АГРАРНЫЕ БОГИ
Что вы знаете о религии римлян?
Юпитер, Марс, Меркурий, Церера - любой образованный человек должен знать эти и другие имена. Это не обсуждается, хотела сказать, со времен Просвещения - но все-таки нет, с более давних времен: кажется, еще веке в XVI в Европе считалось нормальным и правильным знать античных богов.
Античных - значит греческих или римских. Или здесь не надо ставить "или"? Как сказать... Наверное, правильнее - всех сразу. Так что запоминаем: Юпитер - римский бог-громовержец, отождествлялся с греческим Зевсом; греческий Арес, бог войны, в Риме зовется Марс. И так далее. Чтобы запомнить, в пятом классе, когда проходят древнюю литературу, надо составить табличку - с ней задача становится на порядок проще.
Тогда же, в пятом классе, когда на продленке нечего было делать, мы инсценировали легенду о рождении Ромула и Рема. Мне выпало играть Весту или статую Весты - можно считать как угодно, - я стояла на стуле посреди класса, пока Рея Сильвия рядом сворачивала из шапок бутафорских младенцев, а самый крупный одноклассник, без особого энтузиазма, "на отвали", играл роль Марса.
Запоминай античных богов, не ленись. Потом, когда окажешься в любом дворце или усадьбе эпохи классицизма и не только, скажешь спасибо всем, кто постарался вложить тебе это в голову: ты и без экскурсовода догадаешься, кто это там показался из волн с трезубцем, и будешь уже по-другому смотреть на юных нимф. Ты будешь знать, что орел - для Зевса, или Юпитера, если при орле девушка - это Геба, юноша - Ганимед и так далее.
Персонажи разных произведений, от Античности до эпохи Просвещения, выстроятся перед тобой в четком и понятном порядке фамильного древа. И если внимательно прочитаешь хрестоматию, то вряд ли будет потом хоть один миф, который ты не сможешь припомнить, пусть и с подсказкой.
Но однажды, быть может, на лекциях по религиям Древнего мира или еще где-то, ты услышишь, что все сложнее, чем ты привык думать. Религия не сводима к мифологии, религия сложнее и тем более сложна римская - в сравнении с ее популярной версией. Конечно, если ты и раньше заглядывал в Мифологический словарь, большой толстый, в синем коленкоровом переплете с серебряным тиснением, ты читал, что Венера, например, богиня вовсе не красоты и любви, а садов и плодородия. А еще ее называли "конной" - но эта информация как-то уходила от твоего сознания, стушевывалась, уступая более простой и распространенной версии, которую транслируют с каждого архитектурного фриза и фарфоровой чашки.
Ты узнаешь, что параллели между греческими и римскими богами ложны. Все это было придумано позднее. Сатурн - бог не времени, как греческий Хронос, а посевов. Марс изначально отвечал не за войну, а за весенние всходы. Вулкан не покровительствовал ремеслам, как Гефест, - он был богом очистительного пламени. Фортуна не занималась распределением судеб - она была покровительницей урожая и женщин.
Кроме известных, у римлян было еще много божеств, отвечавших за более узкие сферы жизни: Конс, хранитель зерновых запасов, Вертумн, бог перемен, Либер, воплощение оплодотворяющей силы и покровитель виноградарства. Их много. Их столько, что запомнить даже половину - трудно, если ты не специалист и не ставишь перед собой такой задачи. Среди них есть... нет, не добрые и злые, а несущие благополучие и способные причинить вред. Лемуры изначально - не смешные пучеглазые зверушки, а злые духи - римские призраки-вампиры.
Римские боги изначально безлики. У них не было человеческого обличья: так, Весту изображали в виде пламени. Собственно, в центре круглого храма на Форуме горел священный огонь и не было никакой статуи. На стул я вставала напрасно.
Параллели между римскими и греческими богами, то, ради чего мы составляли таблички, называется эллинизация. Огречевание. Экспансия греческой культуры, причем не архаичной, а классической, более поздней версии, которая в итоге победила и нивелировала уникальность римской религии.
Второй важный момент: римские боги, я бы сказала, в большей степени связаны с аграрным миром, чем греческие. Весь римский политический церемониал был построен вокруг ритуалов, призванных обеспечить плодородие земли, сохранность посевов и зерновых запасов, защиту скота от волков. Римляне, наверное, как никакой другой народ ощущали связь между благополучием аграрного мира и стабильностью государства. В этом, при всей их продвинутости, военных победах и римском праве - архаичность мышления, особое видение мира.
Все картины и статуи позднейших эпох, подписанные "Юнона", "Церера", "Венера", что украшают наши и европейские дворцы и усадьбы, на самом деле не имеют никакого отношения к римской религии. Это лишь фанарт на нее.
Но идея связи аграрного сектора с благополучием страны транслировалась дальше. Рим был мегаполисом своего времени, но именно в нем отправлялись аграрные культы. Украшать здания и сооружения мегаполиса изображениями крестьян, собирающих урожай, несущих плоды и гонящих скот, как мы знаем, к месту жертвоприношения, - на удачу и в благодарность тем, кто обеспечивает страну пищей, - в этом есть что-то до боли знакомое.
Я вспомнила все это, сидя за накрытым столом в самом аграрном из столичных университетов. У половины ученых мужей фамилии были связаны с животноводством, но как-то причудливо: почти ни у кого из них тотемное, родовое животное не совпадало со специализацией. Привет от архаики - и в то же время разрыв традиций.
Напротив меня сидел председатель совета, носившей имя в честь греческой богини охоты. В архаическую эпоху ее образ тоже не имел ничего общего со статуей прекрасной охотницы - она была богиней-медведицей, жестокой и ужасной: тогда жизнь строилась по принципу "пан или пропал" и не допускала компромиссов.
Я родилась в январские ноны, в месяц, посвященный Янусу - двуликому богу начала и конца, счета времени, входов и выходов.