Навстречу ветру. Энциклопедия (стр. 202)

Дипломница психфака. Проводит методом изнурительного анкетирования. Если хотите участвовать, могу дать ее ссылку ВКонтакте.

С месяц назад участвовала в исследовании РАС у взрослых. Проходила многокомпонентный тест. Исследование проводил Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина совместно с Институтом высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН. Приглашали потом к ним прийти на исследование тактильного восприятия. Я не смогла по времени, хотя это недалеко от меня, и место вообще знакомое.
 
Последнее редактирование:
Спасибо за ответ. Любопытно, но изнурительного ничего пока не хочется :oops:?
 
В прошлый Адвент я написала миниатюру, которая по обстановке скорее подошла бы к золотой осени. Вспомнила о ней лишь на днях.
Адвент - это подготовка к Рождеству и размышление о Втором пришествии. Для меня тот Адвент совпал с подготовкой к защите. У меня получились размышления в развитие темы, о которой я писала ранее. Названия нет.



Мы хоронили казненного. Был прохладный, но солнечный осенний день. Земля мягкая. Мы быстро выкопали могилу. Перед тем, как опустить в нее гроб, мой напарник закурил, поставив ногу на воткнутую в землю лопату.

Я молча ждал, пока догорит его сигарета, и вспоминал вчерашний день. Приговоренный был молод. По-тюремному остриженные почти под ноль волосы были рыжими, и когда ему объявили об отказе в помиловании, он не стал бледнее, чем был всегда. Изменились лишь глаза. Когда начальник тюрьмы спросил, есть ли вопросы, приговоренный лишь поинтересовался, где его похоронят. Почему-то ему это было важно.

Те пару минут, что ему оставалось жить, губы приговоренного что-то беззвучно шептали. На пороге расстрельной камеры у него отнялись ноги - пришлось втаскивать его внутрь, подхватив за подмышки. Тогда я подумал: надо было все-таки завязать ему глаза. Сейчас, наверное, следовало прочесть молитву, но какую? Я неверующий; я ничего в этом не понимаю. И меня не покидало ощущение, смутное, не понятно, чем вызванное, что покойный хотел бы этого, но перед смертью был так одинок, что никому не мог сказать о своем последнем желании. Что можно было сделать для него?

Стук комьев земли о крышку гроба. Золотая листва. По-осеннему тепло. Видел ли он, что все кругом золотое? Быть может, это похоже на рай, в который он верил? Во что он вообще верил? Во что там полагается верить таким, как он? Я не знал ничего.

Покидая засекреченное кладбище для казненных, я спросил напарника:
- Как ты думаешь, а мы воскреснем?
 
ВЫСТАВКА Ф.С. РОКОТОВА
Государственный исторический музей


В августе-сентябре прошла выставка работ Ф.С. Рокотова, крупнейшего русского портретиста XVIII века. Показывали портреты из собрания Исторического музея, а также некоторых других коллекций, в том числе и частных. Кроме собственно портретов Рокотова были еще портреты его мастерской, копии других художников с Рокотовских оригиналов. Исторический музей готовился к выставке давно, и в итоге Рокотову атрибутировали несколько полотен, которые ранее считались анонимными. Такое случается, когда картины долгое время не попадают в поле зрения специалистов, которые занялись бы ими серьезно; обычно речь идет о картинах, поступивших в музей целыми собраниями из каких-нибудь усадеб еще в 1920-е годы, тем более что художник писал много камерных портретов.
Выставка лично для меня оказалась интересна не только знакомством с камерным портретом того времени, но и тонкостями атрибуции полотен и идентификации изображенных лиц.

7KNQAXE_eRw.jpg


Выставочный зал. Справа портрет неизвестного в темно-зеленом кафтане, с лентой и звездой ордена Св. Анны, слева портрет княжны М.А. Волконской, определен как работа Рокотова в 2018 году.
На почетном месте - парадный портрет Екатерины II.

TSgjrcTi5_4.jpg

Это видоизмененная копия Рокотова с очень известного портрета кисти А. Рослина. В разных музеях, в т.ч. в Русском и в Царском Селе, есть и копии этой же картины, сделанные другими художниками.

