Навстречу ветру. Энциклопедия (стр. 202)

Единственное, чего хочется после защиты, - никогда больше не видеть лошадей и не открывать ни одной книги, имеющей хоть какое-то отношение к колористике или генетике.

Но нельзя. Нельзя давать волю постзащитному расстройству. Специфического лечения от него не существует. К тому же сейчас наступили сложные времена.

Любую научную работу нужно начинать с обоснования важности темы. Пигменты влияют на приспособительные способности организма, бывают связаны с генетическими нарушениями, их отсутствие лишает пробанда зрения или слуха, окраска сама по себе может быть хозяйственно-полезным признаком. Все это хорошо известно.

Но сейчас пигменты, природные цвета стали чем-то большим, чем просто цвет.

Цвета теперь - разделяют, из-за цветов ненавидят друг друга, ставят на колени и убивают. Из-за этого их сущность, смысл и красота затираются и забываются.

Вопрос, который мне задают чаще всего: "Когда вы будете переиздавать "Масти лошадей"?" В ближайшее время - не буду. Я чувствую потребность показать то же самое - и смежное - под совсем другим углом. Поэтому и начинаю свои записки мастеведа, которые планировала уже давно.
Любые вопросы по теме приветствуются.
 
Добрый день!
Мне было бы очень интересно узнать о практическом применении масти, закономерности наследования определенных болезней или предрасположенности к таковым, в зависимости от окраса и отметитин.
Существуют поговорки на разных языках у народов, имеющих долгий опыт воспитания и тренинга лошадей, которые определенным образом характеризуют масти и отметины (особенно на ногах)....
Мне было бы интересно прочесть что то такое, особенно, если эти народные мудрости каким то образом перекликаются с современным научным подходом и имеют доказательную базу.
 
МАНЧАДО

Я старалась избегать на форумах тем вроде "Ваша любимая масть". Не помню, чтобы хоть раз отписывалась в такой теме, хотя чужие ответы читала с интересом.

В самом деле, какая может быть для мастеведа любимой? Есть масти массовые, есть примечательные каким-то фактом, но есть масти особенные. Я хочу сказать, что их особенность - это личностный смысл. Пожалуй, серебристые масти для меня безусловно особенные, с ними для меня связано очень многое.

Но сейчас я хочу рассказать не о серебристых мастях, а о пегости. И не потому, что пегость загадочна, непредсказуема, хотя так оно и есть. А потому, что пегость традиционно создает для заводчика проблему - если речь, конечно, идет о разведении непегой породы. А еще потому, что неисповедимы ее пути в родословных, если брать даже не подборку племенных книг, а смотреть шире, изучать древо связей между целыми породами.

Я никогда лично не изучала манчадо: такой возможности попросту не было. Достаточно долго для меня оно условно было "пятой пегостью" - после тобиано, оверо, сабино и сплешед уайт его полагалось описывать пятым пунктом как последнее из выделенного на тот момент (начало 2010-х годов). Вкратце повторю то, что нам известно к настоящему моменту о манчадо.


“Manchado” по-испански “пестрый”. Этот тип пегости наблюдается на территории Аргентины в таких породах, как чистокровная верховая, арабская, креольская и хакне.

Для манчадо характерна большая белая пежина на боку (обычно на обоих боках - в одной из заметок отдельно расскажу о симметрии пегости) с резко очерченными краями, как округлых контуров, так и немного рваных; на пежине разбросаны пятна разных размеров, окрашенных в цвет основной масти лошади.
Пятна могут быть как мелкими, похожими на чубаринки или крап, характерный для некоторых форм сабино. Но могут быть и крупные округлые/овальные пятна. Или неправильной формы - про себя я называю такие осколками.

Степени выраженности манчадо, по Споненбергу:
I_GpBiIbMyI.jpg


Слабо выраженное манчадо: пежина на верхней стороне шеи, может захватывать гриву.

gkLGH0BW_w0.jpg

Из книги Споненберга, 2017

Пежина может распространяться на шею и корпус, но обычно не затрагивает голову и ноги. Отдаленно похоже на тобиано, но для манчадо характерно отсутствие белых отметин на ногах.

5YWe3t5S8Oo.jpg

Из книги Споненберга, 2017

У первой лошади лошади есть отметина на ЗЛ, у второй - большая звезда, переходящая в лысину, но они обусловлены другими факторами.
Манчадо отдельно, отметины отдельно.

t6CSxlETlM4.jpg

Аргентинский поло-пони

8N407QTXL3M.jpg

Манчадо у жеребенка из фейсбука

Механизм наследования манчадо неизвестен.

Я прониклась к манчадо, когда готовила к изданию "Масти". Тогда художник Екатерина Ставровская писала коней маслом по разным референсам и моим словесным описаниям. Ни одной из фотографий, которые я разместила выше, мы тогда не видели. Был 2010 год, в сети нужных изображений почти не было.
bQnkwIJPS00.jpg

Е. Ставровская, "Лошадь масти манчадо"

Увидев ее снятой на телефон (качество тех лет, сами понимаете) при плохом освещении, я подумала: я и не знала, что манчадо может так выглядеть. Что-то в нем есть.

После завершения проекта с иллюстрациями художник подарила эту картину мне.

6dxqOVIQW1k.jpg

Это тоже иллюстрация из мастей, фото Валерии Заноски. Жеребенок из Ейска, полуорловский. Эта странная пятнистость - по всем признакам слабо выраженное манчадо. Жеребчик потом был продан в Туву и вскоре погиб - не выдержал сурового климата, а лошади там живут на улице. У него были жеребята, но странные пятна никому из них не достались.

