самостоятельный бюджет, предусматривающий материальную заинтересованность, работающих в них специалистов и в первую очередь наставников. Заработная плата таких профессий, как берейтор, кузнец, ветеринар должна быть установлена в названных структурах в 1,5-1,6 раза больше, чем сложившийся в регионе уровень оплаты аналогичных профессий.
Параллельно с вышесказанным необходимо разработать бизнес план перехода каждого тренотделения на самодостаточное финансирование, которое должно наступить на 3-4 год деятельности, хотя в ряде случаев этот срок может быть и ранний и более поздний, все определит талант менеджеров, подобранных для этого проекта. Позитивная экономика проектов складывается из разницы в цене приобретенных в годовалом возрасте жеребят с их ценой в 4-5 летнем возрасте. Сегодняшний опыт показывает, что именно этот возраст между 1 и 5 годами является наиболее затратным при формировании высококлассной лошади. Практически с этим бременем не справляются ни конные заводы, ни коневладельцы, имеющие в собственности хороших производителей и маток. Я глубоко убежден, что те, кто сегодня осознанно занимается производством спортивной лошади, на основе строго прописывающей их интересы договора, отдали бы в такое тренотделение своих жеребят под условие, что на выходе проекта сумма дохода от продажи профессионально подготовленной лошади была бы разделена между коннозаводчиком, берейтором и тренотделением. Данный проект формирует рынок и обеспечивает спрос на спортивную лошадь внутри страны. Беспорядочному, часто полукриминальному завозу лошадей в Россию, будет противопоставленный прозрачный механизм, дающий возможность соблюсти в процессе реализации проекта интересы коннозаводчика спортсмена, инвестора, а, следовательно, и всего российского спорта.
Тренотделения также должны стать источником формирования конного состава спортивных школ России. К сожалению, сегодня наряду со значительным сокращением числа школ резко ухудшился и их конный состав. Подбор лошадей носит случайный характер, хотя в основном расходуются бюджетные деньги. В результате вместо того, чтобы в школу попадали подготовленные и спортивно-сориентированные лошади, фактически не имеющие необходимых спортивных навыков учащиеся школ садятся на молодых необученных лошадей, что в большинстве своем делает бесперспективной в будущем, как судьбу спортсмена, так и лошади.
Одним из стимулирующих создание отечественной спортивной лошади должно стать учреждение Минсельхозом грантов для коневодческих хозяйств (в первую очередь, частных ферм), которые должны предоставляться прошедшим специальный тендер хозяйствам, обладающим необходимым потенциалом для ведения племенной работы. Грант должен выдаваться на основе защищенного бизнес-плана, отслеживаться по этапам в ходе его реализации вплоть до завершения проекта. В случае, если этим будут заниматься конные заводы, обязательным является созданием отдельного юридического лица с самостоятельным бюджетом, каковому и будет предоставлен грант. Объем гранта должен определяться, исходя из задач бизнес-плана и стратегической целесообразности проекта. Особо обращается внимание, что как в случае финансирования спортивных отделений, так и племенных хозяйств через гранты, финансы должны быть централизованно доведены до исполнителей, исключая различного рода дополнительные уровни в которых обычно и теряются все деньги.
Следующим моментом, который бы способствовал подъему российского спорта и спортивного коннозаводства, могло стать протекционистски сформированное Министерством сельского хозяйства желание любого конкретного коннозаводчика, будь это завод или небольшая ферма, продвигать лошадей собственного производства в большой спорт. Наиболее реальным инструментом достижения этой цели является создание условий для соединения лучших, выращенных хозяйством спортивных лошадей и ведущих спортсменов России. Федерация и Минсельхоз должны всячески поощрять успешные выступления спортсменов на лошадях российского происхождения, отмечая вклад спортсмена, тренера и коннозаводчика. Сегодняшнее состояние дел практически разорвало эту связь. Федерация совместно с Минсельхозом должна разработать положения, в том числе обеспечивающие страхование лошади, при котором завод был бы заинтересован, в том числе экономически, в успешном выступлении своего питомца в спорте. Тогда бы мы, безусловно, не сталкивались бы с ситуацией, когда такие одаренные спортсмены, как Багдасарян, Шемшелев, Эшмаков и многие другие практически в настоящее время не востребованы в большом спорте в связи с отсутствием у них хорошей лошади, а конноспортивная общественность вышла бы из полосы неведения о происходящем сегодня в ведущих конновоспроизводящих хозяйствах страны.
Особым сегментом формирования рыночного спроса на спортивную лошадь должен стать любительский спорт. Именно здесь на сегодняшний момент сосредоточен финансовый ресурс, который необходим для оздоровления отрасли. В планах Федерации на 2006 год появились целые серии турниров для любителей, но они носят пока централизованный, столичный характер. Федерация должна разработать целый комплекс мероприятий, целью которых должно стать развитие именно любительского спорта в России, а это в свою очередь и будет формировать рынок.
И последнее. Хорошая, ценная в спортивном отношении лошадь, является, безусловно, достоянием любого государства и ее продажа за границу, как любое произведение искусства или другое достояние должна соответствующим образом регламентироваться. Это не значит, необходимо диктовать собственнику лошади цену или разрешать или запрещать ее продавать. Но прежде, чем представляющая ценность лошадь, будет продана за границу, она должна быть представлена на открытом аукционе внутри России и только в случае, если на нее не будет в России спроса, в связи с несоответствием цены и качества, тогда на нее должно выдаваться разрешение на продажу. Однако надо следить, чтобы заграницей эта лошадь была продана по той цене, по которой она заявлялась на российском рынке. Налоговый контроль должен носить не формальный характер, дабы пресечь криминализацию продажи за границу отечественных лошадей, скрытых от внутрироссийского рынка. Если конезаводчик действительно является добропорядочным участником рынка, то он должен быть только заинтересован в таком подходе. Выступающая в Европе переименованная лошадь российского происхождения, кроме удовлетворения корыстолюбивых намерений, чаще всего одного человека, для России не несет ничего положительного. Это является на сегодняшний момент следствием того, что общество, в лице заинтересованных в развитии коннозаводства ведомств, практически посчитало возможным устраниться от формирования рыночных инструментов в период перехода к рынку, и в связи с этим мы сегодня за это расплачиваемся состоянием дел и в коневодстве и в спорте.
26.11.2005г.