ВЫСТАВКА "ОТ ДЮРЕРА ДО МАТИССА. ИЗБРАННЫЕ РИСУНКИ
ИЗ СОБРАНИЯ ГМИИ им. А.С. ПУШКИНА"
Пушкинский музей
Билеты надо покупать заранее, но сеансов много, интервал между ними 15 мин. Так что можно подобрать подходящее время. В стоимость билета входит также и посещение постоянной экспозиции.
Выставка большая, занимает не только всю лестницу и Белый зал (обычное пространство для временных экспозиций), но и несколько рисунков выставлены под произведениями живописи в соседних залах постоянной экспозиции (XVI-XVIII вв.). Увы, в два из этих залов я забыла заглянуть, поэтому кое-чего не увидела. Экспонатов много, охвачен период с XV по середину XX вв., представлены разные школы рисунка.
Лицом выставки стал единственный в России рисунок Ван Гога:
Винсент ван Гог, "Портрет молодой девушки ("Мусме")", конец июля — начало августа 1888 г.
Перо (тростниковое и обычное) тушью по подготовке графитным карандашом
Это не предварительный эскиз, а своего рода репродукция, сделанная художником после завершения живописного портрета и отправленная в письме художнику Эмилю Бернару, а оригинал выглядит так:
Вообще о графике писать сложно, потому что сложно сформировать к ней отношение. Мы (широкие круги любителей изобразительного искусства) очень мало ее знаем. Произведения очень хрупкие (бумага, пергамен), материалы либо осыпаются и смазываются (частички мела, угля, пастели, густые мазки гуаши), либо выцветают на свету (чернила, тушь, гуашь, акварель). Поэтому в постоянных экспозициях музеев графики либо нет, либо экспонаты меняются (кажется, каждые 3 месяца), а в залах обычно приглушенный свет.
Важно не просто увидеть рисунок, но и почувствовать его фактуру, хотя как это сделать, не прикасаясь? А вот глазами.
Бумага имеет разную фактуру, иногда на ней бывают процарапанные следы без пигмента - либо что-то стерли, либо лист лежал под другим листом, когда рисунок делали на верхнем. В каталогах такие особенности указывают в примечании, но, как правило, камера, даже профессиональная, их не отображает, а вот живьем их можно разглядеть.
Рисунки отобраны не по тематическому признаку, а, условно скажем, по разнообразию техник. Так что и смотреть эту выставку стоит прежде всего с точки зрения техники.
Рисунок - это более сложное подражание реальности, потому что средства очень лаконичные, и результат их применения еще дальше от фотографии, чем живопись. Цвет в графике - особая тема. Как правило, это либо монохром, либо очень ограниченная цветовая гамма. Принцип - сведение наблюдаемого в жизни разнообразия цвета к ограниченной гамме, которая еще и должна передавать тона, иначе изображение "просядет" по теням, глаз не будет правильно считывать, что ближе, что дальше, и изображение будет трудно идентифицировать с понятными нам объектами.
Разного рода карандаши, - техника знакома и понятна, каждый рисовал хотя бы в школе.
Гвидо Рени, два этюда мула, 1603–1604 гг.
Черный мел на голубой выцветшей бумаге
Применяются разного рода штриховки.
Сангина - красно-кирпичный материал типа мела.
Пармиджанино (Франческо Маццола). Этюды голов, 1525-1527 гг.
Сангина
Сангину иногда сочетают с "серыми" материалами, особенно для прорисовки человеческого тела:
Петер Пауль Рубенс, "Образ Мадонны, несомый ангелами (Мадонна делла Валличелла)", эскиз для алтарной композиции, 1608 г.
Сангина, черный и белый мел
Кроме штриховок бывают и размывки:
Ян Йозеф Ван Гойен, "Ярмарка в деревне", 1653 г.
Черный мел, кисть серым тоном; рамка чернилами
Серый тон здесь - это размывка черного мела водой, и штрихи частично исчезли.
Тушь и чернила можно наносить кистью, а можно пером (металлическим или тростниковым), от этого зависит характер штриха. Узнаваемые штрихи от тростникового пера:
Джованни Баттиста Тьеполо, "Снятие с креста", 1765–1768 гг.
Перо и кисть коричневым тоном по наброску черным мелом
Рембрандт Харменс ван Рейн, "Набросок женщины с ребенком на руках", рубеж 1640-х–1650-х гг.
Перо коричневым тоном, правка белилами; рамка чернилами
Это единственный подлинный рисунок Рембрандта в собрании.
В рисунке важен цвет бумаги. Белой почти нет, особенно в старинных экспонатах: бескислотную бумагу стали делать сравнительно недавно, а до этого она ожидаемо желтела. (Интересно, в какую сторону меняется цвет синей бумаги?) С другой стороны, бумага, цветная изначально, для художника удобнее тем, что сама по себе дает условно средний тон. Дальше остается лишь сделать тени более темным, чем бумага, материалом, а свет и блики - белилами.
