ПРИЧИНЫ АДДИКЦИИ
Вот мы и добрались до причин. Мы ведь знаем, что надо бороться с причиной, да? Доставайте листочки, будем записывать причины пищевой аддикции, чтобы не забыть.
Готовы?
А теперь размашистым движением перечеркиваем крест-накрест листочек, сминаем его и выбрасываем, желательно в воду. Из окна в канал, как дядюшка Саши Адуева ("Обыкновенная история") выбросил вещественные знаки невещественных отношений.
А теперь внимание: для того, чтобы победить аддикцию, ее причина не имеет никакого значения. Еще раз: никакого.
Звучит парадоксально и обидно. Я уже вижу, как половина присутствующих поднялась со своих мест и покинула зал. И слышу слитный вздох разочарования. Вам обещали чудо, а тут...
Есть ли у пищевой аддикции причины? Конечно, есть. Но их надо оставить специалистам-исследователям.
Очень не хочется? Хочется знать правду? Обидно, что от вас что-то скрывают? Вам кажется, что эта правда вам что-то даст? На самом деле перечень таких причин можно найти в любой тематической статье, популярной и не очень, и он примерно одинаков:
- неумение получать удовольствие иначе, чем через еду;
- стремление снять стресс и восполнить утрату чего-то дорогого;
- стремление справиться с плохим самочувствием;
- стремление к общению - когда все едят в компании, и ты тоже ешь (вспомните даму, которой шептала погода по ночам);
- стремление получить награду.
Психологи говорят, что причины всех аддикций в прошлом, и рекомендуют как следует в этом прошлом покопаться. Самое надежное - вспомнить детство. И даже вызываются помочь. За ваши, правда, деньги. И если через 10-20-30 сеансов вы так и не избавились от аддикции, вам внушают, что так и должно быть, этого времени очень мало, чтобы излечиться, а значит, нужны еще сеансы. И еще. И еще...
Капитализм обыкновенный - вот как это называется. Одним капиталистам (производителям продуктов, сетям фастфуда) выгодно, чтобы вы ели как бездонные мешки, другим - чтобы вы как можно дольше не выходили из этого состояния. Их благосостояние строится на этом. Хотите ли вы играть в эти игры?
Почему психологи велят искать причины в детстве? Потому, что технически это проще всего. Все мы любим вспоминать детство, даже если оно было не сильно радостным. Нет такого писателя, который бы не пытался писать о нем, даже если, созрев, стал специализироваться на других жанрах. Но это как искать под фонарем, потому что там светло. К таким воспоминаниям человек обращается охотнее всего.
Эксперименту ради я сейчас попыталась вспомнить, не было ли у меня в детстве чего-то такого, на что можно было списать пищевую аддикцию. Кажется, нашла: мой папа обожал мне рассказывать про свое детство две вещи - как играл в Цусимское сражение и каким всегда был голодным и поливал какой-то черствый хлеб подсолнечным маслом. Ура, нашла: во всем виноват папа.
Странное дело, я вспомнила это обстоятельство лишь сейчас, когда пищевая аддикция для меня перестала быть актуальной. Справиться с ней я смогла и без этих ценных воспоминаний. Как только умудрилась?.. По логике ратующих за обращение к детству, такое просто невозможно. Следовательно, либо я вас тут всех бессовестно надуваю, либо меня не существует.
Воспоминания о детстве затягивают. У ребенка отсутствует самостоятельность, прежде всего психологическая. Почти все решения принимают родители - следовательно, очень удобно все списать на них. Погружаясь в свое детство, вы сами становитесь маленькими, но, увы, не в евангельском смысле "будьте как дети, чтобы войти в Царствие небесное", а в более земном - в смысле психологической незрелости. Вы отказываетесь от своей субъектности.
В этом месте вспомните аллегорию из "Шерлока", где субъектность лежит на полу и умирает. Погружаясь в детство, вы открываете ворота аддикции. Вы соглашаетесь с тем, чтобы другие принимали за вас все судьбоносные решения - и продолжают принимать сейчас в вашей голове, пока вы так увлеченно играете в ребенка. Те же капиталисты, например, о которых я уже сказала. И аддикция тоже.
Родителей принято винить во всем: не долюбили, не довоспитали, не научили.... Люди очень отзываются на такие предложения, особенно женщины. Кстати, женщины более склонны к аддикции, чем мужчины, именно из-за своего постоянного стремления к кому-нибудь прилепиться и на кого-нибудь переложить ответственность за себя. И очень любят представлять себя в образе маленьких девочек, которым не хватило тепла. Сидит такая дама "семь на восемь" - и видит себя малышкой в ситцевом платьице и с косичками. И сама себе умиляется, почти плачет от жалости к малипусечке, которая существует только в ее голове. Обидели Машеньку, не дали конфетку, не посадили на качели - кушай, деточка, сэндвич, и чипсы, и шоколад, и конфетку, не расстраивайся только. Кушай сейчас, бедненькая, никто-то тебя не любит, только я. Хрум-хрум.
