Поведение, при котором лошадь не стоит в оглоблях, осаживает и страгивает рывком, может быть обусловлено рядом факторов:
1) невозможность работать (проблемы со здоровьем, вызывающие болевые ощущения при работе, недостаточная степень физической подготовки),
2) нежелание работать (гормоны, лень, недостаток воспитания, отсутствие концентрации, страх, особенности психики),
3) неподходящая или неправильно подогнанная упряжь (низкое расположение шорки, узкая шорка, неподходящий размер хомута),
4) тяжелый экипаж,
5) тяжелый грунт,
6) работа в горку,
7) какие-то причины, о существовании которых я еще не знаю.
Все эти факторы несложно выявляются и практически все - корректируются:
1) визуально и по описанию конь здоров и в достаточной физической форме.
Если хотите убедиться в отсутствии у коня болевых ощущений от упряжной работы, через пару часов после распрягания потыкайте в коня пальцами там, где к телу прилегает упряжь, а также по спине, пояснице и крупу. Подергивание шкуры, мотание головой, прижатые уши и топтание подскажут, болит ли у коня что-то и где болит.
2) если мешают гормоны - кастрировать (проверить и нормализовать гормональный фон, если речь о кобыле), если лень - приучить к работе, недостаток воспитания - построить, к концентрации - приучить, страх - познакомить с объектом и приучить, особенности психики - корректировать, если они поддаются коррекции.
3) проверить правильность подбора и подгонки упряжи со специалистом можно просто сделав нормальные фото лошади спереди и с обоих боков в упряжи без экипажа, в упряжи с экипажем, и нормальное (более продолжительное) видео в движении шагом и рысью с обеих сторон. Дальше просто просите специалиста посмотреть эти фото и видео. Люди, разбирающиеся в русской упряжи, есть в том числе здесь на форуме. Лично я в русской - профан.
С учетом того, что Ваш супруг довольно много работал с русской упряжью, вряд ли имеют место серьезные косяки.
4) двуколка на первом видео для башкира вообще не проблема. Телега на других видео сделана неплохо, углы приложения тяги в ней правильные, за одноконную более чем сойдет. Башкир, конечно, не полноразмерная лошадь, но слишком тяжелой для него она не выглядит.
Что мне не понравилось в телеге - это ее длина. Телега может быть хороша на ходу, но, чем она длиннее, тем тяжелее ее страгивать. Ваша телега очень длинная.
5) грунт на 1 и 3 видео абсолютно беспроблемный. Грунт в поле потяжелее, но, при желании, конь с ним очевидно без проблем справляется.
6) на всех видео рельеф лошади не мешает. Единственное, в поле я бы не просила коня с места же уходить в поворот. Поворот значительно увеличивает нагрузку, особенно когда телега длинная и накатом еще не пошла. Правильнее тронуться прямо, дать лошади "раскатать" телегу и потом поворачивать, когда та уже набрала ход. Если беспокоитесь, что он может при этом стартануть, лучше останавливать коня в 10-15-20 метрах (в зависимости от длины и хода экипажа) перед каким-нибудь естественным препятствием (например, забором или густым кустарником).
По 7 пункту мне сказать пока нечего.
Если говорить о моем личном впечатлении, принимая за основу, что
- жеребец башкирской породы 9 лет,
- заезжен в упряжь в 2,5 года по схеме упряжь - хождение на вожжах - легкий экипаж/сани - телега
- с 2,5 до 5 лет проблем не доставлял,
- проблемное поведение развивалось постепенно в течение 4 лет с 5 до 9 конячьих лет,
- конь проявляет пассивное сопротивление при верховой работе,
- сопротивление коня не влечет активного наказания, только пассивное (пару раз стукнули, дальше стало жалко),
- сопротивление влечет прекращение нежелательной работы,
- сопротивление проявляется в телеге только при страгивании, в косилке - в любой момент,
- проблема проявляется так:
, думаю, причина кроется в нежелании работать и, вполне возможно, когда-то тяжелом для него экипаже.
Как уже ранее писала
@~Рассвет~, большинство башкиров - довольно специфические лошади. При стабильной психике они рано созревают и часто с возрастом проявляют доминантное поведение, свойственное аборигенным породам ("я уже взрослый конь, пора задоминировать всех вокруг и у меня будет свой табун"). Как по этому поводу высказался однажды мой тренер (высказался грубо, но метко), после 6-8 лет башкиры не понимают, почему их еще кормят и все еще не едят. Причем в подавляющем большинстве случаев лошади аборигенных пород проявляют пассивное сопротивление и не идут на открытую конфронтацию, как обычно бывает у высококровных лошадей. Тем самым они дают себе возможность не выяснить отношения (отвоевать место на иерархической лестнице) разом, а "подкатить" тихонько и, если не уступят, спокойно отойти, подумать, и "подкатить" еще раз. Иными словами, башкиры - зверь милый, но ушлый.
