Навстречу ветру. Энциклопедия (стр. 202)

Спасибо, Вера, за то, что так много пишете про мой город, который я люблю, как живое существо, за то, что стараетесь почувствовать и понять его дух.
Я люблю читать впечатления гостей о моем городе, но они чаще внешние, а у вас--изнутри.
И да, ваша мама права. Питерец, настоящий, может много чего подумать, но никогда не скажет.
 
Питерец, настоящий, может много чего подумать, но никогда не скажет.
Гы, вот у меня с этим сложно. Обычно что на уме, то и на языке. Сложно контролировать.
Но из интернета я все больше узнаю, что в других городах родной страны вроде как на другом языке говорят. Вплоть до того, что иногда можно не понять :)
 
Ира, в ваших сообщениях я тоже вижу питерскую сдержанность. Видимо, у вас это уже на стадии формирования мысли происходит.
Ох, помню, давно, в дневнике на другом ресурсе неосторожно употребила слово поребрик. Пришлось долго объяснять людям, что это такое. Пока кто-то не перевёл.
По моим наблюдениям, на нас похожи новосибирцы.
 
Про поребрик, который иногородние бордюром называют, я давно в курсе. Недавно новое узнала. Никогда не поняла бы, если бы меня послали купить что-то в палатке. Вообще не поняла, куда послали и зачем. Искала бы палатку с изумлением, ибо палатка в моем представлении - некий тканевый шатер, палатка туриста, палатка военачальника и т.п. А оказалось, что у них так называется ларек ;) .
 
Про палатку слышала.
Все равно взаимопроникновение идёт. Уже и мне комфортнее сказать подъезд и батон.
Вообще форумы--это потрясающее место, где можно пообщаться с людьми из других городов и даже стран. И что-то узнать друг о друге.
 
Вера, большое удовольствие читать заметки о Питере, но еще интереснее, когда они о жителях. У меня в копилке тоже есть пара случаев - на днях московские друзья обратили внимание на мое слово "парадная", обсудив между собой особенности его возникновения и применения :) . А давным-давно моя московская родственница, будучи в гостях в Ленинграде, не поняла, о чем я, когда я предложила сходить за булкой ))
 
У меня нет таких случаев, я очень мало с кем общалась. Хотела пригласить кого-нибудь из форумчан встретиться в мои приезды, но в итоге не стала.
В 2017 году перед Иппосферой мне написала читательница, хотела пересечься со мной на конференции, но в тот день у нее не складывалось. Когда я вышла из Экспофорума и встала в очередь на автобус, меня кто-то окликнул - оказалось, она все-таки пришла. Мы поехали в центр, она повела меня в "Буше" недалеко от Маяковской, там мы сидели и обсуждали пони. Дама хотела купить себе аппалуза-пони. В итоге ее мечта сбылась - в Иппосфере 2019 года она уже участвовала со своим питомцем. А он попал в материалы моей диссертации, еще находясь в хозяйстве заводчика.

Второй случай - случайное знакомство с дамой сильно старше меня в ноябре 2019 года. В кафе на Невском поздним вечером все столики были заняты, и она пригласила меня за свой, потому что ничего не заказывала, а просто ждала определенного времени, ей нужно было кого-то встречать. Вроде бы нормально поговорили на общие темы.

Но ни разу никаких проблем с пониманием из-за разницы в вариантах языка у меня не возникало.
 
ВЫСТАВКА «АБРАУ-ДЮРСО: 150 ЛЕТ НА СВЕТЛОЙ СТОРОНЕ ИСТОРИИ»
Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства


Выставка проходит в одном из крыл музея, вход отдельный и бесплатный, платные только экскурсии по сеансам. Во дворе музея установлен медиа-шатер, где показывают тематический фильм, вход бесплатный по сеансам, расписание здесь.

Экспозиция посвящена юбилею отечественного винного дома и занимает три небольшие комнаты. Основная часть экспонатов из собрания заводского музея Абрау-Дюрсо. В основном это документы, образцы этикеток, использовавшиеся в разные годы, укупорочный прибор, приборы для измерения кислотности вина. Есть один очень неплохой вид тех мест маслом, неизвестного художника 1950-х годов.
p5NuqDbnfII.jpg


HiJoPhrEYwo.jpg


muiDIWHWjIc.jpg

Конструкция из двух ведер справа - мини-пресс для винограда.

"И фужерчики?" - "И фужерчики".
Cnino2LyPQE.jpg

На самом деле я шла смотреть именно их. Это экспонаты из собрания Музея декоративно-прикладного искусства, всего 28 бокалов-флейт (здесь показана только одна витрина) с начала XIX века до начала XX. Алмазная грань, резьба, двухслойное стекло, золочение, даже посеребрение с золочением.