Николаус Александр Майр фон Ландсхут, "Апостол Симон Зилот", 1496 г.
Кисть черным тоном, белила на бумаге, тонированной зеленым
Лелио Орси. Эскиз фриза с фигурами двух обнаженных мужчин-теламонов, поддерживающих гирлянду фруктов, между 1546 и 1554 гг.
Перо и кисть коричневым тоном, белила (частичное окисление), на бумаге коричневого тона; расчерчен на квадраты черным мелом; отдельные контуры продавлены металлическим штифтом
Вот очень сложная техника:
Николас Питерс Берхем, "Озаренный солнцем итальянский пейзаж с путниками и пастухом", около 1657 г.
Кисть коричневым и серым тонами по наброску черным мелом; рамка чернилами. По контурам продавленные линии для перевода в гравюру
Здесь смысл в том, что в одном рисунке сочетаются мазки и теплого, и холодного цветов. Если вы учились скетчингу маркерами, вы знаете, что тоновую линейку серых (холодных, теплых или нейтральных) маркеров лучше брать всю одного производителя, т.к. у разных производителей тепло-холодность серых цветов может заметно различаться. А как же такая техника, как здесь? У Берхема все, что в глубокой тени, тонировано серым (холодным), а объекты, на которые в тени падают отсветы от ближайших предметов, тонированы коричневым (теплым).
Жан Мишель Моро младший, "Туалет перед маскарадом", 1762 г.
Перо серым тоном, кисть серым и коричневым тонами; рамка чернилами
А здесь я закономерности распределения коричневого и серого проследить не смогла.
Чернила, нанесенные кистью:
Жан-Оноре Фрагонар, "В парке", не ранее середины 1770-х гг.
Кисть коричневым тоном по подготовке черным мелом
Интересный рисунок пятнами. Явно сильно выцвел. Такое впечатление, что местами кончик кисти оказался толще, чем нужно было художнику, например, на зонтике.
Бывает и такое сочетание материалов:
Франсуа Буше, "Спящая молодая женщина", около 1758-1760 гг.
Черный и белый мел, сангина, пастель на коричневатой бумаге
Здесь пастелью добавлен голубой цвет, при смешении с черным мелом он дает серо-синий.
Акварель:
Гюбер Робер "Руины с обелиском", 1776 г.
Перо черным и коричневым тонами, акварель, белила
Гуашь:
Врубель Михаил Александрович, "Демон поверженный", эскиз-вариант одноименной картины, 1901 г.
Акварель, гуашь, бронзовая краска на нескольких склеенных фрагментах бумаги, смонтированных на картонную основу
Вот такую манеру рисунка очень люблю:
Поль Элле, "Женщина, облокотившаяся на перила", конец 1890-х гг.
Уголь, сангина, мел на бежевой бумаге
Вроде полтора штриха на бумаге, но изображение есть, со всеми деталями, какие нужны - а каких нет, без тех можно обойтись, их мозг достраивает уже сам за счет константности восприятия. И бумага обязательно тонированная, всего получается 4 тона - блик (мел), свет (бумага), полусвет и полутень (сангина), полутень и тень (уголь).
Единственный в собрании рисунок Одилона Редона:
Одилон Редон, проект обложки журнала «Весы», около февраля — начало марта 1904 г.
Уголь, карандаш
С Редоном у меня свои особые отношения, как-нибудь расскажу в "Записках мастеведа". В этот раз я впервые видела его произведение в подлиннике.
И еще один из моих любимых художников:
Каспар Давид Фридрих, "Гроб на краю могилы", вторая половина 1830-х гг.
Кисть сепией, графитный карандаш
Сепия - это изначально чернила, сделанные из каракатицы, дают характерный серо-коричневый цвет. В наше время сепия, соответственно, это все, что такой цвет имитирует, т.е. не только чернила, но и акварель, и карандаши.
Пока искала в Интернете рисунки, нашла еще один в том же духе:
К.Д. Фридрих, "Пейзаж с могилой, гробом и совой"
Чернила сепии и карандаш на бумаге
Ну прелесть же. Правда, видовая принадлежность совы вызывает много вопросов, но смысл не в этом. Это романтизм - поэтому руины, разрытые могилы, покосившиеся надгробия прекрасны, и это не обсуждается.
К выставке выпущен большой каталог, я его взяла не только потому, что мне интересно разглядывать техники, но и потому, что эта выставка стала исторической: она открылась в период самоизоляции при закрытых дверях музея.
Виртуально посмотреть всю экспозицию можно на сайте Пушкинского музея:
https://www.virtual.arts-museum.ru/data/vtours/graphics/?lp=graphiccol_6&lang=ru
Фото из Интернета