В молодом возрасте (2-5 лет) они обычно покладисты, что объясняется, во-первых, необходимостью выживания и получению навыков управления табуном, а во-вторых, банальным любопытством, ведь работа для них пока не стала рутиной, а есть форма некого прикольного взаимодействия с человеком, способ получения его внимания и похвалы/угощух. После 5-6 лет лошадь уже осознает, что прикольное взаимодействие - не игра, что так теперь будет всегда, и начинает сопротивляться.
В Вашем случае момент появления проблемного поведения и постепенный характер его развития совпадает с моментом и течением взросления среднестатистической лошади башкирской породы.
Когда конь первые разы "подкатывал" к Вам или впервые столкнулся с тяжелым страгиванием (экипаж ли, грунт ли, недостаточная форма в тот момент) и проявил нежелательное поведение, Вы это не скорректировали (возможно не заметили, возможно не сочли важным, возможно просто не смогли из жалости или неумения). Сейчас это уже не имеет значения, т.к. у коня за 4 года выработался навык, как избавиться от нежелательной работы.
Скорректировать такое поведение возможно, но это потребует некоторых навыков, а главное - стойкости, времени и свободных рук. Откровенно говоря, синдром "с места - в карьер" - один из самых тяжело устранимых дефектов упряжной лошади.
Одна из наших лошадей (пенсионерка), довольно импульсивная дама, была заезжена в молодости в тяжелый экипаж. Ей хватило несколько раз сдернуть экипаж рывком (без каких-либо травм), чтобы пронести эту привычку через всю свою жизнь, несмотря на очень опытные и профессиональные руки тех, кто с ней работал. В паре кобыла ходила, как часы, т.к. знала, что ей поможет стронуть сосед; в одиночке - никогда.
Что бы предприняла я? Взяла бы легкий экипаж (лучше не двуколку, т.к. двуколки при разносе легко переворачиваются; к тому же я не знаю, предусмотрена ли русской упряжью защита лошади от падения при перевороте двуколки) и некоторое время работала только в нем. Взяла бы двух помощников с двумя кордами. В качестве места для тренировок выбрала бы что-то по возможности огороженное, но не двор (в нем много всего, за что можно зацепиться). Небольшая поляна, хорошо знакомая лошади и огороженная кустарником или забором хотя бы с двух сторон отлично подойдет. Надела бы олимпийский пелям (если он подходит коню), прицепив щечный ремень за самое верхнее кольцо, а вожжи - за первое рычаговое. Перед запряжкой разминала бы лошадь на свободе/на корде/под верхом и запрягала бы еще не успевшую остыть. Дальше бы использовала следующую схему:
1) экипаж ставится оглоблями в сторону препятствия (не барьера, а стены/забора/кустарника), но не вплотную, а так, чтобы лошади было, куда двинуться прямо и пройти метров 10 по прямой, но не было обозримой дали, в которую хочется ускакать,
2) лошадь, полностью готовую к запряжке (вожжи прицеплены, корды прицеплены с обеих сторон за основные, трензельные, кольца), подводят к экипажу помощники,
3) лошадь запрягают, помощники держат за корды, успокаивают голосом, говорят доброжелательно, гнетущее молчание сохранять не нужно,
4) возница садится в экипаж, лошадь продолжают держать помощники, не давая ей ни осаживать, ни двигаться вперед, подбадривают и успокаивают голосом,
5) по команде возницы о готовности помощники, находясь в стороне около метра от лошади (чтобы не попасть под оглоблю или угол экипажа в случае ЧП), проводят лошадь вперед так же, как вели к экипажу,
6) если все ОК, помощники проводят лошадь несколько метров вперед, все бурно хвалят и любят лошадь, потом внешний помощник отстегивает корду, через несколько шагов то же делает внутренний помощник (если нужно совершить поворот, внутренний помощник отстегивает корду после прохождения поворота). Возница описывает круг, при отсутствии проблем лошадь сразу выпрягают и уводят домой (не обратно в телеге домой, не куда-нибудь на коновязь или мойку, а сразу - домой),
7) если лошадь осаживает, возница спокойно, но методично выдвигает лошадь бичом вперед, помощники стоят по бокам в районе плечей и не дают пятиться дальше, поощряя голосом каждую попытку шагнуть вперед. Одновременно помощники же готовы помешать лошади совершить рывок вперед: для этого не надо ни тянуть, ни держать жестко корду, нужно изобразить кордой и руками тугую резинку.
Когда лошадь осаживает, действие бича должно быть равно степени негативности действий лошади: лошадь стоит - бич не используется, лошадь демонстрирует попытку сделать шаг вперед - бич не используется, лошадь осаживает аккуратно на 1 шаг - бич используется аккуратно однократно, с каждым следующим шагом назад воздействие бича усиливается.
Если лошадь совершает рывок, ловится помощниками и успокаивается, ее круг шагают по той же схеме, что в пункте 6, затем выпрягают и повторяют пункт 7 до тех пор, пока лошадь не стронет экипаж правильно. Затем сразу распрягают и отправляют домой.
Если лошадь совершает рывок и не ловится помощниками, помощники не стоят, а бегают вместе с лошадью, плавно ее оттормаживая по кругу тугим сдерживающим действием корд (круг должен быть достаточно большим, чтобы экипаж не перевернулся). Затем пункт 7 повторяется до достижения желаемого результата.
