ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ АРХИТЕКТУРЫ ИМ. А.В. ЩУСЕВА
ВЫСТАВКА "ПУТЕШЕСТВИЕ В ВИЗАНТИЮ"
Пару недель назад я познакомилась с Музеем архитектуры. Выбор пал на него, потому что билеты можно купить в кассе в день посещения, да и территориально в тот день это было удобно.
Расположен Музей архитектуры на Воздвиженке - улице, названной в честь Крестовоздвиженского монастыря, который был построен здесь после перенесения столицы в Санкт-Петербург. Воздвиженка упирается в Троицкие ворота Кремля, еще на ней расположена Российская государственная библиотека (Ленинка). А Музей архитектуры я знала, хотя раньше ни разу там не была. Много раз проходила мимо. Дело в том, что здания в этой части Воздвиженки близко подходят к проезжей части, тротуар узкий, а здание Музея - три этажа с высокими потолками, поэтому каждый раз оно оказывалось у меня в слепой зоне.
Я не очень представляла себе, что может храниться в архитектурном музее. Архитектура - самый масштабный вид изобразительного искусства, и подлинники надо на улице смотреть - как их поместишь в музей? Разве что макеты, чертежи, фотографии... может, даже образцы кирпичей и изразцов, продолжала я фантазировать, пока шла по Гоголевскому бульвару. Оказалось - все это и гораздо больше.
Это единственный в России и первый в мире специализированный архитектурный музей. Идея его создания обсуждалась еще в 1918 году, но была реализована в 1934. Основатели музея - архитектор А.В. Щусев (Казанский вокзал в Москве, мавзолей Ленина, интерьер станции метро "Комсомольская-кольцевая"), архитектор-реставратор Н.Д. Виноградов и искусствовед А.Г. Габричевский.
Музей включает территорию Донского монастыря в Замоскворечье, дом Мельникова в переулках Арбата, музей МАрхИ и основное здание - дом на Воздвиженке.
Итак, основное здание - это усадьба Талызиных, построенная в конце XVIII века и выходящая на Воздвиженку. Это ее двор:
Здесь размещены две постоянные экспозиции: парковая скульптура XVIII-XIX веков (Италия, Россия), на переднем плане, а на заднем плане темное - это барельефы с Триумфальной арки Осипа Бове, возведенной в 1829 году на площади Тверской заставы в память о победе над Наполеоном. Арка была разрушена в 1936 году, потому как не вписывалась в Генеральный план реконструкции Москвы. Позднее, в 1962 году, арка была воссоздана на Кутузовском проспекте.
Со двора к усадьбе примыкает Аптекарский приказ:
Это здание очень старое, XVII века, трапезные палаты Аптекарского приказа. Внутри выглядит так:
Есть еще флигель "Руина", примыкающий к усадьбе, но я в него в этот раз не заходила.
Очень разнообразные фонды. Это архитектурная графика с XVIII по XXI век, от чертежей до архитектурных рисунков, которые иногда предназначены для непрофессионалов - для заказчиков, например, которым трудно читать чертеж, а хотелось бы заранее видеть, что будет из себя представлять строение и как впишется в пространственную среду. Такие рисунки иногда делают в цвете.
Отдельно - обмерный фонд, данные об измерении строений и сооружений. Это нужно в том числе и для точной реставрации. Здесь мне вспоминается учение о промерах и индексах из зоотехнии.
Есть коллекции живописи, гравюры, открыток, архитектурных макетов, образцов стройматериалов (привет кирпичам и изразцам, о которых я догадалась), мебели, светильников, тканей, редких книг, архитектурные архивы и фотографии. Живопись разная, не только виды городов и усадеб, но и портреты и жанр. Вроде даже есть коллекция фарфора. Но в постоянной экспозиции его нет, а в списке выставок, начиная с 1934 года, не было ни одной, на которой можно было бы его показать. Возможно, он вообще никогда не выставлялся.
Отдельная тема - православная церковная скульптура, фрески и рельефы разрушенных зданий. Скульптура перешла в МуАр из Центрального антирелигиозного музея, который до 1934 года размещался в Донском монастыре. В монастыре я бывала, на монастырском кладбище до сих пор хранятся некоторые горельефы с храма Христа Спасителя.
