Навстречу ветру. Энциклопедия (стр. 202)

- Экстремалка, - прокомментировала мама мою последнюю вылазку в город перед карантином. И все же это не так.

Я видела город незадолго до того, как его поставили на паузу. Более того: я оказалась в местах, где не была уже очень давно, но когда-то очень значимых для меня.

mABi5qP1zAI.jpg


Фото из интернет-прессы, центр Москвы уже во время режима самоизоляции. 17 марта здесь было почти так же. Я вышла из метро "Площадь Революции", что слева. Красно-кирпичный "теремок" раньше был Музеем Ленина, а теперь это Музей Отечественной войны 1812 года, входит в комплекс Исторического музея. Напротив Музей археологии Москвы, не вошел в кадр. В тот день его уже закрыли. Сам Исторический музей чуть дальше, с орлами на башнях.

Я приехала до открытия и прошла через угол Манежной площади к Охотному ряду. Обстановка напоминала очень раннее утро: машин и людей мало, но они есть... пока есть. Через дорогу дом-водопад, образец конструктивизма. Его видели все, некоторые бывали внутри (там даже бывают экскурсии для школьников и студентов), но мало кто знает его гения места - духа genius loci, в которого верили римляне.

Обычно гений места стоит у какого-нибудь большого окна, обозревая и улицу, и внутренность дома. Но этот - этот стоял всегда на парадной лестнице, чтобы видеть по кусочку от трех этажей.

На второй площадке лестницы принято фотографироваться. Сейчас в таких местах полу рисуют специальный знак, означающий "лучшее место для селфи". Есть ли он там? Не думаю, что есть.

У меня за все годы только одна фотография с этой площадки. Может, и к лучшему: я очень не люблю себя ту. Нет большего несоответствия человека месту, которое он занимает. Поэтому я давно не вспоминала о том периоде своей жизни. А сейчас, стоя на углу площади, я считала: сколько лет назад это было? и было ли вообще?

В Исторический музей пускали уже только граждан России. Продавщицы в сувенирном магазине говорили о видах не на урожай, как в старину, а на карантин.

После выставки я пошла в сторону станции "Китай-город". До неба ближе всего - рукой подать - с середины больших площадей.

Туристов не было. Вдоль здания ГУМа со смартфоном в руке на отлете бежал какой-то провинциал средних лет и с детски неподдельным восторгом кричал своим френдам-зрителям:
- Я в Москве! Я на Красной площади! Во - слышите? Куранты звонят!

Он успел попасть в Москву, я успела в музей. Ни он, ни я еще не знали, что будет завтра.
 
Обратились ко мне сегодня за консультацией по мастям, и только сейчас я обнаружила, что забыла учесть одну категорию консультирующихся. Мне относительно нечасто приходится иметь с ней дело, но бывает.

Студентов, аспирантов, преподавателей и научных сотрудников по вопросам, связанным с их научной работой, я также консультирую бесплатно.
Хотела указать специальности и направления, но вспомнила, что ко мне обращались также историки и филологи, в т.ч. слависты из стран бывшего соцлагеря. Так что пусть перечень специальностей будет открытый (пока).
 
ДАРВИНОВСКИЙ МУЗЕЙ.
Выставка "Ботаническая иллюстрация: наука памяти"

Выставка проходила с 26 октября по 22 декабря 2019 г., я тогда еще не вела музейный дневник, поэтому кое-что уже подзабылось. Вначале расскажу о музее.

Датой основания Дарвиновского музея (да, очень неграмотно образованное название, но так уже сложилось официально) считается 1907 год, когда биолог А.Ф. Котс переместил свою коллекцию чучел редких птиц в здание Московских высших женских курсов, сделав ее доступной для обозрения. Котс стал первым директором музея после революции 1917 года, когда музей получил статус отдельного учреждения.

Это биологический музей, посвященный, как и следует из названия, пропаганде дарвинизма. Его коллекции включают не только биологические экспонаты (чучела, кости, слепки, влажные препараты, скульптуры-реконструкции, живые объекты), но и этнографические предметы, и произведения изящных искусств, связанные с природой - пейзажи, анималистику, в том числе коллекцию датского анималистического фарфора. В библиотечном фонде есть первое издание "Происхождения видов" Дарвина и "Птицы Америки" Джеймса Одюбона (считается самой дорогой печатной книгой в мире). Здесь самая большая в мире коллекция птиц и зверей аномальной для их видов окраски. На базе музея в начале XX века сформировалась московская художественная анималистическая школа.