KPfcGyGpC5o.jpg

Кувшин для вина с серебряной крышкой, на втором плане серебряная бутылочная передача.

XcR3Izilhco.jpg

Это другой тип бокалов для шампанского - т.н. чаши, они из серебра, с гравировкой английским курсивом, на фото можно разглядеть монограмму Александра I.

Были еще экспонаты, как ни странно, из Музея Маяковского - бутылка и два бокала более грубого, тяжелого стекла 1920-х годов. Оказывается, это была чуть ли не последняя бутылка абрау, купленная Маяковским и долгое время хранившаяся у Лили Брик. Потом она передала бутылку в музей. Во время войны хранители музея закопали бутылку вместе с другими экспонатами, а потом, откопав, наконец распили. Так что теперь в Музее Маяковского хранится только пустая тара.

Фильм к юбилею винного дома "Абрау-Дюрсо"

Фото из Интернета
 
Последнее редактирование:
шампанкое Абрау мне не нра.. не пробовала их шампанское за тысячу и выше, но то, что стоит на полках наших магазинов - очередная газировка, это можно понять даже по тому, как упакованы бутылки... например, шампанское Новый Свет упаковано лежа, по 6 бутылок в коробке, ну, это мое личное мнение, каждому свое...
 
какое не пробовали- Абрау или Новый Свет? все мои знакомые, кому я советовала Новый Свет, подсели на него, даже те, кто не любиель т шампанского, сейчас,кстати, в Ленте до 20-го августа на него скидки, по 500 р, в сентябре в Билле будут на него скидки - два по цене одного, я всегда затариваюсь по скидкам, праздники, дни рождения, очень выгодно затариваться по скидкам, каждому свое- кому розовое, кому брют или полусухое, бери - не пожалеете, советую, потом оцените
 
но вас же никто не пытается спаивать.. а для смака. для дня рождения, для подарка, для встречи нового года и прочих праздников- бутылка шампанского Новый Свет- то, то надо, тут получается что я выступаю в роли рекламщика, просто, хочется, чтобы люди различали - где газировка, а где , действительно, настоящее шампанское, ну, гурман я
 
Мне очень нравится их шампанское, реально вкусное. Обычно шампанское для меня противное и я его пью ради приличия за компанию ?
 
ВЫСТАВКА "ОТ ДЮРЕРА ДО МАТИССА. ИЗБРАННЫЕ РИСУНКИ
ИЗ СОБРАНИЯ ГМИИ им. А.С. ПУШКИНА"

Пушкинский музей

Билеты надо покупать заранее, но сеансов много, интервал между ними 15 мин. Так что можно подобрать подходящее время. В стоимость билета входит также и посещение постоянной экспозиции.

Выставка большая, занимает не только всю лестницу и Белый зал (обычное пространство для временных экспозиций), но и несколько рисунков выставлены под произведениями живописи в соседних залах постоянной экспозиции (XVI-XVIII вв.). Увы, в два из этих залов я забыла заглянуть, поэтому кое-чего не увидела. Экспонатов много, охвачен период с XV по середину XX вв., представлены разные школы рисунка.

Лицом выставки стал единственный в России рисунок Ван Гога:
dcb2lJ9KEok.jpg

Винсент ван Гог, "Портрет молодой девушки ("Мусме")", конец июля — начало августа 1888 г.
Перо (тростниковое и обычное) тушью по подготовке графитным карандашом

Это не предварительный эскиз, а своего рода репродукция, сделанная художником после завершения живописного портрета и отправленная в письме художнику Эмилю Бернару, а оригинал выглядит так:
ORWCPrMgsd4.jpg


Вообще о графике писать сложно, потому что сложно сформировать к ней отношение. Мы (широкие круги любителей изобразительного искусства) очень мало ее знаем. Произведения очень хрупкие (бумага, пергамен), материалы либо осыпаются и смазываются (частички мела, угля, пастели, густые мазки гуаши), либо выцветают на свету (чернила, тушь, гуашь, акварель). Поэтому в постоянных экспозициях музеев графики либо нет, либо экспонаты меняются (кажется, каждые 3 месяца), а в залах обычно приглушенный свет.

Важно не просто увидеть рисунок, но и почувствовать его фактуру, хотя как это сделать, не прикасаясь? А вот глазами.
Бумага имеет разную фактуру, иногда на ней бывают процарапанные следы без пигмента - либо что-то стерли, либо лист лежал под другим листом, когда рисунок делали на верхнем. В каталогах такие особенности указывают в примечании, но, как правило, камера, даже профессиональная, их не отображает, а вот живьем их можно разглядеть.

Рисунки отобраны не по тематическому признаку, а, условно скажем, по разнообразию техник. Так что и смотреть эту выставку стоит прежде всего с точки зрения техники.

