Re: Мечты сбываются, рано или поздно, всегда.
О положении дел сегодняшнем и немного просто мыслей
Мы с Гепардом вместе уже почти 4 месяца (18февраля будет ровно), что же за это время изменилось?
Первое и самое главное достижение это то, что мы спокойно ходим в поводу на абсолютно брошенном чомбуре – я просто держу веревку и не чувствую коня на том конце. Правда пока только со зрячей стороны, но со слепой стороной мы работаем и прогресс, пусть не большой, но все равно есть. Знакомую дорогу на/с плаца он вполне способен пройти хорошо и со слепой стороны. Во время просто занятия на плацу все же много отвлекается, валится плечом и не хочет идти туда, куда иду я – не следит за мной. Хотя я точно знаю, что, чтобы следить за мной со слепой стороны, ему достаточно просто слушать меня. Это он показал мне еще в КФХ «Гея», когда удалось попасть одним в бочку – он бежал по стенке и слушал, шуршат мои штаны или нет. В зависимости от интенсивности шурша ускорял или замедлял аллюр. Так что все решаемо, и мы работаем над этим.
В хождении в поводу наметился еще один существенный сдвиг, точнее он уже есть и он постоянен. Раньше Пашка сильно торопился, когда перед ним шла другая лошадь. Сейчас он запросто идет с заданной мной скоростью – хоть черепашьим шагом – столько, сколько надо, даже если попа Марища уже скрылась из виду далеко впереди. При всем этом он следит за мной – всегда идет, чуть повернув голову в мою сторону, и смотрит, как я шагаю – широко или нет, и пытается идти так же. Любое нежелательное его ускорение корректируется словом «Кудааа», сказанным тогда, когда только замечаю, что он собрался чуть шире вынести плечо. Каюсь, иногда я пропускаю этот момент и немного позже даю команду, но Пашка все равно понимает и ставит меня на середину шеи. При всем при этом на слово «Кудааа», он чуть больше поворачивает голову ко мне и с таким виноватым видом смотрит, как будто говорит: «Ну я это, ну правда очень уже хочу побегать на плацу, ну ты прости, что тороплюсь, ну забылся чуток, бывает же». То есть он меня слушает, следит за мной и старается понять! Пока Наташа Bestya не сказала мне о том, что он очень слушает меня, я как то не предавала этому значения, а после ее слов стала замечать, что да, Пашка очень следит за мной, очень.
Сейчас в хождении в поводу я добавляю постепенно то, чтобы он шел на заданном расстоянии. Сначала мы учились ходить как все обычные лошади просто рядом, но, не валясь плечом. Теперь, когда плечом он вообще перестал валиться со зрячей стороны, следит за мной и слушает минимальные команды, я стала по чуть-чуть пробовать его отсылать волной от себя, чтобы он там шел, в метре, даже полутора метрах от меня. Пока он не понимает, что это не наказание, и делает виноватое лицо, облизывается и ждет, когда позову обратно. При это я иду расслабленно совершенно, нет ни намека на квадратную позу. Кто видел меня живьем, тот заметил, что я сильно сутулюсь, поэтому моя обычная поза очень сильно смахивает на «соленый огурец». А вот он все равно думает, что его выгнали, что он что-то не то сделал. Может, это просто я не так задаю ему нужное расстояние? Может, надо по-другому? Вы мне тогда объясните, как, чтобы я не путала бедного Пашку.
Еще из побед, связанных все с тем же хождением, у нас хождение в поле, как одним, так и в компании. Что было в начале, вы знаете. После тех его первых поскакушек в поле мы больше не ходили до того, как Женя ему мозг на место не поставила и он устаканился в этом состоянии. А потом мы пошли первый раз на поле в Маневре: Женя с Никитосом в слинге и Масем, Сережа с Гусем и я с Пашкой. Пашку было решено отпустить и проверить, как он поведет себя. Я отцепила корду, и мы пошли в сторону леса, оставив Пашку наедине с собой и своими мыслями (мозгами даже я бы сказала). Мы все уходили, а он и не думал идти за нами, более того, он даже было потопал в сторону конюшни, но в самый последний момент все-таки развернулся и побежал к нам. Не понесся галопом, не летел рысью, а так, слегка с ленцой и подвисанием, совсем не торопясь, двигался в нашу сторону. Дальше он ходил рядом, но метрах в 5, на что Женя сказала, что в Маневре на одного гордого птица стало больше.
