Длинно, но, возможно, и пригодится. Как раз есть о состоянии ученика. Это самое сложное для взрослого.
ЧТО МЕШАЕТ ПРОГРЕССУ? ПОГОВОРИМ О ПСИХОЛОГИИ ВСАДНИКА
Почему некоторые всадники добиваются успеха в верховой езде и спорте быстрее, чем другие? Казалось ли вам, что несмотря на все усилия, вы не можете добиться результата и как будто оказались в тупике? Что нужно сделать, чтобы сделать шаг к прогрессу?
Обучение любому навыку проходит через четыре стадии: бессознательная некомпетентность, сознательная некомпетентность, сознательная компетентность и бессознательная компетентность. Рассмотрим каждую из них:
1. Бессознательная некомпетентность: вы не знаете о том, что вы чего-то не знаете.
2. Сознательная некомпетентность: вы знаете, что вы хотите сделать, но пока не можете этого добиться.
3. Сознательная компетентность: вы можете выполнить задачу, если сконцентрируетесь и приложите максимум усилий.
4. Бессознательная компетентность: вы можете делать то, что хотите, не задумываясь (автоматически).
В этой статье мы поговорим о сознательной некомпетентности.
Этот этап крайне неприятен: мы знаем, что нужно делать, но не можем справиться с задачей. Однако именно с этого момента, с осознания своих целей, и начинается реальное обучение, которое со временем позволит вам подойти к этапу сознательной компетентности. Очень важно признать свою некомпетентность и настроиться на позитив - только тогда вы сможете прогрессировать в обучении.
Вы наверняка заметили, что одни всадники быстро минуют стадию сознательной некомпетентности, а у других этот этап длится долгое время. Почему? Дело в таланте, везении или все упирается в финансы? Все дело в дорогой лошади и выдающемся тренере?
На самом деле ни один из вышеперечисленных факторов не является решающим. Ключевое значение, на наш взгляд, имеют психологические стратегии, которые помогут вам рационально организовать процесс обучения и настроиться правильно воспринимать совершаемые ошибки. Рассмотрим же их.
1. Мыслим, как новичок.
В дзен-буддизме есть такое понятие, как "ум новичка" — необходимое условие для «чистого» восприятия новых знаний. На нем и основывается наша первая стратегия, которая поможет вам направить ваши мысли о работе с лошадью в правильное русло. Будистом при этом становиться не обязательно. Идея заключается в том, чтобы временно отложить в сторону все ваши предыдущие мнения, убеждения и опыт, открыть себя для той информации, которую пытается донести до вас тренер или инструктор.
Такое мышление характерно для людей, которые только начинают обучаться чему-либо. Первую информацию они воспринимают как истинно верную. Всадникам, уже имеющим за плечами определенный опыт, считающим, что они в курсе того, что делают, особенно важно снова ощутить себя новичками.
На словах это звучит просто, но отказаться от предыдущего опыта и убеждений на практике куда сложнее, чем кажется. Чтобы облегчить себе задачу, представьте, что вы собрали все ваши знания, как книги, и отложили их на полку, - в конце урока вы возьмете их обратно, если захотите. Когда всадник признается себе в том, что он чего-то не знает, и произносит это вслух, - он открывается для обучения.
Обратите внимание на то, что многие (возможно, и вы тоже) отвечают тренеру на предложение поступить так или иначе: "Я знаю, но...., и поэтому у меня не получается", "Я знаю, но моя лошадь...", "Да, но мне нужно...", "Да, но я всегда..." и т.д. Однако для того, чтобы добиться результата, не надо объяснять, почему вы на это не способны. Надо просто его добиваться: не обсуждать причины ошибок, а работать над их устранением.
Утверждение "Я знаю" может быть как на 100% истинным, так и ложным. Но главная проблема заключается в том, что внутренний монолог, начинающийся словами "Я знаю", постоянно удерживает нас в прошлом. Эти слова не позволяют нам открыться новому. Если вы будете мыслить как новичок, вы отбросите старые мнения и убеждения.
Вот почему тренеры часто говорят о том, что им проще работать с детьми: дети не перегружены опытом и знаниями. Их объяснения неудач звучат как "я НЕ знаю". Они не знают в школе, они задают вопросы родителям, они постоянно находятся на стадии обучения. Мы имеем больше опыта и знаний, но эти опыт и знания могут не только помогать нам, но и мешать.
Когда вы понимаете, что оправдываетесь, вместо того, чтобы действовать, спросите себя: чего бы вы хотели в этой ситуации? Что должно произойти? Возможно ли это? Можете ли вы контролировать изменения?
Отговорки и причины.
Почему вы не выполняете задачи, поставленные тренером?
Отговорки и причины могут звучать практически одинаково, однако отговорки (оправдания) предназначены для уменьшения или устранения ответственности, а вот причины объясняют происходящее. Разница между ними в слове "ответственность". Прежде, чем вы освоите новый навык, нужно пройти через разочарование на стадии сознательной некомпетентности.
Допустим, вы осознаете, что нужно добиваться от лошади контакта с рукой, но вы не в состоянии выполнить это. Вам придется пройти через чувство разочарования, смятения, отсутствия координации. Через свои переживания вы, возможно, даже быстрее перейдете на стадию сознательной компетентности и обнаружите, что с трудом, но способны устанавливать контакт со ртом лошади, если сосредоточитесь на этой задаче.
Ваш тренер поможет вам работать более сбалансированно и эффективно, подскажет, как создать достаточный импульс, толкающий лошадь на контакт. Научит вас, как согнуть лошадь вокруг внутреннего шенкеля и как отработать внешним поводом и т.д. Вы начнете ощущать контакт и периодически терять его. Когда контакт пропадает, очень легко придумывать этому оправдания: лошадь плохо обучена, плохое седло, неудобные бриджи/ботинки, лошадь жесткая и несбалансированная. Все отговорки перекладывают ответственность с ваших плеч на чьи-то еще.