Можно было бы предположить, что это случайность, результат спонтанной мутации, если бы не фото из старой литературы - из книги А.С. Красникова "Экстерьер лошади":
kB_FNB7I6FM.jpg

Обратите внимание на явное сходство этой пегости с мастью аргентинского поло-пони.

Предположительный путь передачи генов (скорее всего, рецессивных), отвечающих за манчадо, сверху вниз:

1) лошади Древнего Востока
2) [арабские - вариант не обязательный, может быть боковая ветвь схемы]
3) хакне, чистокровная верховая
4) орловская, креольская (следующий этап после 3? боковая ветвь на одном уровне с 3?)
5) аргентинский поло-пони через чистокровную верховую

В большинстве поголовий указанных пород эти гены либо исчезли в результате дрейфа, либо просто встречаются столь редко, что гомозиготы не получаются никогда... почти. Либо получаются, но мы о них не знаем.

Конечно, очень странен тот факт, что манчадо распространено только в Аргентине, если верить литературе. Можно было бы списать на "эффект основателя" общеаргентинского поголовья, если бы не факт, что арабская порода к моменту заселения Южной Америки европейцами уже была сформирована, чистокровная верховая - в процессе формирования, причем формировалась не там, а в Европе. Поэтому кое-кто из западных мастеведов вообще считает, что это не генетическое явление, а что-то обусловленное внешними факторами.
Но там, на Западе, не знают об орловцах и полуорловцах манчадо.

Из отзывов на мою книгу на Амазоне меня больше всего порадовал вот этот, от читателя LJ: "I was especially intrigued by a photo of a Russian born and bred Orlov trotter foal that looked a lot like a manchado, a pattern that has historically only been documented in Argentina."

И немного древнего Египта:
EwKDAXm8E1g.jpg

Изображение датируется 1500-1300 гг. до н.э.
Лесли Катман пишет, что пегость этих лошадей (если присмотреться, там пара) не похожа ни на что, но я не согласна. Это явное манчадо: горизонтальная пежина на корпусе и шее с округлыми пятнами, есть и "осколки" помельче, переносица темная, грива полосатая, хвост, возможно. тоже, на ногах белизна - это "спускается" сверху пежина.

Поэтому я и включила в схему лошадей Древнего Востока.

Хотелось бы дожить до момента, когда будут секвенированы мутации, отвечающие за манчадо.
 
Как угодно город зовите,
Все равно для меня он Питер.
А. Иванов, "Невский проспект"


В новостях на мейл.ру редко освещают какие-либо теоретические вопросы, но в этот раз попался материал о целесообразности называть Санкт-Петербург Питером.
В статье не пишут, но так вышло, что в народе устоялось сокращенное название (через "и") от самого первого варианта именования города - Санкт-Питер-Бурх, по-голландски.
В комментариях есть реплика в адрес упомянутого профессора: "Забыли его спросить", - ожидаемо.
 
НЕ-МАНЧАДО

0uJECtOSoZM.jpg

Фото из 3-го издания книги Споненберга (2009). Жеребенок подписан как манчадо.

Такое оформление иллюстраций хорошо тем, что автор приводит свои аргументы, обосновывающие его идентификацию масти. Попробуем их разобрать:

"Этот жеребенок предположительно демонстрирует проявление редкой пятнистости типа манчадо."
Предположительно - уверенности у автора нет.

"У нее типичные для манчадо мастные пятна на белом фоне."
В принципе, да - но манчадо не единственная пегость, для которой такое возможно.

"Ее легко спутать с сабино, однако на голове и ногах обычно отметины меньшего размера, чем при пегости сабино."
Это жеребенок. Видно, что отметины на ногах будут крупными, на голове - возможно, тоже (просматривается лысина). Т.е. по сути аргумент против манчадо, хотя и не единственно верный.

"К тому же при этой пегости обычно более неровные края, чем для сабино."
Если сравнивать сабино и, скажем, тобиано - да. Если сабино и манчадо - спорно.

"Смущает, что мать явно вороная сабино, хотя у ее рыжего жеребенка очень мало признаков, указывающих на эту масть."
Собственно, здесь и ответ, какая пегость у жеребенка на самом деле.

В рассуждении нет главного - места расположения и ориентации пежины. Она расположена на крупе и явно распространяется вверх от чулка, неровно врезаясь в окрашенную область.
Мастные пятна есть и при многих формах сабино.

Этот пост не в упрек Споненбергу. Это 2009 год. О манчадо только начинают писать, еще почти ничего толком не известно, и опыта визуальной идентификации именно манчадо у любого мастеведа пока мало. Избежать подобных ошибок, к сожалению, вряд ли возможно.
В 4-м издании книги этой фотографии уже нет, хотя есть похожие.
Они идентифицированы как сабино.
 
D.P. Sponenberg, "Equine Color Genetics"

Сегодня расскажу о книге, которая заслуживает, по моему мнению, названия основного труда по генетике мастей. Книга написана доктором ветеринарной медицины Дэном Филлипом Споненбергом, профессором Virginia-Maryland College of Veterinary Medicine. Кроме мастеведения автор также занимается проблемой сохранения малочисленных пород домашних животных.

Книга выдержала 4 издания. Самое первое, 1996 года, мне довелось держать в руках только в Центральной сельскохозяйственной библиотеке. Остальные мне уже удалось приобрести.

GiJdYi9NrJI.jpg

2003, 2009, 2017
Четвертое издание подготовлено в соавторстве с Ребеккой Беллоун, ученым-генетиком.

CN0Jt_pFN7k.jpg

Фрагмент оглавления, далее по той же схеме: сперва описание фенотипов, потом механизм наследования.

Примечательно, что modifications (оттенки мастей, зональное потемнение, подласость и др.) идут сразу после базовых мастей.