Я слышала о Дарвиновском музее еще в школьные годы, когда наш класс собирался туда на экскурсию. Но я школьные экскурсии очень не любила и эту пропустила, как и многие другие. В 2000 году я пошла на подготовительные курсы при РГУ нефти и газа им. Губкина, и мой маршрут от метро "Академическая" до университета пролегал именно мимо Дарвиновского музея.
Тогда он выглядел примерно так:
BWDTme1-Qj8.jpg

Примерно, потому что году в 2005 слева пристроили новое крыло с башней:
lJ3JeXdKjXg.jpg


Году в 2002 Губкинский постоянно эвакуировали из-за ложных террористических угроз, но эвакуации занимали 2 часа, не больше. Т.е. мероприятие не на весь учебный день. Деваться поздней осенью или зимой было некуда, тогда в округе не было торговых центров, кафе для меня было дорого, а переждать время в музее за цену билета со студенческой скидкой - совсем другое дело.

От Губкинского до Дарвиновского всего 5 минут ходьбы. Тогда мне там безумно понравилось.

Я закончила университет в 2006 году и с тех пор не бывала в тех краях - и вот отправилась под дождем поздним декабрьским вечером в музей 13 лет спустя. Улицу Дмитрия Ульянова, что шла от метро, я не узнала. Раньше здесь был обычный жилой квартал, теперь же места на тротуаре стало вдвое меньше: все первые этажи заняты под кафе, а поскольку проектом это изначально не предусмотрено, к каждому заведению было пристроено по крыльцу. Буквально ступить некуда, одни крылечки.

Я сделала ошибку: не посмотрела заранее, где проходит выставка, вошла через парадный вход и искала ее очень долго. Никаких объявлений не было, указатели касались каких угодно выставок, только не ботанической. Пройдя все этажи главного здания, я поняла, что без смотрителя не обойтись. Оказалось, ботанику выставили в новой башне, причем на самом верху, а это 5й этаж. Зато попасть в башню из главного здания можно через подземный переход, и не надо выходить на улицу. Указатели я все-таки нашла - маленькие, истертые ногами стрелочки на полу.

BJqq10zQ0RA.jpg


LPP1EyOHw8k.jpg


f7DMqS84eYA.jpg


KxK6YjV9Rk0.jpg


IJWK4__qXcU.jpg


На этих фото выставочное пространство кажется даже более просторным, чем в жизни. Хорошо, что я пришла, когда на этой выставке почти никого не было, а то и не знаю, как можно разминуться с другими в этой башне.

Чего только не было на выставке: репродукции и цифровые копии книги Марии Сибиллы Мериан "Превращения суринамских насекомых" (1726)
_HOBO7Q8Wmo.jpg


9BoCxl7Jtak.jpg


Ei6U5cVOsBg.jpg

Это очень специфические образцы жанра, т.к. здесь не только о насекомых, как заявлено, но и о растениях.

Номера старейшего ботанического журнала в мире "Curtis’s Botanical Magazine":
-58Ccm96eZE.jpg


fGZLc_S7dKs.jpg


Иллюстрация к книге Георга Вольфганга Кнорра "Универсальное собрание растений, представляющее цветы, травы, деревья, кустарники, нарисованные с натуры и раскрашенные вручную", 1789
3edsNjuobfA.jpg


Современные образцы жанра:
E0cIVnr57IE.jpg

Шипиленко А.К., "Мать-и-мачеха обыкновенная", 1971 г. Бумага, акварель

h5sWSV47H_M.jpg

Нет, это не засушенное растение, хотя обманка очень убедительная. Это лист из серии И. Долгова "Гербарий", 2012-2017 гг. Написано акрилом, тончайшая работа.

SQLiOQIK4qM.jpg

Тоже современный художник И. Голубева, "Бругмансия кровавая", 2018 г. В качестве материалов на сайте музея указаны бумага и чернила, но мне помнится, что на этикетке была еще упомянута акварель, ею введен цвет, а контуры прорисованы чернилами.