3TC7MOTQ1tY.jpg

Здесь портрет Екатерины мастерской Рокотова. Вот такая расстановка перегородок в зале: в центре очень много свободного пространства, а вдоль стен его очень мало, не для социальной дистанции, так что мне приходилось делать паузы, выжидать, пока народ (один человек всего!) рассосется.

qqQCg0cNuyw.jpg

Еще один портрет Екатерины кисти Рокотова, авторское повторение оригинала.

Ku4oaPC7Gnk.jpg

Портрет великого князя Александра Павловича в детстве, будущего императора Александра I, авторский вариант оригинала (значит, оригинал отличается). Он стал лицом выставки и напечатан на обложке каталога.
Дизайн комбинезона, как здесь, для своих внуков придумала сама императрица. На великом князе также лента ордена Св. Андрея и орден Св. Анны на шейной ленте.
Ребенок выглядит странно: пропорции тела на 4-5 лет, лицо - на 8-9. Но такие возрастные колебания характерны для детского портрета того времени: ребенок и позировать нормально не может, как взрослый, и восприятие детства взрослыми было совсем не таким, как сейчас. Дети рассматривались как недоразвитые взрослые, а особое внимание и подход к миру ребенка еще только формировался.

htVJAS9H-Fw.jpg

Портрет В.И. Стрешнева
Красный цвет лица оригинальный, видимо, это особенности состояния здоровья изображенного (иногда на портретах это следствие изменений красочного слоя).
Стрешневу принадлежал большой дом в Москве, в котором теперь расположен Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства.

5gcUfLwyAhc.jpg

Портрет А.Ф. Глебовой в детстве

0w99Ml1eI9w.jpg

Портрет А.К. Васильчиковой
На его примере расскажу, как происходит идентификация изображенного лица. В Исторический музей портрет поступил как изображение Анны Кирилловны Нарышкиной. Однако такой женщины среди Нарышкиных того времени не было. У героини фрейлинский шифр - бриллиантовая брошь в виде инициала императрицы, увенчанного короной (мужчин можно идентифицировать по мундирам, военным и гражданским, и также по наградам, если таковые есть). В списках фрейлин есть Анна Кирилловна Васильчикова, урожденная Разумовская, у ее матери девичья фамилия Нарышкина. Такая произошла путаница: дочери приписали девичью фамилию матери.
Затем портрет сравнили с достоверным миниатюрным портретом А.К. Васильчиковой из музея-усадьбы Останкино в Москве и пришли к выводу, что изображено одно и то же лицо.
В Петербурге Анна Кирилловна жила с мужем, камергером, на Миллионной улице, т.е. совсем недалеко от того места, где эрмитажные атланты. После отставки Васильчикова они переехали в Москву. Анна Кирилловна была по натуре набожной русской барыней, хотела уйти в монастырь, оставив все имущество мужу, но он не позволил. Прийти к своему призванию она смогла только после его смерти, ей тогда было 53 года. Умерла в монастыре под Калугой.
Необычный портрет. На вид вроде придворная дама, дорого одетая (все-таки она изображена в период своей службы при дворе), по-европейски, - но во взгляде что-то проскальзывает... непростое.

xrbVnJioe28.jpg

Портрет княгини А.Ф. Белосельской
Непростая судьба. Муж, назначенный посланником в Саксонию, то бросал ее, то опять пытался с ней съезжаться. Потом умер за границей, о чем стало известно далеко не сразу. Героиня умерла после родов внебрачного сына от П.И. Самарина. Ее сын носил фамилию Петровский, стал известным коннозаводчиком - кто такой? и кого разводил? Получается, он родился в 1796 году, его жизнь пришлась на XIX век. У нас общедоступная (по источникам) и общепопулярная конная история начинается с графа Орлова, так что заводчик Петровский уже может фигурировать в книгах, но я такого не припоминаю.