Потом мы еще раз ходили в поле вместе, но уже с Ксюшей и Каем (про это очень красочно написано у Ксюши и Жени в дневниках). Кая веселили тени и он скОкал, фыркал и, даже, похрюкивал на свободе. Пашка, когда Кай уносился в дальние дали, спокойно кушал травку (ну то, что от нее осталось). Когда же Кай приносился обратно к нам, Пашка вел себя просто идеально (для него и на данный момент). Было очень хорошо видно, что ему тоже хочется и поскОкать, и пофыркать, и поноситься, и посмотреть, что же там такое у леса, и он переминался и ерзал на месте. В момент, когда его попа оказывалась в нежелательном положении, на команду «Зад», он попу откидывал, как надо. Трех таких команд хватило, чтобы Пашка подошел ко мне, уткнулся носом в плечо с выражением на морде, явно говорящим: «тут прыгают, фырчат, ну что я могу поделать, ну хочется же посмотреть, что там такое, ну давай повернемся в ту сторону головой, чтобы ты не ругалась на меня». Ну давай повернемся, раз ты такой хороший. До этого он пытался тоже поскОкать на корде, но НИ РАЗУ не натянул ее и не дернул. И это тот Пашка, который протащил меня за собой почти через 2 поля?
Сейчас я уже спокойно могу пойти с ним в поле одна (и мы ходили, когда были дорожки). Он не будет ломиться домой, не будет орать и скОкать. Он будет спокойно идти рядом, следя за тем, на сколько уверенно иду я. В последний раз его явно что-то смущало в дорожке до поля, а до этого ходил и было все равно – лают ли собаки, гремит ли что-то – он просто поворачивался так, чтобы было видно источник звука и все (для этого ему приходится выворачивать шею, звуки, как правило со слепой стороны). А тут что-то заупирался. Ну не то, чтобы вот прям вкопался и не шел, нет. Он останавливался и выразительно так смотрел, как будто предлагал обратно домой пойти. Хватило просто разговоров, как с заходом в коневозку, я просто уговорила его, что там, на поле, совсем не страшно, что он там уже был, что там можно погрызть елочки, палочки и травинки. Он слушал и шел, смотрел, смотрел на меня, на сколько уверенно иду я, и, вдруг, взял и пошел, как будто и не раздумывал ни секунды. Потом я, конечно, пожалела, что мы пошли, ибо это было после снегопада, и дорожек почти не было, точнее их заметало со скоростью звука. В итоге я еле обошла ближнее поле и вышла на плац – ему хоть бы хны, а я проваливалась почти по коленку – тяжело так с непривычки то ходить. Эх, нам бы дорожки для меня, я бы с удовольствием ходила с ним гулять по полям, лесам, как Анюта с Халой. Будем ждать весну.
Так, что еще. Ну, еще мы делаем боковые сгибания. С ними вот какая фишка – он поворачивает голову (уступает давлению) и начинает жрать чомбур, который, соответственно в этот момент сильно провисает. Вообще он все время что-то тащит в рот, при работе это чомбур. Вот что с этим делать? Может, все-таки, запихнуть уже ему в рот трензель? Пусть привыкает и, заодно, рот свой займет? Чомбур он всегда зажевывает так, что он ложится во рту, как трензель. Просто получается, что на боковых сгибания, это очень мешает, очень. Он пока еще не до конца все равно понимает смысл команд, а еще это отвлечение на чомбур.
Еще мы разучиваем уступку задом и вот начали уступку передом. Сразу скажу, чтобы потом вопросов не было. Я все-таки в душе выездюк и хочу с Пашкой все-таки заниматься выездкой, пусть для себя, пусть без соревнований, но все равно правильно. Поэтому уступку передом, тобишь пируэт в выездке, мы будем учить так – сначала шаг в бок, потом приставить. В вестерне все уступки учатся так, чтобы первый шаг был накрест. Зад мы учим как в вестерне, потому что такого элемента нет в схемах.
После приезда Наташи Bestya стало намного легче с осаживанием от волны по корде. Он знал ее и раньше, мы с Женей это учили, и он, в принцие, быстро понял, чего хотят, но делал как то вяло и не всегда. Сейчас с этим нет проблем. Я насмотрелась на правильную квадратную позу, поначалу просто старалась копировать, а сейчас, чуточка нужной уверенности все-таки появилась. Скажу вам по секрету и очень скромно, что на во время нашего последнего занятия в леваде даже Заяц и Гусь убегали от моего выпада. Так что не все так плачевно, как было в самом начале. Сейчас, если он вдруг забылся и сделал что-то нежелательное (умудрился укусить, например), то он выдворяется из моего пузыря элементарно от легкой волны. Стоит там, за гранью, и дууумает. Но, в основном, если сделал что-то не то и был изгнан, то он сразу понимает, за что изгнали, стоит и облизывается, выражение морды очень виноватое. Когда разрешаешь подойти, то подходит ну очень аккуратно и тыкается мордой в живот, прощенья просит. Все-таки я научилась немножко читать его язык тела!