Допустим, глубинная причина аддикции действительно в том, что мама в детстве не долюбила. Давайте решать эту проблему: придем к маме, если жива, выдвинем претензии. Срочно долюбить не попросим, а уже потребуем. А мама старая. Ничего, пусть долюбливает великовозрастное дитя, которое овощ не то коробка - что положили, то и достали. Как растет, так и растет. Свои воля, разум? а не мамины? Не, не слышал.
В комментариях на фейсбуке отметилась дама, с болезненным упорством повторявшая: надо решать причину аддикции, надо решать причину аддикции, с аддикцией бороться не надо...
Все слышали? Именно так: с аддикцией бороться не надо!
Дама и не борется. (Было бы странно, если бы она ее победила, не борясь, - друзья, чудес в жизни не бывает, поймите уже это.) Она пытается решать проблему, ту, первую из списка - неумение получать удовольствие иначе, чем объевшись. Уже год, как выяснилось, решает. Не знаю, сколько ей лет. Не меньше, чем мне, наверняка. Мне 34. Т.е. за 34 или даже больше лет человек не научился ни от чего получать удовольствие, кроме того, чем набьет себе рот и желудок. Уже много-много лет учится - и никак. Хотя утверждает, что даже преуспела... чуть-чуть. Ну, может лет через двадцать, когда-нибудь...
Вы видите, до какой степени искривлено восприятие реальности? насколько абсурдны ее рассуждения?
Философы с древнейших времен учат нас, что главный критерий истины - практика.
Вот перед вами два человека, и они говорят разное. Один избавился от аддикции в кратчайшие сроки, другой все еще нет.
К кому из них вы прислушаетесь?
Я знаю, что психически нездоровый человек с сильно искривленной картиной мира не способен решить эту задачу правильно. Это тест на то, что в психиатрии называется критическим отношением больного к своему состоянию. Больной с критическим отношением, догадывающийся, что голоса только у него в голове, имеет гораздо бОльшие шансы на излечение или хотя бы выход в ремиссию, чем тот, кто упорствует и для кого эти голоса - бОльший авторитет, чем доктор.
Готовы ли вы потратить впустую и двадцать, и тридцать лет своей жизни?
Ваша жизнь идет и тратится впустую уже сейчас. Ваши силы сливаются в дыру - сейчас, а не через десять лет. Вы говорите за жизнь с психологом, он кивает, иногда вставляет реплики: "Все дело в маленькой девочке, которая живет внутри вас! Девочке плохо, ее надо поддержать, ей надо помочь!" Как? Прийти домой и дать ей конфетку, разумеется.
В преодолении аддикции очень важно ощущение этого момента "здесь и сейчас". Вспомните, сколько раз вы соблазнялись пиццей, пастой, картошкой, куском свежего хлеба, говоря себе: ничего, это я так, это я сегодня дам себе слабину, а вот завтра, честное пионерское, сяду на диету. И вообще сегодня праздник.
Не будет этого завтра. Не наступит. Потому что завтра будет то же самое - ваше завтра будет точной копией вашего сегодня. Вы в петле.
От аддикции избавляет только ощущение, что дальше так жить нельзя - ни день, ни два, ни тем более год.
Пожалуйста, не думайте, что все эти слова пишет человек, у которого идеальные отношения с родителями. Не идеальные. Далеко не идеальные. Повторю еще раз для убедительности, глядя вам в глаза: далеко не идеальные. Умному достаточно, полагаю.
Не думайте, что эти слова пишет человек, который не умеет анализировать прошлое. Еще как умеет. И копаться в нем тоже любит. И зависать. Автор этих строк особенно предрасположен к перелопачиванию своих воспоминаний.
По-тувински принято говорить, что будущее не впереди, как у других народов, а сзади. Это по-своему логично: прошлое мы видим хорошо, а будущее нет, значит, оно у нас за спиной, и мы идем по жизни, пятясь. Я уж точно пячусь. И я тоже думала над причинами своей пищевой аддикции. Я тоже пыталась искать их в прошлом. Мне совсем не помогло. И я тоже годами (!) думала думу, что еда - это для меня награда, ведь меня так мало хвалили, это для меня удовольствие, это снятие стресса.
Есть такая вещь, как фиксация внимания. Пока вы копаетесь в прошлом, вините родителей или воспитательницу в детском саду, которая угрожала бросить вашу запеканку в суп и вылить вам за шиворот, вы там и остаетесь. Из этого круга выйти не получится. Вывод? Даже не вступать в этот круг.