Рисунок - это более сложное подражание реальности, потому что средства очень лаконичные, и результат их применения еще дальше от фотографии, чем живопись. Цвет в графике - особая тема. Как правило, это либо монохром, либо очень ограниченная цветовая гамма. Принцип - сведение наблюдаемого в жизни разнообразия цвета к ограниченной гамме, которая еще и должна передавать тона, иначе изображение "просядет" по теням, глаз не будет правильно считывать, что ближе, что дальше, и изображение будет трудно идентифицировать с понятными нам объектами.

Разного рода карандаши, - техника знакома и понятна, каждый рисовал хотя бы в школе.
LIir6l6BHmA.jpg

Гвидо Рени, два этюда мула, 1603–1604 гг.
Черный мел на голубой выцветшей бумаге


Применяются разного рода штриховки.

Сангина - красно-кирпичный материал типа мела.
x3_p9HnxsVg.jpg

Пармиджанино (Франческо Маццола). Этюды голов, 1525-1527 гг.
Сангина


Сангину иногда сочетают с "серыми" материалами, особенно для прорисовки человеческого тела:
QRWkXtnz-VU.jpg

Петер Пауль Рубенс, "Образ Мадонны, несомый ангелами (Мадонна делла Валличелла)", эскиз для алтарной композиции, 1608 г.
Сангина, черный и белый мел

Кроме штриховок бывают и размывки:
asvqeGjgYHk.jpg

Ян Йозеф Ван Гойен, "Ярмарка в деревне", 1653 г.
Черный мел, кисть серым тоном; рамка чернилами


Серый тон здесь - это размывка черного мела водой, и штрихи частично исчезли.

Тушь и чернила можно наносить кистью, а можно пером (металлическим или тростниковым), от этого зависит характер штриха. Узнаваемые штрихи от тростникового пера:
7xylmm0eRG0.jpg

Джованни Баттиста Тьеполо, "Снятие с креста", 1765–1768 гг.
Перо и кисть коричневым тоном по наброску черным мелом


ze6jsi2gWF0.jpg

Рембрандт Харменс ван Рейн, "Набросок женщины с ребенком на руках", рубеж 1640-х–1650-х гг.
Перо коричневым тоном, правка белилами; рамка чернилами

Это единственный подлинный рисунок Рембрандта в собрании.

В рисунке важен цвет бумаги. Белой почти нет, особенно в старинных экспонатах: бескислотную бумагу стали делать сравнительно недавно, а до этого она ожидаемо желтела. (Интересно, в какую сторону меняется цвет синей бумаги?) С другой стороны, бумага, цветная изначально, для художника удобнее тем, что сама по себе дает условно средний тон. Дальше остается лишь сделать тени более темным, чем бумага, материалом, а свет и блики - белилами.
G7CApyecoKg.jpg

Николаус Александр Майр фон Ландсхут, "Апостол Симон Зилот", 1496 г.
Кисть черным тоном, белила на бумаге, тонированной зеленым


MT0vDOVF20o.jpg

Лелио Орси. Эскиз фриза с фигурами двух обнаженных мужчин-теламонов, поддерживающих гирлянду фруктов, между 1546 и 1554 гг.
Перо и кисть коричневым тоном, белила (частичное окисление), на бумаге коричневого тона; расчерчен на квадраты черным мелом; отдельные контуры продавлены металлическим штифтом


Вот очень сложная техника:
1m2w8gLybJQ.jpg

Николас Питерс Берхем, "Озаренный солнцем итальянский пейзаж с путниками и пастухом", около 1657 г.
Кисть коричневым и серым тонами по наброску черным мелом; рамка чернилами. По контурам продавленные линии для перевода в гравюру


Здесь смысл в том, что в одном рисунке сочетаются мазки и теплого, и холодного цветов. Если вы учились скетчингу маркерами, вы знаете, что тоновую линейку серых (холодных, теплых или нейтральных) маркеров лучше брать всю одного производителя, т.к. у разных производителей тепло-холодность серых цветов может заметно различаться. А как же такая техника, как здесь? У Берхема все, что в глубокой тени, тонировано серым (холодным), а объекты, на которые в тени падают отсветы от ближайших предметов, тонированы коричневым (теплым).

yyVoVzqS-9I.jpg

Жан Мишель Моро младший, "Туалет перед маскарадом", 1762 г.
Перо серым тоном, кисть серым и коричневым тонами; рамка чернилами

А здесь я закономерности распределения коричневого и серого проследить не смогла.

Чернила, нанесенные кистью:
pmSlZNxkoL8.jpg

Жан-Оноре Фрагонар, "В парке", не ранее середины 1770-х гг.
Кисть коричневым тоном по подготовке черным мелом

Интересный рисунок пятнами. Явно сильно выцвел. Такое впечатление, что местами кончик кисти оказался толще, чем нужно было художнику, например, на зонтике.