Теперь у меня вопрос персонально к Кате Sara.
По поводу откида зада, именно откида, а не уступки. Ты, когда заводила его в конюшню, ведь именно просила у него откид? Я тебе тогда сказала, что он знает команду «зад», на что ты ответила, что должен делать от давления, а не от команды. Это я так объяснила криво, как всегда. Дело в том, что, когда мы начинали учить откид зада, нами с Женей была специально придумана голосовая команда, чтобы ему было легче со слепой стороны. И я вот все в раздумьях пребываю (долго с мыслями собиралась, правда?), как все-таки нам быть? Делать откид вообще без голоса всегда, и со слепой стороны тоже? Или как? В принципе, я пробовал после тебя делать его без голоса. Получается раз через 5, но, раз получается, значит надо просто работать в этом направлении, верно?
У нас все еще сохраняется некая проблема с вылавливанием его из левады, точнее его подходом ко мне на зов. Женя предложила поработать с этими подходами отдельно, когда он просто гуляет в леваде, и я не собираюсь его забирать на плац работать. За то, что подходит давать вкусняшку. Но он заводится от вкусняшки, очень. Не то, чтобы вымогает злостно, но обыскивает карманы, тыкается в руки, шевелит губой чуть более активно, чем я разрешаю. Короче, это не тот вариант для нас, все-таки. Наташа Bestya посоветовала работать над упражнением Йо-Йо. Я, к своему стыду, читала про 7 игр очень невнимательно, поэтому сама даже и не додумалась до такого. Вчера перечитала несколько раз, в голове своей уложила, будем работать. Если не получится, значит я совсем криворукая, и отберите у меня коня! Вообще, я, конечно, слишком много сразу хочу, я это понимаю тут, сидя за компьютером, а вот когда приезжаю на конюшню … не могу сказать, что я обо всем забываю и требую невозможного, нет, но просто, когда вижу, как Мась летит к Жене, то червяк внутри меня просыпается. Ведь я именно этого всегда и хотела, чтобы гугукал, когда прихожу, чтобы выделял меня среди других людей, чтобы шел на ручки радостно. Всему свое время, 4 месяца не срок, все еще будет, я надеюсь.
Вот вроде и все, что можно рассказать о наших небольших достижениях. А что дальше будет – большой вопрос, ибо в голове слишком много мыслей. Надо их структурировать уже, записать на бумажке и четко этой бумажке следовать, никуда не торопясь. Хотя куда уж тут торопиться с такими моими редкими появлениями?
Кать, я вот тут еще раздумывала над твоими словами – работает ваша нэха, работает! У меня же получилось в Гее брать у него ноги, чтобы раскрючковать. Он вроде умел это, его учили, но мне не давал категорически. А я почитала статью на СД и начала пробовать, как там написано – через день перед он давал нормально, еще через два даже не начинал вырывать. Только это я потом расслабилась, потому что в Маневр переехали, а там не надо приезжать обязательно самой, чтобы лошадка гуляла. В Гею то я старалась приезжать каждый день, чтобы он хоть час погулял. И осаживать от волны по корде я тоже уже в Гее в последние дни попробовала, получился целый один шаг одной передней ногой! Но ведь достаточно и этого в самом начале, ведь так?
А со свечками я сама виновата. Один раз позволила, не отреагировала и все. И тут даже главное не то, что он не гулял нормально (хотя это немаловажно, конечно), а то, что это я бездействовала. Может, если бы был у меня тогда в поле в руках хлыстик, я бы и догадалась его применить, но не довела бы все равно до логического конца, потому что тогда еще не знала ничего о НХ. А вот Женя один раз сделала, я увидела и все, теперь знаю, как пресекать такого рода хамство. А сама не додумалась, потому что читала слишком много всего и сразу, в голове информация не укладывалась должным образом. Не надо было торопиться, а я такая, я невнимательная очень, особенно, если спешу.
Так что, если внимательно и вдумчиво читать, пробовать делать правильно и не бросать после первой неудачной попытки, то все работает!
Ну и очень важно иметь таких замечательных учителей, как вы!!!