Копание в причинах аддикции формирует в вашей голове порочные силлогизмы.
Я ем, чтобы снять стресс.
Истина в том, что в современном мире избавиться от стресса невозможно.
Следовательно, я буду есть. Ура, товарищи.
Я ем, потому что хочу получить удовольствие.
Вы что, хотите сказать, что я не имею права получить удовольствие? А по-другому не умею, извините.
Следовательно, я ем, ел и буду есть.
Я ем, потому что хочу получить награду.
Меня мало хвалили в детстве, меня не сказать чтобы сильно хвалили сейчас.
Следовательно, я буду есть.
Я ем, потому что у меня умерла собака (или близкий человек).
Ее/его не вернуть.
Следовательно, я буду есть здесь и сейчас.
Я ем, потому что плохо себя чувствую.
Это естественно - стараться справиться с плохим самочувствием.
Следовательно, мне нужно срочно поесть. Да побольше.
Я ем, потому что общаюсь с друзьями за столом.
Все едят - мне отставать от компании, что ли? Да и угощают...
Следовательно, я буду есть.
Кто-нибудь понимает теперь, почему не надо искать причины своей аддикции? Хоть кто-нибудь ужаснулся такой логике?
Правда в том, что:
- когда вы объедаетесь, вы снимаете стресс на считанные минуты, а потом вас ждет жуткое чувство вины. Т.е. стресса будет еще больше. Проверено, доказано;
- если у вас утрата, вам не нужна еда. История не знает случаев, когда обжорством хоть кого-то воскресили;
- если вам плохо, от переедания станет еще хуже. Проверено, доказано;
- если вы общаетесь в компании, совершенно не обязательно съедать все, что лежит на столе. И даже половину этого. И даже четверть. Друзьям хоть что-то должно остаться? Вы ими вроде как дорожите - зачем гребете себе все в тарелку?
Отдельно скажу об удовольствии и награде. Зависание на этой проблеме проистекает от того, что человек убежден, что удовольствие полагается ему по умолчанию. Если Господь его создал, а родители родили, значит, все трое обязаны ему это удовольствие обеспечить. Вынь да положь, я сказал! Человек ведь создан для счастья, как птица для полета, как учил Короленко, не так ли?
Только забыл сказать, что счастье только тогда полное и настоящее, когда человек кует его себе сам. В противном случае это обманка, которая исчезнет с боем часов.
Поверьте, удовольствие можно получать от жизни и по-другому. В том числе и от еды его можно получать грамотно.
Теперь я могу сказать: я не люблю поесть - я люблю еду. Но чтобы любить ее физически, совершенно не обязательно лопать ее круглые сутки.
У меня не случайно получилась параллель с сексом. Вы любите супруга или возлюбленного - но вы же не совокупляетесь с ним круглосуточно? Если даже осуществить такое, очень быстро притупятся ощущения. Это как у Брэдбери в "Вине из одуванчиков": закат прекрасен потому, что длится считанные минуты. С едой - то же самое. Аддикт не способен наслаждаться вкусом и получать настоящее удовольствие от еды. Как и наркоман от своих веществ. Поэтому обоим требуется увеличение дозы, за которым в какой-то момент - смерть.
Удовольствия здесь нет и быть не может.
С наградой - аналогично.
Надо понять, что получать удовольствие не обязательно 24 часа в сутки - на это только младенцы и дошкольники настроены. Взрослый человек понимает, что в жизни все совсем не так.
Взрослый способен найти себе удовольствие и другими путями - и регулировать поступление в мозг информации о стимулах, приносящих удовольствие.
Кстати, если обратиться к фрейдистам, они скажут, что причина аддикции в том, что человек привык получать удовольствие орально, а значит, застрял в оральной стадии развития личности. А это в норме - от 0 до 18 месяцев. Перевожу на нормальный язык: это тяжелая инфантильность, и выход из нее - срочное взросление, а не копание в детстве, перебирание родительских костей в оссуарии и не примитивное стимулирование центров удовольствия, всегда, везде и любой ценой.
Друзья, я не знаю ни одного случая, когда человек победил пищевую аддикцию, обсасывая проблемы из прошлого. Ни одного, Карл! А вот людей, зависших в таком процессе надолго и навсегда, знаю больше десятка.
Поймите, что единственная проблема, на которую вам надо направить внимание и силы - аддикция как таковая. Здесь точка, здесь черта.
Взрослый человек отличается от инфантила тем, что умеет проводить черту, если нужно. Здесь это нужно.
Здесь пан или пропал.
Как в фильме "Пила":
- Жить или умереть - выбор за тобой. Игра началась!
Игра началась уже давно, и отпущенного вам времени все меньше и меньше.