Сегодня мы были на экскурсии в Кировском руднике, части компании ФосАгро. На руднике добывают апатитовую руду, из которой впоследствии получают апатитовый концентрат - основу для фосфатных удобрений. Комбинат огромный: два подземных полигона, где ведется добыча закрытым способом, несколько карьеров, где добывают открытым способом, огромный обогатительный комбинат и пр. В советское время это было градообразующее предприятие и для Кировска, и для Апатитов.
Предприятие производит очень хорошее впечатление: административные помещения очень современные, красиво отремонтированные. Много плакатов по ТБ, все красиво оформлено. Есть свой большой учебный центр. Забегу немного вперед и скажу, что и в руднике работает современная импортная проходческая техника - по несколько миллионов (а то и десятков миллионов) долларов за штуку. Нам довелось увидеть старый советский агрегат и современный импортный - уровень шума и производительности конечно несравним. Жалко, что пока наши не наладили выпуск отечественных машин, но, говорят, процесс идет.
Шахтерский труд - очень тяжелый, это все знают, но, спустившись в рудник, понимаешь это на своей шкуре. Зарплаты высокие - опытные рабочие и мастера в подземке получают около 100 тыс в мес, имеют отпуск 96 дней и право выхода на пенсию через 10 лет непрерывного подземного стажа. Это очень заслуженно, ибо по 8 часов без перерыва долбить породу - это реальная жесть. Работают в 3 смены, т.е. рудник функционирует круглосуточно. Уйти со смены раньше истечения 8 часов нельзя, даже если выполнил план. Многие предпочитают ночные смены, тк вышел со смены из-под земли - и солнце. А после дневной - только летом его и застать можно.
На Кольском полуострове породы твердые - с одной стороны, это хорошо, тк редко бывают обрушения, в отличие от мягкопородных угольных шахт, но, с другой стороны, проходить такую породу намного сложнее. Машина бурит отверстие, в него закладывается взрывчатое вещество, рядом бурится еще два-три отверстия (чтобы сила взрыва разрушила породу, а не выбросила заряд из отверстия), осуществляется подрыв, после чего порода отгребается и все заново. Отверстия от 2,5 до 4,5 м в длину и от 26 до 72 мм в ширину.
А теперь фото:
1) Рабочих на рудник развозят на пассажирских камазах (и такое бывает! Правда, внутри пассажирские кресла от междугороднего автобуса).
2) В шахту нужно пройти через отдел, где выдают шахтерский фонарь, каску и, самое главное, индивидуальный спасательный комплект. Это такая металлическая фляга, внутри которой находится оборудование для автономного дыхания. Его хватает на 260 мин, если не двигаться, 60 мин, если идти и 18 мин, если бежать, поэтому в случае ЧС бежать строго запрещено. Без спасателя в шахту спускаться нельзя.
Чтобы попасть в отдел выдачи оборудования и далее в шахту, надо дыхнуть в алкотестер. Только если результат "зеленый" откроются двери. Сначала прикладывает индивидуальный электронный ключ, потом дышишь, потом проходишь - и все это под камерами.
3) Это пример наглядной агитации еще наверху.
Обратите внимание на все оборудование.
Это вход в шахту.
Дальше все фото будут темные, тк снималось на мобильный (фотографирование не поощряется, хотя и не запрещено) и в руднике реально темно.
4) Везде в штольнях и шахтах отмечены ближайшие выходы. Также под землей можно ориентироваться по тяге свежего воздуха. Кстати, температура в шахте +2-+4-+6 круглый год.
5) Так выглядит штольня
6) Это одна из проходческих машин
7) В шахте вся связь только по проводному телефону
А теперь пара видео.
1) Старая советская машина
View: https://youtu.be/z94_gZZTiUE
2) Современная импортная
View: https://youtu.be/wgQfydtzpkk
В общем, это все. Очень здорово, всем рекомендую. Только надо учитывать, что вся экскурсия - это около 5(!) часов. Не все под землей, конечно, но часа 3 в самом руднике вы точно проведете.