XfSY9YNowtg.jpg

Слева портрет неизвестного, предположительно князя А.Б. Куракина, копия с неизвестного оригинала. Искусствоведы определили изображение как вторичное. В музей портрет поступил как изображение князя С.Б. Куракина, от которого остались достоверные портреты, но этот молодой человек на него совершенно не похож. Возможно, это все-таки Куракин, но Александр Борисович, известный дипломат. Известно, что он заказывал много своих портретов и копий с них. Ему бы родиться в эпоху инстаграма - вот бы разгулялся... Так вот, внешне изображенный ближе всего к достоверным портретам А.Б. Куракина.
Сложность в том, что мужчина в штатском и без орденов. Можно определить время написания и примерный возраст: полурастрепанная, более простая прическа у мужчин и женщин вместо строгих буклей и помпадуров - это уже конец XVIII века, эпоха, когда возникает, в частности, немецкий романтизм. И сюртук черный, упрощенного покроя, вместо ярких, цветных камзолов. И здесь он молодой изображен, а А.Б. Куракин 1752 г.р., т.е. в момент создания этого портрета ему должно быть около сорока лет. Однако известно, что предполагаемое лицо заказывало себе копии со своих молодых портретов, одетые по более поздней моде... Получается, кроме инстаграма еще и фотошоп наше все... В общем, не понятно, кто это на самом деле.

Справа неизвестная дама. Портрет куплен современными коллекционерами Подстаницкими в Европе на аукционе, продавался как картина неизвестного художника испанской школы. Если вы видели полотна Гойи, то у него как раз много таких дам, одетых и причесанных по моде 1790-х годов. К тому же она черноглазая брюнетка - сошла за испанку.
Этот портрет мне больше всего понравился. Серьезная, сильная.

И сцена из "Подпаска с огурцом":
1xM0L7c18cs.jpg


Герои рассматривают некий женский портрет XVIII века, который дочь-искусствовед атрибутирует как "под Рокотова", а отец-коллекционер говорит: "Продать бы я его за Рокотова продал - вот купить не купил бы".
Авторство картин определяется по уровню живописной проработки лица, характерной композиции, цветопередаче (у Рокотова один из портретов на выставке атрибутирован на основании... его любимого розового цвета одежды дамы), каких-то еще нюансов, известных лишь искусствоведам. Например, у Рокотова это зигзагообразные линии, которыми обрисованы складки одежды.


Еще на выставке были гравюры. Одна из них сделана на атласе бледно-защитного оттенка - впервые такое вижу. Конечно, ткань должна быть с плотной поверхностью, чтобы линии не смазались.

sgTaEt_P_j0.jpg


Гравюры - это способ тиражировать изображение в эпоху, когда не было фотопечати. С их помощью люди могли увидеть картины, которые не могли приехать и посмотреть лично. А теперь мы можем увидеть работы Рокотова, живописные оригиналы которых до нас не дошли.
Интересно, что граверы, которые занимались графической интерпретацией живописи, могли кое-что либо добавлять от себя (особенно чисто графическое оформление - все эти рамки с аллегориями, которых в живописи нет), либо так вырисовывать штрихами и пунктиром лица, что их характер менялся. Это можно увидеть, когда есть оригинал для сравнения. Если же нет, придется смотреть то, что есть.

Выпущен небольшой и доступный по цене каталог, но это каталог именно работ из собрания Исторического музея. Так что дамы-псевдоиспанки, увы, в нем нет.

Фото из Интернета
 
Последнее редактирование:
Спасибо, Вера. Читала взахлеб. Очень у тебя атмосферно и захватывающе. И, конечно, лучше смотреть на "широком экране" - то есть, с ноута, а не с телефона. Вот поэтому прихожу читать не очень часто, но надолго. Нравится мне в твоем дневнике "зависать"))
Неожиданно и трогательно про значки с котами:) Это они хорошо придумали, уютненько)
 
В этот раз я нарушу хронологический порядок отчетов о музеях и расскажу о выставочном пространстве, в котором побывала вчера. Это


МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА
также Московский дом фотографии


Основан Правительством Москвы в 1996 году. В музее огромное собрание отпечатков и негативов. Постоянной экспозиции нет, только выставки. При музее есть известная Московская школа фотографии и мультимедиа имени Родченко для взрослых и курсы для взрослых и подростков.
Сам музей расположен на Остоженке, что недалеко от Пречистенки, в здании на 7 этажей. Внутри оно современное, но мне кажется, что оно пристроено к историческому фасаду.
t2zxygc1QHk.jpg


4dUw489eBSQ.jpg

Место интересное: улица длинная, дома на ней самые разные, от небольших московских усадеб в стиле классицизма до крупных доходных домов эпохи модерна.

Из всех выставок я посетила только две, потому что увиденного мне оказалось более чем достаточно.

Важно совпадение: обе выставки были в монохроме. Одна на первом этаже, вторая - на втором, и выше я не пошла. Так один визуальный ряд плавно перетек в другой.