Несмотря на то, что в наше время биологи чаще прибегают к фотоаппаратам для документации изучаемых объектов, традиционная ботаническая иллюстрация продолжает существовать. Это и традиционный метод обучения ботанике биологов и фармацевтов в время полевой практики (@amanita ?), это и оформление научно-популярной литературы, открыток и почтовых марок, это и особое искусство для эстетов и любителей жанра. О происхождении ботанической иллюстрации и ее роли в культуре англичан я писала ранее.

К сожалению, к выставке музей не выпустил вообще ничего. Хотелось взять что-нибудь тематическое, но я нашла только набор из 4 магнитных закладок с цветами. Так что упомянутый в "Питерских заметках" цветок модерна похож на картинку из учебника, а не на графику Бёрдслея.

Я тоже пробовала рисовать ботанику. Когда сыну исполнилось около 3 месяцев, я рисовала акварелью цветы по фотографиям из National Geographic, пока он в кроватке играл после завтрака подвесными игрушками. Его хватало минут на пятнадцать, потом он уставал и плакал - значит, сеанс закончен. Раньше мои рисунки казались мне вполне приличными, но потом я стала видеть в них много ошибок и провалов в тонах. Я больше не рисовала ботанику, хотя у меня до сих пор остаются несколько изрисованных акварельных тетрадей. Так что лично для меня эта выставка полностью оправдала свое название - "Искусство памяти".

Здесь можно посмотреть каталог редких книг Дарвиновского музея по ботанике: http://www.darwinmuseum.ru/docs/2013/phytology.pdf


В апреле этого года выставка ботанической иллюстрации должна была открыться в Биологическом музее имени К.А. Тимирязева, но по известным причинам этого не произошло.

Фото с сайта Дарвиновского музея
 
Последнее редактирование:
Мне наоборот сложно было определять по рисункам растения во время уроков и потом уже семинаров по ботанике. Рассмотрев рисунки я практически ничего аналогичного не находила на полях, для меня понятнее фотографии.
 
Так в том и смысл самому во время полевой практики зарисовать 50 разных растений, чтобы научиться распознавать в поле растение по книжке. Чтобы в мозгу легче образовывались связи "реальный объект - рисованный образ" и обратно.
Мозг требует развития, особенно в тех местах, где ему от природы чего-то не хватает. А развитие
требует напряжения. Для себя я решила, что если мне надо, я буду напрягаться. Хотя возможен и другой выбор.
 
Книга, которую я сейчас читаю, меня растревожила.

Это путеводитель по одному музею. Небольшая книга о древностях, об археологии, об искусстве. Ее первое издание вышло в 1980-е, с тех пор она неоднократно переводилась на разные языки.

На русском ее издали в 2016 году. В послесловии русский переводчик разместил фотографию взрыва. Один из авторов, директор музея, принял смерть от рук террористов на центральной площади древнего города, которому посвятил свою жизнь.

Книга называется "Пальмира". Ее авторы - сирийские ученые Аднан Бунни, умерший в 2000-е в Дамаске, и Халед Ал-Ас'ад, до самого конца не покинувший древнего города.

Наверное, самое жуткое время - это пауза перед приходом в город врага. Пауза, когда еще есть время изменить принятое нелегкое решение.

Некоторые из артефактов в книге мне знакомы. Есть даже фото 1901 года, на котором переводчик Российского генерального консульства в Иерусалиме стоит у стелы с Пальмирским таможенным тарифом - четырьмя панелями с текстами на греческом и арамейском. В ноябре прошлого года и я стояла у этой же стелы - в другой Пальмире, в Эрмитаже, в маленьком зале Древнего Востока.

Этот город тоже пережил жуткую, выматывающую паузу в ожидании вторжения. Те, кто не воевал, приближали победу, делая свое дело. Сохраняя то, что им вверено - или выкорчевывая сирень из висячего сада, чтобы посадить на ее месте овощи. Висячего сада, прообраз которого появился на Ближнем Востоке.

В 2015 году, когда боевики захватили Пальмиру, в Эрмитаже прошла выставка, посвященная 70-летию Победы в Великой отечественной войне.
Каталог выставки: часть 1 и 2.