Много вот таких таблиц, систематизирующих названия разных отмастков:
_hsnWvDCn4U.jpg


Здесь отмастки мастей зонарной группы. Слева обозначается базовая масть, далее добавляется вариант с зональным потемнением, затем варианты отмастков, обусловленных разными оттенками покровного волоса: темный, средний и светлый отмастки.
Приведенные здесь термины в основном разговорные.

m8qPDb-20NI.jpg


Есть и такая схема, в ней показаны соотношения между собой разных мастей по цветам и оттенкам. Они несколько спорны, и без цветовых обозначений, хотя бы условных, для схемы, в ней ориентироваться трудно.
Понятно, что каурая по цвету пересекается с рыжей и соловой, но чем ближе к центру схемы или нижнему левому углу, тем сложнее следить за рассуждениями автора. Это интересно как демонстрация взглядов Споненберга, но не уверена, что схема что-то дает начинающим для понимания фенотипов.

h7kSmhGsctM.jpg

Таблица-памятка с указанием генотипов мастей

rHJCvcX7_DA.jpg

Иллюстрации из 2-го издания. В третьем они тоже есть.
По порядку: гнедая, темно-красно-гнедая, "дикая" золотисто-гнедая, "дикая" светло-золотисто-гнедая с подласостью, темно-гнедая, караковая.
Цветопередача иллюстраций такая, как на фото. Т.е. не очень.

gVwft4TkufA.jpg

Иллюстрации из 3-го издания. Помню, как только получила книгу, я сразу полезла смотреть именно эти фотографии.
По порядку: классическая шампанская, янтарная шампанская, янтарная шампанская (фрагмент), золотая шампанская (разные отмастки).

m5lobTNhdGY.jpg

По порядку: пастельная, пастельная (темный, фрагмент), осветленная вороная у арабской лошади.

Такое представление иллюстраций мне понравилось, и я использовала его в своей книге.

В 4-м издании многое изменилось: добавились рисованные схемы мутаций и действия аллелей на масть.
_wWJewHTtA0.jpg

Ген Dun: аллели Dn+, nd1 и nd2

oQjSP1TP7fE.jpg

Действие аллелей генов MC1R (Extension) и ASIP (Agouti)

Иллюстрации уже не в отдельной вкладке, а включены в текст в разных местах.
FHpLRaeHXac.jpg

По порядку: гнедая, рыжая, саврасый жеребенок, гнедо-пегая сабино
 
ВЫСТАВКА "СОВЫ", ДАРВИНОВСКИЙ МУЗЕЙ

Я выбралась из изоляции и решила сходить в музей. Пока добралась только до Дарвинского. Большая часть музеев, принимающих посетителей, продает билеты на определенные сеансы с очень маленьким интервалом времени на вход - 15 минут, а мне сейчас сложно планировать посещение музеев на определенное время.
В Дарвинский музей билеты продаются без фиксированного времени и даже дня, срок годности месяц.

Выставка "Совы" расположена в корпусе временных экспозиций.
O6pe3Y7lz2Y.jpg


Такой небольшой зал. Народу, конечно, не как на фото - почти никого не было. Здесь можно видеть, как устроена экспозиция: в середине зала несколько витрин, по стенам плакаты с информацией о совах, анималистическая графика, фотографии.

Что меня порадовало в плакатах: история отношений человечества с совами начинается не с Афины, а с нее:
f0LxcbjWilo.jpg


Барельеф называется "Царица ночи", хранится в Британском музее, так что на выставке только его фото. Предположительно это Иштар, месопотамская богиня ночи, плотской любви, плодородия и войны.

В витринах выставлены чучела почти всех видов сов, а также других животных - их жертв, соседей или конкурентов.
4cS-8FDzO2c.jpg



KyO79v5deAQ.jpg


Например, ястребиная сова - странное существо, переходная форма. У нее туловище ястреба-перепелятника и совино-соколиная головка.

Было несколько скульптур:
XsDWCLnRtPY.jpg

Керамическая полярная сова

Мне больше всего понравился сыч из крупного куска гранита, очень грубо сделанный, из валуна выступают лишь шарообразная голова и крылья. Но фото не нашла.

Как обычно, показаны несколько книг из библиотеки музея:
2NFWKh5eI_I.jpg

Eleazar Albin, "Natural History of Birds", 1737

eJMCjpaJKkw.jpg

John Gould, "The Birds of Great Britain", 1873

Это сипухи. Отряд совообразных делится на семейства настоящих сов (филины, неясыти, сычи, совы) и сипух. У сипух сердцевидный лицевой кружок и голые лапки. Птицы специфические. Впервые я увидела их на фотографии в журнале "Америка", и меня почему-то едва не затошнило. Сипухи до сих пор вызывают у меня не самые приятные ощущения. Хотя у них интересный узор на перьях, почти павлиньи глазки.

sh-LNrNSHfY.jpg

Иллюстрация из той самой знаменитой книги Дж.Дж. Одюбона "Птицы Америки" (1827 - 1838 гг.), самой дорогой печатной книги в мире. Здесь изображена ушастая сова.

XX62iPox1pk.jpg

А это уже иллюстрация из итальянской книги нулевых годов XXI века: это серая неясыть, слева серая морфа, справа рыжая.

У диких животных тоже иногда бывают отклонения в окраске, не обязательно демаскирующие. Как-нибудь расскажу об этом в записках мастеведа.

Bp917M6Y_C4.jpg

Браминский сычик в гнезде, находящемся в разломе старого дерева. Таиланд
Фото Игоря Барташова

DtGNd6cGD-k.jpg

Болотная сова пережидает сильнейший ливень на присаде из засохшего борщевика. Заказник Журавлиная родина, Подмосковье
Фото Игоря Барташова


На выставке есть интерактивный экран, можно послушать голоса разных видов сов. Они очень разные, от уханья, хохота филинов и диких воплей домовых сычей до мелодичных трелей ястребиной совы и мохноногого сыча. Понятно, почему этих птиц считали связанными с нечистой силой: голоса у некоторых как из преисподней, особенно дальневосточный рыбный филин впечатляет.