Причина в корне отличается от отговорки. Когда вы потеряли контакт, вы можете сказать себе: "Может я беру много повода?" или "Мне сложнее работать левой ногой/рукой, чем правой", "Я позволяю лошади терять ритм" и т.д.
Пытаясь осознать причину, вы не ищите виноватых. Вы просто остаетесь честными сами с собой. Большинство причин могут быть исправлены, если они истинные (например, "Мне трудно правильно сидеть из-за травмы").
Когда вы поймете, что придумываете отговорки, придет время задуматься о своих целях. Это перенаправит ваши мысли. К примеру, лошадь уходит через повод на галопе. Возможно, ваша первоначальная мысль была: "Моя лошадь отказывается работать". Но были ли вы честны с собой? Правда, скорее всего, заключалась в том, что вы потеряли равновесие или не сопроводили лошадь во время фазы подвисания, и она, стараясь сохранить баланс, поступила так, как могла?
Итак, какова ваша цель? Вам нужно работать над сбалансированным, четким галопом! Обсудите проблему с тренером. Что происходит перед тем, как лошадь проходит через повод? Теряете ли вы баланс, связь с трензелем или боком лошади? Как только вы поймете это, вы сможете работать дальше. Вам нужно думать о причинах, о том как предотвратить негативный момент, а не о том, что лошадь делает что-то, что вам не нравится.
Отговорки зачастую направляют нас на путь, идти по которому мы не хотим. Но если сосредоточиться на результате, можно будет выстроить стратегию.
Но если искать причины, а не отговорки так логично, то почему мы часто этого не делаем?
Во-первых, это рискованно, потому что перед нами могут открыться новые трудности и ошибки. Многие люди продолжают делать то, что они делали, потому что это безопасно, даже если и не эффективно. Оправдания удерживают всадника от того, чтобы копнуть поглубже и столкнуться с еще большими проблемами.
Осознать проблему может мешать страх. Спросите себя, чего вы боитесь. Ответ может скрываться в предыдущем негативном опыте, в боязни неудач. Скажите об этом вслух, поделитесь с тренером. Поиск оправданий лежи в основе пораженческого мышления, тогда как попытки найти причину позволяют мыслить стратегически.
История и реалии.
У каждого из нас есть своя копилка историй о тех или иных ситуациях, в которых мы уже побывали. Мы помним о них и время от времени пересказываем. Но если мы сделаем шаг назад и критически переоценим то, что когда-то пережили, то можем обнаружить, что наши переживания и убеждения не так объективны, как казалось. История (наши воспоминания) может значительно отличаться от реальности (того, что имело место на самом деле).
Как всадники, мы должны задать себе вопрос: что есть история, а что - реальность? Если мы упорно повторяем одну и ту же историю, наше обучение затрудняется.
Допустим, вы получили 64,57% на соревнованиях по выездке в прошлом году. Это история, поскольку ваш результат отражал субъективное мнение нескольких судей. Вы можете думать так же, как эти судьи, но такое прошлое не является гарантией повторения вашего результата в будущем.
Истории часто замедляют прогресс всадника, если он занимается на одной и той же лошади уже длительное время. Если всадник начал работать с лошадью, когда та еще была молодой, он может говорить : "У моей лошади некачественные подъемы в галоп направо с самой заездки". Возможно, когда-то это было правдой, но прошло время, и повода не заняться исправлением данной проблемы у вас больше нет. История замедляет ваш рост: вы живете прошлым, увековечиваете проблему, но не боретесь с ней.
Еще один пример истории, вредящей прогрессу, - это воспоминание, удерживающее всадника в зоне комфорта. Допустим, вы думаете что другие всадники не считают вас сильным конкурентом либо считают неудачником, и это удерживает вас на месте. Но реальность такова, что вы не можете знать, что думают о вас другие в действительности, а главное, никакие мнения не могут повлиять на вашу лошадь.
Другой пример: вы полагаете, что обидите своего тренера, если посетите мастер-класс приезжего мастера. Эта "история" не даст вам возможности получить новый опыт и потренироваться у профессионала. Вы не можете судить о том, что ваш тренер действительно подумает по поводу этого (однако, если его цель - это ваше развитие, то он будет только рад, если вы посетите это мероприятие). Достаточно просто поговорить об этом.
Посмотрите: в обоих случаях наши истории содержат компонент страха, который нужно преодолеть, чтобы он не заслонял от нас реальность. Заблуждения, вызванные им, препятствуют прогрессу.
Если всадник научится отделять реальность от истории, это поможет ему принять концепцию мышления новичка. Так, если вы поймете, что плохие подъемы в галоп с направо в данный момент являются следствием вашей некомпетентности, вы сможете изменить ваше мышление, открыться новым знаниям и заняться реальным решением проблемы.
Конечно, наши тренеры и инструкторы несут за нас ответственность: они должны обучать нас в меру своей квалификации и способностей. Но мы, как всадники, несем еще большую ответственность. Мы должны быть хорошими учениками. Великие всадники добились успеха потому, что были открыты новым знаниям. Они не искали оправданий, а определяли причины и работали над исправлением проблем, напоминали себе о реальном положении дел, а не прокручивали в голосе старую историю.
Пересмотрите ваше отношение к себе и к лошади, к езде, к взглядам на причины и следствия, и вы, несомненно, сделаете значительный шаг вперед.
Eliza Sydnor Romm; перевод Валерии Смирновой (источник) сайт прокони