ВЫСТАВКА Ф.С. РОКОТОВА
Государственный исторический музей
В августе-сентябре прошла выставка работ Ф.С. Рокотова, крупнейшего русского портретиста XVIII века. Показывали портреты из собрания Исторического музея, а также некоторых других коллекций, в том числе и частных. Кроме собственно портретов Рокотова были еще портреты его мастерской, копии других художников с Рокотовских оригиналов. Исторический музей готовился к выставке давно, и в итоге Рокотову атрибутировали несколько полотен, которые ранее считались анонимными. Такое случается, когда картины долгое время не попадают в поле зрения специалистов, которые занялись бы ими серьезно; обычно речь идет о картинах, поступивших в музей целыми собраниями из каких-нибудь усадеб еще в 1920-е годы, тем более что художник писал много камерных портретов.
Выставка лично для меня оказалась интересна не только знакомством с камерным портретом того времени, но и тонкостями атрибуции полотен и идентификации изображенных лиц.
Выставочный зал. Справа портрет неизвестного в темно-зеленом кафтане, с лентой и звездой ордена Св. Анны, слева портрет княжны М.А. Волконской, определен как работа Рокотова в 2018 году.
На почетном месте - парадный портрет Екатерины II.
Это видоизмененная копия Рокотова с очень известного портрета кисти А. Рослина. В разных музеях, в т.ч. в Русском и в Царском Селе, есть и копии этой же картины, сделанные другими художниками.
Здесь портрет Екатерины мастерской Рокотова. Вот такая расстановка перегородок в зале: в центре очень много свободного пространства, а вдоль стен его очень мало, не для социальной дистанции, так что мне приходилось делать паузы, выжидать, пока народ (один человек всего!) рассосется.
Еще один портрет Екатерины кисти Рокотова, авторское повторение оригинала.
Портрет великого князя Александра Павловича в детстве, будущего императора Александра I, авторский вариант оригинала (значит, оригинал отличается). Он стал лицом выставки и напечатан на обложке каталога.
Дизайн комбинезона, как здесь, для своих внуков придумала сама императрица. На великом князе также лента ордена Св. Андрея и орден Св. Анны на шейной ленте.
Ребенок выглядит странно: пропорции тела на 4-5 лет, лицо - на 8-9. Но такие возрастные колебания характерны для детского портрета того времени: ребенок и позировать нормально не может, как взрослый, и восприятие детства взрослыми было совсем не таким, как сейчас. Дети рассматривались как недоразвитые взрослые, а особое внимание и подход к миру ребенка еще только формировался.
Портрет В.И. Стрешнева
Красный цвет лица оригинальный, видимо, это особенности состояния здоровья изображенного (иногда на портретах это следствие изменений красочного слоя).
Стрешневу принадлежал большой дом в Москве, в котором теперь расположен
Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства.
Портрет А.Ф. Глебовой в детстве
Портрет А.К. Васильчиковой
На его примере расскажу, как происходит идентификация изображенного лица. В Исторический музей портрет поступил как изображение Анны Кирилловны Нарышкиной. Однако такой женщины среди Нарышкиных того времени не было. У героини фрейлинский шифр - бриллиантовая брошь в виде инициала императрицы, увенчанного короной (мужчин можно идентифицировать по мундирам, военным и гражданским, и также по наградам, если таковые есть). В списках фрейлин есть Анна Кирилловна Васильчикова, урожденная Разумовская, у ее матери девичья фамилия Нарышкина. Такая произошла путаница: дочери приписали девичью фамилию матери.
Затем портрет сравнили с достоверным миниатюрным портретом А.К. Васильчиковой из музея-усадьбы Останкино в Москве и пришли к выводу, что изображено одно и то же лицо.
В Петербурге Анна Кирилловна жила с мужем, камергером, на Миллионной улице, т.е. совсем недалеко от того места, где эрмитажные атланты. После отставки Васильчикова они переехали в Москву. Анна Кирилловна была по натуре набожной русской барыней, хотела уйти в монастырь, оставив все имущество мужу, но он не позволил. Прийти к своему призванию она смогла только после его смерти, ей тогда было 53 года. Умерла в монастыре под Калугой.