В детском уголке можно собрать паззл, поиграть в игру-запоминалку с фотографиями, раскрасить раскраску-антистресс (очень маленькая) и собрать бумажную сову.

Экскурсия по выставке

К выставке выпущены только сувениры - футболка, альбом и тетрадь, блокнот для записей, магниты. Взяла все это для сына, а для себя - сувениры с уже закрывшейся выставки "Монголия", в которой участвовали экспонаты из Музей Востока (два альбома, эмалированная кружка и разные мелочи с лошадью Пржевальского). Еще купила каталог коллекции датского анималистического фарфора и открытки "Кони" с картинами А.Н. Комарова, написанными специально для Дарвинского музея по заказу А.Ф. Коста, его создателя.

В главном здании сейчас есть небольшая экспозиция, посвященная юбилею основателя. Просто интересные факты: оказывается, Котс консультировал таксидермиста, который делал чучело орловского Улова. Там же фото с каркасом в процессе набивки и маленькой гипсовой моделью. Наверное, модель демонстрирует позу, которую надо придать чучелу.
В 20-е годы Котс оставил семью без самовара, обменяв его на чучело белки-альбиноса. Но его жена была его верной соратницей, зоопсихологом, всю жизнь посвятила музею мужа. Так что она наверняка одобрила сделку.

Поэтому я зашла еще взглянуть на животных-аберрантов в основной экспозиции. Но об этом в следующий раз.

Фото из Интернета
 
В Пушкинском музее прошел цикл онлайн-лекций по английскому изобразительному искусству, посвященных художникам, чьи выставки проходили в музее в последнее десятилетие.

«Померанские шпицы». Портрет и пейзаж в творчестве Томаса Гейнсборо
Читает Е. Коротких, н.с. отдела искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков

"Уильям Тёрнер и Уильям Блейк. Из XVIII столетия в XX век"
А.В. Познанская, зам.зав. отделом искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков, хранитель живописи XIX века, куратор выставки Гейнсборо.
Специфическая тема. Блейк был и поэтом, и христианским художником-визионером.


"Прерафаэлиты. Рождение британского авангарда"
А.В. Познанская

"Бердслей и русские бердслеисты. По мотивам выставки «Оскар Уайльд. Обри Бердслей. Взгляд из России"
А.В. Познанская, А.А. Савинов, с.н.с. отдела личных коллекций
 
В одной из тем меня спросили, с чем я могу связать широкое распространение инфантильности у современных людей. Попробую ответить.

Вообще для распространения любого явления в определенный период времени есть всего две группы причин:
1) так получилось (вроде дрейфа генов в генетике);
2) какие-то общественные силы стимулируют распространение этого явления, потому что им это выгодно.

И если первый пункт не требует комментариев, то со вторым интересно было бы разобраться.

Кому выгодно, чтобы большинство членов общества были инфантилами?
Важная оговорка: речь не об обществе в целом, а лишь о его трудоспособной прослойке. Инфантильность - нормальная стадия возрастного развития личности. Именно с нее развитие каждого из нас и начинается. Так что мы не говорим о несовершеннолетних, нетрудоспособной молодежи (к этой категории относятся лица либо до 18 лет, либо до 23, если они учатся в учебных заведениях), инвалидах с особенностями психического развития и стариках.

Что характерно для инфантилов?
Во-первых, убеждение, что все самое хорошее - красивые экстерьерные особенности, внутренние качества, материальные блага и возможности - им гарантировано просто по факту рождения. А если чего-то из списка вдруг нет, значит, кто-то зажал.
Что делать? Надо найти виноватого и истребовать компенсацию. Нужно в любой форме взять и обеспечить себе недостающее, не оглядываясь на обстоятельства, - потому что если возникает какое-то желание, значит, оно должно, просто обязано быть удовлетворено.

Реклама, использующая слоганы типа "ведь ты этого достойна", апеллирует именно к такому качеству инфантилов.

Вторая особенность - душевная лень и желание получать все нужное извне. Инфантил не понимает, что, например, если хочешь обладать определенными душевными качествами, а их в тебе нет, надо работать над собой. И для имиджа хорошего надо поработать. По крайней мере постараться какое-то время, причем относительно продолжительное, а не так, что попробовал раз или два, ничего не получилось - и ну его.

Реклама, продавцы услуг, намекающие, что сделают что-то за клиента, играют именно на этом качестве.

Ни в коем случае не хочу сказать, что услуги для широкого потребителя и расширение их спектра - однозначное зло. Но вопрос в том, до каких пределов может расширяться этот спектр.
Основная выгода для потребителя, чтобы услугодатель сделал за него, - освободить свое время и силы.
И очень важно, для чего они в итоге освобождаются. Для другого полезного дела или для праздности?

Здесь может возникнуть вопрос: неужели инфантилы все-все хотят получать извне? и деньги на пропитание тоже?
Т.е. если я зарабатываю сам и нахожу это нормальным, значит, я точно не инфантил?
(Поэтому в полемике люди с явными инфантильными чертами очень любят использовать этот аргумент. Обожают рассказывать, с какого возраста они сами зарабатывают.)