Пляски с бубнами повторять ежедневно до тех пор, пока лошадь в течение нескольких дней подряд не будет спокойно страгивать экипаж с первой же попытки. С этого момента можно повторять пляски с бубнами через день, потом доводить до 2 раз в неделю, а длительность шага после запрягания - с 1 круга до 1 часа. После того, как лошадь спокойно шагает, делает остановки и с них спокойно страгивается в течение часа, можно вводить работу на рыси.
Немцы вообще советуют шагать до 2 часов и только потом рысить, но у Вас уже заезженный и нормально работающий конь, поэтому, думаю, второй час можно опустить.
Как видите, занятие это трудоемкое и не самое приятное.
Думаю, в вашем случае продажа коня под верх и покупка другой, стабильной упряжной лошади - самый разумный шаг. Самый ли верный - решать Вам. С разумностью у Вас и без нас все хорошо.
Дополнительно прокомментирую некоторые озвученные в теме мысли.
@Arra уже дала принципиально верный ответ на Ваш вопрос мне.
Вожжи сами по себе не оказывают на лошадь излишнего воздействия только лишь от того, что они длиннее повода. Во всех способах запряжки, в том числе в русской, вожжи ко рту идут через систему блоков, задача которых в частности в том, чтобы это излишнее воздействие принять на себя. По факту при правильной подгонке упряжи и, следовательно, расположении этих блоков в правильных местах, вожжи своим весом создают даже меньшее воздействие на рот, чем, например, свободно висящий прорезиненный повод.
Во-вторых, как уже сказали выше, средств управления и контроля над лошадью при работе в упряжи несравнимо меньше, чем при работе верхом или на земле, поэтому для работы в упряжи используют железо, способное более точно и более четко указывать лошади требования человека, чем при работе верхом. Разницу последствий потери контроля над верховой лошадью и над запряженной, думаю, вы можете вообразить сами.
Кроме того, на лошадь, двигающуюся в экипаже, действуют иные силы, нежели на лошадь, двигающуюся под всадником. И потребность в упоре в повод у одной и той же лошади под верхом и в экипаже будет разной. С одной стороны, двигаться резво в экипаже намного комфортнее, чем под верхом. С другой стороны, чем быстрее катится экипаж, тем проще лошади его тянуть. Лошадь очень быстро соображает, что скакать в телеге - круто и удобно. А вот затормозить ее человеку несравнимо труднее, особенно если помнить о том, как весело экипажи переворачиваются при резвом прохождении поворота (в драйвинге не просто так запрещено даже выезжать на разминку без грума в экипаже). По этой причине в упряжной езде так распространено рычажное железо.
Конь, о котором идет речь в теме, растаскивает в упряжи, о чем его владелица написала в первом же сообщении. Смена железа таскающей в экипаже лошади на более мягкое может обернуться для владельцев катастрофой.
Рычажное железо нужно использовать с цепочкой или подгубным ремешком. Вы надевали ее/его?
Флегматичные лошади лучше разминаются и мотивируются резвой работой. Пробовали настаивать и добиваться активного движения?
Этот способ частенько работает под верхом, а в телеге легко может закончится:
- поломкой оглобель,
- поломкой телеги,
- падением коня под телегу,
- падением коня на телегу,
- падением коня вместе с телегой,
- разбиванием телегой чужих машин/заборов/клумб и иного добра, встреченного по пути заднего хода.
Существует принципиальная разница между ситуацией, когда лошадь избегает предмета (кавалетти) и когда лошадь избегает определенного ощущения.
Когда лошадь избегает предмета, Вы можете отвлечь внимание лошади от предмета неприятного (кавалетти) предметом приятным (морковью).
Когда лошадь избегает определенного ощущения, она не переводит свое внимание с собственных ощущений на некий приятный предмет. Более того, если лошадь пищевик и приятный предмет все же завладевает ее вниманием, лошадь начнет психовать еще больше, т.к. получение приятного предмета раз за разом сопровождается физическим дискомфортом. Когда лошадь страдает от того, что боится/не хочет стронуться и одновременно не может дотянуться до лакомства, не подвергая себя физическому дискомфорту, работать с ней и выработать у нее положительное поведение уже невозможно - на эту деятельность у лошади уже просто не остается концентрации.
Когда лошадь, избегающая дискомфорта при страгивании, вынуждена преодолевать этот дискомфорт и привыкла делать это рывком в галоп, ей, а также оглоблям, передку и бортам экипажа безразлично, сколько лет эта лошадь, эти оглобли и этот экипаж прожили у человека с морковкой.
Вы представляете себе, где должен находится кормящий относительно лошади, оглобель и экипажа, чтобы держать руку у морды запряженной лошади? А представляете, каким углом зрения, скоростью реакции и скоростью передвижения он должен обладать, чтобы не быть убитым торцом оглобли в ребра или не получить оглоблей в корпус с последующим таким распространенным падением под задние ноги и переезжанием его экипажем? Лично я не представляю, мне персонажи Марвел в жизни не встречались.
Надеюсь, все страждущие найдут в этом трактате ответы на свои вопросы.