Первая выставка - "Город теней" питерского фотографа Алексея Титаренко. Это сборная экспозиция из нескольких циклов, посвященных Петербургу, Нью-Йорку, Венеции и Гаване. Меня, конечно, интересовал Петербург.

azEo8xoBpA0.jpg


BgJocvdA7mo.jpg


dVMkIdNspj8.jpg


PpjU4J7Yd9k.jpg


Размытие, длинная выдержка. Четко только дома, люди - призраки.
Там был еще кадр, двор на Петроградской стороне, дом с высокими потолками - наверное, в таком жила Олеся, автор книги с котом и сырниками. Окна слегка тонированы желтовато-розовым, но этого сразу и не замечаешь. А я так и не добралась до Петроградской стороны.

Вторая выставка - "1990-е. Время перемен" Игоря Мухина, одного из преподавателей Школы Родченко.
Куратор во вступительном слове сделал акцент на том, что фотограф не запечатлевал политическую историю - хотя есть и фотографии митингов. Это "просто изображение людей, особенно молодежи, ведь для них 90-е стали самым тяжелым временем и одновременно - эпохой возможностей".
Первый тезис спорен. Тяжелее всех было людям среднего возраста, без пенсий, с детьми на руках, которых надо было поднимать, и со старыми родителями, которым надо было помогать. Второй тезис - не знаю.

В 90-е я не работала, не платила за квартиру, не оформляла документов, мне не приходилось ни за что платить. И все же я имею право сказать: это было худшее из времен.
Фотографии Мухина сняты в основном в Москве. Молодежи действительно много.

rItYD7E_3lU.jpg


Не вызывают они никаких положительных эмоций. Ничего такого, что связывают с надеждой и перспективами. Пустые, готовые уйти в отрыв - не понятно, ради чего. Ошалевшие от внезапно открывшихся возможностей. Планы крупные. Гримасы. Резкие перепады от черного к белому. Все это напоминает шабаш. Это тоже призраки, но не нейтрально-положительные, как у Титаренко, а очень недобрые.

Фотографии Титаренко вневременные, хотя сняты в то же время, что и у Мухина. Тоже есть не самая позитивная сторона жизни, но ее можно отнести к любой эпохе. Например, это
iNU_8xbBLfI.jpg

Чуха на Сенной площади, та самая Чуха из романа Вс. Крестовского "Петербургские трущобы".
Где люди, где призраки, не разберешь - но такова особенность топоса. В Петербурге они были и есть всегда, и они не враждебны. Но Москва девяностых - как внезапно открытый слепнеуловитель, откуда в миг была выпущена вся скверна.

На фотографиях Мухина все-таки отразилось время, которое хочется забыть и развидеть. Время, которое - яд, и все, что с ним связано, так или иначе отравлено.

Я развернулась и пошла вниз, на первом этаже заглянула еще раз в зал посмотреть фото двора на Петроградской стороне. Очиститься, прийти в равновесие.

Фото из Интернета
 
Какая впечатляющая выставка. Даже если просто читать про нее.

В 90-е я не работала, не платила за квартиру, не оформляла документов, мне не приходилось ни за что платить. И все же я имею право сказать: это было худшее из времен.
В точку.

Большое спасибо за внеочередной рассказ!
 
СЕРГЕЙ ВИНОГРАДОВ. НАРИСОВАННАЯ ЖИЗНЬ
Музей русского импрессионизма


Сергей Арсеньевич Виноградов творил в конце XIX - первой трети XX века. Учился в Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве. Затем отправился в Петербург, но вскоре вернулся в Москву. Оформление выставки стилизовано под дачную веранду:
cf75qXhZxes.jpg


Художник писал усадьбы, особенно при светлом утреннем освещении. Часто гостил в Головинке Тульской губернии, принадлежавшем Всеволоду Саввичу Мамонтову, младшему сыну Саввы Мамонтова.

q80ZMDzZSl4.jpg

Сергей Виноградов, "Головинка". 1900-1927. Холст, масло.
Пермская государственная художественная галерея

Hl2LB24-lA0.jpg

Сергей Виноградов, "Играет". 1914.
Холст, масло. Национальный художественный музей Республики Беларусь