Ах, если бы это что-то значило. Нет, готовность содержать себя самого - черта важная для взрослого человека, но не достаточная.
Вопрос, как сказали бы генетики, в степени экспрессивности признака.
Желание сесть на голову ближним может быть выражено в разной степени. Крайняя степень - пожалуй, это мировоззрение убежденных уголовников-воров.
Уголовный мир, пожалуй, ассоциируется со всем грубым и брутальным. Где же там место инфантильности и всему детскому?
Не претендую на истинность своих умозаключений относительно этих людей, но кое-какие соображения есть. Если вы хотя бы приблизительно знакомы с культурой этого мира, вспомните, как много места в ней занимают образы родительских фигур: "не забуду мать родную", мать, ждущая сына из колонии, образ Бога на татуировке, который напоминает заповедь "чти отца своего и мать свою" (добрые родительские фигуры), - и государство, власть, представители исправительной системы, от которых не уйти и вырваться, потому что с ними ты связан судьбой и которые являются злыми родительскими фигурами, потому что они больше тебя и сильнее. С кем еще так можно быть связанным, что не уйти далеко и никак не избавиться? Только со злыми родственниками. Злые, но родные.

Третья особенность инфантила - жадность.
Кстати, большинство ее в себе не видят, а наоборот считают себя очень щедрыми. Дело в том, что жадность бывает разной, в разных сферах жизни. Можно быть жадным не только до денег, но и до внимания окружающих, до информации, до секса, до комплиментов, даже до учебы - хотя, казалось бы, .
Самый страшный вариант - жадность до кайфа. Если ты жаден до кайфа как такового, ты не настроен трудиться, а кайф получать в процессе. Кайф становится самоцелью. Такая жадность открывает дорогу любым аддикциям, от шопингомании до алкоголизма.
Распространенные в наше время пищевые аддикции - тоже форма подобной жадности до простого кайфа.

Легко догадаться, кому это может быть выгодно: производителям... пожалуй, всего, что можно так или иначе унести с собой.

Жадность связана с тем, что у инфантила слиты границы со всем миром, он не понимает своей отдельности и отделньости о себя самого других людей. На словах он может это отрицать - но не чувствует по-настоящему. Он не понимает главного: где его, где общее, а где чужое. Отсюда и желание захватить все, ведь оно уже присвоено. Кажется, стоит протянуть руку к желанному предмету - и он уже твой. А если не твой, то надо достать. Не достал - все, стресс и тяжелая травма.

Четвертая особенность - отсутствие у инфантилов внутренних опор, неумение справляться со стрессом. Хочется написать, что это очень выгодно современным психологам, но нельзя говорить о них огульно, все-таки специалисты бывают разные. Однако не секрет, что в последнее время психологическое образование стало одним из самых модных на всех уровнях.
В любом сообществе специалистов есть лучшие представители, а есть и средние и даже худшие. Куда девать массы психологов-середнячков? причем психологов, нацеленных на непосредственную работу с клиентами? (В этой профессии есть очень много направлений и профилей, работа очень разная.)
Выход есть: внушать людям, что без психологов, причем без длительной, многолетней терапии, им никак. Рекомендовать не брать себя в руки в определенных ситуациях, а чуть что - иди к психологу. Ну да, ведь у тебя нет ни головы, ни силы воли.
Надо понимать, что психологи - тоже производители услуг.
Кстати, самая эффективная работа с психологом происходит тогда, когда клиент ориентирован на работу над собой, а не просто прийти и вывалить свои проблемы в очередные уши. Психолог только подсказывает клиенту, а реальная работа происходит внутри. И это не длится годами.

Еще один момент: взаимодействие инфантила с информацией. У нас сейчас вроде как информационное общество, и власть в социуме основана прежде всего на доступе к информации.
Инфантилы информацию о себе не просто сообщают, а вываливают много чего лишнего. Это проявляется не только в карикатурных формах ведения аккаунта в инстаграме, с фотографиями своего обеда и прочего интимного. Это можно видеть в любого рода полемике, когда люди начинают рассказывать о себе и приводить себя в пример в подтверждение каких-то общих истин.
Бывает, задаешь на форуме человеку вопрос почти анкетного характера. В ответ он вываливает длиннющий пост, после которого за него становится неловко. В таких постах человек показывает всего себя окружающим как на ладони. Хотя все это обычно в псевдозавуалированной форме. Такие люди часто думают, что пишут о себе очень загадочно, никто их не поймет.
Можно играть и зарабатывать и на желании человека рассказать о себе: издать типографским способом его мемуары или выписки из личного дневника. Если нечего издавать - помочь в написании текста и тоже взять за это деньги. Если продукт никому не нужен - взять деньги за его продвижение.

В общем, причина распространения инфантильности в наше время, на мой взгляд, - общество потребления как таковое. Действующие в нем силы, нацеленные на то, чтобы люди потребляли, потребляли... И для этого они должны быть безгранично, до одури жадными.

Дальше эффект снежного кома. Например, инфантилы очень любят публично жаловаться. В Интернете они получают поддержку от таких же инфантилов. Сказать что-то поперек - гарантированно подвергнуться их атаке и осуждению. Так инфантилы воспитывают и стимулируют друг друга.
Или даже это можно назвать эффектом греческого хора: голоса отражаются, множатся, и звук усиливается.

Общество потребления не порождает инфантилов. Инфантильность до определенного возраста - норма, а не нарушение. Общество, скорее, старается сделать так, чтобы как можно больше людей трудоспособного возраста оставались инфантилами. Создает условия, при которых оставаться в таком состоянии как можно дольше кажется выгодным.
 
РЫЖЕНЬКИЙ ПАКЕТ

- А пакет вам нужен? У нас такой, рыженький.

Я согласилась. Это было в магазине Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства, куда я пошла на выставку, посвященную 150-летию винного дома Абрау-Дюрсо.