В усадьбе Талызиных на первом этаже расположено кафе и очень хороший магазин архитектурной книги, на втором этаже анфилада для временных экспозиций. В этот раз там был выставочный проект, посвященный современной зарубежной архитектуре, я прошла через все комнаты и повернула обратно. Не заинтересовало. Если будете заходить в анфиладу, обратите внимание на роспись плафонов. На третьем этаже сами фонды.
В музее было почти пусто, видимо, он малопосещаемый, хотя в нем есть и лекторий, и детские курсы.
Временная выставка "Путешествие в Византию" располагалась в Аптекарском приказе. Она посвящена научной поездке в Турцию Н.И. Брунова (1898-1971), молодого специалиста по истории архитектуры, впоследствии доктора искусствоведения и член-корреспондента Академии архитектуры СССР, и его друга, исследователя живописи М.В. Алпатова (1902-1986), в будущем доктора искусствоведения, действительного члена Академии художеств СССР. Вот они:
На выставке представлены прежде всего фотографии - материалы, собранные учеными. Как я понимаю, на стенах современные распечатки, но в витринах было выставлено несколько оригинальных фотокарточек, наклеенных на плотную бумагу - так были оформлены отчеты. Ученые изучали византийские храмы - все, что сохранилось от Византийской империи к началу XX века.
Панорама Константинополя, слева Св. София, справа - уже оригинальная турецкая мечеть более позднего времени.
Собор Св. Софии в Константинополе
Интерьер Св. Софии
А это конникам:
Ипподром в Константинополе, площадь Султан-Ахмет. Справа обелиск Феодосия (т.е. обелиск, привезенный императором Феодосием из Египта, на самом деле он египетский), на заднем плане Св. София, слева - купол фонтана кайзера Вильгельма
Церковь Иоанна Крестителя Студийского монастыря в Константинополе
Монастырь Бронтохион, церковь Свв. Феодоров, Греция, Мистра
Дворец Палеологов, Греция, Мистра
Были книги по истории архитектуры, написанные Бруновым, оттиски статей. Интересно, что документы были не из фондов МуАра, как можно было ожидать, а из Пушкинского музея.
Рукопись Брунова на немецком языке
Ученые посетили не только Константинополь, но и Трапезунд (был столицей Трапезундской империи), Никею (именно там проходило два Вселенских собора, там сформулировали одну из редакций Никейского Символа веры - молитвы "Верую / Credo") и греческую Мистру.
По результатам поездки Брунов и Алпатов написали несколько научных работ. Им удалось не только осмотреть и сфотографировать памятники, но и обмерить их, изучить особенности кладки. Многие объекты были заброшены и продолжали медленно разрушаться, поэтому ученым никто не помешал. Некоторые христианские храмы давно были превращены в мечети, и только в одном (по фотоматериалам) можно увидеть новый православный иконостас - но выше него видны своды без каких-либо следов ремонта, зато со следами постепенного разрушения. Была проблема атрибутировать храмы, разобраться, как это вообще называлось, какому святому было посвящено. Там много всего. На одной из стен какого-то из константинопольских храмов сфотографирован выбитый знак эпохи иконоборчества - это череда длинных религиозных споров и даже войн, разгоревшихся вокруг проблемы допустимости почитания священных изображений.
Я посетила выставку 16 июля, спустя неделю после того, как Госсовет Турции отменил решение 1934 года о придании Св. Софии статуса музея, а президент Турции подписал указ о превращении ее в мечеть.
На одной фотографии, сделанной в 1924 году, можно было рассмотреть силуэт, кажется, Спаса Пантократора с предстоящими, проступающий сквозь штукатурку.
Мы стали еще на несколько шагов дальше от того времени, когда существовала империя, странная, не понятая даже в общих чертах. У нас в школах ее изучают как-то поспешно - хотя, наверное, именно ее нам и стоит изучать пристальнее других государств того времени как империю, от которой мы получили христианство и которой пытались подражать. Наследниками которой считали себя многие поколения тех, кто формировал нашу политическую жизнь и культуру.
Фото из Интернета