Здесь изображена Соня Мамонтова, младшая дочь владельцев поместья Головинка, любимая модель художника. На выставке есть еще два ее жанровых портрета.
Впоследствии Софья Всеволодовна Мамонтова вышла замуж за писателя Олега Васильевича Волкова, который был репрессирован и провел в лагерях более 25 лет; сама тоже была репрессирована. Для конников: в Бутырке в 1920-х Олег Волков оказался в одной камере с Яковом Бутовичем, бывшим владельцем Прилепского завода и основателем Музея коневодства.
С 1960-х годов Олег Волков и Софья Мамонтова были активными членами Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. В 1970-е, в период расцвета Общества, на одном из пленумов Общества Волков отметил доклад моего отца о студенческих реставрационных отрядах.
Софья Мамонтова посвятила жизнь медицине, умерла в 1991 году. Спросила папу - нет, он ее не помнит, хотя наверняка они пересекались, и не раз.

Y6-tW74i1OE.jpg

Сергей Виноградов, "Дача". 1900. Холст на картоне, масло.
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»

Это волжский Плёс. Дом этот сохранился, хотя и не весь. Картина была преподнесена Евгении Колосовской, младшей сестре Софьи Кувшинниковой, возлюбленной Исаака Левитана, которая стала прототипом героини рассказа Чехова "Попрыгунья".

Виноградов бывал и у Константина Коровина в усадьбе на берегу Нерли.
12NlS6lhfAo.jpg

Сергей Виноградов, "У К.А. Коровина". 1907.
Холст, масло. Нижегородский государственный художественный музей

Здесь все прямо светится.

До 1913 года художник преподавал в московском Строгановском училище, где познакомился со своей будущей женой, Ириной Казимировной Войцеховской. Она считалась очень талантливой художницей, но после свадьбы посвятила себя мужу. Потом, уже в эмиграции, она снова встала за мольберт.
Летом 1915 года Виноградов и Войцеховская путешествовали по Крыму; из этой поездки Виноградов привез несколько полотен с очень солнечным колоритом; на многих из них изображена жена художника.

bZxJ9QFLEDw.jpg

Сергей Виноградов, "Дама на балконе (На солнце)". 1916. Холст, масло.
Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля


Она же, позднее:
SaGknUca0Dc.jpg

Сергей Виноградов, "Портрет жены художника в интерьере". 1919.
Холст, масло. Частное собрание


Две пожилые посетительницы на выставке, обсуждая вслух картины, сказали, что Виноградову лучше всего удается такая солнечная, летняя погода на юге, а средняя полоса не очень. Там была картина "Красная дача" среди елей - хвойные деревья им не понравились, не убедили.

Были у Виноградова и сцены в балете, в ночных кафе, портреты танцовщиц в полный рост - типичные сюжеты французского импрессионизма:
9ebjb-kLqYw.jpg

Сергей Виноградов, "Танцовщица". 1903. Холст, масло.
Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск


В 1923 года Сергей Виноградов навсегда уехал из Москвы. Побывал в Нью-Йорке, осел в Риге, где умер в 1938 году. Несколько картин приехали из Латвии, Эстонии и Литвы (Вильнюс, Каунас).
gBAkTlkP89w.jpg

Сергей Виноградов, "Дача на Волге" (фрагмент). 1901. Холст, масло.
Национальный художественный музей Литвы, Вильнюс

Предположительно изображена Серафима Сергеевна, жена художника Алексея Корина, и их дочь Мария.

Города у Виноградова почти нет. Есть несколько видов Москвы, в том числе и такой:
ew404VbRWhI.jpg

Сергей Виноградов, "Вид на Кремль из Замоскворечья". 1918. Холст, масло.
Художественный музей Эстонии


Кремль на заднем плане, едва виден. Есть несколько маленьких московских церквей. Но вообще все это Москва в образе деревни. Виноградов все-таки художник усадеб, отворенных балконов и солнечных веранд - потому и оформление зала соответствующее. Хотя Москву очень любил, в конце жизни сказал, что в культурном плане она все равно что античные Афины, но "мы этого тогда [во времена его молодости - Mrs. John] не понимали".
Есть один вид Петербурга с демонстрацией по Невскому, написан с крыши Аничкова дворца. Но серо-охристый колорит, как и колорит Прибалтики, в его исполнении неубедителен. Плохая погода, характерная для морского климата, не его. Даже в Латвии Виноградов писал в основном усадьбы.

fk1ua2CkuHs.jpg

Сергей Виноградов, "Пристань на Волге", 1885.
Холст, масло.
Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул
Подальше: "К Преподобному", 1910-е. Холст, масло.
Частное собрание, Москва


Это его ранние работы: серия с крестьянами. Было несколько очень живых полотен с деревенскими детьми верхом. Если Музей будет их выкладывать в группе, я их потом покажу в теме о лошади в изобразительном искусстве.