Бывает и такое сочетание материалов:
Y2CivWfjQQs.jpg

Франсуа Буше, "Спящая молодая женщина", около 1758-1760 гг.
Черный и белый мел, сангина, пастель на коричневатой бумаге


Здесь пастелью добавлен голубой цвет, при смешении с черным мелом он дает серо-синий.

Акварель:
IAglRpX8dF8.jpg

Гюбер Робер "Руины с обелиском", 1776 г.
Перо черным и коричневым тонами, акварель, белила

Гуашь:
TA3fnjj-iik.jpg

Врубель Михаил Александрович, "Демон поверженный", эскиз-вариант одноименной картины, 1901 г.
Акварель, гуашь, бронзовая краска на нескольких склеенных фрагментах бумаги, смонтированных на картонную основу


Вот такую манеру рисунка очень люблю:
i4I_QakpQO0.jpg

Поль Элле, "Женщина, облокотившаяся на перила", конец 1890-х гг.
Уголь, сангина, мел на бежевой бумаге

Вроде полтора штриха на бумаге, но изображение есть, со всеми деталями, какие нужны - а каких нет, без тех можно обойтись, их мозг достраивает уже сам за счет константности восприятия. И бумага обязательно тонированная, всего получается 4 тона - блик (мел), свет (бумага), полусвет и полутень (сангина), полутень и тень (уголь).

Единственный в собрании рисунок Одилона Редона:
_xQ8LdYZGjc.jpg

Одилон Редон, проект обложки журнала «Весы», около февраля — начало марта 1904 г.
Уголь, карандаш

С Редоном у меня свои особые отношения, как-нибудь расскажу в "Записках мастеведа". В этот раз я впервые видела его произведение в подлиннике.

И еще один из моих любимых художников:
wi2rL4Gfj9o.jpg

Каспар Давид Фридрих, "Гроб на краю могилы", вторая половина 1830-х гг.
Кисть сепией, графитный карандаш

Сепия - это изначально чернила, сделанные из каракатицы, дают характерный серо-коричневый цвет. В наше время сепия, соответственно, это все, что такой цвет имитирует, т.е. не только чернила, но и акварель, и карандаши.

Пока искала в Интернете рисунки, нашла еще один в том же духе:
ya3yH6toYjU.jpg

К.Д. Фридрих, "Пейзаж с могилой, гробом и совой"
Чернила сепии и карандаш на бумаге


Ну прелесть же. Правда, видовая принадлежность совы вызывает много вопросов, но смысл не в этом. Это романтизм - поэтому руины, разрытые могилы, покосившиеся надгробия прекрасны, и это не обсуждается.

К выставке выпущен большой каталог, я его взяла не только потому, что мне интересно разглядывать техники, но и потому, что эта выставка стала исторической: она открылась в период самоизоляции при закрытых дверях музея.

Виртуально посмотреть всю экспозицию можно на сайте Пушкинского музея: https://www.virtual.arts-museum.ru/data/vtours/graphics/?lp=graphiccol_6&lang=ru

Фото из Интернета
 
Видеоматериалы к выставке "От Дюрера до Матисса"

Открытие выставки
Как происходило открытие при закрытых дверях

Кураторская экскурсия, часть 1
Кураторская экскурсия, часть 2
Рассказывает в.н.с. отдела искусства Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ имени А.С. Пушкина В. Мишин


Дальше подборка коротких видео, по 5-7 мин., о конкретных экспонатах выставки или небольших группах экспонатов одного или нескольких авторов:

"Мусме" Винсента Ван Гога

Коллекция голландской графики: рисунки XVII столетия

Романтизм Карла Брюллова

Творчество Зинаиды Серебряковой

Творчество Александра Бенуа и Виктора Борисова-Мусатова

Абстракционизм Василия Кандинского

Творчество Ивана Билибина

Творчества Франсуа Лемана

Акварель Робера Делоне

Рисунки Жан-Батиста Грёза

Сепия и акварель Поля Синьяка

Художники объединения "Бубновый валет"

Рисунки Рембрандта
Да, видео озаглавлено именно так, хотя я писала, что рисунок Рембрандта в собрании только один. Дело в том, что другие рисунки тоже некоторое время назад считались его, но потом были переатрибутированы. Об этом и будет рассказано.

Рисунки Петера Пауля Рубенса

Акварель Александра Дейнеки

Франсуа Буше и Шарль-Жозеф Натуар

"Демон" Михаила Врубеля

Творчество Павла Филонова и Кузьмы Петрова-Водкина
 
11 сентября на выставке "Конная Россия" должна буду делать доклад-отчет о трехлетней работе по учету серебристых лошадей.
Полная программа конференции здесь.
 
Сверху