С фразой не все так просто. Дело в том, что на самом деле пакет - оранжевый. Спектрально этот цвет ничем не отличается от рыжего, но есть существенные различия в т.н. сфере денотации - проще говоря, в том, что принято обозначать таким термином.

Оранжевый - для русской картины мира цвет проблемный. Когда-то я проводила опросы носителей русского языка об эталонах цветов радуги. Так или иначе эталоны назвали для всех цветов - но именно с оранжевым и фиолетовым несколько человек признались, что не могут ничего с ходу придумать, не идут ассоциации, и все.

Это нормально, потому что сфера денотации для оранжевого - прежде всего артефакты (так в научных текстах обозначаются рукотворные предметы), из растений - плоды цитрусовых (апельсины, мандарины) и садовые типа ноготков, реже закат.
В моем опросе носители русского ожидаемо указывали апельсины-мандарины и, реже, артефакты.
Собственно, сфера денотации определяется лингвистами по результатам таких же опросов и анализу текстов.

Рыжий - спектрально такой же цвет - это цвет волос и шерсти, грибов (рыжики, лисички), почвы (глина, краснозем). Иногда используется применительно к артефактам, но с оговорками:
а) для обозначения изменения цвета от старости и износа - порыжелые сапоги, мех;
б) как устойчивое - рыжий самовар;
в) такие вещи, как, например, рыжая шапка - которая из меха, а мех из животного. Т.е. рыжий предмет по происхождению своему.

Так сложилось, что в русском языке появились, закрепились и остались в числе широкоупотребительных 2 цветообозначения с одинаковым смыслом, но разными сферами применения. Это получилось не сразу: слово "рыжий" имеет общеславянское происхождение (праслав. rydjь), а "оранжевый" - заимствованное во второй половине XVIII века. В нашей полосе изначально не было оранжевых объектов - только рыжие, см. выше, что именно.

"Оранжевый" пришел сложным путем: через французский (orange), причем в европейских языках это заимствование из перс.-араб. naranj. Возможно, родина этого слова - Индия: narangas - др.-инд. "апельсиновое дерево".

От этого же корня происходит название "нарындж", которое сейчас используется в иппологической литературе. Это отмасток рыжей масти, характерный для лошадей восточного корня - карабахских, донских, буденновских, кустанайских: светло-рыжий покровный волос и очень темный, почти черный защитный.
Донские и буденновские лошади такого отмастка регистрируются как светло-бурые, что семантически оксюморон (сочетание несочетаемого) - но термин устойчивый, об условности которого всем известно.

6flHlYlL_rM.jpg

Дончак
Фото из книги "Донская лошадь" М. Киборт, А. Николаевой


Традиционное описание рыжей масти апеллирует, кстати, в т.ч. к цвету апельсина.

В общем, называть пакет рыженьким неправильно, но... для русского человека естественно.
 
Интересно, вот белку или лису язык не повернётся назвать оранжевой, какого бы оттенка шерсть у неё ни была.
А когда описывают окраску оперения у птицы, то могут использовать слово «ржавый», но опять же не оранжевый.
 
У меня язык повернется назвать этих животных оранжевыми при определенном условии: если это рисунки, причем с большой степенью условности. Т.е. это уже не живые существа и, строго говоря, не изображения живых существ.

Подумалось насчет грибов-лисичек: строго говоря, они спектрально не оранжевые, а желто-оранжевые, если смотреть по кругу Иттена. Так что получается, цветообозначение "рыжий" объединяет более широкий спектр оттенков.
 
Вчера прочитала пост перед сном и потом думала, что каким цветом можно назвать.
Морковка - так и называется морковный цвет. Хотя сортов морковки много - от белой до черной.
В украинсом языке есть еще название "желтогорячий", почти оранжевый. Рыжий -рудый. Оранжевый - так и будет, или, недавно появилось и чаще используется "померанчевый".
 
Общество, скорее, старается сделать так, чтобы как можно больше людей трудоспособного возраста оставались инфантилами.
А Вам не кажется, что в современном обществе родители играют в этом тоже огромную роль? Сначала покупаются сотовые, приставки, потом машины, квартиры. Таким образом можно уютно сидеть на шее у родителей и подкармливать инфантильность, потом проматывать наследство, а вот дальше либо приходится находить другие доходы, либо оплакивая себя всё-таки идти работать и срочно взрослеть...
 
И такое есть. Но родители тоже часть общества. И вопрос в том, что ими движет.

Есть и родители, которые хотят таким образом продлить себе молодость. Т.е. ими движет все та же инфантильная жадность: и зрелыми быть, и молодость продлить. И собой распоряжаться, и другими взрослыми [детьми].

Тот самый случай, когда инфантилы воспитывают инфантилов.
 
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ АРХИТЕКТУРЫ ИМ. А.В. ЩУСЕВА
ВЫСТАВКА "ПУТЕШЕСТВИЕ В ВИЗАНТИЮ"


Пару недель назад я познакомилась с Музеем архитектуры. Выбор пал на него, потому что билеты можно купить в кассе в день посещения, да и территориально в тот день это было удобно.

Расположен Музей архитектуры на Воздвиженке - улице, названной в честь Крестовоздвиженского монастыря, который был построен здесь после перенесения столицы в Санкт-Петербург. Воздвиженка упирается в Троицкие ворота Кремля, еще на ней расположена Российская государственная библиотека (Ленинка). А Музей архитектуры я знала, хотя раньше ни разу там не была. Много раз проходила мимо. Дело в том, что здания в этой части Воздвиженки близко подходят к проезжей части, тротуар узкий, а здание Музея - три этажа с высокими потолками, поэтому каждый раз оно оказывалось у меня в слепой зоне.