К выставке выпущен каталог в мягкой обложке, в котором есть произведения, не представленные в экспозиции.

Сейчас в Музее русского импрессионизма гостят еще три картины из Нижегородского государственного художественного музея:
ExCj8LBGI20.jpg

Константин Коровин, "У окна", 1919.
Это холст и масло, как ни странно. Хотя и написано в манере пастели.

G9EpVBfQ0sI.jpg

Константин Коровин, "Ялта ночью", 1905.

M3xLrUaafZw.jpg

Валентин Серов, "К.А. Коровин на этюдах", 1891.

Картины принадлежат кисти двух столпов русского импрессионизма - Константину Коровину и Валентину Серову. В их честь назван магазин при Музее русского импрессионизма - "Серовин и Коров" (нет, не опечатка).

Прошлась по залам постоянной экспозиции - все грустно: интерактивные панели выключены, тифлорепродукции заклеены скотчем, ароматниц при картинах нет. Но прекрасно уже то, что музеи работают, выставки сменяют одна другую, а мы живы.

Фото из группы Музея русского импрессионизма ВКонтакте
 
Вера, очередной рассказ про выставку просто как свежий воздух. Большое спасибо!

Некоторые работы очень понравились. Виноградова, признаться, я знаю совсем немного.


Прошлась по залам постоянной экспозиции - все грустно: интерактивные панели выключены, тифлорепродукции заклеены скотчем, ароматниц при картинах нет.

А что такое "тифлорепродукции"? Поиск ничего, кроме рекламы компаний, не выдал.

И, конечно, удивлена ароматницами у картин! Неужели и такое уже есть?!
 
Я Виноградова вообще не знала до этой выставки.

Тифлорепродукция - это копия картины из пластика для слепых. Ароматницы, оказывается, для них же. В этом музее очень много программ для инвалидов с самыми разными особенностями: экскурсии на жестовом языке, тифлокомментарии к картинам для слепых.
Пример тифлокомментария к картине Станислава Жуковского "Интерьер комнаты":
View: https://www.youtube.com/watch?v=8xkrZk5z0wU


xCwqXdbIU4Y.jpg


Фото из группы Музея ВКонтакте. Выставка "Импрессионизм и испанское искусство". Стрелка слева указывает на тифлорепродукцию, стрелка справа - на ароматницу.
 
Довелось видеть тифлорепродукции в музеях за границей (признаюсь, что названия этого я не знала). Здорово, что у нас теперь тоже такое есть. Они не работают из-за эпидемии, полагаю, но эпидемия ведь кончится когда-нибудь
 
девочки, а вы обращали внимание, что на... как это выразиться?... что на портретах, которые написаны в классическом стиле- носы всегда похожи на нос художника? мы не можем сравнить тех классиков живописи с х портретами, но обратите внимание на современных, вот вижу портрет космонавта, космонавт на себя похож, но обращаю внимание на его нос и вижу черты лица художника, и почему-то, именно нос...
 
вот вижу портрет космонавта, космонавт на себя похож, но обращаю внимание на его нос и вижу черты лица художника, и почему-то, именно нос...
Не может такого быть. Визуальное сходство изображенного лица с моделью определяется овалом лица и именно формой носа. Остальные черты могут отклоняться от оригинала (в разумных пределах) без ущерба для общего впечатления, но нос - нет. Это связано с закономерностью прохождения взгляда смотрящего по лицу.
 
вот-вот.. и я так думала, пока не обратила внимание на современных классиков и портреты, которые они написали.. у меня альцгеймер, склероз и деменция, поэтому забыла фамилию художника, который писал наших знаменитостей - посмотрите повнимательнее на портреты, которые он написал и на фото его самого, даже можете посмотреть Никаса, и что он написал... ну, мне очень бросается , прям, нос, получается, что портрет похож на двух человек - на позируещего и на художника
 
Сверху