Санкт-Петербург. День 4
На четвертый день нашего Питерского путешествия мы с Аней с утра пораньше выдвинулись к окраине города, где нас загрузили в автобус и повезли по Карельскому перешейку в Приозерск, а оттуда Метеором по Ладожскому озеру к вожделенному Валаамскому монастырю. Я уже пела здесь дифирамбы нашему гиду Ивану, но повторю еще раз – этот удивительный молодой человек сделал пребывание на острове еще более волшебным и запоминающимся.
Пока ехали в автобусе, Иван рассказывал про монашество (откуда взялось, каких видов бывает, про монашеские чины и монастырский уклад… что-то я уже знала, что-то в памяти освежила, что-то узнала новое) и собственно про историю Валаамской обители.
А история эта начинается с такой древности, что теперь никто уже и не скажет, было ли то на самом деле. Первым документально зафиксированным в церковных книгах появлением человека на Валаамском архипелаге стал приход на острова ученика Христа апостола Андрея Первозванного. Проповедуя Христианство, он прошел путь из Святой земли на север, и, преодолев воды Ладожского озера, установил на острове Валаам каменный крест, как знак того, что великая вера дошла и до этих мест. Сейчас возле входа в главную монастырскую усадьбу апостолу Андрею стоит памятник, а в храме в его честь освящен один из приделов.
Но Андрей Первозванный жил и трудился во славу Господа две тысячи лет назад (вы только вдумайтесь – две тысячи лет!), а первые монахи на острове Валаам появились в 10-м веке. По преданиям, были это греческие проповедники Герман и Сергий, ушедшие по следам апостола Андрея проповедовать Христианство «темным северным людям». Добрались они до Валаама и обосновались там, но в те времена про новую обитель еще мало кто слышал, да и земли эти Руси еще не принадлежали.
Преподобные Сергий и Герман (из интернета)
Другая версия, опираясь на церковные документы, говорит, что Валаамский монастырь основали много позже, в 15-м веке, когда он впервые упоминается в житии Савватия Соловецкого. Объясняется такая разница в датировках тем, что жить на островах было очень непросто, насельников в монастыре было очень мало, и сам монастырь часто горел. Горел страшно, иногда полностью. В одном из таких пожаров навсегда оказались утрачены жития преподобных Германа и Сергия, основателей обители, и никто до сих пор толком не знает, откуда они были, как жили, когда пришли на Ладогу…
Тем не менее, особо чтят в Валаамском монастыре именно их, Германа и Сергия. В Преображенском соборе, главном храме монастыря, стоит очень красивая рака с их мощами. Чтобы уберечь прах святых острова, монахи спрятали его в подвальном помещении, а раку поставили над люком как своеобразный памятник, что здесь покоятся великие деятели прошлого. Валаамцы верят, что пока прах преподобных находится на острове, монастырь снова и снова будет возрождаться из пепла даже после самых разрушительных бедствий. Так это, нет ли – кто знает… Десять веков уже стоит на высокой горе древняя святая обитель, как птица Феникс, сгорая дотла и вновь поднимаясь из пепла.
Шестьдесят ступеней отделяют Монастырскую бухту от входа в Святые врата монастыря. Водопровод здесь появился сравнительно недавно, и монахи, беря на себя послушание, носили по этой лестнице ведра с водой. Тяжело, неудобно, а зимой – еще и опасно. Жизнь на севере сурова и поблажек не дает никому, и насельники убеждали себя и других, что чтобы очиститься духовно, требуется сначала потрудиться физически.
Но вообще Валаам никогда не цеплялся за прежние устои и был в техническом плане едва ли не «впереди планеты всей». Возможно, поэтому сейчас монастырь и выглядит таким современным, словно вчера построенным. Я все время сравниваю его с Соловецким – три величайшие святыни Севера: Соловки, Валаам и Кижи. На острове Кижи я еще не была (но обязательно доберусь и туда тоже), но Соловки и Валаам в моем «послужном списке» уже стоят. И вот казалось бы, Соловецкий монастырь возник на пять веков позже Валаамского, а выглядит… не запущенным, нет. Просто другим. Более суровым и неприступным. Древним. На Соловках стены хранят в себе камни того самого 15-го века. Преображенский собор Валаамского монастыря перестраивался, перестраивался, перестраивался… То, что мы видим сегодня – это вторая половина 19-го столетия. Новодел, в котором совсем не чувствуется духа прошлого.
Однако, это вовсе не значит, что монастырь не свят. В разное время многие его настоятели (и больше других – отец Дамаскин, заступивший на пост в 1839 году) многое сделали для сохранения и возвышения Валаамской обители. Суровый жесткий устав, обилие скитов по всему архипелагу, привлечение к строительству профессиональных архитекторов из столицы… И трудно сказать, что именно – а возможно, как раз все это вместе – создало на острове неповторимую атмосферу, не побоюсь этого слова, святой благодати. Стройность и лоск монастырских сооружений, чистота и благолепие здесь отнюдь не показные и не помпезные. Они как-то очень органично вписываются в окружающий мир, в суровую красоту северного озера, и прочно сливаются с ним, становясь неотъемлемой частью этих мест. Не знаю, как еще все это описать. Там не чувствуется духа времени, нет этого трепетно-восторженного (как, например, в Мирожском монастыре во Пскове) «Вау, оно стоИт тут тысячу лет!» - но есть покой и что-то святое, опускающееся на плечи, стоит только ступить на каменистую землю острова. На ней, на этой земле, хочется остаться.
Святые Врата
Спасо-Преображенский собор
Внутри монастыря нельзя фотографировать, но интернету доступно все, и я раздобыла вам (и себе) фото интерьеров Спасо-Преображенского собора. Собор огромен, вмещает 3000 человек, имеет нижний зимний и верхний летний храмы. В верхнем храме службы ведутся с июля по октябрь, и там, на мой взгляд, намного красивее, чем внизу. Стены расписаны не фресками – фресковая техника давно утрачена, а маслом с воском. Воск, как нам рассказали, добавляли в краску, чтобы не было бликов. Но это же добавило мороки реставраторам – такую живопись очень сложно восстанавливать. Собор реставрировали больше 15-ти лет!
Нижний зимний храм
Рака с мощами преподобных Германа и Сергия, основателей Валаамского монастыря
Верхний летний храм
Роспись
Валаам, как и Выборг, претерпел множество бедствий из-за территориальных споров, чья же это земля. Владели островом шведы, владели финны… Все это сказалось на монахах, несколько раз за историю обители монастырь попросту закрывался, его насельники уходили на материк… но неизменно возрождался, и снова разносился над Ладогой колокольный звон, оповещая о том, что Валаам жив и ждет своих назад. У Финляндии остров вместе с Ладожским озером забрали после Великой Отечественной, сделали там санаторий для инвалидов войны и труда, а церкви монастырь, как и многие в России, вернули только в 1989 году. Много сил потратили реставраторы на возвращение храмам прежнего облика, но сейчас, почти тридцать лет спустя, монастырь выглядит потрясающе красиво и притягательно. Очень красив собор Преображения Господня, очень милы затерянные в сосновых лесах скиты… Наверное, здесь больше нечего говорить – просто смотрите фото, они покажут вам остров таким, каким увидели его мы.
Никольский скит. Сейчас он соединен с Валаамским островом мостиком. А раньше моста не было, и надо было позвонить в колокол, тогда с того берега приплывала лодка с монахом, и гостей забирали на Никольский остров