Сейчас, когда исполняется 75 лет Победы, мир захватила пандемия. Выставки стали невозможны, но Эрмитаж хранит традиции, так что издание к годовщине уже доступно для чтения.

Когда я думаю о тех, кто ковал нашу Победу, и о директоре пальмирского музея, собственные проблемы кажутся мне ничтожными, а раздражение от сидения в карантине проходит. Нельзя даже сравнивать, хотя общее есть: сейчас нам тоже надо делать свое дело.

С днем Победы.
 
Один из авторов, директор музея, принял смерть от рук террористов на центральной площади древнего города, которому посвятил свою жизнь.
Я уже читала эти Ваши слова на ФБ, кажется. Во второй раз вспомнила свои эмоции пятилетней давности. Нашла вот даже свою цитату на проконях:
Меня повергла в ужас гибель Пальмиры. И замученный насмерть старик-ученый, который последним ее защищал.
 
Тогда сыну было года полтора, и он учился играть кубиками из деревянных обрезков. А у меня как в анекдоте: все равно пулемет получается, т.е. древности. Я строю античные руины - он разносит, я заново.... В этом не было злого умысла, просто по-другому не умели играть ни я, ни он.
 
Неожиданно получила письмо от Henriette Ariens - автора книги о мастях на немецком языке "Farben und Farbvererbung beim Pferd" (2016). Фрагмент книги можно посмотреть здесь. Оказывается, автор голландка, но жила и училась в США, Франции и Германии.

Она написала мне потому, что приобрела американское издание моей книги в свою мастевую библиотеку - а ее книга уже есть в моей. (Если удастся отснять, как-нибудь покажу свою коллекцию.)


Но больше всего меня зацепили вот эти слова: "Well, you will understand why, at 72, I am still involved with horse coat colour." Зацепили, потому что оказались сказаны сейчас, когда вообще не хочется видеть ничего, связанного с темой моей диссертации. И не знаю, когда захочется - постзащитное состояние может, по слухам, продолжаться еще пару лет. Нет, никуда ты не уйдешь, говорит мне старший и более опытный мастевед.
 
Друзья,
два года назад я начала писать серию постов о пищевой аддикции. Кто-то из вас признался, что эта проблема актуальна, кто-то даже хотел дать почитать мои посты друзьям (@Зюлейка ?).
Поэтому вопрос к вам: что-нибудь изменилось у вас или ваших друзей за эти два года?
Кто-нибудь столкнулся с этой проблемой впервые или с ее обострением во время самоизоляции?
 
Подборка видеолекций к выставке Юрия Анненкова "Революция за дверью" в Музее русского импрессионизма

«Живописный детектив»: загадка дамы в зелёном. Лекция Семёна Экштута
Подробный рассказ о М.Э. Зарнекау (урожд. Пистолькорс), чей портрет стал лицом выставки. Немного сложно воспринимать, но лекция стоит прослушивания.

Музы Юрия Анненкова: от аристократии до богемы

"Юрий Анненков и русский авангард". Лекция искусствоведа Марии Мороз
Начинается с истоков русского авангарда, русского историзма и символизма, поэтому здесь много информации, которая может показаться лишней тому, кто хотел бы послушать просто про Анненкова. Но интересно.
 
Друзья,
два года назад я начала писать серию постов о пищевой аддикции. Кто-то из вас признался, что эта проблема актуальна, кто-то даже хотел дать почитать мои посты друзьям (@Зюлейка ?).
Поэтому вопрос к вам: что-нибудь изменилось у вас или ваших друзей за эти два года?
Кто-нибудь столкнулся с этой проблемой впервые или с ее обострением во время самоизоляции?
Мне было очень интересно читать и с друзьями я делилась постами, скопировав их все в вордовский файл.

Да, в период самоизоляции у меня поменялся режим питания и физической нагрузки. Результат так себе :rolleyes:
 
Рассуждения о пищевой аддикции были полезны. Не скажу, что что-то прям кардинально поменялось, но теперь открылись глаза, и когда рука тянется за очередной, явно лишней печенюшкой, которую, если честно, уже и не хочется, вспоминаю близких мне людей, которых убил алкоголь, и говорю себе, что я такая же. И спрашиваю себя, где моя хваленая гордость. Помогает.
 
Сверху