WU1zzlxDot8.jpg


Я не очень представляла себе, что может храниться в архитектурном музее. Архитектура - самый масштабный вид изобразительного искусства, и подлинники надо на улице смотреть - как их поместишь в музей? Разве что макеты, чертежи, фотографии... может, даже образцы кирпичей и изразцов, продолжала я фантазировать, пока шла по Гоголевскому бульвару. Оказалось - все это и гораздо больше.

Это единственный в России и первый в мире специализированный архитектурный музей. Идея его создания обсуждалась еще в 1918 году, но была реализована в 1934. Основатели музея - архитектор А.В. Щусев (Казанский вокзал в Москве, мавзолей Ленина, интерьер станции метро "Комсомольская-кольцевая"), архитектор-реставратор Н.Д. Виноградов и искусствовед А.Г. Габричевский.
Музей включает территорию Донского монастыря в Замоскворечье, дом Мельникова в переулках Арбата, музей МАрхИ и основное здание - дом на Воздвиженке.

Итак, основное здание - это усадьба Талызиных, построенная в конце XVIII века и выходящая на Воздвиженку. Это ее двор:
5FrLuSy6XT0.jpg


Здесь размещены две постоянные экспозиции: парковая скульптура XVIII-XIX веков (Италия, Россия), на переднем плане, а на заднем плане темное - это барельефы с Триумфальной арки Осипа Бове, возведенной в 1829 году на площади Тверской заставы в память о победе над Наполеоном. Арка была разрушена в 1936 году, потому как не вписывалась в Генеральный план реконструкции Москвы. Позднее, в 1962 году, арка была воссоздана на Кутузовском проспекте.

Hrh92j-hA1w.jpg


Со двора к усадьбе примыкает Аптекарский приказ:
IlsWRmoTZsU.jpg


Это здание очень старое, XVII века, трапезные палаты Аптекарского приказа. Внутри выглядит так:
lQC-U2GMcxo.jpg


Есть еще флигель "Руина", примыкающий к усадьбе, но я в него в этот раз не заходила.

Очень разнообразные фонды. Это архитектурная графика с XVIII по XXI век, от чертежей до архитектурных рисунков, которые иногда предназначены для непрофессионалов - для заказчиков, например, которым трудно читать чертеж, а хотелось бы заранее видеть, что будет из себя представлять строение и как впишется в пространственную среду. Такие рисунки иногда делают в цвете.

Отдельно - обмерный фонд, данные об измерении строений и сооружений. Это нужно в том числе и для точной реставрации. Здесь мне вспоминается учение о промерах и индексах из зоотехнии.

Есть коллекции живописи, гравюры, открыток, архитектурных макетов, образцов стройматериалов (привет кирпичам и изразцам, о которых я догадалась), мебели, светильников, тканей, редких книг, архитектурные архивы и фотографии. Живопись разная, не только виды городов и усадеб, но и портреты и жанр. Вроде даже есть коллекция фарфора. Но в постоянной экспозиции его нет, а в списке выставок, начиная с 1934 года, не было ни одной, на которой можно было бы его показать. Возможно, он вообще никогда не выставлялся.

Отдельная тема - православная церковная скульптура, фрески и рельефы разрушенных зданий. Скульптура перешла в МуАр из Центрального антирелигиозного музея, который до 1934 года размещался в Донском монастыре. В монастыре я бывала, на монастырском кладбище до сих пор хранятся некоторые горельефы с храма Христа Спасителя.

В усадьбе Талызиных на первом этаже расположено кафе и очень хороший магазин архитектурной книги, на втором этаже анфилада для временных экспозиций. В этот раз там был выставочный проект, посвященный современной зарубежной архитектуре, я прошла через все комнаты и повернула обратно. Не заинтересовало. Если будете заходить в анфиладу, обратите внимание на роспись плафонов. На третьем этаже сами фонды.

В музее было почти пусто, видимо, он малопосещаемый, хотя в нем есть и лекторий, и детские курсы.

Временная выставка "Путешествие в Византию" располагалась в Аптекарском приказе. Она посвящена научной поездке в Турцию Н.И. Брунова (1898-1971), молодого специалиста по истории архитектуры, впоследствии доктора искусствоведения и член-корреспондента Академии архитектуры СССР, и его друга, исследователя живописи М.В. Алпатова (1902-1986), в будущем доктора искусствоведения, действительного члена Академии художеств СССР. Вот они:
FPzG9oQufEk.jpg


На выставке представлены прежде всего фотографии - материалы, собранные учеными. Как я понимаю, на стенах современные распечатки, но в витринах было выставлено несколько оригинальных фотокарточек, наклеенных на плотную бумагу - так были оформлены отчеты. Ученые изучали византийские храмы - все, что сохранилось от Византийской империи к началу XX века.

YCdxc5QQN5E.jpg

Панорама Константинополя, слева Св. София, справа - уже оригинальная турецкая мечеть более позднего времени.

jGEDpHezJFU.jpg

Собор Св. Софии в Константинополе

M0lkVpTf-Iw.jpg

Интерьер Св. Софии

ItT4X1a6L14.jpg

А это конникам: Ипподром в Константинополе, площадь Султан-Ахмет. Справа обелиск Феодосия (т.е. обелиск, привезенный императором Феодосием из Египта, на самом деле он египетский), на заднем плане Св. София, слева - купол фонтана кайзера Вильгельма

be-HDXPsbwA.jpg

Церковь Иоанна Крестителя Студийского монастыря в Константинополе

92BNo2GCc9k.jpg

Монастырь Бронтохион, церковь Свв. Феодоров, Греция, Мистра

5YCmSEXMnsQ.jpg

Дворец Палеологов, Греция, Мистра

Были книги по истории архитектуры, написанные Бруновым, оттиски статей. Интересно, что документы были не из фондов МуАра, как можно было ожидать, а из Пушкинского музея.
0xZVnZHtm-M.jpg

Рукопись Брунова на немецком языке

Ученые посетили не только Константинополь, но и Трапезунд (был столицей Трапезундской империи), Никею (именно там проходило два Вселенских собора, там сформулировали одну из редакций Никейского Символа веры - молитвы "Верую / Credo") и греческую Мистру.