Необычный портрет. На вид вроде придворная дама, дорого одетая (все-таки она изображена в период своей службы при дворе), по-европейски, - но во взгляде что-то проскальзывает... непростое.
Портрет княгини А.Ф. Белосельской
Непростая судьба. Муж, назначенный посланником в Саксонию, то бросал ее, то опять пытался с ней съезжаться. Потом умер за границей, о чем стало известно далеко не сразу. Героиня умерла после родов внебрачного сына от П.И. Самарина. Ее сын носил фамилию Петровский, стал известным коннозаводчиком - кто такой? и кого разводил? Получается, он родился в 1796 году, его жизнь пришлась на XIX век. У нас общедоступная (по источникам) и общепопулярная конная история начинается с графа Орлова, так что заводчик Петровский уже может фигурировать в книгах, но я такого не припоминаю.
Слева портрет неизвестного, предположительно князя А.Б. Куракина, копия с неизвестного оригинала. Искусствоведы определили изображение как вторичное. В музей портрет поступил как изображение князя С.Б. Куракина, от которого остались достоверные портреты, но этот молодой человек на него совершенно не похож. Возможно, это все-таки Куракин, но Александр Борисович, известный дипломат. Известно, что он заказывал много своих портретов и копий с них. Ему бы родиться в эпоху инстаграма - вот бы разгулялся... Так вот, внешне изображенный ближе всего к достоверным портретам А.Б. Куракина.
Сложность в том, что мужчина в штатском и без орденов. Можно определить время написания и примерный возраст: полурастрепанная, более простая прическа у мужчин и женщин вместо строгих буклей и помпадуров - это уже конец XVIII века, эпоха, когда возникает, в частности, немецкий романтизм. И сюртук черный, упрощенного покроя, вместо ярких, цветных камзолов. И здесь он молодой изображен, а А.Б. Куракин 1752 г.р., т.е. в момент создания этого портрета ему должно быть около сорока лет. Однако известно, что предполагаемое лицо заказывало себе копии со своих молодых портретов, одетые по более поздней моде... Получается, кроме инстаграма еще и фотошоп наше все... В общем, не понятно, кто это на самом деле.
Справа неизвестная дама. Портрет куплен современными коллекционерами Подстаницкими в Европе на аукционе, продавался как картина неизвестного художника испанской школы. Если вы видели полотна Гойи, то у него как раз много таких дам, одетых и причесанных по моде 1790-х годов. К тому же она черноглазая брюнетка - сошла за испанку.
Этот портрет мне больше всего понравился. Серьезная, сильная.
И сцена из "Подпаска с огурцом":
Герои рассматривают некий женский портрет XVIII века, который дочь-искусствовед атрибутирует как "под Рокотова", а отец-коллекционер говорит: "Продать бы я его за Рокотова продал - вот купить не купил бы".
Авторство картин определяется по уровню живописной проработки лица, характерной композиции, цветопередаче (у Рокотова один из портретов на выставке атрибутирован на основании... его любимого розового цвета одежды дамы), каких-то еще нюансов, известных лишь искусствоведам. Например, у Рокотова это зигзагообразные линии, которыми обрисованы складки одежды.
Еще на выставке были гравюры. Одна из них сделана на атласе бледно-защитного оттенка - впервые такое вижу. Конечно, ткань должна быть с плотной поверхностью, чтобы линии не смазались.
Гравюры - это способ тиражировать изображение в эпоху, когда не было фотопечати. С их помощью люди могли увидеть картины, которые не могли приехать и посмотреть лично. А теперь мы можем увидеть работы Рокотова, живописные оригиналы которых до нас не дошли.
Интересно, что граверы, которые занимались графической интерпретацией живописи, могли кое-что либо добавлять от себя (особенно чисто графическое оформление - все эти рамки с аллегориями, которых в живописи нет), либо так вырисовывать штрихами и пунктиром лица, что их характер менялся. Это можно увидеть, когда есть оригинал для сравнения. Если же нет, придется смотреть то, что есть.
Выпущен небольшой и доступный по цене каталог, но это каталог именно работ из собрания Исторического музея. Так что дамы-псевдоиспанки, увы, в нем нет.
Фото из Интернета