ПИЩЕВАЯ АДДИКЦИЯ
Я вкратце рассказала о разных типах нарушений пищевого поведения и дальше буду говорить преимущественно о пищевой аддикции. Хотя полагаю, что многое, что я скажу, применимо также и к компульсивному перееданию и "ночному жору".
Почитала я комментарии к предыдущему посту, пообщалась с читателями - и вижу, что почти никто из тех, кто не знал этого раньше, так и не понял, что такое пищевая аддикция и в чем суть проблемы.
Борьбу с аддикцией путают с борьбой с лишним весом. Но лишний вес можно набрать по разным причинам. Например, по темноте своей, когда человек не знает, почему нельзя есть творог на ночь и что масло в салатной заправке тоже считается. Или действительно из-за гормонального дисбаланса - хотя тут все не так однозначно.
Опыт похудения, когда причина в неправильной организации рациона, нельзя применять к случаю пищевой аддикции. Аргумент "а вот мне помогло" здесь не работает.
Я не знаю, как достучаться до вашего сознания, как объяснить, что аддикция - это психическое расстройство. Это, проще говоря, - услышьте кто-нибудь! - поехавшая крыша. И проблема не в тарелке, а в голове. И человеку нужен не диетолог, а в первую очередь психиатр.
Диетолога можно позвать потом, но начинать с него бессмысленно. Я пробовала, если что.
У аддикта искривленная картина мира. Он, в принципе, догадывается, что есть так, как он ест, нельзя. Приступы чувства вины откуда? Но когда встает вопрос, почему он ест так, а не иначе, ест сейчас, а не потом, ест столько, а не столечко, аддикт становится очень изобретателен в придумывании себе оправданий.
"У меня стресс, я его заедаю".
"Для меня еда - удовольствие, я так удовольствие получаю, вы что, хотите сказать, что я не имею на это права? а вам, значит, можно получать удовольствие от жизни? Чем я хуже вас?"
"Я компенсирую себе что-то, чего мне не хватает, - я что, тоже права не имею?"
Сравните с аддиктами-курильщиками и алкоголиками. Они, в принципе, знают, что пить и курить вредно для печени, легких и других органов. Не маленькие. Тем более что пропаганда работает еще со школы, а для кого-то и раньше. Но послушайте, чем они мотивируют свою аддикцию: "Я так снимаю стресс", "У меня сильный стресс, мне без этого объективно никак", "Я в любой момент могу бросить, если что, но пока не считаю нужным".
Кстати, вот еще один аргумент в пользу того, чтобы не курить, даже не начинать: аддикция одного вида открывает ворота для всех остальных аддикций. Запускает в мозгу аддиктивную схему.
Знаю человека, который всю жизнь много курил и, как говорится, был не дурак выпить. Но вот он серьезно заболел, очень, чуть не умер. Курить и употреблять алкоголь ему запретили под страхом смерти, без гипербол. И что вы думаете? Он больше не курит и не пьет от слова "совсем" - но неожиданно проявил серьезный и устойчивый интерес к сладостям.
Поняли, что произошло? Человек просто сменил одну аддикцию на другую.
Задумайтесь: почему врачи-наркологи - это психиатры, а не биохимики, например?
Искаженная картина мира проявляется у пищевого аддикта примерно так:
- ...Получается, вы едите по ночам?
- Нууу... иногда.
В этом месте не спрашивайте человека, как часто он это делает - бесполезно, он вам наврет. Или воспользуется размытостью лексических значений слов "иногда", "порой", "время от времени".
- Прошу прощения, а зачем вы едите по ночам, пусть даже иногда?
- Ну, я не то чтобы ем. Так, закуску под алкоголь, когда общаюсь с друзьями.
- А зачем?
- Ну, вы же видите, что погода шепчет. Мы с друзьями на даче, ночью хорошо, и пообщаться можно.
- Я правильно понимаю, что в том, что вы едите по ночам, виновата погода?