По результатам поездки Брунов и Алпатов написали несколько научных работ. Им удалось не только осмотреть и сфотографировать памятники, но и обмерить их, изучить особенности кладки. Многие объекты были заброшены и продолжали медленно разрушаться, поэтому ученым никто не помешал. Некоторые христианские храмы давно были превращены в мечети, и только в одном (по фотоматериалам) можно увидеть новый православный иконостас - но выше него видны своды без каких-либо следов ремонта, зато со следами постепенного разрушения. Была проблема атрибутировать храмы, разобраться, как это вообще называлось, какому святому было посвящено. Там много всего. На одной из стен какого-то из константинопольских храмов сфотографирован выбитый знак эпохи иконоборчества - это череда длинных религиозных споров и даже войн, разгоревшихся вокруг проблемы допустимости почитания священных изображений.

Я посетила выставку 16 июля, спустя неделю после того, как Госсовет Турции отменил решение 1934 года о придании Св. Софии статуса музея, а президент Турции подписал указ о превращении ее в мечеть.

На одной фотографии, сделанной в 1924 году, можно было рассмотреть силуэт, кажется, Спаса Пантократора с предстоящими, проступающий сквозь штукатурку.

Мы стали еще на несколько шагов дальше от того времени, когда существовала империя, странная, не понятая даже в общих чертах. У нас в школах ее изучают как-то поспешно - хотя, наверное, именно ее нам и стоит изучать пристальнее других государств того времени как империю, от которой мы получили христианство и которой пытались подражать. Наследниками которой считали себя многие поколения тех, кто формировал нашу политическую жизнь и культуру.

Фото из Интернета
 
Последнее редактирование:
ГОЛУБОГЛАЗЫЕ В БОЛЬШИНСТВЕ

Я всегда испытывала к ним что-то похожее на благоговейный страх.

Нас качает вагон, мы в метро. Переходный возраст усугубляет болезнь, меня постоянно шатает от возбуждения к ступору, я не рада сама себе. А тут еще место, совсем незнакомое. Вся надежда на папу, он здесь ориентируется.

- А вот посмотри, - говорит вдруг папа, - какие они - совсем другие. Почти все светлые. У нас кавказцев много, много южных русских, много темных. А здесь северный тип, и еще из окрестных деревень приезжают местные с примесью угро-финской крови.

Я киваю. Светлых - светло-русых, блондинов - действительно много.

Несколько лет спустя я вспоминаю этот разговор уже в московском метро. Вхожу в вагон, только что расставшись с людьми, которые покупали у меня книгу. От встреч я тогда отходила долго, те, с которыми я контактировала, оставались в моей оперативной памяти, как световые пятна на сетчатке глаза - очень яркие, заслоняющие реальность. Я говорю шепотом, как будто они все еще рядом. Что-то не дает мне покоя, нечто вроде когнитивного диссонанса, что-то требует объяснения.

У мужчины, стоявшего ближе всего ко мне, глаза были странного цвета - ровного серого, будто оружейные дула. Таких я раньше не видела. Этот цвет беспокоил меня до тех пор, пока я не поняла: ах да, он же питерский.

Когда мама рассказывала о них, ее голос менялся. Я выросла на рассказах о специалистах завода "Светлана", о дочери хранителя коллекции скульптуры Русского музея, о доме на набережной канала Грибоедова. Еще были газеты военных лет, и на первой полосе писали о битве за урожай - ни слова о блокаде. Карточки размером с почтовую марку - неудивительно, что их часто теряли. Буфет, полный мейсенских фарфоровых статуэток и нэцкэ, неласковый рыжий кот, что гулял на форточке и ревновал к гостям свою хозяйку. Все это я видела с маминых слов, только дом на канале Грибоедова осмотрела снаружи, когда повзрослела и приехала туда одна.

Стереотипы. Либо усваиваешь коллективные, либо формируешь свои, настолько же обоснованные: что-то правда, а что-то не очень. Каково это - жить там, где в каждой квартире по музею, а встречные через одного если не доктора любых наук, то хотя бы кандидаты? И пусть все стены потрескаются от сырости - главное то, что в головах, поэтому человек в лаптях здесь будет не ко двору. Не из-за обуви, конечно - из-за ее следов в голове, которые так трудно стереть даже через поколения.

- Они не любят чужих, это правда. Им надо соответствовать. Хотя они никогда не покажут этого - в этом смысле они как англичане.
- А в Интернете чуть что начинают учить, как надо говорить на их диалекте. И мне одна покупательница нахамила на ровном месте, сказала "Сразу видно, что москвичка", а сама...
- Это молодежь или вообще не пойми кто. Настоящие - не такие.

В социологии это называется эталонная группа. Человеку естественно хотеть походить на других, брать с них пример, окружать себя вещами, которые, как кажется, определяют их жизнь. Все это для того, чтобы не признаваться себе, что, по большому счету, ничего ты о них не знаешь.

Туриста, приезжего видно издалека. Нет-нет да и всплывает в голове детский вопрос: похож ли ты на местных? если не похож, то насколько сильно?

Ожидая зеленого света, я рассеянно смотрела на большую тумбу слева на площади: памятник Николаю I был на реставрации. Рядом остановилась женщина, вгляделась в мое лицо и спросила:

- Вы, случайно, не Исаакиевский собор ищете?

Не похожа.
 
Сверху