Буддизм в Японии, ч.2
Я как-то обещала комедийный триллер с элементами политического детектива про становление буддизма в Японии, вдруг кому-то будет интересно
(по книжке G.B.Sansom "Japan, a short cultural history" Revised edition, 1952, в моем ну оооочень вольном пересказе).
Как я уже упоминала, буддизм пришел в Японию из Кореи примерно полторы тысячи лет назад, в середине 6 века. И пришел весьма интересным образом.
Сейчас будет минутка альтернативной истории)) Вот представьте: вы - правитель маленькой, но гордой страны. Например, Новгородской Руси. К вам с визитом приезжает князь из ...ну скажем, Смоленского княжества или из какого-нибудь Суздальского, в общем из относительно дружественного и близкого по духу, с общими славянскими корнями - и привозит в подарок как знак дружбы и предложение военного союза ...религию. Причем не просто религию, а, скажем, верования африканского племени тумба-юмба, их религиозные тексты, песнопения и фигурки идолов. То есть нечто абсолютно чуждое, необычное, заимствованное извне и местами противоречащее тому, с чем вы всю жизнь жили. Представили?
Вот примерно так и чувствовал себя японский император Киммэй, когда к нему приехал правитель одного из древних корейских государств и привез в подарок статую Будды и буддистские сутры, расписав в красках, как новая религия помогла ему достичь всех его целей.
Принять ли такой необычный дар?
В замешательстве император Киммэй обратился к своим советникам.
Двое советников выступили резко против, считая, что принятием этого дара и почитанием иноземных богов можно легко разгневать местных богов-ками. Третий советник-оппозиционер (к тому же, его клан Сога был родом с материка) высказался "за" - прогрессивные китайские и корейские правители приняли эту религию, значит и нам тоже надо быть прогрессивными и смелыми.
"Отлично, - сказал император, - вот ты, товарищ Сога, и будешь самым смелым, возьмёшь статую Будды в свой дом, поставишь рядом с домашним алтарем синтоистских богов-ками и докажешь нам, что это хорошо".
Через некоторое время после этого, в стране началась сильная эпидемия. Обычное дело для раннего Средневековья, но группировка советников-консерваторов свалила все на Согу и его новую религию, мол, разгневал-таки этот негодяй японских богов своим непочтением.
Император согласился с этим, выбросил статую Будды в реку и приказал о новой религии забыть.
Некоторые историки пишут, что император также приказал сжечь храм, где хранилась статуя. Храм сожгли, но огонь перекинулся и на императорский дворец
(ответочка от кармы прилетела).
Как бы то ни было, при Киммэе о буддизме больше не вспоминали.
Но императоры не вечны и через 20 лет Киммэй умер, а на престол взошел его сын.
Здесь колесо сансары делает оборот и история практически повторяется.
Сын того самого корейского правителя прислал сыну императора Киммэя в подарок две буддистские статуи. Их забрал себе сын Соги, которого звали Умако и который, как и отец, увлекся новой религией. Он основал буддистский храм, нашел бывшего корейского монаха для служения, взял в храм в качестве монахинь трёх девочек и всячески пропагандировал буддизм. И обоих советников-консерваторов убил, на всякий случай.
Но через несколько лет случилась очередная эпидемия. Император, по наущению потомков убитых советников, посчитал, что боги разгневались на Умако из-за новой веры, буддизм запретил, храм и все статуи велел сжечь, а девочек публично высечь на площади. И в том же году заболел и умер
(и ему прилетело).
Он и в третий раз ходил за ёлкой...
На третий раз все было удачнее, новый император, Ёмэй, был племянником Умако. Он и буддизм поддерживал, и на втором стуле тоже пытался усидеть одновременно.
При нем, кстати, синтоизм и был назван синтоизмом (синто - дословно "путь богов"). До этого момента не было необходимости давать главенствующей религии какое-либо название, она была одна, а теперь стало необходимо одну религию от другой отличать.
Правил Ёмэй недолго, через два года он серьезно заболел и перед смертью сообщил советникам, что желает обратиться в буддизм. Советники-консерваторы его жёстко осудили, мол, император поворачивается спиной к богам своей страны и ни к чему хорошему это не приведет. Умако, разумеется, умирающего императора поддержал и поспособствовал проведению обрядов, чем еще больше укрепил свои политические позиции (поубивав параллельно всех несогласных политических противников, но это пустяки, дело житейское)
Следующий император также был ставленником Умако и его зятем, тем не менее позже Умако и его собственноручно убил. И сделал неслыханную вещь - возвёл на престол свою племянницу. Впервые в истории Японии императором стала женщина. Этот смелый поступок доказывает, что политическая мощь Умако была очень сильна. По факту, страной правила не императрица, а сам Умако и сын бывшего императора Ёмэя, принц Сётоку.
Сётоку - легендарная фигура в Японии. По значимости для истории Японии его, пожалуй, можно сравнить с Петром I (хоть и жил Сётоку на тысячу лет раньше).
Сётоку провел несколько значимых реформ власти, написал свод законов на основе идеологий буддизма и конфуцианства, а также пару исторических хроник, ввел китайский календарь и наладил культурные связи и торговлю с Китаем и корейскими государствами, и даже назвал Японию Японией (в то время страна называлась Ямато) и активно поддерживал буддизм.
К концу его правления в стране было построено аж 46 буддистских храмов, в которых служили почти 1500 монахов и монахинь. Один из храмов, Хорю-дзи (607 год!), даже частично сохранился и считается древнейшей деревянной постройкой в мире.
Кстати, интересный факт
у нас тут конный форум как-никак: Сётоку - это посмертное имя, при жизни принца звали Умаядо. Умая означает "конюшня" (馬屋, иероглифы "лошадь" + "дом, комната"), есть легенда, что принц родился в конюшне. Однако в исторических хрониках это не упоминается, поэтому некоторые ученые-историки считают, что легенда была придумана уже после смерти принца, когда отголоски христианства и истории рождения Христа достигли Японии.
Далее буддизм развивался, укреплялся, разделялся на школы, часто воинствующие. Особо рьяные монахи неоднократно сжигали храмы идеологических противников, осаждали Киото и Нару, требуя больше поддержки властей, и активно в эту власть вмешивались. Тоже было весьма нескучно
Но это, как говорится, уже совсем другая история.