- Не наговаривайте на погоду, она прекрасна. Вы сам не видите, что ли? Погода отличная, грех не пообщаться с друзьями на свежем воздухе. (И грех не поесть с ними ночью - В.К.)
Вот мы и пришли к тому, что человек ест по ночам из-за погоды. Погода виновата, господа присяжные. А вообще человек убежден, что с его пищевым поведением все в порядке. Только вот вес откуда-то берется - ну, просто судьба такая, не всем же быть счастливчиками, правда?
Когда слышишь такое, когда вычленяешь эту исковерканную логическую схему из откровений аддикта, сразу вспоминаются описания клинических случаев в учебнике психиатрии: больной шизофренией, страдающий бредом воздействия, очень убежденно рассказывает, что носит повязку на животе, потому что сосед за стенкой испортил ему "клапаны пищевода" через постукивания по стенке. Сосед виноват, понимаете ли. И главное, все зло в каких-то стуках.
Рассуждения такой же степени обоснованности.
Когда-то я хотела стать психиатром. Но сейчас пообщалась с явными аддиктами - и взмокла.
Причем я не пыталась ни в чем их переубедить! Уточняла обстоятельства только.
Не буду хвастать большим опытом работы с пациентами - нет у меня такого опыта. У меня есть только "кладбище", в прошлый раз я честно об этом сказала и повторю сейчас.
Но еще у меня есть я. Я сама себе стала психиатром.
Друзья, не могу я вас вылечить. Я могу только дать вам пищу для размышлений - и на деле доказать, что все, о чем я говорю, реально. И если вы дадите себе труд поразмыслить над моими словами, у вас есть шанс на излечение.
Но только от вас зависит, как вы используете этот шанс.
Можно прочитать все мои посты, и эти, и те, что будут потом, и решить: ни в чем-то она не права. Или: любопытно, но не для меня.
А можно и по-другому.
Лишний вес - это следствие. Бороться со следствием, как нас всегда учат, бесполезно. Бороться надо с причиной. Не думайте о своем весе!
Но почему-то каждый раз, когда речь заходит о нарушениях пищевого поведения, люди становятся слепы и глухи. Причем это касается не только самих аддиктов или ночных шатунов по холодильникам, но и посторонних: "Ты говоришь, что обжоры мучаются от стыда - да не может быть! Все обжоры, кого я знала, всегда такие счастливые!"
Да, они счастливы. Они счастливы, когда едят. Наркоман, когда вводит себе раствор морфия в вену, тоже счастлив.
Не далее как вчера в одной из групп увидела вопрос: помогите другу, он хочет бросить курить - и все никак. Мучается человек.
И ответы от тех, у кого получилось: я бросил курить за один день. Как? Я осознал, как это опасно и страшно.
Все реальные истории, как люди бросали курить и больше не возвращались к этому, одинаковы: это происходит в один день, и в основе было не просто желание - а сильный страх.
Нет, не страх как таковой - запущенный страхом инстинкт самосохранения.
Меня тоже обжорство покинуло в один день. В тот день, когда я произнесла сама себе: я один на один с этой бедой, мне никто не поможет, если я не смогу - я буду умирать, но долго и мучительно, от инсульта, паралича ног, одышки, боли в суставах... А главное - я буду дальше и дальше сходить с ума, ползая перед холодильником и ругаясь с домашними, требуя себе еды, которую я уже сама не могу достать.
Когда я шла к холодильнику, у меня уже дрожали руки.
Если вам не страшно, это еще не дно.
Дно - это не достижение определенного веса. Но толстому проще осознать проблему, чем тому, у кого от природы жир накапливается слабо. Последний считает, что пока тело не разнесло, вроде как еще можно жить, и проблема терпит.
Не терпит. Если у вас есть нарушения пищевого поведения - уже не терпит.
Еще раз: дело не в весе. Дело в том, что у вас в голове. Если еда подчинила вас себе, вы больны - больны психически. (Я знаю, каково это осознать.)
Осталось только смочь это увидеть.